Уточненное сообщение о последних изменениях НК РФ 2022 г. с учетом полной информации о подписании и публикации всех рассмотренных законов

Информируем о последнем пакете изменений НК РФ, принятых в 2022 году.

Речь идет о федеральных законах, одобренных Советом Федерации Федерального Собрания на последнем заседании 2022 года (23.12.2022), подписанных и официально опубликованных на портале правовой информации http://pravo.gov.ru 28.12.2022 и 29.12.2022.

Всего в последний налоговый пакет законов 2022 года вошло 7 федеральных законов, из которых четыре были подписаны и опубликованы 28.12.2022, три - 29.12.2022.

Из них, на наш взгляд, наибольший интерес для абсолютного большинства лиц может представлять Федеральный закон от 28.12.2022 № 565-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и отдельные законодательные акты РФ о налогах и сборах" (опубликован на портале правовой информации http://pravo.gov.ru в день своего подписания)

Этот закон корректирует только недавно введенные правила о едином налоговом счете, едином налоговом платеже, формировании сальдо единого налогового счета, а также предусматривает иные изменения (в том числе, переносит срок представления налоговыми агентами в налоговые органы сведений о невозможности удержания НДФЛ, вводит особые правила расчета прибыли контролируемых иностранных компаний на 2022 - 2025 гг.).

Наиболее существенные положения этого закона более подробно рассмотрены нами в первую очередь ниже по тексту.

Остальные законы из рассматриваемого пакета (каждый из них официально опубликован на портале http://pravo.gov.ru в день своего подписания), как нам кажется, затрагивают более частные вопросы налогообложения:

- Федеральный закон от 28.12.2022 № 561-ФЗ "О внесении изменений в статьи 213.1 и 255 части второй НК РФ" касается вопросов налогообложения по НДФЛ и налогу на прибыль в связи с заключением договоров негосударственного пенсионного обеспечения;

- Федеральный закон от 28.12.2022 № 564-ФЗ "О внесении изменений в статью 4 части первой и часть вторую НК РФ и отдельные законодательные акты РФ" вводит особенности налогообложения по отдельным налогам и специальные правила применения норм НК РФ для вновь присоединенных к РФ территорий и их резидентов, а также затрагивает вопросы применения ККТ на этих территориях.

- Федеральный закон от 28.12.2022 № 566-ФЗ "О внесении изменений в главы 25 и 26 части второй НК РФ" связан с введением нового вида налогового вычета по налогу на добычу полезных ископаемых;

- Федеральный закон от 29.12.2022 № 583-ФЗ "О внесении изменений в статью 333.33 части второй НК РФ" рассматривает частный вопрос изменения размеров госпошлины;

- Федеральный закон от 29.12.2022 № 596-ФЗ "О внесении изменений в статью 149 части второй НК РФ и о признании утратившей силу части 6 статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую НК РФ" уточняет порядок освобождения от НДС операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями;

- Федеральный закон от 29.12.2022 № 619-ФЗ "О внесении изменения в статью 217 части второй НК РФ" уточняет один из видов освобождаемых от НДФЛ доходов.

Еще одним важным документом в сфере налогового права стал официально опубликованный 29.12.2022 Федеральный закон от 29.12.2022 № 576-ФЗ "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь об общих принципах налогообложения по косвенным налогам". Сам Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь об общих принципах налогообложения по косвенным налогам был подписан в Москве 03.10.2022 и предусматривает, что стороны договора должны привести свое налоговое законодательство в отношении НДС и акцизов в соответствие с общими принципами, сформулированными в Договоре, до 01.01.2023. Действие Договора распространяется на отношения между странами и не регулирует отношения между странами и налогоплательщиками. Т.е. Договор определяет, как и что должно измениться в национальном законодательстве стран по косвенным налогам, но сам по себе напрямую он ничего не меняет (более того, как нам кажется, очевидно, что и выполнить условие о внесении всех необходимых по Договору изменений к 01.01.2023 также будет уже невозможно). В отношении международных соглашений (включая порядок применения косвенных налогов в рамках Договора о ЕАЭС) Договор говорит, что его положения "не затрагивают прав и обязанностей Сторон по заключенным ими иным международным договорам".

Полный текст Договора для оценки того, по каким именно направлениям в части НДС, акцизов и налогового контроля за их уплатой должно будет реформироваться законодательство РФ и Республики Беларусь, может быть дополнительно направлен в Ваш адрес по Вашему запросу.

