Обзор ФНС РФ успешных практик устранения схем уклонения от налогов и взыскания долгов с бенефициаров

Информируем о включении в информационно-правовые базы текста письма ФНС России от 30.12.2022 № СД-4-18/17916@ "О направлении Обзора успешных практик устранения схем уклонения от налогообложения" (информации о публикации данного документа на сайте ФНС РФ или в других официальных источниках нет).

Письмом направлен "Обзор успешных практик устранения схем уклонения от налогообложения, включающих выявление реального их выгодоприобретателя, бенефициаров деятельности лица, уклоняющегося от уплаты налогов, направлений вывода активов и полученной выгоды, начиная со стадий предпроверочного анализа и доследственной проверки". Согласно тексту письма Обзор был согласован со Следственным Комитетом России и МВД России.

Сразу же отметим, что в Обзоре представлен анализ только успешных (с точки зрения контролирующих органов) практик устранения схем уклонения от налогообложения. Анализ проведен по таким практикам в отношении 45 налогоплательщиков - организаций. Какой процент из общего числа практик по рассматриваемому вопросу стали для контролирующих органов "успешными", и за какой период времени подобрана эта практика, Обзор установить не позволяет.

Как можно понять из Обзора "успехом" в данном случае считается достижение проверяющими следующих 3-х критериев:

- устранение схемы уклонения от налогообложения;

- погашение ущерба;

- наложение ареста на активы бенефициара (выгодоприобретателя) и (или) третьих лиц.

Как именно проверяющие добивались реализации первого из названных критериев (устранение схемы уклонения от налогов), Обзор не раскрывает. Все рассмотренные им вопросы построены на том, что факт уклонения от уплаты налогов установлен, и далее эта тема не рассматривалась.

Основное внимание в Обзоре сконцентрировано на вопросе установления бенефициаров (выгодоприобретателей) неуплаты налогов, привлечения их к ответственности и взыскания за их счет сумм причиненного бюджету ущерба.

При этом, в Обзоре приведены сведения по конкретным делам, в результате которых контролирующим органом удалось установить и добиться привлечения выгодоприобреталя, бенефициара деятельности лица, уклонявшегося от уплаты налогов, к ответственности, но при этом ни реквизиты таких дел, ни иные идентифицирующие конкретных лиц данные в Обзоре не приведены.

Тем не менее, полагаем, Обзор может представлять интерес для налогоплательщиков, так как позволяет оценить направление работы контролирующих органов в рассматриваемых вопросах, а также увидеть конкретные примеры обстоятельств, в которых им удалось добиться "успеха".

Обзор указывает, что из 45 взятых для анализа дел налогоплательщиков реальные бенефициары из состава руководителей, учредителей, главных бухгалтеров должников выявлены в 31 случае (68,9%); из числа лиц, неформально управляющих деятельностью должника и/или получающих от этого экономически необоснованную выгоду, реальные бенефициары выявлены в 14 случаях (31,1%). Т.е. из 45 проанализированных дел, в которых был установлен факт уклонения налогоплательщика - организации от уплаты налогов, примерно в 69% случаев реальные бенефициары такого уклонения были установлены из числа руководителей, учредителей организаций, а в 31% случаях ими оказались лица, неформально управляющие деятельностью организации и не имеющие по официальным данным и документам к ней прямого отношения.

Какие мероприятия перечислены Обзоре, как проводимые с целью выявления реального бенефициара (выгодоприобретателя) налогоплательщика - организации на стадиях проведения предпроверочного анализа и доследственной проверки? Это:

- анализ движения товарных и денежных потоков для определения конечного получателя доходов в результате уклонения от уплаты налогов;

- поиск информации в отношении конечных получателей доходов в результате использования схемы по уклонению от уплаты налогов, а также лиц, фактически руководящих деятельностью должника, с использованием информационных ресурсов налоговых органов, внешних источников информации, в том числе средств массовой информации и социальных сетей, на предмет наличия сведений, характеризующих статус лица в качестве бенефициарного владельца;

- получение информации от Росфинмониторинга для установления лиц, являющихся конечными получателями доходов в результате уклонения от уплаты налогов, а также определения лиц, являющихся руководителями (учредителями) оффшорных компаний;

- направление запроса в кредитные организации о бенефициарном владельце должника;

- анализ выстроенной должником модели ведения бизнеса на предмет наличия фактов, подтверждающих получение бенефициаром должника незаконной выгоды.

Среди наиболее эффективных (действенных) мероприятий, позволяющих доказать наличие (отсутствие) фактов уклонения от уплаты налогов названы:

1) допросы, зафиксированные в протоколах свидетельских показаний (ст. 90 НК РФ, ст. 79 УПК РФ);

2) допрос потерпевшего (ст. 78 УПК РФ);

3) осмотр (обыск) территорий, помещений проверяемого лица, документов и предметов (ст. 92 НК РФ, ст. 176, 182 УПК РФ);

4) истребование документов и информации у проверяемого лица, либо контрагентов проверяемого налогоплательщика о конкретных сделках, а также у третьих лиц - участников сделки, по результатам которых проводится анализ хозяйственных (финансовых) операций, не связанных с ведением основной деятельности налогоплательщика (ст. 93, 93.1 НК РФ, ст. 183 УПК РФ);

5) проведение экспертизы документов (ст. 95 НК РФ, ст. 80 УПК РФ);

6) обыск и выемка документов, в том числе электронной переписки (ст. 182, 183 УПК РФ; ст. 94 НК РФ);

7) осмотр местности, иного помещения, предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела, в т.ч. ноутбуков, компьютеров и иных электронных носителей информации (ст. 176 УПК РФ);

8) контроль и запись переговоров (ст. 186 УПК РФ).

