Изменения ТК РФ и КоАП РФ в связи с введением правил о специальной оценке условий труда

В очередной раз информируем о принятии 28.12.2013 Федерального закона №421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон №421-ФЗ), опубликованного на интернет-портале www.pravo.gov.ru 30.12.2013, в "Российской газете" - 31.12.2013.

Обращаем внимание, что ранее мы уже сообщали о появлении Закона №421-ФЗ. Тогда нами были рассмотрены изменения, предусмотренные документом в части Законов от 24.07.2009 №212-ФЗ "О страховых взносах в ПФ РФ, ФСС РФ, ФФОМС" и от 15.12.2001 №167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ". Однако сейчас мы бы хотели рассмотреть правки, обусловленные правилами о специальной оценке условий труда, которые были внесены:

  • ­ в Трудовой кодекс РФ (вступили в силу с 01.01.2014; предусмотрены статьей 12 Закона №421-ФЗ);
  • ­ в Кодекс РФ об административных правонарушениях (вступают в силу с 01.01.2015; предусмотрены статьей 11 Закона №421-ФЗ).

1. Изменения в Трудовой кодекс РФ.

1.1. Гражданско-правовые отношения, фактически регулирующие трудовые отношения.

Ранее ТК РФ содержал правило о том, что в случае, когда судом будет установлено, что договором гражданско-правового характера фактически регулируются трудовые отношения, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства (ч. 4 ст. 11 ТК РФ).

Изменениями Закона №421-ФЗ введена статья 19.1, регулирующая правила о трудовых отношениях, основанных на признании отношений, связанных с использованием личного труда и возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми. Теперь подобную "переквалификацию" вправе осуществить:

  • заказчик по гражданско-правовому договору по письменному заявлению исполнителя ("работника") и (или) не обжалованного в суд постановления государственного инспектора труда по устранению подобного нарушения;
  • суд, рассматривая или непосредственное обращение исполнителя ("работника"), или материалы трудовой инспекции. При этом, как указывает ч. 3 ст. 19.1 ТК РФ, неустранимые сомнения при рассмотрении дела судом толкуются в пользу наличия трудовых отношений.

Если гражданско-правовые отношения были признаны трудовыми, то они считаются возникшими со дня фактического допущения исполнителя к исполнению предусмотренных договором обязанностей. Трудовой договор с работником должен быть заключен, так же как и по общему правилу, не позднее 3 рабочих дней со дня признания отношений трудовыми, если иное не установлено судом (изменения в ч. 2 ст. 67 ТК РФ).

Более того, законодатель дополнил ст. 15 частью 2, указав, что заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается. Это не означает, что организация, выступающая работодателем, не может заключать гражданско-правовые договоры с физическими лицами. Норма направлена на ее правильное применение и верное толкование складывающихся между сторонами отношений в целях недопущения нарушения прав каждой из сторон, равно как и исполнение возложенных на них обязанностей (например, в части уплаты страховых взносов).

1.2. Фактическое допущение работника к работе.

Напомним, ранее согласно ст. 67 ТК РФ при фактическом допущении к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя, трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считался заключенным и подлежал оформлению не позднее 3 рабочих дней со дня фактического допущения к работе.

Зачастую, допущение работника к работе происходило непосредственным руководителем такого работника, не уполномоченным на это в "официальном" порядке, что вызывало многочисленные споры по установлению трудовых отношений и их оплате.

Теперь Законом №421-ФЗ закреплено незыблемое правило о необходимости оплаты труда работника за фактически отработанное время, вне зависимости от того, кто его допустил к работе. Вместе с тем, в ситуации, когда работодатель или его уполномоченное лицо отказывается признать отношения с таким работником (т.е. в ситуации, когда допущение было осуществлено неуполномоченным лицом), лицо, допустившее к работе работника, не будучи уполномоченным на это работодателем, привлекается к ответственности, в том числе и материальной[1].

Указанные положения подкрепляются введением в ст. 16 ТК РФ части 4, прямо указывающей, что фактическое допущение работника к работе без ведома или поручения работодателя либо его уполномоченного на это представителя запрещается.

1.3. Существенные условия трудового договора.

