Новый пароль отправлен на почту
После авторизации вы сможете изменить его в профиле на любой другой
Информируем Вас о Постановлении Правительства РФ от 29.03.2023 № 500 "О мерах по урегулированию задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, в 2023 году" (далее также - Постановление № 500).
В соответствии с пунктом 3 данный документ вступил в силу со дня официального опубликования, опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 30.03.2023.
Постановление № 500 установило следующее:
1) предусмотренные Налоговым кодексом РФ предельные сроки направления требований об уплате задолженности и принятия решений о взыскании задолженности увеличиваются на 6 месяцев (пункт 1 Постановления № 500).
Напомним, что с 01.01.2023 требование об уплате задолженности формируется в отношении суммы отрицательного сальдо единого налогового счета (ЕНС), и оно должно быть направлено налогоплательщику, плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту (ст.70 НК РФ):
- в общем случае: не позднее 3-х месяцев со дня формирования отрицательного сальдо ЕНС этого лица;
- в случае, если отрицательное сальдо ЕНС лица не превышает 3'000 рублей, требование об уплате задолженности должно быть направлено этому лицу не позднее 1-го года со дня формирования указанного отрицательного сальдо ЕНС.
Решение о взыскании задолженности за счет денежных средств организации и ИП принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате задолженности, но не позднее 2-х месяцев после истечения указанного срока (п.4 ст.46 НК РФ)[1].
Так как Постановлением № 500 не уточнено иное, мы полагаем, что оно продлевает на 6 месяцев все указанные выше сроки. Т.е.:
- срок принятия решения о взыскании налоговой задолженности за счет денежных средств организации или ИП составит 8 месяцев после истечения срока исполнения требования;
- срок направления требований о погашении налоговой задолженности в размере отрицательного сальдо ЕНС, если сумма такого отрицательного сальдо не превышает 3 тыс. руб., будет составлять 1,5 года со дня формирования указанного отрицательного сальдо;
- срок направления требований о погашении налоговой задолженности в иных случаях - 9 месяцев со дня формирования отрицательного сальдо ЕНС.
При этом мы должны признать, что не очень понимаем, как на практике надо отсчитывать соответствующие сроки с учетом того, что сальдо ЕНС не является каким-то фиксированным показателем и может измениться каждый день и даже несколько раз в течение дня.
В любом случае мы уверены, что продление сроков для направления требований о погашении отрицательного сальдо ЕНС связано с тем, что к началу апреля 2023 года налоговые органы пока так и не смогли по абсолютному большинству налогоплательщиков выйти на согласованные с ними данные ЕНС на 01.01.2023, что препятствует взысканию отрицательных величин, формируемых налоговым органом на данном счете.
Подтверждает наше предположение и ФНС России, разместившая 31.03.2023 на своем сайте https://www.nalog.gov.ru Информацию с заголовком "Продлены сроки направления требований об уплате налоговой задолженности и применения мер взыскания". В этой Информации ФНС, как нам кажется, комментирует рассматриваемое нами Постановление Правительства РФ от 29.03.2023 № 500. Мы вынуждены делать оговорку о том, что это лишь наше предположение, так как в самом тексте Информации реквизиты комментируемого постановления Правительства РФ не приведены, а указанное в тексте название документа отличается от того, которое имеет Постановление Правительства РФ от 29.03.2023 № 500, - ФНС РФ называет документ "постановлением Правительства "О мерах по урегулированию задолженности в 2023 году", но нам неизвестно, чтобы существовал документ именно с таким названием, а по смыслу и сути больше всего это подходит именно к рассматриваемому Постановлению № 500.
Комментируя продление сроков направления требований и принятия решений о взыскании налоговой задолженности, ФНС РФ в своей Информации указала следующее:
"Эта мера предоставит налогоплательщикам дополнительные возможности для сверки по расчетам с бюджетом и исключит негативные последствия из-за ошибок в переходном периоде".
