Об утверждении ФНС РФ новых перечней государств, не осуществляющих обмен налоговой информацией и страновыми отчётами с РФ

Информируем об утверждении ФНС РФ двух новых предусмотренных НК РФ перечней стран, не осуществляющих с РФ обмен налоговой и иной информацией:

1) Перечень государств (территорий), не исполняющих обязательства по автоматическому обмену страновыми отчетами.

Указанный перечень утвержден приказом ФНС РФ от 01.12.2023 № ЕД-7-17/915@ "Об утверждении Перечня государств (территорий), допускающих систематическое неисполнение обязательств по автоматическому обмену страновыми отчетами" (зарегистрирован в Минюсте 10.01.2024, официально опубликован на портале http://pravo.gov.ru 11.01.2024, вступает в силу с 22.01.2024).

Данный перечень предусмотрен положениями статьи 105.16-3 НК РФ и касается правил, установленных главой 14.4-1 первой части НК РФ для международных холдинговых компаний.

В утвержденный перечень попали 19 недружественных стран - членов Евросоюза, а также Австралия, Япония и территория Бермудских островов. Смысл этого перечня заключается в том, что если материнская компания международной холдинговой организации (российской организации, признаваемой таковой по правилам первой части НК РФ) является резидентом страны из указанного перечня, ФНС РФ имеет право истребовать страновой отчет у такой российской организации (в общем случае данный вид отчета формирует и представляет в свои налоговые органы материнская компания, и если она резидент другой страны, то российские налоговые органы получают его через автоматический обмен налоговой информацией).

Дополнительно напомним, что ранее мы направляли в Ваш адрес информацию об основных положениях Федерального закона от 27.11.2023 № 539-ФЗ, который помимо прочего усиливает предусмотренную НК РФ ответственность за непредставление предусмотренных НК РФ для международных холдинговых компаний отчетов и документации. В частности, в статье 129.10 НК РФ штраф за неправомерное непредставление в установленный срок странового отчета или представление странового отчета, содержащего недостоверные сведения, увеличен с 01.01.2024 в 10 раз: со 100'000 руб. до 1'000'000 руб.;

2) Перечень государств (территорий), не обеспечивающих обмен налоговой информацией.

Данный список стран утвержден Приказом ФНС РФ от 01.12.2023 № ЕД-7-17/914@ "Об утверждении Перечня государств (территорий), не обеспечивающих обмен информацией для целей налогообложения с Российской Федерацией" (зарегистрирован в Минюсте 10.01.2024, официально опубликован на портале http://pravo.gov.ru 11.01.2024, вступает в силу с 22.01.2024, далее также - Перечень).

Этот Перечень связан с установленными в НК РФ правилами налогообложения у контролирующих лиц прибыли контролируемых ими иностранных компаний (КИК). В частности:

- ряд установленных в статье 25.13-1 НК РФ условий освобождения у контролирующего лица от налогообложения в РФ прибыли его КИК применим только если постоянным местонахождением такой КИК является государство (территория), с которым имеется международный договор Российской Федерации по вопросам налогообложения и при этом одновременно такая страна не включена в утвержденный ФНС РФ перечень государств (территорий), не обеспечивающих обмен информацией для целей налогообложения с РФ;

- согласно статье 309.1 НК РФ возможность выбора варианта определения для целей налогообложения в РФ величины прибыли КИК по данным её финансовой отчетности, составленной в соответствии с личным законом такой компании, существует только для КИК, местом постоянного нахождения которых не является страна (территория), включенная ФНС РФ в перечень не обеспечивающих обмен информацией для целей налогообложения с РФ. Если это условие не выполняется, единственным вариантом определения прибыли КИК для целей её налогообложения в РФ у контролирующего лица остается вариант расчета такой прибыли по правилам, установленным главой 25 НК РФ для определения налогооблагаемой прибыли у российских организаций.

Данный Перечень гораздо шире первого из рассматриваемых в настоящем сообщении: в него включены 88 государств и 14 территорий. При этом, по нашим оценкам этот Перечень может иметь значение для более широкого круга лиц, так как, по крайней мере в нашей практике, вопросы налогообложения в РФ прибыли КИК возникают у большего числа налогоплательщиков, чем вопросы соблюдения правил НК РФ о международных холдинговых компаниях.