Обратите внимание на последовательность перечисления указанных выше мероприятий. В ней допросы стоят гораздо выше истребования документов (информации) и выемки документов. Кроме того, ряд перечисленных мероприятий предусмотрен не налоговым законодательством РФ, а уголовно-процессуальным, что говорит о том, что сами мероприятия проводятся уже в рамках УПК РФ, а не сугубо в рамках налоговых проверок. На этот счет в Обзоре указано, что в большинстве из рассмотренных случаев уголовные дела сразу возбуждались в отношении бенефициарных владельцев налогоплательщиков на основании материалов, собранных органами, осуществляющими налоговый контроль и оперативно-розыскную деятельность, и уже содержащих сведения, указывающие на причастность указанных лиц к совершению налоговых преступлений. Хотели бы отметить, что с учетом изменений НК РФ, вступивших в силу с 01.01.2023, передача налоговыми органами материалов проверки в следственные органы осуществляется только после вступления в силу решения по итогам такой проверки и с учетом сумм задолженности налогоплательщика перед бюджетом на дату такой передачи (а не исходя из выявленной суммы недоплаты налогов в ходе проверки). При этом проведение оперативно-розыскных мероприятий возможно и до передачи материалов налоговой проверки в следственные органы (в частности, опрос, наблюдение, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров).

В Обзоре указано на то, кем могут быть и как выявить бенефициаров уклоняющихся от уплаты налогов организаций - ими могут быть учредители (участники) налогоплательщика, родственники или знакомые учредителей (участников), номинальных руководителей либо работодатели последних по основному месту работы, т.е. аффилированные и зависимые лица. Об аффилированности и зависимости налогоплательщика могут свидетельствовать наличие у номинальных учредителей и руководителей основного места работы в другой организации, принадлежащей реальному выгодоприобретателю (например, владельцу группы компаний), привлечение персонала, средств производства последней, ведение бухгалтерского учета теми же лицами, что и в основной организации, общий юридический, фактический и IP-адрес, телефон, офисные, производственные и складские помещения, использование наименования основной организации, системы скидок, привилегий и т.д., неизменных при смене собственников и директоров зависимого общества, расходование денежных средств последнего на нужды основной организации и лично бенефициара.

Для установления лиц, фактически участвующих в управлении организации, используется анализ переписки в мобильных телефонах, анализ расчетных счетов организации с выявлением фактов перечисления с них денежных средств на личные нужды каких-то конкретных лиц, экспертиза (в том числе психолого-лингвистическая) переписки в мессенджерах и по электронной почте и, конечно, показания свидетелей.

Обзор приводит примеры успешных практик по разным регионам РФ с описанием обстоятельств, касающихся выявления и пресечения налоговых преступлений (еще раз повторим, что никаких индивидуализирующих признаков рассмотренных дел в Обзоре не приведено). Рекомендуем ознакомиться с этими примерами (полный текст письма ФНС России от 30.12.2022 № СД-4-18/17916@ и направленного им Обзора приведен в приложении).

Из приведенных примеров можно установить те выявленные налоговым органом ситуации, которые послужили основанием для вывода об уклонении от уплаты налогов и о возможности взыскания налоговой недоимки с установленных проверкой бенефициаров (выгодоприобретателей). Это, например:

- использование "технических компаний", создание формального документооборота с фиктивными контрагентами;

- перевод финансово-хозяйственной деятельности организации - должника на другое лицо;

- организация деятельности с использованием регистрируемых на себя разными лицами по просьбе установленного бенефициара множества индивидуальных предпринимателей;

- организация реализации продукции контрагентам и получение от них оплаты через подконтрольное лицо путем замены стороны договора поставки в целях сокрытия денежных средств, за счет которых должна быть взыскана недоимка по налогам;

- создание "подставной" организации для участия в тендерах после попадания основной организации в "черный" список, исключающий возможность её участия в тендерах, с трудоустройством в "подставную" организацию сотрудников основной организации, продолжавших использовались помещения и средства производства основной компании.

В завершении своего Обзора ФНС РФ констатирует, что, как показывает следственная и судебная практика, перечисленные в Обзоре способы доказывания причастности бенефициаров к реальному управлению подконтрольными им организациями позволяют выявлять и привлекать к ответственности реальных выгодоприобретателей даже при отрицании ими своей вины. При этом из приведенных примеров следует, что для погашения налоговой задолженности используется имущество не только таких самих реальных выгодоприобретателей, но и членов их семей (супругов). Налоговым органом заявляется гражданский иск в рамках уголовного процесса, по которому обращается взыскание на имущество бенефициара и членов их семей (супругов).

