Новый пароль отправлен на почту
После авторизации вы сможете изменить его в профиле на любой другой
Информируем о публикации на портале правовой информации http://pravo.gov.ru Указа Президента Российской Федерации от 08.08.2023 № 585 "О приостановлении Российской Федерацией действия отдельных положений международных договоров Российской Федерации по вопросам налогообложения" (далее также - Указ № 585).
Указом №585 со ссылкой на пункт 4 статьи 37 Федерального закона "О международных договорах РФ" и указанием не необходимость принятия безотлагательных мер в связи с принятием рядом иностранных государств недружественных мер в отношении РФ предусмотрено "приостановление" (до устранения иностранными государствами допущенных ими нарушений законных экономических и иных интересов РФ, прав её граждан и юридических лиц) действия ряда положений заключенных РФ с Правительствами других государств международных соглашений по вопросам избежания двойного налогообложения (далее - СИДН). Такое "приостановление" затронуло нормы соглашений, заключенных РФ со следующими странами (всего по 38 странам, далее - в порядке перечисления по Указу № 585):
- Польша;
- США;
- Корея ("Южная Корея");
- Болгария;
- Швеция;
- Люксембург;
- Румыния;
- Великобритания;
- Венгрия;
- Ирландия;
- Словакия;
- Албания;
- Бельгия;
- Словения;
- Хорватия;
- Канада;
- Югославия;
- Швейцария;
- Чехия;
- Дания;
- Норвегия;
- Италия;
- Финляндия;
- Германия;
- Франция;
- Македония;
- Кипр;
- Испания;
- Литва;
- Исландия;
- Австрия;
- Португалия;
- Греция;
- Новая Зеландия;
- Австралия;
- Сингапур;
- Мальта;
- Япония.
Обращаем Ваше внимание, что действие СИДН с указанными странами приостановлено не полностью, а только в части конкретно указанных их положений (статей).
С учетом этого, можно установить, что Указ № 585 не затрагивает и продолжат свое действие, например, следующие правила указанных выше соглашений:
1) правила определения лиц (включая правила об определении их местопребывания для целей СИДН) и перечня налогов, на которые соглашения распространяются;
2) положения, прямо именуемые в СИДН как "избежание двойного налогообложения", - такие положения предусматривают возможность зачета налога, уплаченного по законодательству одной страны, в счет уплаты налога по законодательству страны, налоговым резидентом которой является налогоплательщик, если это предусмотрено национальным законодательством (например, такая возможность предусмотрена в главе 23 НК РФ при исчислении НДФЛ - см. ст.232 НК РФ, в главе 25 НК РФ при исчислении налога на прибыль - см. ст.311 НК РФ);
3) правила о взаимосогласительных процедурах (порядок разрешения спорных вопросов налогообложения при применении соглашений);
4) правила обмена налоговой информацией.
При этом полному "приостановлению" подверглись те положения СИДН, результатом применения которых могло быть полное освобождение от уплаты налогов на территории одной из стран - участниц соглашения, включая нормы об особенностях налогообложения конкретных видов доходов, применение льготных размеров налоговых ставок и определение понятия "постоянное представительство".
Таким образом, Указ № 585 лишает российские компании при выплате каких-то доходов субъектам из стран, перечисленных выше, применять положения СИДН с этими странами, которые могли позволить не облагать в РФ выплачиваемые нерезидентам доходы налогом на прибыль или НДФЛ или применять к таким доходам пониженные налоговые ставки.
Также "приостановление" норм СИДН лишает российские компании и граждан возможности не уплачивать в бюджет РФ налоги с доходов, при выплате которых налог был удержан источником выплаты по законодательству иностранного государства с учетом положений ранее заключенных СИДН, или по которым налог самим налогоплательщиком был уплачен за рубежом. Единственное, что пока остается в данной части, это право на зачет суммы такого уплаченного за пределами РФ налога в сумму налога с доходов, исчисленного по правилам НК РФ (в размере не более исчисленной по правилам НК РФ суммы налога).
Дополнительно можно отметить, что Указом № 585 поручено обеспечить принятие мер, направленных на снижение влияния на экономику РФ неблагоприятных последствий от приостановления действия перечисленных в этом Указе международных договоров. На наш взгляд, в данном случае имеется в виду, в первую очередь, необходимость внесения соответствующих изменений в НК РФ.
Отдельно отметим, что для нас неясным является конкретный порядок практического применения последствий вступления в силу Указа № 585 и приостановления действия перечисленных в нем положений СИДН с даты официального опубликования, т.е. с 08.08.2023 (в середине налогового периода).
Сами СИДН не предусматривают такую процедуру прекращения их применения, как "одностороннее приостановление" или особенности прекращения своего действия в середине налогового периода.
На наш взгляд, гипотетически могут рассматриваться 3 варианта:
1) отмена возможности применения "приостановленных" положений СИДН в отношении доходов, полученных (выплаченных) начиная с даты вступления в силу Указа № 585, т.е. с 08.08.2023. На наш взгляд, этот вариант можно назвать самым вероятным для применения с точки зрения контролирующих органов. Такое предположение мы делаем на примере разъяснений Минфина РФ о последствиях приостановления в 2022 году на основе Указа Президента, вступившего в силу с 26.09.2022, СИДН между РФ и Латвией (действие этого соглашения, в отличие от рассматриваемых Указом № 585, было приостановлено (а затем соответствующим федеральным законом и прекращено в связи с денонсацией) полностью). Например, в письме МФ РФ от 23.05.2023 № 03-08-09/46941 указанное "приостановление с 26.09.2022" было разъяснено, как влекущее налогообложение доходов налоговых резидентов РФ, полученных от источников в Латвии, согласно положениям законодательства о налогах и сборах РФ и Латвии, "с 26 сентября 2022 года". Полагаем, что такое указание как раз и означает применение факта приостановления действия СИДН к доходам, полученным или выплаченным начиная с даты вступления в силу соответствующего Указа Президента РФ.