Важно также отметить, что данный Перечень (в отличие от первого в данном сообщении, касающегося представления страновых отчетов) утверждается ФНС РФ не впервые - до него действовал аналогичный перечень, утвержденный приказом ФНС РФ от 28.10.2022 № ЕД-7-17/987@ (утратит силу с даты вступления в силу нового Перечня, т.е. с 22.01.2024).

Сравнение старого и нового перечня показывает, что:

- перечень территорий, не обеспечивающих обмен налоговой информацией с РФ, в новом Перечне сократился на 2 территории (в новый Перечень не попали Острова Кука и Кюрасао);

- перечень государств также незначительно уменьшился (было 89, стало 88), но в нём произошли важные "качественные" изменения: впервые включены в перечень Германия, Великобритания, США, Швейцария и Украина, а выбыли из перечня менее "значимые" с точки зрения мирового ВВП страны - Антигуа и Барбуда, Вануату, Гана, Гренада, Мальдивы и Оман.

Для нас не является однозначным, как именно применять на практике новый перечень стран, не осуществляющих обмен налоговой информацией с РФ, с учетом его введения в действие с 22.01.2024 (сам приказ ФНС РФ об утверждении нового перечня никаких правил на этот счет не содержит). Предполагаем, что введение в действие нового Перечня с 22.01.2024 может трактоваться как необходимость его применения к правилам, установленным в НК РФ для КИК, по которым контролирующие лица должны отчитаться перед налоговыми органами в 2024 году и далее.

В заключение хотим обратить внимание на то, что указанные выше перечни стран не следует путать с еще одним предусмотренным НК РФ списком - Перечнем государств и территорий, предоставляющих льготный режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (условно - перечень офшорных зон или перечень "черных офшоров"):

* во-первых, этот перечень утверждается не ФНС России, а Минфином. В частности, действующая в настоящее время редакция этого перечня была утверждена приказом Минфина РФ от 05.06.2023 № 86н, и её отличает включение в соответствующий список кроме традиционно относимых к офшорным территориям также еще всех государств, признаваемых недружественными по отношению к РФ;

* во-вторых, именно он является, с нашей точки зрения, тем перечнем стран, который имеет наибольшее значение для целей налогообложения, так как попадание страны, резидентом которой является иностранный контрагент, в данный перечень лишает возможности применить очень многие преференциальные нормы НК РФ (например, освобождение от налога на прибыль для доходов в виде безвозмездно полученного имущества (имущественных прав) согласно подпункту 11 пункта 1 статьи 251 НК РФ или ставка налога на прибыль 0% в отношении дивидендов, получаемых от иностранной организации согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 284 НК РФ). Помимо этого, сделки с резидентами государств (территорий) из этого списка независимо от наличия признака взаимозависимости признаются контролируемыми, т.е. теми, в отношении которых должны применяться правила налогового контроля за трансфертным ценообразованием (согласно статье 105.14 НК РФ суммовым критерием для признания таких сделок контролируемыми на сегодня определена величина дохода по сделкам с одним контрагентом, местом нахождения которого является страна (территория) из названного выше перечня, если сумма таких доходов за год превышает 120 млн. руб.)

Исп.   Леонов А.


Комментарии
Оставить комментарий


Обратная связь
Видеосеминары
Правила и условия обслуживания

ООО "Аудит Санкт-Петербург" предлагает всем гостям сайта информационно-консультационные онлайн-услуги.

Онлайн-услуги включают в себя:

  • доступ к самым свежим комментариям специалистов ООО "Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • возможность задать интересующие Вас вопросы специалистам ООО "Санкт-Петербург" в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Чтобы воспользоваться указанными онлайн-услугами Вам необходимо:

  • зарегистрироваться на сайте (регистрация бесплатная);
  • выбрать интересующий вид онлайн-услуг (сервисы "Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ");
  • оплатить выбранную онлайн-услугу.

Оплата производится отдельно по каждой онлайн-услуге:

  • сервис "Статьи и комментарии" - Вы оплачиваете подписку на аналитические материалы ООО "Аудит Санкт-Петербург" и на интересующий Вас период времени (либо месяц, либо полгода) получаете полный доступ (сервис будет открыт для Вас в день оплаты услуги);
  • сервис "Вопрос-ответ" - Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста ООО "Аудит Санкт-Петербург" по интересующему Вас вопросу. Сперва Вы задаете вопрос, затем специалист компании оценивает уровень его сложности и оповещает Вас в формате электронной почты о сроке подготовки ответа и о стоимости консультации. Если предложенные специалистом условия Вас устроят, Вы оплачиваете услугу. Специалист приступает к подготовке ответа сразу после оплаты консультации.