При этом ФНС РФ пишет, что многие следственные органы обращают внимание на сложность доказывания причастности бенефициарных владельцев к принятию решений по финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, организации и распределению денежных потоков и прибыли, прямой заинтересованности в уменьшении налоговой нагрузки и получении материальной выгоды в силу отсутствия активного участия бенефициаров в совершении объективной стороны преступления, ограниченного круга лиц, с которыми они вступают в контакт в процессе руководства и которые в редких случаях идут на контакт с органами предварительного следствия. Для установления данных обстоятельств ФНС указывает на необходимость производства значительного объема следственных действий, в том числе, с действующими сотрудниками организации - налогоплательщика, которые находятся в прямой зависимости от бенефициара в силу подчиненности и нежелания терять работу.

При этом, как пишет ФНС России, "работники организации, как правило, являются на допросы с адвокатами, услуги которых оплачиваются бенефициарами, и дают показания, соответствующие версии лиц, являющихся фактическими руководителями организаций".

Однако любое лицо, будь то руководитель или работник организации, имеют безусловное право воспользоваться помощью адвоката при допросе или производстве иных мероприятий налогового контроля (осмотр, выемка). Налоговый орган не может препятствовать адвокату, в частности, разъяснять права и обязанности, оценивать задаваемые вопросы на предмет их соответствия законодательству РФ, консультировать доверителя перед ответом на вопрос, заявлять замечания к полноте и корректности отражения ответов на вопросы.

Приложение: текст письма ФНС России от 30.12.2022 № СД-4-18/17916@ "О направлении Обзора успешных практик устранения схем уклонения от налогообложения".

Исп. Леонов А.

Приложение


МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 30 декабря 2022 г. № СД-4-18/17916@

О НАПРАВЛЕНИИ

ОБЗОРА УСПЕШНЫХ ПРАКТИК УСТРАНЕНИЯ СХЕМ УКЛОНЕНИЯ

ОТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ


Федеральная налоговая служба во исполнение пункта 4.2.5 Протокола расширенного совместного заседания коллегий Федеральной налоговой службы, Следственного комитета Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 03.12.2021 по обсуждению вопроса "Повышение эффективности взаимодействия налоговых и правоохранительных органов по выявлению и расследованию преступлений в сфере налогообложения, а также возмещению ущерба" направляет согласованный с СК России (от 28.11.2022 № 42-12-2022) и МВД России (от 29.12.2022 № 7/19-25511) Обзор успешных практик устранения схем уклонения от налогообложения.

Действительный

государственный советник

Российской Федерации

2 класса

Д.С.САТИН


Приложение

к письму ФНС России


ОБЗОР

УСПЕШНЫХ ПРАКТИК УСТРАНЕНИЯ СХЕМ УКЛОНЕНИЯ

ОТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ, ВКЛЮЧАЮЩИХ ВЫЯВЛЕНИЕ РЕАЛЬНОГО

ИХ ВЫГОДОПРИОБРЕТАТЕЛЯ, БЕНЕФИЦИАРОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЦА,

УКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ, НАПРАВЛЕНИЙ ВЫВОДА АКТИВОВ

И ПОЛУЧЕННОЙ ВЫГОДЫ, НАЧИНАЯ СО СТАДИЙ ПРЕДПРОВЕРОЧНОГО

АНАЛИЗА И ДОСЛЕДСТВЕННОЙ ПРОВЕРКИ

Во исполнение п. 4.2.5 протокола расширенного совместного заседания коллегий Федеральной налоговой службы, Следственного комитета Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации, состоявшегося 03.12.2021, Управлением обеспечения процедур банкротства ФНС России совместно с Контрольным управлением ФНС России во взаимодействии с управлением процессуального контроля за расследованием отдельных видов преступлений Следственного комитета и ГУЭБиПК МВД России проведен анализ успешных практик выявления и привлечения к уголовной ответственности реальных выгодоприобретателей от совершения налоговых преступлений.

Информация в части успешных практик устранения схем уклонения от налогообложения проанализирована в отношении 45 налогоплательщиков.

В результате анализа релевантных сведений установлено, что из 45 налогоплательщиков реальные бенефициары из состава руководителей, учредителей, главных бухгалтеров должников выявлены в 31 случае (68,9%); из числа лиц, неформально управляющих деятельностью должника и/или получающих от этого экономически необоснованную выгоду, реальные бенефициары выявлены в 14 случаях (31,1%).

Комплекс мероприятий по определению схемы косвенного участия контролирующих лиц в деятельности налогоплательщика.