Далее ФНС приводит пример, но в этом примере налоговый орган говорит о том, что рассматриваемое Постановление № 500 вообще не затрагивало:
"Так, по требованиям, которые будут направлены в апреле, будут устанавливаться более длительные сроки их исполнения (до 1 месяца вместо 8 дней). Перед выставлением требований пользователям личных кабинетов и тем, кто взаимодействует с ФНС по телекоммуникационным каналам связи, будут направляться справки с расшифровкой общей суммы долга по видам налогов и сроками их уплаты. Таким образом, можно будет сверить данные по своим операциям с информацией налогового органа и уплатить долг, если он подтвержден. Например, при выявлении ошибки можно будет представить корректное уведомление об авансовых платежах или подать заявление на розыск платежа.
Решения о взыскании будут выноситься только при подтверждении корректности отрицательного сальдо налогоплательщика".
Т.е. вместо комментария о продлении сроков направления налогоплательщикам требований и сроков принятия решений о взыскании налоговой задолженности, ФНС РФ указала на продление сроков исполнения самих требований, при том, что Постановление № 500 эти сроки не продлевало.
Согласно пункту 3 статьи 69 НК РФ требование об уплате задолженности должно быть исполнено в течение 8 рабочих дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты задолженности не указан в этом требовании. Возможности для указания в требовании "более продолжительного" чем 8 рабочих дней срока ничем на сегодня не ограничены.
То есть, по нашему мнению, налоговый орган имеет право и без принятия Правительством РФ каких-либо нормативных требований указывать в направляемых налогоплательщикам требованиях более длительный срок их исполнения (в том числе, и срок 1 месяц, который фигурирует в Информации ФНС РФ). Но в этом плане мы бы хотели подчеркнуть, что рассматриваемое и комментируемое ФНС РФ Постановление № 500 тут совершенно не при чем.
Точно также, указываемая в Информации ФНС РФ процедура согласования отрицательного сальдо ЕНС и необходимости подтверждения корректности его величины никак Постановлением № 500 не регулируется и именно из этого документа не проистекает. Но, опять-таки, по нашему мнению, ничто не препятствует ФНС РФ именно в таком порядке осуществлять процедуру взыскания налоговой задолженности (только в этом случае не будет обоснованным ссылаться на принятое Правительством РФ Постановление № 500);
2) с 1 января по 30 июня 2023 г. включительно не начисляется пеня на сумму недоимки в размере, не превышающем в соответствующий календарный день размер положительного сальдо ЕНС лица, увеличенный на сумму, зачтенную в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате конкретного налога, сбора, страховых взносов указанного лица (пункт 2 Постановления № 500, действие которого распространено на отношения, возникшие с 01.01.2023).
Выше мы дословно привели текст Постановления № 500. На наш взгляд, приведенная формулировка не позволяет однозначно установить, о каких конкретно ситуациях идет речь. В частности, мы не понимаем, как может идти речь о начислении пени "на размер положительного сальдо ЕНС", если само по себе положительное сальдо ЕНС исключает наличие какой-либо недоимки и оснований для начисления пени. Предполагаем, что в приведенном тексте слово "положительное" в отношении "сальдо ЕНС", на которое не начисляется пени, является лишним.