Далее нами представлен Обзор основных положений всех перечисленных выше законов, которые вносят изменения в НК РФ, начиная с самого важного, на наш взгляд, для наиболее широкого круга лиц - Федерального закона от 28.12.2022 № 565-ФЗ и далее в порядке нумерации рассматриваемых законов.

1. Федеральный закон от 28.12.2022 № 565-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и отдельные законодательные акты РФ о налогах и сборах".

Данный Закон (далее - также Закон № 565-ФЗ) вносит масштабные по своему объему изменения в НК РФ и отдельные федеральные законы, корректируя, в основном, те положения, которые еще только недавно были приняты Федеральным законом от 14.07.2022 № 263-ФЗ и должны вступить в силу с 01.01.2023. Мы имеем в виду правила об уплате предусмотренных НК РФ платежей в виде единого налогового платежа (ЕНП), перечисляемого на единый налоговый счет налогоплательщика (ЕНС).

Часть таких изменений носит редакционный характер, часть устраняет явные неточности изменений, ранее внесенных Федеральным законом от 14.07.2022 № 263-ФЗ (такого рода правки нами подробно далее не рассматриваются), а часть действительно несколько меняет ранее сформулированные правила.

Отдельные положения Закона № 565-ФЗ в принципе нельзя назвать связанными с режимом уплаты налогов в виде ЕНП.

Абсолютное большинство норм Закона вступает в силу или с момента своего официального опубликования или с 01.01.2023 (что, учитывая дату опубликования Закона, 28.12.2022, является практически "одним и тем же" и не приводит к каким-то существенным отличиям в применении новых норм для налогоплательщиков и налоговых органов).

Рассмотрим наиболее важные предусмотренные Законом № 565-ФЗ изменения подробнее.

Пожалуй, одними из самых значимых для абсолютного большинства налогоплательщиков могут стать изменения, внесенные рассматриваемым Законом не в НК РФ, а в статью 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ, которая определяла общие правила формирования сальдо ЕНС на 01.01.2023 и отдельные переходные вопросы налогового контроля в связи с вступлением в силу с 2023 года новых правил.

Во-первых, Законом № 565-ФЗ впервые зафиксированы положения, касающиеся уплаченных в 2022 году страховых взносов за расчетные периоды 2022 года, по которым в 2022 году Правительством РФ для отдельных категорий плательщиков срок уплаты был перенесен на 2023 год.

Установлено, что суммы излишне уплаченных по состоянию на 31.12.2022 страховых взносов за расчетные периоды 2022 года, сроки уплаты за которые увеличены на 12 месяцев на основании актов Правительства РФ (формально такие суммы действительно являются "излишне уплаченными", так как срок их уплаты пока еще не наступил), также, как и суммы излишне уплаченного налога на прибыль организаций, зачисленного в бюджет субъекта РФ, должны будут быть учтены налоговым органом в счет погашения сумм неисполненных обязанностей налогоплательщика начиная с наименьшей суммы в случае, если на 01.01.2023 без учета таких сумм сальдо ЕНС налогоплательщика составит отрицательную величину. Причем, в первую очередь будут использоваться для закрытия отрицательного сальдо именно указанные выше суммы уплаченных страховых взносов (а не суммы излишне уплаченного в бюджеты субъектов РФ налога на прибыль).

Оставшиеся неиспользованными в результате указанных выше правил суммы уплаченных до 01.01.2023 страховых взносов по периодам, по которым срок уплаты был перенесен на 2023 год (в том числе, например, если на 01.01.2023 у налогоплательщика сформировалось нулевое или положительное сальдо ЕНС), будут учтены в следующем порядке.

Такие суммы будут зачтены в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате страховых взносов за апрель - сентябрь 2023 года на основании расчетов по страховым взносам, представленным в налоговые органы за полугодие и 9 месяцев 2022 года. Это означает, что эти суммы не будут формировать положительное сальдо ЕНС и не смогут никуда быть использованы налоговым органом до наступления в 2023 году перенесенного с 2022 года срока платежа по ним.

Однако при этом также указано, что эти суммы будут признаны ЕНП (а значит и учтены при расчете сальдо ЕНС) "в случае возникновения отрицательного сальдо ЕНС" (не определено, в какой именно это может случиться, видимо, в том числе после 01.01.2023, но до наступления перенесенного на 2023 год срока уплаты страховых взносов за полугодие или 9 месяцев 2022 года) - так, чтобы такое отрицательное сальдо ЕНС было "закрыто" (если размера ранее уплаченных страховых взносов будет достаточно).