С целью выявления реального бенефициара (выгодоприобретателя) на стадиях проведения предпроверочного анализа и доследственной проверки осуществляется комплекс мероприятий по определению схемы косвенного участия контролирующих лиц в деятельности должника, в том числе:

- анализ движения товарных и денежных потоков для определения конечного получателя доходов в результате уклонения от уплаты налогов;

- поиск информации в отношении конечных получателей доходов в результате использования схемы по уклонению от уплаты налогов, а также лиц, фактически руководящих деятельностью должника, с использованием информационных ресурсов налоговых органов, внешних источников информации, в том числе средств массовой информации и социальных сетей, на предмет наличия сведений, характеризующих статус лица в качестве бенефициарного владельца;

- получение информации от Росфинмониторинга для установления лиц, являющихся конечными получателями доходов в результате уклонения от уплаты налогов, а также определения лиц, являющихся руководителями (учредителями) оффшорных компаний;

- направление запроса в кредитные организации о бенефициарном владельце должника в соответствии со статьей 8.1 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";

- анализ выстроенной должником модели ведения бизнеса на предмет наличия фактов, подтверждающих получение бенефициаром должника незаконной выгоды.

Наиболее эффективные мероприятия.

При формировании доказательственной базы, направленной на установление наличия (отсутствия) фактов уклонения от уплаты налогов, налоговые и правоохранительные органы проводят комплекс мероприятий, из которых наиболее действенными являются:

1) допросы, зафиксированные в протоколах свидетельских показаний (ст. 90 НК РФ, ст. 79 УПК РФ);

2) допрос потерпевшего (ст. 78 УПК РФ);

3) осмотр (обыск) территорий, помещений проверяемого лица, документов и предметов (ст. 92 НК РФ, ст. ст. 176, 182 УПК РФ);

4) истребование документов и информации у проверяемого лица, либо контрагентов проверяемого налогоплательщика о конкретных сделках, а также у третьих лиц - участников сделки, по результатам которых проводится анализ хозяйственных (финансовых) операций, не связанных с ведением основной деятельности налогоплательщика (ст. ст. 93, 93.1 НК РФ, ст. 183 УПК РФ);

5) проведение экспертизы документов (ст. 95 НК РФ, ст. 80 УПК РФ);

6) обыск и выемка документов, в том числе электронной переписки (ст. ст. 182, 183 УПК РФ; ст. 94 НК РФ);

7) осмотр местности, иного помещения, предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела, в т.ч. ноутбуков, компьютеров и иных электронных носителей информации (ст. 176 УПК РФ);

8) контроль и запись переговоров (ст. 186 УПК РФ).

Также проводятся мероприятия в соответствии с иными нормативными правовыми актами (Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12.08.1995 № 144-ФЗ, Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем, и финансированию терроризма" от 07.08.2001 № 115-ФЗ).

В большинстве случаев уголовные дела сразу возбуждались в отношении бенефициарных владельцев налогоплательщиков на основании материалов, собранных органами, осуществляющими налоговый контроль и оперативно-розыскную деятельность, и уже содержащих сведения, указывающие на причастность указанных лиц к совершению налоговых преступлений.

Бенефициарами являются учредители (участники) налогоплательщика, родственники или знакомые учредителей (участников), номинальных руководителей либо работодатели последних по основному месту работы, т.е. аффилированные и зависимые лица.

Об аффилированности и зависимости налогоплательщика (должника) могут свидетельствовать также наличие у номинальных учредителей и руководителей основного места работы в другой организации, принадлежащей реальному выгодоприобретателю (например, владельцу группы компаний), привлечение персонала, средств производства последней, ведение бухгалтерского учета теми же лицами, что и в основной организации, общий юридический, фактический и IP-адрес, телефон, офисные, производственные и складские помещения, использование наименования основной организации, системы скидок, привилегий и т.д., неизменных при смене собственников и директоров зависимого общества, расходование денежных средств последнего на нужды основной организации и лично бенефициара.

По результатам конструктивного взаимодействия налоговых и правоохранительных органов в ряде регионов имеется успешная практика устранения схем уклонения от налогообложения при установленных трех критериях одновременно (устранение схемы уклонения от налогообложения, погашение ущерба, наложение ареста на активы бенефициара (выгодоприобретателя) и (или) третьих лиц) в большинстве субъектов Российской Федерации.

Ниже приведены примеры успешных практик с описанием обстоятельств, касающихся выявления и пресечения преступлений в сфере налогообложения.

В г. Москве постановлен приговор в отношении Г. - бенефициара ООО "ПС".

Г. разработал и утвердил схему по уклонению от уплаты налогов, в соответствии с которой производимое на территории Украины ОАО "З" электротехническое оборудование и запасные части к нему должны были реализовываться покупателям на территории Российской Федерации подконтрольной ему организацией - ООО "ПС". Показания соучастника Г. - И. позволили следственным органам оперативно осуществить необходимые следственные мероприятия в целях сбора доказательственной базы причастности Г. к указанному преступлению.

Гражданский иск о взыскании с Г. как организатора преступления и бенефициара ООО "ПС" удовлетворен в полном объеме.

В рамках уголовного дела в соответствии со ст. 115 УПК РФ арестовано дорогостоящее имущество Г. (картины, антиквариат), который позволит погасить ущерб, причиненный преступлением.

В г. Москве возбуждено уголовное дело в отношении К. - бенефициара ООО "З.Т." по фактам уклонения от уплаты налогов путем использования "технических" компаний, бенефициар К. объявлен в федеральный розыск.

В рамках уголовного дела в соответствии со ст. 115 УПК РФ арестовано имущество К., достаточное для погашения ущерба, причиненного преступлением.

