Изменения НК РФ федеральными законами от 28.04.2023 №№ 159-ФЗ, 166-ФЗ, 173-ФЗ, от 27.04.2023 № 136-ФЗ

Информируем об очередном пакете изменений Налогового кодекса РФ, подписанных Президентом РФ по итогам одобрения Советом Федерации новых федеральных законов на заседании, состоявшемся 26.04.2023.

В настоящем сообщении рассмотрены:

- Федеральный закон от 28.04.2023 № 159-ФЗ "О внесении изменений в статьи 219 и 257 части второй НК РФ" (официально опубликован на портале http://pravo.gov.ru 28.04.2023);

- Федеральный закон от 28.04.2023 № 173-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй НК РФ"(официально опубликован на портале http://pravo.gov.ru 28.04.2023);

- Федеральный закон от 28.04.2023 № 166-ФЗ "О внесении изменения в статью 284 части второй НК РФ" (официально опубликован на портале http://pravo.gov.ru 28.04.2023);

- Федеральный закон от 27.04.2023 № 136-ФЗ "О внесении изменений в статьи 342.6 и 343.2 части второй НК РФ и статью 3.1 Закона РФ "О таможенном тарифе" (официально опубликован на портале http://pravo.gov.ru 27.04.2023).

1. Федеральный закон от 28.04.2023 № 159-ФЗ "О внесении изменений в статьи 219 и 257 части второй НК РФ".

Данный закон (далее также - Закон № 159-ФЗ) вносит в НК РФ изменения, которые, по нашим оценкам, могут затронуть наибольшее число налогоплательщиков по сравнению со всеми прочими налоговыми законами, принятыми в тот же день. Он предусматривает:

а) повышение предельного размера величины расходов, заявляемых для применения социального вычета по НДФЛ;

б) расширение перечня видов тех амортизируемых основных средств, первоначальная стоимость которых для целей налогообложения прибыли может быть сформирована с применением повышающего коэффициента к сумме фактических затрат налогоплательщика.

Так, в части социального налогового вычета по НДФЛ изменения внесены в статью 219 НК РФ, в которой:

- предельный размер расходов, предъявляемых налогоплательщиком (налоговым резидентом) к вычету в сумме, уплаченной им в налоговом периоде за обучение своих детей в возрасте до 24 лет, налогоплательщиком-опекуном (налогоплательщиком-попечителем) за обучение своих подопечных в возрасте до 18 лет по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, увеличен с 50'000 до 110'000 рублей на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей (опекуна или попечителя);

- предельный размер расходов, предъявляемых к налоговому вычету налогоплательщиком (также - только налоговым резидентом) в сумме, уплаченной им в налоговом периоде за свое обучение, за оказанные медицинские услуги (кроме расходов на дорогостоящие виды лечения по Перечню, установленному Правительством РФ, принимаемых к вычету в размере фактических затрат без ограничений) и в виде страховых взносов по договорам ДМС в отношении себя, супруги (супруга), родителей, детей, в виде уплаченных налогоплательщиком пенсионных взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения себя или членов своей семьи, в сумме уплаченных налогоплательщиком дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, расходов на прохождение независимой оценки своей квалификации на соответствие требованиям к квалификации и расходов на физкультурно-оздоровительные услуги (для себя и (или) своих детей) в совокупности увеличен с размера 120'000 до 150'000 рублей в год.

Указанное повышение предельных размеров расходов, которые можно предъявить для получения социального налогового вычета по НДФЛ, вступит в силу с 01.01.2024.

Закон отдельно не устанавливает, что именно означает такой порядок ввода его положений в действие. На наш взгляд, увеличение предельного размера предъявляемых для получения социального налогового вычета расходов с 01.01.2024 означает, что новый предельный размер расходов будет учитываться в отношении заявления вычетов по доходам, полученным после 01.01.2024, и применяться к расходам, понесенным после этой даты.

В отношении нового вида амортизируемого имущества, первоначальная стоимость которого для целей налогообложения прибыли может быть сформирована с применением повышающего коэффициента, изменения внесены в пункт 1 статьи 257 главы 25 НК РФ.

С 01.01.2023 в указанный пункт было введено положение, позволяющее при формировании первоначальной стоимости основного средства, включенного в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, относящегося к сфере искусственного интеллекта, учитывать фактически понесенные налогоплательщиком расходы, признаваемые формирующими первоначальную стоимость такого основного средства для целей налогообложения прибыли, с применением коэффициента 1,5.