Статьей 57 ТК РФ закреплены те условия трудового договора, которые должны быть согласованы сторонами и урегулированы при его заключении, в силу чего носят характер обязательных условий труда. С введением в силу поправок Закона №421-ФЗ к числу таких условий, помимо места работы, трудовой функции, даты начала работы, условия оплаты труда, режима рабочего времени и времени отдыха и др., относятся и условия труда на рабочем месте.

Напомним, законодателем принят Закон "О специальной оценке условий труда", обязывающий всех работодателей провести комплекс мероприятий по оценке условий труда на рабочих местах, за исключением условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовых отношения с работодателями - физическими лицами (ч. 3 ст. 3 Закона).

Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими предъявляемым к ним требованиям и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора, не реже чем один раз в 5 лет, если иное не установлено законодательством. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда (ч. 4 ст. 8 Закона). Однако в силу ч. 1 ст. 17 Закона "О специальной оценке условий труда" при наличии определенных обстоятельств, например, ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест, предписание государственного инспектора труда или произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве, в течение шести месяцев со дня наступления указанных обстоятельств должна быть проведена внеплановая специальная оценка.

Результаты специальной оценки условий труда являются основанием для установления льгот и гарантий, представляемым работникам. Так, работникам, занятым на рабочих местах, условия работы на которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск минимальной продолжительностью 7 календарных дней. При этом продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда.

Дополнительно для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда рабочая неделя составляет не более 36 часов в неделю.

При этом с учетом результатов специальной оценки условий труда трудовым договором устанавливается и продолжительность рабочего времени конкретного работника. Такие действия допустимы только на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора, которые одновременно являются базой для возможного увеличения продолжительности рабочего времени во вредных условиях, но не более чем до 40 часов в неделю с выплатой работнику отдельно устанавливаемой денежной компенсации в порядке, размерах и на условиях, которые установлены отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями и коллективными договорами (новая редакция ч. 3 ст. 92 ТК РФ).

Безусловно, существенным условием труда является его оплата. На работах с вредными и (или) опасными условиями оплата труда осуществляется в повышенном размере. Закон №421-ФЗ закрепил, что минимальный размер повышения оплаты труда таким работника составляет 4% тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда (новая редакция ч. 2 ст. 147 ТК РФ)[2].

2. Изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях.

2.1. Изменения статьи 5.27 КоАП РФ.

Часть первая статьи, как и ранее, носит общий характер и предусматривает ответственность за те нарушения законодательства о труде и об охране труда, которые не выделены законодателем в отдельные составы правонарушений. Санкции части 1 оставлены без изменений и составляют для должностных лиц - штраф в размере от 1'000 до 5'000 руб., для юридических лиц - от 30'000 до 50'000 руб.

Совершение того же правонарушения повторно (в прежней редакции - ч. 2 ст. 5.27) выделено в ч. 4 и влечет наказание в виде штрафа для должностных лиц от 10'000 до 20'000 руб. или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет, для юридических лиц - штраф от 50'000 до 70'000 руб.

В статье появилось 2 новых состава, взаимосвязанных с запретом фактического допущения работников к работе неуполномоченных лицом:

  • ч. 2 статьи правонарушением признает фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор), и предусматривает за него наказание в виде наложения административного штрафа на должностных лиц - от 10'000 до 20'000 руб.;
  • ч. 3 закрепляет противоправность уклонения от оформления или ненадлежащего оформления трудового договора либо заключения гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем. Санкции за данное нарушение уже значительно выше: штраф на должностных лиц от 10'000 до 20'000 руб., на юридических лиц - от 50'000 до 100'000 руб.

Нельзя не обратить особое внимание на данный состав: объективной стороной данного правонарушения выступают, в том числе действия работодателя по ненадлежащему оформлению трудового договора. Такая формулировка достаточно объемна и позволяет правонарушением признать любую неточность при оформлении трудового договора. Так, это может быть и отсутствие в договоре условий об обязательном социальном страховании работника или отсутствие указания на ознакомление работника до заключения трудового договора с локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, действующими у данного работодателя.

В части указанного выше предусмотрена ответственность и за правонарушение с квалифицирующим признаком (для лиц ранее совершившим правонарушения, предусмотренные ч. 2 и ч. 3): для должностных лиц - дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет, для юридических лиц - штраф от 100'000 до 200'000 руб.

2.2. Введена новая статья 5.27.1 КоАП РФ, посвященная вопросам охраны труда.