Кроме того, в рамках предварительного расследования установлено, что деятельность ООО "З.Т." переведена на ООО "В.Л.".

В результате совместных действий налоговых и правоохранительных органов добыты необходимые доказательства перевода финансово-хозяйственной деятельности ООО "З.Т.", которые легли в основу заявления налогового органа о взыскании задолженности с взаимозависимых лиц, задолженность перед бюджетом погашена в полном объеме.

В г. Москве постановлен приговор в отношении В. - бенефициара ООО "ЦФК К-Г". В. использовал ООО "К" в целях извлечения необоснованной и незаконной налоговой деятельности ООО "ЦФК К-Г". В. вину признал в полном объеме.

В рамках уголовного дела в соответствии со ст. 115 УПК РФ арестовано имущество В. и его жены О., позволяющее частично погасить ущерб, причиненный преступлением.

Гражданский иск о взыскании с В. как бенефициара ООО "ЦФК К-Г" удовлетворен в полном объеме.

В рамках дела о банкротстве бенефициара В. заключено мировое соглашение, ущерб погашен в полном объеме.

В Ростовской области возбуждено уголовное дело в отношении Е. - бенефициара группы "D", а также должностных лиц ООО "Б" по фактам уклонения от уплаты налогов путем приобретения импортного товара через посредника, направленного на увеличение стоимости товара с целью искусственного завышения сумм налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость и увеличения расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль организаций. Причастность группы лиц и бенефициара установлена показаниями свидетелей, проведенными обысками, анализом движения денежных средств по расчетным счетам группы компаний "D".

В рамках уголовного дела в соответствии со ст. 115 УПК РФ арестовано имущество Е., достаточное для погашения ущерба, причиненного преступлением.

В настоящий момент материалы уголовного дела находятся на рассмотрении в суде, бенефициаром Е. уже погашено 50% ущерба, причиненного преступлением.

В Архангельской области возбуждено уголовное дело в отношении С. - бенефициара ООО "Ф" и номинального должностного лица Т. Впоследствии уголовное дело в отношении С. и Т. прекращено в связи с вступлением в силу Федерального закона от 01.04.2020 № 73-ФЗ. При этом по заявлению уполномоченного органа (налогового органа) возбуждено уголовное дело в отношении С., в действиях которого выявлены признаки состава преступления, предусмотренного статьей 196 УК РФ. Доказательства, добытые в рамках расследования уголовного дела по уклонению от уплаты налогов, в т.ч. помогли правоохранительным органам в рамках возбужденного уголовного дела по ст. 196 УК РФ.

В рамках уголовного дела в соответствии со ст. 115 УПК РФ арестовано имущество Т., достаточное для погашения ущерба, причиненного преступлением. В настоящее время ущерб погашен в полном объеме.

В Иркутской области в отношении Р. - бенефициара ООО "АСС" и должностного лица К. возбуждено уголовное дело по факту уклонения от уплаты налогов путем создания формального документооборота ООО "АСС" с фиктивными контрагентами по поставке кинопроекционного и кинозвукового оборудования. В ходе обыска жилища главного бухгалтера холдинга "АМ", в который входит проверяемое лицо, изъяты документы, подтверждающие фактическое руководство ООО "АСС" - Р., в частности, документы свидетельствуют об осведомленности Р. об отражении в документах налогового и бухгалтерского учета взаимоотношений с "техническими" компаниями. Кроме того, в рамках предварительно расследования установлено, что ООО "АСС" передало все активы К.

В рамках уголовного дела в соответствии со ст. 115 УПК РФ арестовано имущество Р., достаточное для погашения ущерба, причиненного преступлением.

Кроме того, в рамках предварительного расследования установлено, что деятельность ООО "АСС" переведена на ИП К.

Добытые доказательства легли в основу заявления налогового органа о взыскании задолженности ООО "АСС" с ИП К. как с зависимого лица. Задолженность перед бюджетом погашена в полном объеме.

В г. Москве постановлен обвинительный приговор в отношении П. - генерального директора ООО "А", который учредил ООО "К", назначив директором своего подчиненного сотрудника С. В дальнейшем, в целях исключения очевидной связи с ООО "А", С. формально выкупил ООО "К", однако, фактическим руководителем остался П., который решал все кадровые, финансово-хозяйственные и производственные вопросы. Обе организации располагались в одном помещении, имели в штате одних и тех же сотрудников, бухгалтерский учет возложен на одного бухгалтера, что подтверждено результатами обысков с последующим осмотром изъятых документов и компьютерной техники, перепиской в мобильных телефонах, анализом расчетных счетов ООО "К", с которых перечислялись денежные средства на личные нужды П. (строительство собственного дома).

В Архангельской области следствием в дополнение к другим собранным доказательствам проведена психолого-лингвистическая судебная экспертиза переписки фактического руководителя с директором организации по электронной почте. Согласно полученному заключению со стороны бенефициара в адрес директора направлялись руководящие указания по ведению документооборота, подписанию документов и совершению финансовых операций, при этом первый по отношению ко второму занимает доминирующее положение, руководя его действиями, инициируя общение на деловые темы и осуществляя контроль над процессом общения в целом.