Закон № 159-ФЗ установил, что такое же право будет возникать и в отношении формирования в налоговом учете первоначальной стоимости оборудования, включенного в перечень российского высокотехнологичного оборудования, утверждаемый Правительством РФ.

Это дополнение вступило в силу с момента официального опубликования Закона № 159-ФЗ и, как установлено в статье 2 данного Закона, будет применяться "к правоотношениям по определению первоначальной стоимости высокотехнологичного оборудования, которое на дату ввода его в эксплуатацию включено в перечень российского высокотехнологичного оборудования".

На дату подготовки данного материала нам неизвестно об утверждении Правительством РФ указанного перечня. Так что, предполагаем, как только он появятся, в отношении определения в налоговом учете первоначальной стоимости любых включенных в такой перечень объектов, вводимых в эксплуатацию после даты вступления в силу соответствующего постановления Правительства РФ, можно будет применить повышающий коэффициент 1,5.

2. Федеральный закон от 28.04.2023 № 173-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй НК РФ".

Данный Закон (далее также - Закон № 173-ФЗ) изменяет порядок налогообложения НДС осуществляемых российскими налогоплательщиками операций с товарами, ранее вывезенными ими в таможенной процедуре экспорта с территории РФ за пределы ЕАЭС, отгружаемыми со склада (из помещения), находящегося на территории такого иностранного государства, физическому лицу и доставляется ему по адресу, находящемуся за пределами ЕАЭС.

До сих пор указанная выше реализация признавалась по главе 21 НК РФ реализацией за пределами РФ (что означает отсутствие объекта налогообложения по НДС в отношении соответствующих товаров). Закон № 173-ФЗ это положение меняет:

1) реализация физическим лицам с доставкой по адресу за пределами ЕАЭС ранее вывезенных из РФ в режиме экспорта товаров будет признаваться для целей НДС реализацией на территории РФ (такие изменения вносятся в статью 147 НК РФ "Место реализации товаров");

2) указанная реализация будет облагаться НДС по налоговой ставке 0% (новый подпункт 1.2 пункта 1 статьи 164 НК РФ "Налоговые ставки"). Порядок подтверждения обоснованности применения такой ставки вносится в статью 165 НК РФ (изменения пунктов 1, 15 и новый пункт 7 данной статьи);

3) для применения налоговых вычетов по НДС в отношении расходов по операциям, которые Законом № 173-ФЗ отнесены к реализации на территории РФ, облагаемой по ставке 0%, не будут применяться правила о том, что право на такие вычеты возникает в периоде подтверждения обоснованности применения ставки НДС 0%. Т.е. право на вычет будет формироваться в общем порядке - на дату принятия к учету соответствующих товаров, работ, услуг, имущественных прав). Эти изменения предусмотрены изменениями, вносимыми в пункт 3 статьи 171 НК РФ "Порядок применения налоговых вычетов".

Первым и самым очевидным последствием того, что передача физическим лицам за пределами РФ ранее вывезенных в режиме экспорта товаров будет признаваться для российских налогоплательщиков реализацией, облагаемой НДС по ставке 0%, а не операцией, не признаваемой объектом налогообложения, на наш взгляд, будет являться возникновение права на применение налоговых вычетов по НДС в отношении расходов, относящихся к таким операциям. Правда, не очень понятно, о каких суммах НДС в составе понесенных затрат может идти речь в случае продажи товаров, находящихся за пределами РФ, получателю (причем только физическому лицу) также за пределами РФ (нам кажется, что в этом случае относящиеся к этой операции расходы скорее всего будут связаны с деятельностью, не облагаемой НДС, так как речь идет об отгрузке товаров за пределами РФ, а сам товар в данном случае уже ранее должен быть вывезен в режиме экспорта, т.е. по самому товару ставка НДС 0% и право на вычет относящихся к нему товару и расходам на его "вывоз" уже и так предусмотрено НК РФ и может быть применено налогоплательщиком).

Еще одним последствием таких изменений может стать контроль за соответствующими операциями, так как применение ставки НДС 0% в данном случае обязательно (отказ от применения ставки НДС 0% вносимыми в НК РФ изменениями не предусмотрен), и для применения данной ставки необходимо будет предъявлять в налоговые органы подтверждающие документы. При их неполучении в установленные в НК РФ сроки налогоплательщики будут вынуждены облагать данную операцию НДС с применением внутренних налоговых ставок для соответствующих товаров (20 или 10%).