Особенно хотелось бы выделить:

  • часть 2 - нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение, за что должностные лица могут быть подвергнуты наказанию в виде штрафа в размере от 5'000 до 10'000 руб., юридические лица от 60'000 до 80'000 руб.;
  • часть 3 - допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний, что влечет ответственность для должностных лиц штраф в размере от 15'000 до 25'000 руб., для юридических лиц - от 100'000 до 130'000 руб.;
  • часть 4 - необеспечение работников средствами индивидуальной защиты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20'000 до 30'000 руб., на юридических лиц - от 130'000 до 150'000 руб.;
  • любое иное противоправное действие, совершенное в форме нарушения государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, за исключением указанных выше, может быть основанием для привлечения к административной ответственности в виде штрафа от 2'000 до 5'000 руб. для должностных лиц, от 50'000 до 80'000 руб. - для юридических лиц.

2.3. Дополнение статьи 19.5 КоАП РФ.

При проведении проверок Государственной трудовой инспекцией требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, значительное внимание уделяется не только выявлению, но и устранению нарушений, в силу чего государственные инспекторы труда вправе выносить предписания.

Статья 19.5 КоАП РФ дополнена специальной нормой (ч. 23), предусматривающей ответственность за невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания государственного инспектора труда в виде штрафа на должностных лиц в размере от 30'000 до 50'000 руб. или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет, на юридических лиц - от 100'000 до 200'000 руб.

2.4. Дополнение статьи 28.7 КоАП РФ.

Статья 28.7 КоАП РФ содержит правила назначения, проведения и оформления такого процессуального этапа в рассмотрении дела об административном правонарушении как административное расследование. Целью административного расследование является выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическая квалификация, процессуальное оформление, в том числе путем проведения экспертизы, допроса лиц, проживающих в другой местности и др.

Закон №421-ФЗ изменениями в ст. 28.7 КоАП РФ установил возможность проводить административное расследование и по делам о нарушении трудового законодательства.

Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования оформляется определением, копия которого в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено. Срок проведения административного расследования не может превышать 1 месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении и не влияет на течение сроков давности по административному правонарушению. Административное расследование необходимо завершить до окончания срока давности привлечения к административной ответственности.

По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

В завершении еще раз напомним, что изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях вступят в силу только с 01.01.2015 и, соответственно, привлечение к ответственности по новым составам правонарушений возможно будет только за те правонарушения, которые будут совершены после 01.01.2015.

Исп. Москаленко Л.А.


[1] Об административной ответственности - см. ниже. Материальная ответственность, по нашему мнению, возникает в объеме причиненного работодателю ущерба в размере выплаченной суммы оплаты труда работнику, взыскание которого должно осуществляться по правилам гл. 39 ТК РФ

[2] Ранее такое повышение было предусмотрено постановлением Правительства РФ от 20.112008 №870 "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда", но имело спорный характер, что явилось предметом рассмотрения дела в Верховном суде РФ (см. решение от 04.06.2013 №АКПИ13-411, определение от 27.08.2013 №АПЛ13-359).

 


Комментарии
Оставить комментарий


Обратная связь
Видеосеминары
Правила и условия обслуживания

ООО "Аудит Санкт-Петербург" предлагает всем гостям сайта информационно-консультационные онлайн-услуги.

Онлайн-услуги включают в себя:

  • доступ к самым свежим комментариям специалистов ООО "Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • возможность задать интересующие Вас вопросы специалистам ООО "Санкт-Петербург" в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Чтобы воспользоваться указанными онлайн-услугами Вам необходимо:

  • зарегистрироваться на сайте (регистрация бесплатная);
  • выбрать интересующий вид онлайн-услуг (сервисы "Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ");
  • оплатить выбранную онлайн-услугу.

Оплата производится отдельно по каждой онлайн-услуге:

  • сервис "Статьи и комментарии" - Вы оплачиваете подписку на аналитические материалы ООО "Аудит Санкт-Петербург" и на интересующий Вас период времени (либо месяц, либо полгода) получаете полный доступ (сервис будет открыт для Вас в день оплаты услуги);
  • сервис "Вопрос-ответ" - Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста ООО "Аудит Санкт-Петербург" по интересующему Вас вопросу. Сперва Вы задаете вопрос, затем специалист компании оценивает уровень его сложности и оповещает Вас в формате электронной почты о сроке подготовки ответа и о стоимости консультации. Если предложенные специалистом условия Вас устроят, Вы оплачиваете услугу. Специалист приступает к подготовке ответа сразу после оплаты консультации.