В Иркутской области учредитель организации руководил ею через номинального директора, который фактически выполнял обязанности мастера участка на строительных объектах. В другом уголовном деле еще на стадии процессуальной проверки в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий, в том числе прослушивания телефонных переговоров, установлено, что Г. являлся номинальным руководителем Общества, участия в его финансово-хозяйственной деятельности не принимал, денежными средствами не распоряжался, что впоследствии нашло свое объективное подтверждение. В результате уголовное дело направлено в суд в отношении реального выгодоприобретателя О.

В Республике Адыгея от органа дознания поступил материал в отношении незарегистрированного в налоговых органах Б., который осуществлял фактическую предпринимательскую деятельность, скупая и перепродавая сельскохозяйственную продукцию через номинальных индивидуальных предпринимателей, зарегистрировавшихся в этом качестве по его просьбе и не имевших никакого отношения к его деятельности.

В Астраханской области фактический руководитель организации занимал должность директора одного из ее филиалов, что было выявлено сотрудниками полиции, материал направлен в следственный орган сразу в отношении бенефициара.

В Республике Крым индивидуальный предприниматель Ж. фактически руководил ООО "Т" через своих родственников и организовал уклонение от уплаты налогов с данной организации путем оформления фиктивных взаимоотношений с фирмами-"однодневками", в том числе о предоставлении спецтехники, которая на самом деле принадлежала ему, как индивидуальному предпринимателю. В Курганской области в качестве номинального учредителя и директора налогоплательщика выступил сотрудник другой организации, принадлежащей тому же бенефициарному владельцу и расположенной по тому же адресу. В Республике Марий Эл индивидуальный предприниматель одновременно являлся фактическим руководителем индивидуального предпринимателя, в качестве которого формально была зарегистрирована его супруга. В Тульской области учредитель осуществлял фактическое руководство на основании доверенности, выданной управляющей организацией, которая ранее назначена единоличным исполнительным органом налогоплательщика.

В Омской области постановлен обвинительный приговор в отношении единственного участника и фактического руководителя ОАО "Ч" - С., который в целях сокрытия денежных средств, за счет которых должна быть взыскана недоимка по налогам, организовал реализацию продукции контрагентам и получение от них оплаты через подконтрольное ему ПАО "М", заменив сторону в договоре поставки. Полный контроль С. за финансовой деятельностью ОАО "Ч" подтвержден сменившими друг друга директорами, сотрудниками, контрагентами, электронной перепиской и телефонными соединениями, а также решением арбитражного суда при рассмотрении жалобы на решение налогового органа. Кроме того, в соответствии с договором простого товарищества между ОАО "Ч" и ПАО "Ж", генеральным директором которого являлся С., управление товариществом возлагалось на ПАО "Ж" с получением последним 95% совместных доходов. Также С. лично ездил с директорами в налоговый орган по вопросам урегулирования образовавшейся задолженности.

Помимо изначально поступивших в следственный орган материалов причастность реальных выгодоприобретателей к фактическому руководству налогоплательщиком подтверждалась в ходе следствия показаниями сотрудников организаций, в том числе бывших, их номинальных участников и руководителей, представителей контрагентов, результатами контроля и записи телефонных переговоров, сведениями о соединении между абонентами, документами, изъятыми в ходе обысков в самой организации по месту жительства бухгалтеров, руководителей, учредителей, предполагаемых бенефициаров, а также у контрагентов, протоколами выемки и осмотра средств связи и хранения информации (телефонов, планшетов, компьютеров), переписки в мессенджерах и по электронной почте, информацией о движении денежных средств по банковским счетам налогоплательщика, фиктивных контрагентов и возможных выгодоприобретателей.

По информации следственного управления по Волгоградской области, фактический руководитель распоряжающийся имуществом и денежными средствами организации, сначала устанавливался в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий (наблюдения и изучения данных средств связи). Впоследствии указанные обстоятельства подтверждались в рамках расследования путем проведения обысков, выемок, в ходе которых изымались электронные носители информации, которые осматривались с применением криминалистической техники. Как правило, при осмотре электронных носителей данных обнаруживалась переписка в мессенджерах либо по электронной почте, где реальный руководитель организации давал распоряжения аффилированному ему лицу о действиях, подлежащих выполнению для управления организацией.

В Республике Бурятия постановлен обвинительный приговор в отношении К., который после внесения принадлежащего ему ООО "М" в "черный" список, исключающий возможность его участия в тендерах, создал на подставное лицо ООО "Т", куда, в том числе, были трудоустроены сотрудники ООО "М" и которыми использовались помещения и средства производства, принадлежащие ООО "М".

В ходе расследования установлено, что номинальный генеральный директор, в отношении которого изначально поступил материал и возбуждено уголовное дело, постоянно проживал в г. Москве, а фактическое руководство осуществлял К., назначенный на должность управляющего с правами и обязанностями как у генерального директора. Фиктивный документооборот велся с организацией, которой руководил его знакомый. В целях привлечения ООО "М" денежных средств для строительства многоквартирного дома на сотрудников ООО "Т" были оформлены ипотечные кредитные договоры, по которым расчеты с банком ежемесячно производило ООО "Т". Кроме того, с расчетного счета ООО "Т" списывались денежные средства на личные расходы К. и его супруги, не являвшейся сотрудницей ООО "Т", в том числе, на погашение кредитных обязательств.