Оплата онлайн-услуг осуществляется через платежную систему ASSIST с помощью банковских карт VISA, MasterCard, DINERS CLUB.

ASSIST – это мультибанковская система платежей по пластиковым картам через сеть интернет, позволяющая в реальном времени производить авторизацию и обработку транcакций.

Оплата по банковским картам производится путем переадресации на сайт системы ASSIST. При попадании на сайт необходимо следовать инструкции, состоящей из следующих основных шагов:

  • необходимо выбрать вид платежного средства и нажать кнопку "Продолжить";
  • необходимо указать параметры платежного средства (данные о кредитной карте) и подтвердить согласие на проведение платежа нажатием кнопки "Оплатить".

Безопасность платежей в системе ASSIST обеспечивается использованием SSL протокола для передачи конфиденциальной информации от клиента на сервер системы ASSIST для дальнейшей обработки. Дальнейшая передача информации осуществляется по закрытым банковским сетям высшей степени защиты. Обработка полученных конфиденциальных данных (реквизиты карты, регистрационные данные и др.) производится в процессинговом центре, а не на сайте ООО "Санкт-Петербург". Таким образом, никто, даже продавец слуг, не сможет получить Ваши персональные и банковские данные.

Для защиты информации от несанкционированного доступа на этапе передачи от клиента на сервер системы ASSIST используется протокол SSL 3.0, сертификат сервера (128 bit) выдан компанией Thawte – признанным центром выдачи цифровых сертификатов.

После оплаты любого из предложенных видов онлайн-услуг в адрес Вашей электронной почты будет направлено оповещение (в формате электронного сообщения), подтверждающее факт оплаты.

Возврат уплаченных за онлайн-услуги денежных средств производиться в случаях, если:

  • до момента начала оказания онлайн-услуг клиент отказался от них, представив письменное подтверждение этого по электронной почте или факсу;
  • услуга не была оказана в срок, согласованный с клиентом, и с ним не было достигнуто соглашение о новом сроке оказания услуги.

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна регистрация

Регистрация позволит Вам стать абонентом нашего сайта (регистрация бесплатная).

Зарегистрированные абоненты получают возможность оплачивать доступ ко всем закрытым сервисам сайта и пользоваться предлагаемыми услугами.

В частности, зарегистрировавшись, Вы сможете:

  • получить полный доступ к самым свежим комментариям наших специалистов в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • задать интересующие Вас вопросы нашим специалистам в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Пользование любым из указанных сервисов оплачивается отдельно:

  • в первом случае Вы можете оплатить подписку на аналитические материалы компании, как на месяц, так и на 6-месячный срок;
  • во втором случае Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста по интересующему Вас вопросу (стоимость ответа устанавливает индивидуально в зависимости от сложности задаваемого вопроса).

Оплата указанных услуг осуществляется с помощью кредитных карт: Visa, MasterCard, Diners Club.

С более подробной информацией Вы можете ознакомиться в соответствующих разделах сайта ("Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ")

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна подписка

Подписка открывает полный доступ к комментариям специалистов компании "Аудит Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов.

Кроме того, подписка позволяет абонентам комментировать материалы раздела, а также обсуждать их с другими зарегистрированными абонентами.

Для доступа к разделу Вам необходимо:

Стоимость подписки определяется исходя из тарифа:

  • 1 мес. – 5 000 руб.
  • 3 мес. – 13 000 руб.
  • 6 мес. – 24 000 руб.

Внимание!

Только до 28 марта 2011 года действует специальное предложение:

  • 1 мес. – 2 000 руб.
  • 3 мес. – 4 000 руб.
  • 6 мес. – 10 000 руб.
Вход
Забыли пароль?

Новый пароль отправлен на почту

После авторизации вы сможете изменить его в профиле на любой другой


Регистрация
  • имя свободно
    имя занято
  • пароли совпадают
    пароли не совпадают

На ваш электронный ящик отправлено сообщение содержащее параметры активации вашего аккаунта.

Обычно, время доставки сообщения составляет не более трех минут

Письмо не пришло?  Запросить повторно отправлено