Новый пароль отправлен на почту
После авторизации вы сможете изменить его в профиле на любой другой
В очередной раз информируем о принятии 28.12.2013 Федерального закона №421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон №421-ФЗ), опубликованного на интернет-портале www.pravo.gov.ru 30.12.2013, в "Российской газете" - 31.12.2013.
Обращаем внимание, что ранее мы уже сообщали о появлении Закона №421-ФЗ. Тогда нами были рассмотрены изменения, предусмотренные документом в части Законов от 24.07.2009 №212-ФЗ "О страховых взносах в ПФ РФ, ФСС РФ, ФФОМС" и от 15.12.2001 №167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ". Однако сейчас мы бы хотели рассмотреть правки, обусловленные правилами о специальной оценке условий труда, которые были внесены:
Ранее ТК РФ содержал правило о том, что в случае, когда судом будет установлено, что договором гражданско-правового характера фактически регулируются трудовые отношения, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства (ч. 4 ст. 11 ТК РФ).
Изменениями Закона №421-ФЗ введена статья 19.1, регулирующая правила о трудовых отношениях, основанных на признании отношений, связанных с использованием личного труда и возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми. Теперь подобную "переквалификацию" вправе осуществить:
Если гражданско-правовые отношения были признаны трудовыми, то они считаются возникшими со дня фактического допущения исполнителя к исполнению предусмотренных договором обязанностей. Трудовой договор с работником должен быть заключен, так же как и по общему правилу, не позднее 3 рабочих дней со дня признания отношений трудовыми, если иное не установлено судом (изменения в ч. 2 ст. 67 ТК РФ).
Более того, законодатель дополнил ст. 15 частью 2, указав, что заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается. Это не означает, что организация, выступающая работодателем, не может заключать гражданско-правовые договоры с физическими лицами. Норма направлена на ее правильное применение и верное толкование складывающихся между сторонами отношений в целях недопущения нарушения прав каждой из сторон, равно как и исполнение возложенных на них обязанностей (например, в части уплаты страховых взносов).
Напомним, ранее согласно ст. 67 ТК РФ при фактическом допущении к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя, трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считался заключенным и подлежал оформлению не позднее 3 рабочих дней со дня фактического допущения к работе.
Зачастую, допущение работника к работе происходило непосредственным руководителем такого работника, не уполномоченным на это в "официальном" порядке, что вызывало многочисленные споры по установлению трудовых отношений и их оплате.
Теперь Законом №421-ФЗ закреплено незыблемое правило о необходимости оплаты труда работника за фактически отработанное время, вне зависимости от того, кто его допустил к работе. Вместе с тем, в ситуации, когда работодатель или его уполномоченное лицо отказывается признать отношения с таким работником (т.е. в ситуации, когда допущение было осуществлено неуполномоченным лицом), лицо, допустившее к работе работника, не будучи уполномоченным на это работодателем, привлекается к ответственности, в том числе и материальной[1].
Указанные положения подкрепляются введением в ст. 16 ТК РФ части 4, прямо указывающей, что фактическое допущение работника к работе без ведома или поручения работодателя либо его уполномоченного на это представителя запрещается.
Статьей 57 ТК РФ закреплены те условия трудового договора, которые должны быть согласованы сторонами и урегулированы при его заключении, в силу чего носят характер обязательных условий труда. С введением в силу поправок Закона №421-ФЗ к числу таких условий, помимо места работы, трудовой функции, даты начала работы, условия оплаты труда, режима рабочего времени и времени отдыха и др., относятся и условия труда на рабочем месте.
Напомним, законодателем принят Закон "О специальной оценке условий труда", обязывающий всех работодателей провести комплекс мероприятий по оценке условий труда на рабочих местах, за исключением условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовых отношения с работодателями - физическими лицами (ч. 3 ст. 3 Закона).
Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими предъявляемым к ним требованиям и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора, не реже чем один раз в 5 лет, если иное не установлено законодательством. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда (ч. 4 ст. 8 Закона). Однако в силу ч. 1 ст. 17 Закона "О специальной оценке условий труда" при наличии определенных обстоятельств, например, ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест, предписание государственного инспектора труда или произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве, в течение шести месяцев со дня наступления указанных обстоятельств должна быть проведена внеплановая специальная оценка.
Результаты специальной оценки условий труда являются основанием для установления льгот и гарантий, представляемым работникам. Так, работникам, занятым на рабочих местах, условия работы на которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск минимальной продолжительностью 7 календарных дней. При этом продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда.
Дополнительно для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда рабочая неделя составляет не более 36 часов в неделю.
При этом с учетом результатов специальной оценки условий труда трудовым договором устанавливается и продолжительность рабочего времени конкретного работника. Такие действия допустимы только на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора, которые одновременно являются базой для возможного увеличения продолжительности рабочего времени во вредных условиях, но не более чем до 40 часов в неделю с выплатой работнику отдельно устанавливаемой денежной компенсации в порядке, размерах и на условиях, которые установлены отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями и коллективными договорами (новая редакция ч. 3 ст. 92 ТК РФ).
Безусловно, существенным условием труда является его оплата. На работах с вредными и (или) опасными условиями оплата труда осуществляется в повышенном размере. Закон №421-ФЗ закрепил, что минимальный размер повышения оплаты труда таким работника составляет 4% тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда (новая редакция ч. 2 ст. 147 ТК РФ)[2].
Часть первая статьи, как и ранее, носит общий характер и предусматривает ответственность за те нарушения законодательства о труде и об охране труда, которые не выделены законодателем в отдельные составы правонарушений. Санкции части 1 оставлены без изменений и составляют для должностных лиц - штраф в размере от 1'000 до 5'000 руб., для юридических лиц - от 30'000 до 50'000 руб.
Совершение того же правонарушения повторно (в прежней редакции - ч. 2 ст. 5.27) выделено в ч. 4 и влечет наказание в виде штрафа для должностных лиц от 10'000 до 20'000 руб. или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет, для юридических лиц - штраф от 50'000 до 70'000 руб.
В статье появилось 2 новых состава, взаимосвязанных с запретом фактического допущения работников к работе неуполномоченных лицом:
Нельзя не обратить особое внимание на данный состав: объективной стороной данного правонарушения выступают, в том числе действия работодателя по ненадлежащему оформлению трудового договора. Такая формулировка достаточно объемна и позволяет правонарушением признать любую неточность при оформлении трудового договора. Так, это может быть и отсутствие в договоре условий об обязательном социальном страховании работника или отсутствие указания на ознакомление работника до заключения трудового договора с локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, действующими у данного работодателя.
В части указанного выше предусмотрена ответственность и за правонарушение с квалифицирующим признаком (для лиц ранее совершившим правонарушения, предусмотренные ч. 2 и ч. 3): для должностных лиц - дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет, для юридических лиц - штраф от 100'000 до 200'000 руб.
Особенно хотелось бы выделить:
При проведении проверок Государственной трудовой инспекцией требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, значительное внимание уделяется не только выявлению, но и устранению нарушений, в силу чего государственные инспекторы труда вправе выносить предписания.
Статья 19.5 КоАП РФ дополнена специальной нормой (ч. 23), предусматривающей ответственность за невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания государственного инспектора труда в виде штрафа на должностных лиц в размере от 30'000 до 50'000 руб. или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет, на юридических лиц - от 100'000 до 200'000 руб.
Статья 28.7 КоАП РФ содержит правила назначения, проведения и оформления такого процессуального этапа в рассмотрении дела об административном правонарушении как административное расследование. Целью административного расследование является выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическая квалификация, процессуальное оформление, в том числе путем проведения экспертизы, допроса лиц, проживающих в другой местности и др.
Закон №421-ФЗ изменениями в ст. 28.7 КоАП РФ установил возможность проводить административное расследование и по делам о нарушении трудового законодательства.
Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования оформляется определением, копия которого в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено. Срок проведения административного расследования не может превышать 1 месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении и не влияет на течение сроков давности по административному правонарушению. Административное расследование необходимо завершить до окончания срока давности привлечения к административной ответственности.
