Новый пароль отправлен на почту
После авторизации вы сможете изменить его в профиле на любой другой
Информируем о принятии 28.12.2013 Федерального закона №426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон), который вступил в силу с 01.01.2014.
Документ был опубликован на официальном интернет-портале www.pravo.gov.ru и в "Российской газете" 30.12.2013.
Закон регулирует порядок специальной оценки условий труда, которая призвана заменить процедуру аттестации рабочих мест по условиям труда, предусмотренную ст. 209 ТК РФ и приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 №342н "Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда". С 01.01.2014 нормы приказа фактически утратили силу в связи с принятыми правилами Закона "О специальной оценке условий труда".
Рассмотрим основные положения системы специальной оценки условий труда работников, обязательные для работодателей.
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. С результатами оценки работники должны быть ознакомлены работодателем в письменной форме, и они (результаты), как и ранее, являются основанием для установления классов (подклассов) условий труда, которые в свою очередь являются основанием для предоставления соответствующих гарантий и компенсаций работникам (пп.4 п. 1 ст. 4 Закона).
Ранее приказом Минздравсоцразвития №342н в редакции от 12.12.2012 каждый работодатель, обязан был провести аттестацию рабочих мест, если работа предполагала работу с оборудованием, машинами, механизмами, установками, устройствами, аппаратами, транспортными средствами или их эксплуатацию, обслуживание, испытание, наладку и ремонт, или работу с источниками опасностей, способными оказывать вредное воздействие на работника, определяемые аттестационной комиссией исходя из критериев оценки условий труда, или использование электрифицированного, механизированного или иного ручного инструмента, а также хранение, перемещение и (или) применение сырья и материалов.
Изменения приказа от 12.12.2012 предусмотрели так же правило о том, что аттестацию рабочих мест можно было не проводить на тех рабочих местах, на которых работники исключительно заняты на персональных электронно-вычислительных машинах (персональных компьютерах) и (или) эксплуатируют аппараты копировально-множительной техники настольного типа, единичные стационарные копировально-множительные аппараты, используемые периодически, для нужд самой организации, иную офисную организационную технику, а также бытовую технику, не используемую в технологическом процессе производства.
Проведение специальной оценки условий труда по Закону обязательно для всех работодателей, за исключением условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовых отношения с работодателями - физическими лицами (ч. 3 ст. 3 Закона).
федеральный Закон "О специальной оценке условий труда" ввел еще одну новеллу: оценка потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не осуществляется в отношении:
Новый Закон не изменил правила о том, что специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям ст. 19 Закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора, не реже чем один раз в 5 лет, если иное не установлено Законом. Но указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда (ч. 4 ст. 8 Закона). Однако в силу ч. 1 ст. 17 Закона при наличии указанных в ней обстоятельств в течение 6 месяцев со дня наступления указанных обстоятельств должна быть проведена внеплановая специальная оценка. Такими обстоятельствами являются:
Комиссия работодателя утверждает перечень рабочих мест, условия труда на которых необходимо оценить с точки зрения оказания вредного влияния на здоровье работника. При утверждении указанного перечня, по-прежнему, можно воспользоваться правилами об аналогичных рабочих местах[3], которыми признаются рабочие места, расположенные в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах), оборудованных одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты (п. 3 ст. 9 Закона).
К вредным и (или) опасным факторам трудового процесса статьей 13 Закона "О специальной оценке условий труда" отнесены такие факторы, как тяжесть трудового процесса (физическая нагрузка) и его напряженность (сенсорная нагрузка на нервную систему и органы чувств).
Испытательные лаборатории проводят исследования таких факторов производственной среды и трудового процесса как:
Статья 14 Закона "О специальной оценке условий труда" закрепляет 4 класса условий труда, определяемых по результатам идентификации:
Результаты проведения специальной оценки могут быть использованы для:
Результаты проведения специальной оценки могут являться также основанием установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте и расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Данное правило нашло свое отражение в изменениях в Федеральные законы от 24.07.2009 №212-ФЗ "О страховых взносах в ПФ РФ, ФСС РФ, ФФОМС" (ст. 58.3 в новой редакции) и от 15.12.2001 №167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" (ст. 33.2 в новой редакции). Данные изменения были внесены Федеральным законом от 28.12.2013 №421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон №421-ФЗ)[5].
Напомним, что суть данных изменений сводится к установлению нового порядка исчисления дополнительных страховых взносов в ПФ РФ для работодателей по выплатам в пользу работников, занятых на работах, которые в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" дают право на досрочное назначение трудовой пенсии (18 наименований работ с вредными или опасными условиями труда).