При этом авторы соответствующих изменений в пояснительной записке к подготовленному ими законопроекту (а он был внесен в ГД РФ еще летом 2022 года) указывали, что целью вносимых правок является стимулирование экспорта в сегменте розничной торговли.

Особо отметим, что вступление в силу указанных выше изменений отложено во времени: Закон № 173-ФЗ вступит в силу только с 01.01.2025 и будет применяться в отношении операций по реализации товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта (ведь только вывезенные в такой процедуре товары, в дальнейшем проданные за пределами РФ физическим лицам, затрагивает Закон), осуществленных с 01.01.2025.

3. Федеральный закон от 28.04.2023 № 166-ФЗ "О внесении изменения в статью 284 части второй НК РФ".

Внесенными в пункт 1.8-3 статьи 284 НК РФ изменениями данный Закон (далее также - Закон № 166-ФЗ) уточнил правила установления субъектами РФ на своих территориях пониженной ставки налога на прибыль, зачисляемой в бюджет субъекта РФ (в том числе сниженной до 0%) для организаций, осуществляющих деятельность по предоставлению по лицензионному договору прав использования принадлежащих им результатов интеллектуальной деятельности (в отношении прибыли от такой деятельности).

Во-первых, внесенными изменениями круг указанных организаций сокращен за счет указания на то, что получателями льгот, предусмотренных законами субъектов РФ в виде снижения ставки налога на прибыль по рассматриваемому основанию, смогут быть только российские организации (ранее такого ограничения не было, в тексте НК РФ были указаны просто "организации").

Во-вторых, изменения распространяют возможность подтверждения права на льготу документами о регистрации передаваемых по лицензионному договору прав не только в РФ, но и в иностранных юрисдикциях. До сих пор для применения льготы в отношении доходов по лицензионным договорам на результаты интеллектуальной деятельности, зарегистрированные за пределами РФ, льгота не распространялась. Авторы данных изменений НК РФ отметили, что это лишало возможности льготировать прибыль по лицензионным договорам, заключаемым на предоставление прав использований изобретений и других результатов интеллектуальной деятельности за пределами РФ, так как для заключения таких договоров правообладатель должен зарегистрировать свои права в соответствующем государстве, и тогда получается, что, получая доходы по лицензионному договору, он получает доходы от предоставления прав, зарегистрированных не в РФ, а за рубежом (в то время, редакция пункта 1.8-3 статьи 284 НК РФ прямо говорила только о доходах от предоставления прав, зарегистрированных в РФ).

В-третьих, перечень видов результатов интеллектуальной деятельности, прибыль от передачи прав на которые сможет подпадать под региональные льготы, с учетом внесенных изменений будет определяться не субъектами РФ, а напрямую из текста пункта 1.8-3 статьи 284 НК РФ. Закон № 166-ФЗ к таким видам отнес следующие:

- изобретения, полезные модели и промышленные образцы, если они удостоверены патентами, выданными федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, или патентами, имеющими силу на территории РФ в соответствии с международными договорами РФ, или патентами, выданными уполномоченными органами иностранных государств или межправительственными организациями, которые осуществляют экспертизу национальных и (или) региональных заявок и выдачу охранных документов (патентов) на объекты интеллектуальной собственности в соответствующих государствах или регионах[1], а также промышленные образцы, правовая охрана которым предоставлена в соответствии с международными договорами РФ;

- селекционные достижения, если они удостоверены патентами, выданными федеральным органом исполнительной власти по селекционным достижениям (Минсельхоз);

- зарегистрированные федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем.

В остальной части положения пункта 1.8-3 статьи 284 НК РФ сохранены (включая правило о необходимости налогоплательщику вести раздельный учет своих доходов и расходов, а также указание на право субъектов РФ при установлении пониженной налоговой ставки определять её размер и дополнительные условия применения).

Закон № 166-ФЗ вступает в силу с 01.01.2024.

Отдельно отметим, что никаких переходных положений он не содержит. И это, полагаем, может сформировать вопросы о применении налогоплательщиками ранее установленных исходя из прежних требований пункта 1.8-3 статьи 284 НК РФ субъектами РФ пониженных налоговых ставок после 01.01.2024, особенно если субъекты РФ к 01.01.2024 не приведут свои законы в соответствие с данными изменениями.

4. Федеральный закон от 27.04.2023 № 136-ФЗ "О внесении изменений в статьи 342.6 и 343.2 части второй НК РФ и статью 3.1 Закона РФ "О таможенном тарифе".