Таким образом, порядок всё-таки не гарантирует, что налоговый орган действительно не сможет никуда в течение 2023 года "использовать" рассматриваемые суммы уплаченных ранее срока страховых взносов за отчетные периоды 2022 года. Получается, что сам налогоплательщик использовать эти суммы не сможет (но в этой части у него есть возможность, о которой указано далее), а вот если налоговый орган выявит какую-то налоговую недоимку, то он сможет её "закрыть", учтя такие суммы страховых взносов в необходимом для этого размере.

Но при этом порядок предусматривает возможность представления налогоплательщиком заявления об отмене (полностью или частично) зачета, осуществленного налоговым органом в отношении уплаченных до 01.01.2023 страховых взносов по срокам уплаты, перенесенным на 2023 год. В этом случае суммы взносов будут "зачислены" в виде ЕНП и сформируют положительное сальдо ЕНС налогоплательщика. Это может позволить налогоплательщику вернуть себе уплаченные ранее срока страховые взносы (до наступления самого срока их уплаты в 2023 году) с тем, чтобы затем при наступлении перенесенного с 2022 года срока их уплаты опять перечислить необходимые средства на ЕНП. Таким образом налогоплательщик сможет гарантировать, что в соответствующем объеме средства точно смогут быть им "зарезервированы" в счет уплаты соответствующих страховых взносов и не будут использованы на погашение каких-либо иных налоговых обязанностей.

Во-вторых, уточнено правило формирования сальдо ЕНС на 01.01.2023, согласно которому в целях формирования такого сальдо размер совокупной обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента подлежит увеличению на сумму, соответствующую сумме уплаченных по состоянию на 31.12.2022 налогов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов, срок представления налоговых деклараций (расчетов) по которым или направления налоговым органом сообщения об исчисленных суммах налогов наступает после 01.01.2023.

Уточнениями установлено, что налогоплательщик, плательщик сбора, плательщик страховых взносов и (или) налоговый агент будет вправе до представления таких налоговых деклараций (расчетов) уточнить принадлежность уплаченных им до 31.12.2022 сумм в бюджет, на которые в соответствии с указанными выше правилами будет увеличена его совокупная обязанность при формировании сальдо ЕНС на 01.01.2023, представив уведомление об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов в отношении таких сумм налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов.

Это может быть полезно, на наш взгляд, например, в ситуации, когда налогоплательщик выявит факт излишне перечисления им до 01.01.2023 в бюджет указанных выше сумм. Без внесения приведенных выше дополнений и без представления налогоплательщиком указанного в этих дополнениях уведомления он не смог бы никак воспользоваться выявленной им суммой переплаты до наступления срока представления декларации по соответствующим платежам или срока направления налоговым органом уведомления об исчисленной сумме соответствующего налога.

В-третьих, Закон № 565-ФЗ уточнил правила, касающиеся порядка исчисления пени при представлении налогоплательщиком после 01.01.2023 уточненных налоговых деклараций (расчетов) по платежам, срок уплаты которых истек до 31.12.2022. Уточнениями зафиксированный в пункте 7 статьи 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ порядок распространен на ситуации вынесения налоговым органом решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, по которым у налогоплательщика возникает недоимка по платежам в бюджет до 01.01.2023.

В-четвертых, введена абсолютно новая норма, в соответствии с которой до 01.05.2023 совокупная обязанность налогоплательщиков, уплачивающих авансовый платеж акциза в порядке, предусмотренном пунктом 6 статьи 204 НК РФ (уплата акциза исходя из общего объема этилового спирта, закупка (передача), ввоз в РФ с территорий государств - членов ЕАЭС которого производителями алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции будет осуществляться в налоговом периоде, следующем за текущим налоговым периодом), подлежит увеличению на сумму авансового платежа акциза, указанного в извещении об уплате авансового платежа акциза, с момента представления извещения, но не ранее установленного срока уплаты соответствующего авансового платежа акциза.

Далее нами рассмотрены изменения, которые вносятся рассматриваемым Законом № 565-ФЗ непосредственно в НК РФ. При этом мы подробнее рассмотрели те из них, которые, на наш взгляд, могут представлять наибольший интерес для налогоплательщиков и которые нельзя отнести к сугубо техническим и редакционным правкам.