Так, тариф таких дополнительных взносов установлен с 01.01.2013 в следующем размере (вся сумма перечисляется в виде солидарной части тарифа на финансирование страховой части трудовой пенсии):
1) по выплатам в пользу мужчин и женщин, занятых на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах (пп. 1 п. 1 ст. 27 Закона о трудовых пенсиях):
2) по выплатам в пользу всех прочих работников, занятых на работах, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии (пп. 2-18 п. 1 ст. 27 Закона о трудовых пенсиях):
Закон №421-ФЗ установил, что работодатели в части оговоренных выше работников в зависимости от установленного по результатам специальной оценки класса условий труда применяют следующие тарифы (взамен ранее установленных):
Класс условий труда |
Подкласс условий труда |
Дополнительный тариф страхового взноса |
1. Оптимальный |
1 |
0% |
2. Допустимый |
2 |
0% |
3. Вредный |
3.1 |
2% |
3.2 |
4% |
|
3.3 |
6% |
|
3.4 |
7% |
|
4. Опасный |
4 |
8% |
При этом Закон №421-ФЗ отменил положения, в которых было установлено право работодателей на освобождение от уплаты взносов в ПФ РФ по дополнительным тарифам по итогам проведения специальной оценки условий труда. Такие нормы также были прописаны с 01.01.2013 как в статье 58.3 Закона о страховых взносах, так и в статье 33.2 Закона об ОПС (в обеих статьях - пункт 4). Более того, данные положения до принятия норм о регулировании специальной оценки условий труда в виде Федерального закона, были единственными, где употреблялось понятие "специальная оценка условий труда". Однако в силу отсутствия соответствующих правил проведения специальной оценки в течение 2013 года применение освобождения от уплаты допвзносов на практике было не возможно. Однако как видно из представленной выше таблицы с вступлением в силу Закона №421-ФЗ вместо освобождения плательщикам взносов предоставляется иная преференция - уплата допвзносов по тарифу 0% в случае, если по результатам обязательной специальной оценки будет установлен оптимальный или допустимый класс условий труда. Кроме того, даже если указанные классы не будут присвоены, остается возможность уплаты взносов по тарифу меньшему, чем ранее установленный тариф, в случае, например, присвоения класса вредный подкласса 3.1 (тариф 2%).
Помимо указанного выше, результаты специальной оценки условий труда могут быть основанием для подачи работодателем декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Но таким правом могут воспользоваться только работодатели, у которых на рабочих местах по результатам идентификации[6] не выявлены вредные и (или) опасные производственные факторы. Декларация соответствия условий труда действительна в течение 5 лет, начиная со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. По истечении срока действия декларации соответствия условий труда и в случае отсутствия в период ее действия несчастных случаев на производстве или выявления профессионального заболевания, причиной которых стало воздействие вредных факторов, срок ее действия считается продленным на следующие 5 лет.
Форма и порядок подачи декларации соответствия условиям труда государственным нормативным требованиям охраны труда, порядок формирования и ведения реестра деклараций определены приказом Минтруда РФ №80н от 07.02.2014, находящимся в настоящее время на регистрации в Минюсте РФ[7].
Результаты ранее проведенной аттестации рабочих мест в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Закона "О специальной оценке условий труда", действительны до окончания срока их действия, но не более чем до 31.12.2018 включительно (ч. 5 ст. 15 Закона №421-ФЗ). Соответственно специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение 5 лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 Закона (ч. 4 ст. 27 Закона).
В отношении тех рабочих мест и условий труда на них, где аттестация рабочих мест не осуществлялась, специальная оценка условий труда должна быть проведена. Отсутствие результатов специальной оценки условий труда (с 01.01.2014), по-прежнему, может быть квалифицировано как административное правонарушение по ст. 5.27 КоАП РФ с привлечением к ответственности в виде административного штрафа:
С 01.01.2015 в силу принятого Закона №421-ФЗ данное правонарушение будет иметь самостоятельный состав (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ) - нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение, что может явиться основанием для привлечения к административной ответственности в виде предупреждения или наложения административного штрафа:
Совершение указанного выше административного правонарушения лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, повлечет с 01.01.2015 наложение административного штрафа:
В случае необходимости текст любого из рассмотренных документов может быть направлен в Ваш адрес по Вашему дополнительному запросу.
Исп. Москаленко Л., Жаворонок С.
[1] речь идет о списках №1 и №2, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 №10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение".
[2] такими гарантиями могут быть установление сокращенного рабочего дня или получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда, выдача витаминных препаратов.
Хотелось бы так же заметить, что в нормативных актах, относящихся к указанным выше пунктам, будет достаточно высокий процент совпадения рабочих мест, специальная оценка условий труда на которых проводиться не должна в силу уже "заложенной" вредности и опасности условий труда для работников.