Несмотря на отрицание К. своей вины, его причастность помимо показаний номинальных руководителей, сотрудников и контрагентов подтверждена показаниями руководства и сотрудников банка, кредитовавшего ООО "Т", согласно которым все вопросы обсуждались с К., директор лишь подписывал документы. Поручителем и залогодателем по кредитам выступало ООО "М", которое продолжило расчеты по ним после банкротства ООО "Т".

Также в ООО "Т" изъяты различные приказы за подписью К. о премировании, лишении коэффициента трудового участия, рапорты и заявления работников на его имя о выделении материальной помощи, о компенсации стоимости лечения, проезда, служебные записки на имя К. от главного бухгалтера, иные кадровые и финансово-экономические документы с руководящими резолюциями К.

В Тульской области номинальность директора организации обоснована, в том числе, заключениями почерковедческих судебных экспертиз, согласно которым подписи от его имени в финансово-хозяйственных документах выполнены не им, а другим лицом с подражанием его подписи. По другому делу проведенный налоговым органом анализ движения денежных средств по счетам организаций, использованных в преступной схеме, показал, что они перечислялись, в том числе, на личные счета фактического руководителя налогоплательщика.

В Омской области постановлен обвинительный приговор в отношении фактического руководителя организации Ш., которому номинальный генеральный директор выдал доверенность на выполнение всех необходимых действий от имени Общества, включая подписание финансовых документов. Помимо прочих собранных доказательств учредитель налогоплательщика показал, что все вопросы по поводу получения дивидендов обсуждал исключительно с Ш. Кроме того, проведенными оперативно-розыскными мероприятиями установлено, что в ходе следствия Ш. давал своей помощнице указания о том, что говорить, когда ее вызовут на допрос.

Также в Омской области признан виновным С., являющийся руководителем компании, осуществляющей консультирование по вопросам права, экономики, бухгалтерии, аудита, коммерческой деятельности и управления предприятием. Судом приняты собранные следствием доказательства того, что С. создал и фактически руководил рядом организаций, которые располагались по одному адресу, а бухгалтерский и налоговый учет в них велся указанной консалтинговой фирмой.

В Ямало-Ненецком автономном округе в суд направлено уголовное дело в отношении руководителя группы компаний, который назначал из числа подчиненных сотрудников номинальных учредителей и директоров подконтрольной организации и через них осуществлял фактическое руководство, являясь бенефициарным владельцем налогоплательщика.

В Кабардино-Балкарской Республике приговором суда признан виновным К., который создал несколько организаций на подставных лиц и руководил ими через номинальных директоров. При этом во всех обществах бухгалтерский учет велся одним сотрудником, действовавшим по указанию К.

В Курганской области при вынесении приговора в отношении Ф., зарегистрировавшего несколько малоимущих лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, от имени которых вел хозяйственную деятельность, суд среди прочих доказательств указал, что бухгалтерский учет индивидуальных предпринимателей велся сотрудником ООО "С", директором которого был Ф., их налоговые декларации направлялись с использованием электронного ключа с IP-адреса ООО "С", в ходе обысков в жилище Ф. и в офисе ООО "С" обнаружена вся документация о деятельности индивидуальных предпринимателей в бумажном и в электронном виде на компьютерах. Согласно выпискам с расчетных счетов, индивидуальные предприниматели регулярно снимали крупные денежные суммы на выплату заработной платы, имея нулевой штат сотрудников.

Как показывает следственная и судебная практика, вышеперечисленные способы доказывания причастности бенефициаров к реальному управлению подконтрольными им организациями позволяют выявлять и привлекать к ответственности реальных выгодоприобретателей даже при отрицании ими своей вины.

Многие следственные органы обращают внимание на сложность доказывания причастности бенефициарных владельцев к принятию решений по финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, организации и распределению денежных потоков и прибыли, прямой заинтересованности в уменьшении налоговой нагрузки и получении материальной выгоды в силу отсутствия активного участия бенефициаров в совершении объективной стороны преступления, ограниченного круга лиц, с которыми они вступают в контакт в процессе руководства и которые в редких случаях идут на контакт с органами предварительного следствия.

Для установления данных обстоятельств требуется производство значительного объема следственных действий, в том числе, с действующими сотрудниками организации-налогоплательщика, которые находятся в прямой зависимости от бенефициара в силу подчиненности и нежелания терять работу. При этом, работники организации, как правило, являются на допросы с адвокатами, услуги которых оплачиваются бенефициарами, и дают показания, соответствующие версии лиц, являющихся фактическими руководителями организаций.


Комментарии
Оставить комментарий


Обратная связь
Видеосеминары
Правила и условия обслуживания

ООО "Аудит Санкт-Петербург" предлагает всем гостям сайта информационно-консультационные онлайн-услуги.

