ФНС РФ и МФ РФ о восстановлении НДС по приобретенным ОС, используемым в операциях, облагаемых по ставке 0%

Информируем о появлении письма ФНС РФ от 14.06.2012 №ЕД-4-3/9782@, которым контролирующий орган направляет для использования в работе письмо Минфина РФ от 01.06.2012 №03-07-15/56 по вопросу восстановления сумм НДС по приобретенным основным средствам при их использовании для осуществления операций, облагаемых налогом по ставке 0%.

Проблематика вопроса, напомним, заключается в следующем.

Федеральным законом от 19.07.2011 №245-ФЗ с 01.10.2011 был уточнен закрытый перечень случаев, при которых ранее правомерно принятый к вычету НДС подлежит восстановлению (п. 3 ст. 170 НК РФ). В частности, установлено (новый пп. 5), что в случае, если какое-либо основное средство (или нематериальный актив) используется при осуществлении операций по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых НДС по нулевой ставке, ранее принятый по этому объекту к вычету налог должен быть восстановлен. Восстановление производится в налоговом периоде, в котором осуществляется отгрузка товаров (выполнение работ, оказание услуг) по ставке 0%. Восстановленную сумму налога в дальнейшем можно опять заявить к вычету - после подтверждения правомерности применения ставки 0%.

Следует отметить, что Законом №245-ФЗ не оговорен механизм такого восстановления. К примеру, не ясен порядок применения пп. 5 п. 3 ст. 170 НК РФ в ситуациях, когда одно и то же основное средство используется для осуществления операций, как облагаемых НДС по ставке 18%, так и облагаемых нулевой ставкой. Кроме того, не установлено, в какой сумме следует проводить восстановление налога.

Своим письмом Минфин РФ по данным вопросам дал ряд комментариев, которые ФНС РФ подтвердила. Сразу обращаем внимание, на наш взгляд, сделанные контролирующими органами выводы являются частным мнением контролеров, не основанным на нормах Налогового кодекса РФ. Еще раз повторим, Закон №245-ФЗ, введенным пп. 5 п. 3 ст. 170 НК РФ не регламентирует порядок восстановления НДС в рассматриваемой ситуации.

Выводы, к которым пришли МФ РФ и ФНС РФ в своих письмах:

1. Положения пп. 5 п. 3. ст. 170 НК РФ применяются в отношении основных средств, принятых к учету с 01.10.2011 (т.е. с момента вступления в силу Закона №245-ФЗ).

Другими словами, объекты, поставленные на учет до указанной даты, под действие порядка восстановления НДС при их использовании в операциях, облагаемых нулевой ставкой, не подпадают.

Данный вывод примечателен тем, что ранее ФНС РФ в качестве "критерия" начала применения пп. 5 п. 3. ст. 170 НК РФ называла не дату постановки на учет объекта ОС, а дату осуществления операций, облагаемых по ставке 0%. На это указано в письме ФНС РФ от 15.09.2011 №ЕД-4-3/15009. То есть налоговый орган утверждал, что новая норма применяется в ситуациях, когда отгрузка товаров (выполнение работ, оказание услуг) произведена после 01.10.2011.

2. Расчет восстанавливаемого в соответствии с пп. 5 п. 3. ст. 170 НК РФ налога производится:

  • исходя из принятой к вычету суммы налога в доле, в которой основные средства используются при реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по нулевой ставке;
  • пропорционально остаточной (балансовой) стоимости (без учета переоценки).

Опять же, напрямую из НК РФ данный вывод не следует, но все же он снимает ряд вопросов, ведь до настоящего времени никак не пояснялось, какую сумму НДС организация должна восстанавливать. Должна ли это быть сумма НДС, пропорциональная всей остаточной стоимости объекта (по аналогии с правилами восстановления НДС по основным средствам в иных случаях, указанных в статье 170 НК РФ)? Или может следовало бы восстанавливать сумму НДС, пропорциональную сумме амортизации объектов за период, отнесенную на операции, облагаемые по ставке 0%? И если деятельность является регулярной, делать это нужно постоянно из квартала в квартал?

Кстати, на последний вопрос МФ РФ и ФНС РФ ответили следующим выводом.

3. При регулярном использовании основных средств в операциях, облагаемых по ставке НДС 0%, восстановленную согласно пп. 5 п. 3. ст. 170 НК РФ сумму налога достаточно заявить к вычету всего один раз (после подтверждения правомерности применения ставки 0%).

Иными словами, повторному восстановлению принятые к вычету суммы НДС не подлежат. Вывод, на наш взгляд, вполне логичен, поскольку особого смысла в "бесконечном" восстановлении налога, по сути, нет. Хотя, как уже указано выше, из буквально толкования НК РФ это не следует.

МФ РФ и ФНС РФ разъяснили спорные вопросы и тем самым положили начало практики применения пп. 5 п. 3. ст. 170 НК РФ. Считаем, что приведенные выводы контролирующих органов в целом благоприятны для налогоплательщиков.

В любом случае, отсутствие прямого подтверждения позиции контролеров в НК РФ позволяет налогоплательщикам не применять разъяснения на практике. Письма органов контроля являются обязательными только для них самих. Правда, стоит признать, что это формирует элемент налогового риска.

В заключение также отметим, что в условиях, если проблем у налогоплательщика с подтверждением ставки НДС 0% не будет, то невыполнение новых требований грозит ему лишь пени за период, в течение которого он собирает документы для подтверждения данной ставки. Причем базу для расчета этих пени придется определять налоговому органу. А оспаривать такой расчет (особенно в условиях, когда в НК РФ правил на этот счет нет) проще, чем пытаться осуществить его самому.