[3] напомним, что при наличии аналогичных рабочих мест, оценку (ранее аттестацию) можно не проводить в отношении всех рабочих мест, а использовать принцип выборки, когда из всех аналогичных рабочих мест оценки подлежат лишь несколько их них. Согласно п. 40 приказа Минздравсоцразвития РФ №342н оценка вредных и (или) опасных производственных факторов на аналогичных рабочих местах производилась на основании данных, полученных при аттестации 20% таких рабочих мест от общего числа рабочих мест (но не менее двух). Установления подобного соотношения Закон не содержит, но, по нашему мнению, по-прежнему, оно может быть применено, т.к. Приказ №342н не отменен, он лишь фактически утратил силу по тем вопросам, которые урегулированы Законом, как нормативным актом более высокой юридической силы. Поскольку Закон подобной нормы не имеет, есть основания применить норму Приказа №342н.
[4] установление 2-4 степени вредности условий труда или их определение как опасных условий предоставляет работнику право на получение дополнительного оплачиваемого отпуска минимальной продолжительностью 7 календарных дней. Но такое право на отпуск может быть реализовано только на основании результатов специальной оценки условий труда и при установлении продолжительности отпуска для конкретного работника в трудовом договоре с ним, руководствуясь отраслевым (межотраслевым) соглашениями и коллективным договором (см. новую редакцию ст. 117 ТК РФ, вступившую в силу с 01.01.2014).
[5] ранее информационным письмом №6/14 от 16.01.2014 мы уже информировали Вас об основных положениях Федерального закона от 28.12.2013 №421-ФЗ.
[6] понятие идентификации как сопоставление факторов на рабочем месте и факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов дано в ст. 10 Закона.
[7] до окончания регистрации данный документ размещен в информационных системах для предварительного ознакомления и при регистрации в Минюсте РФ его текст может быть изменен.
ООО "Аудит Санкт-Петербург" предлагает всем гостям сайта информационно-консультационные онлайн-услуги.
Онлайн-услуги включают в себя:
Чтобы воспользоваться указанными онлайн-услугами Вам необходимо:
Оплата производится отдельно по каждой онлайн-услуге:
Оплата онлайн-услуг осуществляется через платежную систему ASSIST с помощью банковских карт VISA, MasterCard, DINERS CLUB.
ASSIST – это мультибанковская система платежей по пластиковым картам через сеть интернет, позволяющая в реальном времени производить авторизацию и обработку транcакций.
Оплата по банковским картам производится путем переадресации на сайт системы ASSIST. При попадании на сайт необходимо следовать инструкции, состоящей из следующих основных шагов:
Безопасность платежей в системе ASSIST обеспечивается использованием SSL протокола для передачи конфиденциальной информации от клиента на сервер системы ASSIST для дальнейшей обработки. Дальнейшая передача информации осуществляется по закрытым банковским сетям высшей степени защиты. Обработка полученных конфиденциальных данных (реквизиты карты, регистрационные данные и др.) производится в процессинговом центре, а не на сайте ООО "Санкт-Петербург". Таким образом, никто, даже продавец слуг, не сможет получить Ваши персональные и банковские данные.
Для защиты информации от несанкционированного доступа на этапе передачи от клиента на сервер системы ASSIST используется протокол SSL 3.0, сертификат сервера (128 bit) выдан компанией Thawte – признанным центром выдачи цифровых сертификатов.
После оплаты любого из предложенных видов онлайн-услуг в адрес Вашей электронной почты будет направлено оповещение (в формате электронного сообщения), подтверждающее факт оплаты.
Возврат уплаченных за онлайн-услуги денежных средств производиться в случаях, если:
В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.
Регистрация позволит Вам стать абонентом нашего сайта (регистрация бесплатная).
Зарегистрированные абоненты получают возможность оплачивать доступ ко всем закрытым сервисам сайта и пользоваться предлагаемыми услугами.
В частности, зарегистрировавшись, Вы сможете:
Пользование любым из указанных сервисов оплачивается отдельно:
Оплата указанных услуг осуществляется с помощью кредитных карт: Visa, MasterCard, Diners Club.
С более подробной информацией Вы можете ознакомиться в соответствующих разделах сайта ("Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ")
В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.
Подписка открывает полный доступ к комментариям специалистов компании "Аудит Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов.
Кроме того, подписка позволяет абонентам комментировать материалы раздела, а также обсуждать их с другими зарегистрированными абонентами.
Для доступа к разделу Вам необходимо:
Стоимость подписки определяется исходя из тарифа:
Внимание!
Только до 28 марта 2011 года действует специальное предложение:
Новый пароль отправлен на почту
После авторизации вы сможете изменить его в профиле на любой другой
На ваш электронный ящик отправлено сообщение содержащее параметры активации вашего аккаунта.
Обычно, время доставки сообщения составляет не более трех минут
Письмо не пришло? Запросить повторно отправлено
Комментарии
Оставить комментарий