Также можем предположить следующее. Суммы, зачтенные по заявлению налогоплательщика в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате конкретного налога, сбора, страховых взносов, не формируют положительное сальдо ЕНС, хотя формально с правовой точки зрения являются до момента наступления сроков уплаты соответствующих налогов, сборов, страховых взносов "уплаченными вперёд", т.е. задолженностью бюджета перед налогоплательщиком (в бухгалтерском учете налогоплательщика - организации это именно так и будет отражаться). Если налоговый орган формирует отрицательное сальдо ЕНС в связи с несвоевременностью или неполнотой уплаты налогоплательщиком средств в качестве ЕНП, то по общим правилам, вытекающим из НК РФ, указанные выше "зачтенные в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате конкретного налога, сбора, страховых взносов суммы" не смогут быть учтены, чтобы снизить размер недоимки, а значит и размер суммы, на которую начисляются налоговые пени (это будет возможно, только если сам налогоплательщик напишет заявление об отмене ранее осуществленного зачета и только с момента исполнения такого заявления налоговым органом). Полагаем, что процитированный нами выше второй пункт Постановления № 500 как раз направлен на то, чтобы при определении размера пени налоговый орган "снизил" размер выявленной им недоимки в виде отрицательного сальдо ЕНС на сумму, которая ранее по заявлению налогоплательщика была зачтена в счет предстоящей и еще ненаступившей обязанности по уплате какого-то налога, сбора, страховых взносов. Т.е. будет принято во внимание то, что налогоплательщиком уплачены в бюджет "вперед" какие-то средства, которые, если бы он не написал заявление об их зачете в счет предстоящей обязанности по уплате каких-то своих налоговых обязательств, снизили бы или бы вообще исключили формирование отрицательного сальдо ЕНС, на которое начисляются налоговые пени.
К сожалению, подтвердить правильность наших предположений, что именно имеется в виду в пункте 2 Постановления № 500, на сегодня мы не можем.
Не можем мы сделать это и на основании указанной выше Информации ФНС РФ с названием "Продлены сроки направления требований об уплате налоговой задолженности и применения мер взыскания". В этой Информации данное положение вообще никак не прокомментировано и не упомянуто. Вместо этого ФНС РФ указала следующее:
"Кроме того, с 1 января по 30 июня 2023 года не будут начисляться пени в случаях, когда налогоплательщик допустил ошибки при формировании уведомлении об исчисленных налогах или не направил его вовсе".
В данном случае хотели бы обратить внимание, что Постановление № 500 вообще не касалось данного вопроса и не устанавливало освобождение от ответственности за ошибки в представлении нового вида налоговой отчетности, введенного с 01.01.2023, - уведомлений об исчисленных налогах, которые, напомним, представляются в случае, если до момента наступления срока уплаты какого-то предусмотренного НК РФ платежа у налогоплательщика не возникает обязанность представления налоговых деклараций, расчетов по суммам соответствующих платежей.
Не применять к налогоплательщикам ответственность за нарушения в исполнении правил о представлении указанных уведомлений ранее указал своим подчиненным Руководитель ФНС РФ в письме ФНС России от 26.01.2023 № ЕД-26-8/2@ "В отношении взыскания сумм задолженности". Как мы ранее в своих комментариях обращали внимание, конкретный срок неприменения такой ответственности Руководитель ФНС России не определил, указав лишь "до получения разъяснений Федеральной налоговой службы об условиях наступления такой ответственности".
Как указано выше, в новой Информации ФНС от 30.03.2023 появился точный срок неприменения ответственности (речь идет о штрафе по статье 126 руб. в размере 200 руб. за каждый документ) - с 01.01.2023 по 30.06.2023. При этом из текста Информации следует, как будто бы это связано с принятием Постановления № 500. Но еще раз повторим, что Постановление № 500 никаких таких норм не содержит, и обосновать его положениями сделанное ФНС РФ указание, по нашему мнению, невозможно.
В заключение отметим еще одну неопределенность, связанную с рассматриваемым Постановлением № 500, а именно о сроках его действия, особенно пункта 1 Постановления об увеличении сроков направления требований и сроков принятия решения о взыскании налоговой задолженности. Сам документ в этой части никак не ограничивает сроками действия принятые им нормы.
Однако в заголовке Постановления № 500 прямо указано, что оно касается мер "по урегулированию задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, в 2023 году". Может ли наличие в названии документа указания на 2023 год говорить о том, что с 01.01.2024 его действие автоматически должно прекратится, мы однозначно сказать не можем. Но считаем, что на самом деле речь в любом случае идет о мерах временного характера - до урегулирования налоговыми органами вопросов формирования сальдо ЕНС. И вряд ли на сегодня Правительство РФ предполагает, что эти вопросы не удастся решить до конца текущего года.
Исп. Леонов А.