Среди рассмотренных нами ниже изменений сразу отдельно выделим перенос в главе 23 НК РФ срока представления налоговыми агентами в налоговый орган сведений о невозможности удержания НДФЛ (на наш взгляд, новый срок нужно будет применить, в том числе при подаче таких сведений за 2022 год). Подробнее см. ниже.

Изменения первой части НК РФ.

1.1. Изменения статьи 11.3 НК РФ "Единый налоговый платеж. Единый налоговый счет".

Во вводимой в действие с 01.01.2023 статье 11.3 НК РФ Закон № 565-ФЗ уточнил дату, на которую для целей формирования сальдо ЕНС будут отражаться обязательства налогоплательщика в отношении уточненных налоговых деклараций (расчетов), в которых по сравнению с ранее представленными в налоговые органы налоговыми декларациями (расчетами) уменьшены причитающиеся к уплате суммы налогов (сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов) и налоговых уведомлений, направляемых физическим лицам (в том числе для налогоплательщиков, в отношении которых проводится налоговый мониторинг). В целом, на наш взгляд, изменения носят именно уточняющий характер.

Более существенным может стать указание на новый вид платежей, не учитываемых в составе совокупной обязанности налогоплательщика (новый подпункт 5 пункта 7 статьи 11.3 НК РФ). Такими платежами стали суммы налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, по которым принято решение о временном (на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки) приостановлении уплаты суммы задолженности в соответствии со статьей 64 НК РФ.

1.2. Изменения статьи 25.15 НК РФ "Порядок учета прибыли контролируемой иностранной компании при налогообложении".

Данные изменения - одни из немногих, которые никак не связаны с вводимым с 01.01.2023 режимом уплаты налогов в виде ЕНП.

Правки предусматривают особые правила, которые могут быть учтены при расчете прибыли контролируемой иностранной компании (КИК) с учетом её уменьшения на величину распределения такой выплаты (например, в виде дивидендов).

Такие "особые правила" введены в новые пункты 1.2 и 1.3 статьи 25.15 НК РФ, и они предусматривают возможность для контролирующего лица - российской организации вместо уменьшения прибыли КИК на сумму её распределения, уменьшить такую прибыль на величину самой прибыли КИК, определяемой по правилам статьи 309.1 НК РФ (например, по данным её бухгалтерской отчетности, подтвержденной аудитом). Для использования такой возможности должны выполняться следующие условия (одновременно):

- в отношении КИК или контролирующего лица введены иностранные санкции в виде запрета на распределение и использование прибыли;

- выплата соответствующих дивидендов (распределенной прибыли) по состоянию на дату окончания календарного года, следующего за годом, за который составляется финансовая отчетность КИК, не производилась;

- государство (территория) постоянного места нахождения КИК не включено в перечень оффшоров, утвержденный Приказом МФ РФ от 13.11.2007 № 108н.

Для применения этого порядка контролирующее лицо ежегодно не позднее 20 марта представляет в налоговый орган вместе с налоговой декларацией по налогу на прибыль организаций документы, подтверждающие размер прибыли КИК, а также соблюдение указанных выше условий.

Также определены особенности пересчета прибыли КИК в случае прекращения выполнения хотя бы одного из указанных выше условий или утраты налогоплательщиком статуса контролирующего лица.

Закон № 565-ФЗ определяет, что указанные выше новые правила применяются в отношении порядка определения прибыли КИК в целях налогообложения за налоговые периоды 2022 - 2025 годов.

1.3. Изменения статьи 75 НК РФ "Пени".

Закон № 565-ФЗ расширил перечень видов недоимки, на которую пени не начисляются, включив в пункт 7 статьи 75 НК РФ новый подпункт 5 с указанием на суммы недоимки, в отношении которой принято решение о предоставлении отсрочки, рассрочки. По такой недоимке пени прекратят начисляться со дня, следующего за днем принятия указанного решения. В случае невступления решения о предоставлении отсрочки, рассрочки в силу по основаниям, указанным в пункте 10 статьи 64 НК РФ (при отсутствии в течение 30 календарных дней, следующих за днем принятия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки, заключенных договора залога имущества, договора поручительства, предоставленной банковской гарантии либо при отказе в согласовании (полностью или частично) финансовыми органами субъектов РФ, муниципальных образований факта предоставления отсрочки) начисление пеней возобновится со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении отсрочки, рассрочки, т.е. фактически начисление пени будет осуществлено так, как будто оно и не прекращалось осуществляться.