В случае необходимости любой из оговоренных документов может быть направлен в Ваш адрес по Вашему дополнительному запросу.

Исп. Жаворонок С.


Комментарии
Оставить комментарий


Обратная связь
Видеосеминары
Правила и условия обслуживания

ООО "Аудит Санкт-Петербург" предлагает всем гостям сайта информационно-консультационные онлайн-услуги.

Онлайн-услуги включают в себя:

  • доступ к самым свежим комментариям специалистов ООО "Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • возможность задать интересующие Вас вопросы специалистам ООО "Санкт-Петербург" в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Чтобы воспользоваться указанными онлайн-услугами Вам необходимо:

  • зарегистрироваться на сайте (регистрация бесплатная);
  • выбрать интересующий вид онлайн-услуг (сервисы "Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ");
  • оплатить выбранную онлайн-услугу.

Оплата производится отдельно по каждой онлайн-услуге:

  • сервис "Статьи и комментарии" - Вы оплачиваете подписку на аналитические материалы ООО "Аудит Санкт-Петербург" и на интересующий Вас период времени (либо месяц, либо полгода) получаете полный доступ (сервис будет открыт для Вас в день оплаты услуги);
  • сервис "Вопрос-ответ" - Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста ООО "Аудит Санкт-Петербург" по интересующему Вас вопросу. Сперва Вы задаете вопрос, затем специалист компании оценивает уровень его сложности и оповещает Вас в формате электронной почты о сроке подготовки ответа и о стоимости консультации. Если предложенные специалистом условия Вас устроят, Вы оплачиваете услугу. Специалист приступает к подготовке ответа сразу после оплаты консультации.

Оплата онлайн-услуг осуществляется через платежную систему ASSIST с помощью банковских карт VISA, MasterCard, DINERS CLUB.

ASSIST – это мультибанковская система платежей по пластиковым картам через сеть интернет, позволяющая в реальном времени производить авторизацию и обработку транcакций.

Оплата по банковским картам производится путем переадресации на сайт системы ASSIST. При попадании на сайт необходимо следовать инструкции, состоящей из следующих основных шагов:

  • необходимо выбрать вид платежного средства и нажать кнопку "Продолжить";
  • необходимо указать параметры платежного средства (данные о кредитной карте) и подтвердить согласие на проведение платежа нажатием кнопки "Оплатить".

Безопасность платежей в системе ASSIST обеспечивается использованием SSL протокола для передачи конфиденциальной информации от клиента на сервер системы ASSIST для дальнейшей обработки. Дальнейшая передача информации осуществляется по закрытым банковским сетям высшей степени защиты. Обработка полученных конфиденциальных данных (реквизиты карты, регистрационные данные и др.) производится в процессинговом центре, а не на сайте ООО "Санкт-Петербург". Таким образом, никто, даже продавец слуг, не сможет получить Ваши персональные и банковские данные.

Для защиты информации от несанкционированного доступа на этапе передачи от клиента на сервер системы ASSIST используется протокол SSL 3.0, сертификат сервера (128 bit) выдан компанией Thawte – признанным центром выдачи цифровых сертификатов.

После оплаты любого из предложенных видов онлайн-услуг в адрес Вашей электронной почты будет направлено оповещение (в формате электронного сообщения), подтверждающее факт оплаты.

Возврат уплаченных за онлайн-услуги денежных средств производиться в случаях, если:

  • до момента начала оказания онлайн-услуг клиент отказался от них, представив письменное подтверждение этого по электронной почте или факсу;
  • услуга не была оказана в срок, согласованный с клиентом, и с ним не было достигнуто соглашение о новом сроке оказания услуги.

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна регистрация

Регистрация позволит Вам стать абонентом нашего сайта (регистрация бесплатная).

Зарегистрированные абоненты получают возможность оплачивать доступ ко всем закрытым сервисам сайта и пользоваться предлагаемыми услугами.

В частности, зарегистрировавшись, Вы сможете:

  • получить полный доступ к самым свежим комментариям наших специалистов в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • задать интересующие Вас вопросы нашим специалистам в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Пользование любым из указанных сервисов оплачивается отдельно:

  • в первом случае Вы можете оплатить подписку на аналитические материалы компании, как на месяц, так и на 6-месячный срок;
  • во втором случае Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста по интересующему Вас вопросу (стоимость ответа устанавливает индивидуально в зависимости от сложности задаваемого вопроса).

Оплата указанных услуг осуществляется с помощью кредитных карт: Visa, MasterCard, Diners Club.

С более подробной информацией Вы можете ознакомиться в соответствующих разделах сайта ("Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ")

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна подписка

Подписка открывает полный доступ к комментариям специалистов компании "Аудит Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов.

Кроме того, подписка позволяет абонентам комментировать материалы раздела, а также обсуждать их с другими зарегистрированными абонентами.

Для доступа к разделу Вам необходимо:

Стоимость подписки определяется исходя из тарифа:

  • 1 мес. – 5 000 руб.
  • 3 мес. – 13 000 руб.
  • 6 мес. – 24 000 руб.

Внимание!

Только до 28 марта 2011 года действует специальное предложение:

  • 1 мес. – 2 000 руб.
  • 3 мес. – 4 000 руб.
  • 6 мес. – 10 000 руб.
Вход
Забыли пароль?

Новый пароль отправлен на почту

После авторизации вы сможете изменить его в профиле на любой другой


Регистрация
  • имя свободно
    имя занято
  • пароли совпадают
    пароли не совпадают

На ваш электронный ящик отправлено сообщение содержащее параметры активации вашего аккаунта.

Обычно, время доставки сообщения составляет не более трех минут

Письмо не пришло?  Запросить повторно отправлено