Оплата онлайн-услуг осуществляется через платежную систему ASSIST с помощью банковских карт VISA, MasterCard, DINERS CLUB.

ASSIST – это мультибанковская система платежей по пластиковым картам через сеть интернет, позволяющая в реальном времени производить авторизацию и обработку транcакций.

Оплата по банковским картам производится путем переадресации на сайт системы ASSIST. При попадании на сайт необходимо следовать инструкции, состоящей из следующих основных шагов:

  • необходимо выбрать вид платежного средства и нажать кнопку "Продолжить";
  • необходимо указать параметры платежного средства (данные о кредитной карте) и подтвердить согласие на проведение платежа нажатием кнопки "Оплатить".

Безопасность платежей в системе ASSIST обеспечивается использованием SSL протокола для передачи конфиденциальной информации от клиента на сервер системы ASSIST для дальнейшей обработки. Дальнейшая передача информации осуществляется по закрытым банковским сетям высшей степени защиты. Обработка полученных конфиденциальных данных (реквизиты карты, регистрационные данные и др.) производится в процессинговом центре, а не на сайте ООО "Санкт-Петербург". Таким образом, никто, даже продавец слуг, не сможет получить Ваши персональные и банковские данные.

Для защиты информации от несанкционированного доступа на этапе передачи от клиента на сервер системы ASSIST используется протокол SSL 3.0, сертификат сервера (128 bit) выдан компанией Thawte – признанным центром выдачи цифровых сертификатов.

После оплаты любого из предложенных видов онлайн-услуг в адрес Вашей электронной почты будет направлено оповещение (в формате электронного сообщения), подтверждающее факт оплаты.

Возврат уплаченных за онлайн-услуги денежных средств производиться в случаях, если:

  • до момента начала оказания онлайн-услуг клиент отказался от них, представив письменное подтверждение этого по электронной почте или факсу;
  • услуга не была оказана в срок, согласованный с клиентом, и с ним не было достигнуто соглашение о новом сроке оказания услуги.

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна регистрация

Регистрация позволит Вам стать абонентом нашего сайта (регистрация бесплатная).

Зарегистрированные абоненты получают возможность оплачивать доступ ко всем закрытым сервисам сайта и пользоваться предлагаемыми услугами.

В частности, зарегистрировавшись, Вы сможете:

  • получить полный доступ к самым свежим комментариям наших специалистов в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • задать интересующие Вас вопросы нашим специалистам в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Пользование любым из указанных сервисов оплачивается отдельно:

  • в первом случае Вы можете оплатить подписку на аналитические материалы компании, как на месяц, так и на 6-месячный срок;
  • во втором случае Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста по интересующему Вас вопросу (стоимость ответа устанавливает индивидуально в зависимости от сложности задаваемого вопроса).

Оплата указанных услуг осуществляется с помощью кредитных карт: Visa, MasterCard, Diners Club.

С более подробной информацией Вы можете ознакомиться в соответствующих разделах сайта ("Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ")

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна подписка

Подписка открывает полный доступ к комментариям специалистов компании "Аудит Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов.

Кроме того, подписка позволяет абонентам комментировать материалы раздела, а также обсуждать их с другими зарегистрированными абонентами.

Для доступа к разделу Вам необходимо:

Стоимость подписки определяется исходя из тарифа:

  • 1 мес. – 5 000 руб.
  • 3 мес. – 13 000 руб.
  • 6 мес. – 24 000 руб.

Внимание!

Только до 28 марта 2011 года действует специальное предложение:

  • 1 мес. – 2 000 руб.
  • 3 мес. – 4 000 руб.
  • 6 мес. – 10 000 руб.
Вход
Забыли пароль?

Новый пароль отправлен на почту

После авторизации вы сможете изменить его в профиле на любой другой


Регистрация
  • имя свободно
    имя занято
  • пароли совпадают
    пароли не совпадают

На ваш электронный ящик отправлено сообщение содержащее параметры активации вашего аккаунта.

Обычно, время доставки сообщения составляет не более трех минут

Письмо не пришло?  Запросить повторно отправлено