Данный Закон (далее также - Закон № 136-ФЗ) был подписан и опубликован раньше других из рассматриваемых в настоящем сообщении.

Вносимые им в НК РФ изменения затрагивают только плательщиков налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ):

1) необходимость изменения статьи 343.2 НК РФ связана с использованием при определении размера налогового вычета по НДПИ при добыче нефти на участках недр, указанных в пунктах 3.3, 3.5, 3.6 и 3.8 данной статьи, понятия базовой цены на нефть в значении, применяемом в Бюджетном кодексе РФ. При этом, Федеральным законом от 21.11.2022 № 448-ФЗ из Бюджетного кодекса было исключено определение базовой цены на нефть. С учетом этого Законом № 136-ФЗ предусматривается в указанных выше целях определение базовой цены на нефть в порядке, установленном отредактированным этим же Законом пунктом 9 статьи 343.2 НК РФ (значение базовой цены на нефть принимается равным 45,04 доллара США за баррель и подлежит ежегодной индексации на 2% начиная с 01.01.2024, отдельно определено, что в период с 01.11.2022 по 31.12.2022 значение базовой цены на нефть составляет 44,16 доллара США за баррель, а в период с 01.01.2023 по 31.05.2023 - 45,04 доллара США за баррель);

2) в статье 342.6 НК РФ в новой редакции изложена формула определения коэффициента Кндд, характеризующего уровень налогообложения нефти, добываемой на участках недр, в отношении которой исчисляется налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДД). Новая формула данного коэффициента предусматривает увеличение его размера на величину Кю - это новый коэффициент, формула определения которого вносится в пункт 1 статьи 342.6 НК РФ. При этом мы сделали вывод, что коэффициент Кю будет применяться только до конца 2023 года, так как он учитывается в расчете только при условии, когда его значение является положительным, и при этом указано, что для налоговых периодов, дата начала которых приходится на период начиная с 01.01.2024, он принимается равным 0.

Указанные выше изменения НК РФ, предусмотренные Законом № 136-ФЗ, вводятся в действие с 01.06.2023.

Помимо корректировки положений главы 26 НК РФ Закон № 136-ФЗ, как прямо следует из его названия, также вносит изменения в Закон РФ от 21.05.1993 № 5003-1 "О таможенном тарифе", предусматривающие, что при установлении Правительством РФ ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и нефтепродукты будет учитываться средняя цена не только нефти сырой марки "Юралс" на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском), но также и средняя цена нефти сырой марки "North Sea Dated" на рынке Северного моря.

Также рассматриваемыми правками из текста статьи 3.1 Закона о таможенном тарифе исключены положения о том, что решения Правительства РФ об установлении и (или) изменении формул расчета ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, должны быть опубликованы в одном из официальных изданий РФ не позднее 1-го числа календарного месяца, предшествующего календарному месяцу вступления в силу указанных решений.

Предусмотренные Законом № 136-ФЗ изменения Закона о таможенном тарифе вступают в силу с 01.05.2023 и применяются для расчета ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, которые уплачиваются начиная с 01.06.2023.

Исп. Ленонов А.

[1] Перечень таких уполномоченных органов иностранных государств и межправительственных организаций должно определить Правительство РФ.

 


Комментарии
Оставить комментарий


Обратная связь
Видеосеминары
Правила и условия обслуживания

ООО "Аудит Санкт-Петербург" предлагает всем гостям сайта информационно-консультационные онлайн-услуги.

Онлайн-услуги включают в себя:

  • доступ к самым свежим комментариям специалистов ООО "Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • возможность задать интересующие Вас вопросы специалистам ООО "Санкт-Петербург" в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Чтобы воспользоваться указанными онлайн-услугами Вам необходимо:

  • зарегистрироваться на сайте (регистрация бесплатная);
  • выбрать интересующий вид онлайн-услуг (сервисы "Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ");
  • оплатить выбранную онлайн-услугу.

Оплата производится отдельно по каждой онлайн-услуге:

  • сервис "Статьи и комментарии" - Вы оплачиваете подписку на аналитические материалы ООО "Аудит Санкт-Петербург" и на интересующий Вас период времени (либо месяц, либо полгода) получаете полный доступ (сервис будет открыт для Вас в день оплаты услуги);
  • сервис "Вопрос-ответ" - Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста ООО "Аудит Санкт-Петербург" по интересующему Вас вопросу. Сперва Вы задаете вопрос, затем специалист компании оценивает уровень его сложности и оповещает Вас в формате электронной почты о сроке подготовки ответа и о стоимости консультации. Если предложенные специалистом условия Вас устроят, Вы оплачиваете услугу. Специалист приступает к подготовке ответа сразу после оплаты консультации.