Но еще раз повторим, что сам факт прекращения применения СИДН в середине налогового периода противоречит сути данных соглашений и установленному ими порядку действия заключенных соглашений;
2) отмена возможности применения "приостановленных" положений СИДН за весь налоговый период "2023 год", по итогам которого определяется итоговая сумма налогов на доходы (налога на прибыль и НДФЛ), подлежащая уплате в бюджет. На наш взгляд, данный вариант будет приводить к нарушению прав налогоплательщиков, так как фактически будет ухудшать их положение в части доходов, выплаченных или полученных до принятия Указа № 585;
3) отмена возможности применения "приостановленных" положений СИДН с 2024 года. Данный вариант (начало неприменения СИДН со следующего налогового периода) больше всего соответствует правилам действия, предусмотренным самими СИДН (причем правилам, которые Указом № 585 не приостановлены). Но сам по себе такой порядок, предполагающий, что до конца 2023 года СИДН фактически смогут применяться в прежнем объеме, явно противоречит указанной в Указе № 585 "необходимости принятия безотлагательных мер".
Дополнительно отметим, что статьей 37 Федерального закона "О международных договорах РФ" (как и принятым Указом № 585) предусматривается, что также должен быть принят федеральный закон по вопросу отмены действия перечисленных в Указе № 585 СИДН (и мы не сомневаемся, что в рамках работы осенней сессии российского парламента такой закон будет принят). Но при этом, на наш взгляд, этот закон не будет определять дату и порядок прекращения возможности применения "приостановленных" Указом № 585 положений международных соглашений.
При появлении каких-то официальных комментариев по данному вопросу мы будем стараться Вас дополнительно информировать.
Исп. Леонов А.
ООО "Аудит Санкт-Петербург" предлагает всем гостям сайта информационно-консультационные онлайн-услуги.
Онлайн-услуги включают в себя:
Чтобы воспользоваться указанными онлайн-услугами Вам необходимо:
Оплата производится отдельно по каждой онлайн-услуге:
Оплата онлайн-услуг осуществляется через платежную систему ASSIST с помощью банковских карт VISA, MasterCard, DINERS CLUB.
ASSIST – это мультибанковская система платежей по пластиковым картам через сеть интернет, позволяющая в реальном времени производить авторизацию и обработку транcакций.
Оплата по банковским картам производится путем переадресации на сайт системы ASSIST. При попадании на сайт необходимо следовать инструкции, состоящей из следующих основных шагов:
Безопасность платежей в системе ASSIST обеспечивается использованием SSL протокола для передачи конфиденциальной информации от клиента на сервер системы ASSIST для дальнейшей обработки. Дальнейшая передача информации осуществляется по закрытым банковским сетям высшей степени защиты. Обработка полученных конфиденциальных данных (реквизиты карты, регистрационные данные и др.) производится в процессинговом центре, а не на сайте ООО "Санкт-Петербург". Таким образом, никто, даже продавец слуг, не сможет получить Ваши персональные и банковские данные.
Для защиты информации от несанкционированного доступа на этапе передачи от клиента на сервер системы ASSIST используется протокол SSL 3.0, сертификат сервера (128 bit) выдан компанией Thawte – признанным центром выдачи цифровых сертификатов.
После оплаты любого из предложенных видов онлайн-услуг в адрес Вашей электронной почты будет направлено оповещение (в формате электронного сообщения), подтверждающее факт оплаты.
Возврат уплаченных за онлайн-услуги денежных средств производиться в случаях, если:
В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.
Регистрация позволит Вам стать абонентом нашего сайта (регистрация бесплатная).
Зарегистрированные абоненты получают возможность оплачивать доступ ко всем закрытым сервисам сайта и пользоваться предлагаемыми услугами.
В частности, зарегистрировавшись, Вы сможете:
Пользование любым из указанных сервисов оплачивается отдельно:
Оплата указанных услуг осуществляется с помощью кредитных карт: Visa, MasterCard, Diners Club.
С более подробной информацией Вы можете ознакомиться в соответствующих разделах сайта ("Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ")
В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.
Подписка открывает полный доступ к комментариям специалистов компании "Аудит Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов.
Кроме того, подписка позволяет абонентам комментировать материалы раздела, а также обсуждать их с другими зарегистрированными абонентами.
Для доступа к разделу Вам необходимо:
Стоимость подписки определяется исходя из тарифа:
Внимание!
Только до 28 марта 2011 года действует специальное предложение:
Новый пароль отправлен на почту
После авторизации вы сможете изменить его в профиле на любой другой
На ваш электронный ящик отправлено сообщение содержащее параметры активации вашего аккаунта.
Обычно, время доставки сообщения составляет не более трех минут
Письмо не пришло? Запросить повторно отправлено
Комментарии
Оставить комментарий