По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.
В завершении еще раз напомним, что изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях вступят в силу только с 01.01.2015 и, соответственно, привлечение к ответственности по новым составам правонарушений возможно будет только за те правонарушения, которые будут совершены после 01.01.2015.
Исп. Москаленко Л.А.
[1] Об административной ответственности - см. ниже. Материальная ответственность, по нашему мнению, возникает в объеме причиненного работодателю ущерба в размере выплаченной суммы оплаты труда работнику, взыскание которого должно осуществляться по правилам гл. 39 ТК РФ
[2] Ранее такое повышение было предусмотрено постановлением Правительства РФ от 20.112008 №870 "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда", но имело спорный характер, что явилось предметом рассмотрения дела в Верховном суде РФ (см. решение от 04.06.2013 №АКПИ13-411, определение от 27.08.2013 №АПЛ13-359).
ООО "Аудит Санкт-Петербург" предлагает всем гостям сайта информационно-консультационные онлайн-услуги.
Онлайн-услуги включают в себя:
Чтобы воспользоваться указанными онлайн-услугами Вам необходимо:
Оплата производится отдельно по каждой онлайн-услуге:
Оплата онлайн-услуг осуществляется через платежную систему ASSIST с помощью банковских карт VISA, MasterCard, DINERS CLUB.
ASSIST – это мультибанковская система платежей по пластиковым картам через сеть интернет, позволяющая в реальном времени производить авторизацию и обработку транcакций.
Оплата по банковским картам производится путем переадресации на сайт системы ASSIST. При попадании на сайт необходимо следовать инструкции, состоящей из следующих основных шагов:
Безопасность платежей в системе ASSIST обеспечивается использованием SSL протокола для передачи конфиденциальной информации от клиента на сервер системы ASSIST для дальнейшей обработки. Дальнейшая передача информации осуществляется по закрытым банковским сетям высшей степени защиты. Обработка полученных конфиденциальных данных (реквизиты карты, регистрационные данные и др.) производится в процессинговом центре, а не на сайте ООО "Санкт-Петербург". Таким образом, никто, даже продавец слуг, не сможет получить Ваши персональные и банковские данные.
Для защиты информации от несанкционированного доступа на этапе передачи от клиента на сервер системы ASSIST используется протокол SSL 3.0, сертификат сервера (128 bit) выдан компанией Thawte – признанным центром выдачи цифровых сертификатов.
После оплаты любого из предложенных видов онлайн-услуг в адрес Вашей электронной почты будет направлено оповещение (в формате электронного сообщения), подтверждающее факт оплаты.
Возврат уплаченных за онлайн-услуги денежных средств производиться в случаях, если:
В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.
Регистрация позволит Вам стать абонентом нашего сайта (регистрация бесплатная).
Зарегистрированные абоненты получают возможность оплачивать доступ ко всем закрытым сервисам сайта и пользоваться предлагаемыми услугами.
В частности, зарегистрировавшись, Вы сможете:
Пользование любым из указанных сервисов оплачивается отдельно:
Оплата указанных услуг осуществляется с помощью кредитных карт: Visa, MasterCard, Diners Club.
С более подробной информацией Вы можете ознакомиться в соответствующих разделах сайта ("Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ")
В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.
Подписка открывает полный доступ к комментариям специалистов компании "Аудит Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов.
Кроме того, подписка позволяет абонентам комментировать материалы раздела, а также обсуждать их с другими зарегистрированными абонентами.
Для доступа к разделу Вам необходимо:
Стоимость подписки определяется исходя из тарифа:
Внимание!
Только до 28 марта 2011 года действует специальное предложение:
Новый пароль отправлен на почту
После авторизации вы сможете изменить его в профиле на любой другой
На ваш электронный ящик отправлено сообщение содержащее параметры активации вашего аккаунта.
Обычно, время доставки сообщения составляет не более трех минут
Письмо не пришло? Запросить повторно отправлено
Комментарии
Оставить комментарий