Оплата онлайн-услуг осуществляется через платежную систему ASSIST с помощью банковских карт VISA, MasterCard, DINERS CLUB.

ASSIST – это мультибанковская система платежей по пластиковым картам через сеть интернет, позволяющая в реальном времени производить авторизацию и обработку транcакций.

Оплата по банковским картам производится путем переадресации на сайт системы ASSIST. При попадании на сайт необходимо следовать инструкции, состоящей из следующих основных шагов:

  • необходимо выбрать вид платежного средства и нажать кнопку "Продолжить";
  • необходимо указать параметры платежного средства (данные о кредитной карте) и подтвердить согласие на проведение платежа нажатием кнопки "Оплатить".

Безопасность платежей в системе ASSIST обеспечивается использованием SSL протокола для передачи конфиденциальной информации от клиента на сервер системы ASSIST для дальнейшей обработки. Дальнейшая передача информации осуществляется по закрытым банковским сетям высшей степени защиты. Обработка полученных конфиденциальных данных (реквизиты карты, регистрационные данные и др.) производится в процессинговом центре, а не на сайте ООО "Санкт-Петербург". Таким образом, никто, даже продавец слуг, не сможет получить Ваши персональные и банковские данные.

Для защиты информации от несанкционированного доступа на этапе передачи от клиента на сервер системы ASSIST используется протокол SSL 3.0, сертификат сервера (128 bit) выдан компанией Thawte – признанным центром выдачи цифровых сертификатов.

После оплаты любого из предложенных видов онлайн-услуг в адрес Вашей электронной почты будет направлено оповещение (в формате электронного сообщения), подтверждающее факт оплаты.

Возврат уплаченных за онлайн-услуги денежных средств производиться в случаях, если:

  • до момента начала оказания онлайн-услуг клиент отказался от них, представив письменное подтверждение этого по электронной почте или факсу;
  • услуга не была оказана в срок, согласованный с клиентом, и с ним не было достигнуто соглашение о новом сроке оказания услуги.

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна регистрация

Регистрация позволит Вам стать абонентом нашего сайта (регистрация бесплатная).

Зарегистрированные абоненты получают возможность оплачивать доступ ко всем закрытым сервисам сайта и пользоваться предлагаемыми услугами.

В частности, зарегистрировавшись, Вы сможете:

  • получить полный доступ к самым свежим комментариям наших специалистов в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • задать интересующие Вас вопросы нашим специалистам в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Пользование любым из указанных сервисов оплачивается отдельно:

  • в первом случае Вы можете оплатить подписку на аналитические материалы компании, как на месяц, так и на 6-месячный срок;
  • во втором случае Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста по интересующему Вас вопросу (стоимость ответа устанавливает индивидуально в зависимости от сложности задаваемого вопроса).

Оплата указанных услуг осуществляется с помощью кредитных карт: Visa, MasterCard, Diners Club.

С более подробной информацией Вы можете ознакомиться в соответствующих разделах сайта ("Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ")

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна подписка

Подписка открывает полный доступ к комментариям специалистов компании "Аудит Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов.

Кроме того, подписка позволяет абонентам комментировать материалы раздела, а также обсуждать их с другими зарегистрированными абонентами.

Для доступа к разделу Вам необходимо:

Стоимость подписки определяется исходя из тарифа:

  • 1 мес. – 5 000 руб.
  • 3 мес. – 13 000 руб.
  • 6 мес. – 24 000 руб.

Внимание!

Только до 28 марта 2011 года действует специальное предложение:

  • 1 мес. – 2 000 руб.
  • 3 мес. – 4 000 руб.
  • 6 мес. – 10 000 руб.
Вход
Забыли пароль?

Новый пароль отправлен на почту

После авторизации вы сможете изменить его в профиле на любой другой


Регистрация
  • имя свободно
    имя занято
  • пароли совпадают
    пароли не совпадают

На ваш электронный ящик отправлено сообщение содержащее параметры активации вашего аккаунта.

Обычно, время доставки сообщения составляет не более трех минут

Письмо не пришло?  Запросить повторно отправлено