Онлайн-услуги включают в себя:

  • доступ к самым свежим комментариям специалистов ООО "Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • возможность задать интересующие Вас вопросы специалистам ООО "Санкт-Петербург" в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Чтобы воспользоваться указанными онлайн-услугами Вам необходимо:

  • зарегистрироваться на сайте (регистрация бесплатная);
  • выбрать интересующий вид онлайн-услуг (сервисы "Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ");
  • оплатить выбранную онлайн-услугу.

Оплата производится отдельно по каждой онлайн-услуге:

  • сервис "Статьи и комментарии" - Вы оплачиваете подписку на аналитические материалы ООО "Аудит Санкт-Петербург" и на интересующий Вас период времени (либо месяц, либо полгода) получаете полный доступ (сервис будет открыт для Вас в день оплаты услуги);
  • сервис "Вопрос-ответ" - Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста ООО "Аудит Санкт-Петербург" по интересующему Вас вопросу. Сперва Вы задаете вопрос, затем специалист компании оценивает уровень его сложности и оповещает Вас в формате электронной почты о сроке подготовки ответа и о стоимости консультации. Если предложенные специалистом условия Вас устроят, Вы оплачиваете услугу. Специалист приступает к подготовке ответа сразу после оплаты консультации.

Оплата онлайн-услуг осуществляется через платежную систему ASSIST с помощью банковских карт VISA, MasterCard, DINERS CLUB.

ASSIST – это мультибанковская система платежей по пластиковым картам через сеть интернет, позволяющая в реальном времени производить авторизацию и обработку транcакций.

Оплата по банковским картам производится путем переадресации на сайт системы ASSIST. При попадании на сайт необходимо следовать инструкции, состоящей из следующих основных шагов:

  • необходимо выбрать вид платежного средства и нажать кнопку "Продолжить";
  • необходимо указать параметры платежного средства (данные о кредитной карте) и подтвердить согласие на проведение платежа нажатием кнопки "Оплатить".

Безопасность платежей в системе ASSIST обеспечивается использованием SSL протокола для передачи конфиденциальной информации от клиента на сервер системы ASSIST для дальнейшей обработки. Дальнейшая передача информации осуществляется по закрытым банковским сетям высшей степени защиты. Обработка полученных конфиденциальных данных (реквизиты карты, регистрационные данные и др.) производится в процессинговом центре, а не на сайте ООО "Санкт-Петербург". Таким образом, никто, даже продавец слуг, не сможет получить Ваши персональные и банковские данные.

Для защиты информации от несанкционированного доступа на этапе передачи от клиента на сервер системы ASSIST используется протокол SSL 3.0, сертификат сервера (128 bit) выдан компанией Thawte – признанным центром выдачи цифровых сертификатов.

После оплаты любого из предложенных видов онлайн-услуг в адрес Вашей электронной почты будет направлено оповещение (в формате электронного сообщения), подтверждающее факт оплаты.

Возврат уплаченных за онлайн-услуги денежных средств производиться в случаях, если:

  • до момента начала оказания онлайн-услуг клиент отказался от них, представив письменное подтверждение этого по электронной почте или факсу;
  • услуга не была оказана в срок, согласованный с клиентом, и с ним не было достигнуто соглашение о новом сроке оказания услуги.

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна регистрация

Регистрация позволит Вам стать абонентом нашего сайта (регистрация бесплатная).

Зарегистрированные абоненты получают возможность оплачивать доступ ко всем закрытым сервисам сайта и пользоваться предлагаемыми услугами.

В частности, зарегистрировавшись, Вы сможете:

  • получить полный доступ к самым свежим комментариям наших специалистов в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • задать интересующие Вас вопросы нашим специалистам в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Пользование любым из указанных сервисов оплачивается отдельно:

  • в первом случае Вы можете оплатить подписку на аналитические материалы компании, как на месяц, так и на 6-месячный срок;
  • во втором случае Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста по интересующему Вас вопросу (стоимость ответа устанавливает индивидуально в зависимости от сложности задаваемого вопроса).

Оплата указанных услуг осуществляется с помощью кредитных карт: Visa, MasterCard, Diners Club.

С более подробной информацией Вы можете ознакомиться в соответствующих разделах сайта ("Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ")

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна подписка

Подписка открывает полный доступ к комментариям специалистов компании "Аудит Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов.

Кроме того, подписка позволяет абонентам комментировать материалы раздела, а также обсуждать их с другими зарегистрированными абонентами.

Для доступа к разделу Вам необходимо:

Стоимость подписки определяется исходя из тарифа:

  • 1 мес. – 5 000 руб.
  • 3 мес. – 13 000 руб.
  • 6 мес. – 24 000 руб.

Внимание!

Только до 28 марта 2011 года действует специальное предложение:

  • 1 мес. – 2 000 руб.
  • 3 мес. – 4 000 руб.
  • 6 мес. – 10 000 руб.
Вход
Забыли пароль?

Новый пароль отправлен на почту

После авторизации вы сможете изменить его в профиле на любой другой


Регистрация
  • имя свободно
    имя занято
  • пароли совпадают
    пароли не совпадают

На ваш электронный ящик отправлено сообщение содержащее параметры активации вашего аккаунта.

Обычно, время доставки сообщения составляет не более трех минут

Письмо не пришло?  Запросить повторно отправлено