____________________________________________
[1] Взыскание налоговой задолженности с физических лиц (не ИП) осуществляется согласно статье 48 НК РФ в судебном порядке, поэтому данная статья ограничивает не срок принятия решения о таком взыскании, а срок обращения в суд о взыскании задолженности физического лица. Точно также статья 47 НК РФ не содержит срок принятия решения о взыскании налоговой задолженности за счет иного имущества (не денежных средств на счетах в банках) с организации или ИП, а ограничивает срок направления принятого решения об этом судебным приставам и срок размещения таких решений в реестре решений о взыскании задолженности. Но рассматриваемое Постановление № 500 ничего не говорит о продлении таких сроков (сроков для обращения в суд о взыскании задолженности физического лица или сроков направления судебным приставам решений о взыскании задолженности организации или ИП за счет их иного имущества), оно ограничивает только срок направления налогового требования и срок принятия решения о взыскании задолженности.
ООО "Аудит Санкт-Петербург" предлагает всем гостям сайта информационно-консультационные онлайн-услуги.
Онлайн-услуги включают в себя:
Чтобы воспользоваться указанными онлайн-услугами Вам необходимо:
Оплата производится отдельно по каждой онлайн-услуге:
Оплата онлайн-услуг осуществляется через платежную систему ASSIST с помощью банковских карт VISA, MasterCard, DINERS CLUB.
ASSIST – это мультибанковская система платежей по пластиковым картам через сеть интернет, позволяющая в реальном времени производить авторизацию и обработку транcакций.
Оплата по банковским картам производится путем переадресации на сайт системы ASSIST. При попадании на сайт необходимо следовать инструкции, состоящей из следующих основных шагов:
Безопасность платежей в системе ASSIST обеспечивается использованием SSL протокола для передачи конфиденциальной информации от клиента на сервер системы ASSIST для дальнейшей обработки. Дальнейшая передача информации осуществляется по закрытым банковским сетям высшей степени защиты. Обработка полученных конфиденциальных данных (реквизиты карты, регистрационные данные и др.) производится в процессинговом центре, а не на сайте ООО "Санкт-Петербург". Таким образом, никто, даже продавец слуг, не сможет получить Ваши персональные и банковские данные.
Для защиты информации от несанкционированного доступа на этапе передачи от клиента на сервер системы ASSIST используется протокол SSL 3.0, сертификат сервера (128 bit) выдан компанией Thawte – признанным центром выдачи цифровых сертификатов.
После оплаты любого из предложенных видов онлайн-услуг в адрес Вашей электронной почты будет направлено оповещение (в формате электронного сообщения), подтверждающее факт оплаты.
Возврат уплаченных за онлайн-услуги денежных средств производиться в случаях, если:
В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.
Регистрация позволит Вам стать абонентом нашего сайта (регистрация бесплатная).
Зарегистрированные абоненты получают возможность оплачивать доступ ко всем закрытым сервисам сайта и пользоваться предлагаемыми услугами.
В частности, зарегистрировавшись, Вы сможете:
Пользование любым из указанных сервисов оплачивается отдельно:
Оплата указанных услуг осуществляется с помощью кредитных карт: Visa, MasterCard, Diners Club.
С более подробной информацией Вы можете ознакомиться в соответствующих разделах сайта ("Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ")
В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.
Подписка открывает полный доступ к комментариям специалистов компании "Аудит Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов.
Кроме того, подписка позволяет абонентам комментировать материалы раздела, а также обсуждать их с другими зарегистрированными абонентами.
Для доступа к разделу Вам необходимо:
Стоимость подписки определяется исходя из тарифа:
Внимание!
Только до 28 марта 2011 года действует специальное предложение:
Новый пароль отправлен на почту
После авторизации вы сможете изменить его в профиле на любой другой
На ваш электронный ящик отправлено сообщение содержащее параметры активации вашего аккаунта.
Обычно, время доставки сообщения составляет не более трех минут
Письмо не пришло? Запросить повторно отправлено
Комментарии
Оставить комментарий