1.4. Изменения статьи 79 НК РФ "Возврат денежных средств, формирующих положительное сальдо единого налогового счета".

Правками исключено указание на то, что заявление на возврат излишне уплаченных сумм НДФЛ по статье 227.1 НК РФ (уплата НДФЛ нерезидентами за себя в течение года в виде фиксированных платежей), налога на профессиональный доход ("налог на самозанятых") и сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (т.е. платежей, которые уплачиваются в бюджет не в качестве ЕНП), может быть представлено в налоговый орган "в произвольной форме". Таким образом, для возврата и этих уплаченных в бюджет сумм с 2023 года потребуется заявление, составленное по форме, утвержденной ФНС РФ.

Изменения второй части НК РФ.

1.5. Изменения главы 21 НК РФ "НДС".

В правилах применения заявительного порядка возмещения НДС (статья 176.1 НК РФ) уточнено, что налогоплательщики, имеющие право на применение заявительного порядка возмещения, реализуют данное право путем подачи в налоговый орган заявления о применении заявительного порядка возмещения налога, в котором налогоплательщик не "должен", а "вправе" указать реквизиты открытого счета в банке для осуществления на него возврата средств. Исключено положение о том, что налогоплательщик обязан самостоятельно уплатить суммы, указанные в решении налогового органа об отмене (полностью или частично) решения о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке, в течение 5 рабочих дней с даты его получения (но данное исключение мы связываем с действием режима ЕНП, при котором уплата налогов не обязательна, если у налогоплательщика имеется требуемое положительно сальдо ЕНС). Аналогичные правки внесены и в главу 22 НК РФ "Акцизы" в отношении порядка возмещения сумм данного налога (статья 203.1 НК РФ).

1.6. Изменения главы 23 НК РФ "НДФЛ".

А. Изменения статьи 214.6 НК РФ "Особенности исчисления и уплаты налога в отношении доходов по государственным ценным бумагам, муниципальным ценным бумагам, а также по эмиссионным ценным бумагам, выпущенным российскими организациями, выплачиваемых иностранным организациям, действующим в интересах третьих лиц".

В данной статье ранее не был изменен срок уплаты исчисленного налоговым агентом НДФЛ в бюджет. Такой срок был сформулирован, как "на 30-й день с даты исчисления суммы налога". Закон № 565-ФЗ его меняет на срок "не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором был исчислен налог".

Б. Изменения статьи 226 НК РФ "Особенности исчисления налога налоговыми агентами. Порядок и сроки уплаты налога налоговыми агентами".

В статье 226 НК РФ Закон № 565-ФЗ предусмотрел сразу несколько важных, на наш взгляд, для большинства налоговых агентов изменений:

- Изменен срок представления налоговым агентом в налоговый орган сведений при невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму НДФЛ.

Ранее при переносе сроков уплаты НДФЛ и представления отчетов по этому налогу срок представления сведений о невозможности удержания НДФЛ "не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом" был сохранен. Но теперь Закон № 565-ФЗ и этот срок перенесен на "не позднее 25 февраля год, следующего за истекшим налоговым периодом".

Срок подачи сведений о невозможности удержания НДФЛ с 01 марта на 25 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, перенесен и в статье 226.1 НК РФ (о других изменениях данной статьи см. далее).

В отличие от других норм рассматриваемого Закона № 565-ФЗ, перенос срока представления сведений о невозможности удержания НДФЛ вступает в силу по истечении 1-го месяца с момента официального опубликования, т.е. с 28.01.2023. Никаких иных переходных положений в соответствующей части Закон более не содержит.

На наш взгляд, так как новый срок в любом случае вступает в силу до наступления срока исполнения обязанности по представлению сведений о невозможности удержания НДФЛ за 2022 год, и с учетом того, что ничего иного Закон № 565-ФЗ прямо не устанавливает, новый срок (не позднее 25 февраля) необходимо будет применить при подаче соответствующих сведений уже за 2022 год. Т.е. с учетом того, что 25.02.2023 - это суббота, за 2022 год соответствующие сведения мы считаем надо будет подать не позднее 27.02.2023.

- Из текста пункта 7 статьи 226 НК РФ исключены все положения, касающиеся особенностей уплаты НДФЛ в бюджет налоговыми агентами по месту своего нахождения и месту нахождения своих обособленных подразделений в зависимости от размера исчисленной суммы налога в отношении конкретного налогоплательщика (более или менее 650 тыс. руб.).

"Новые" правила в этой части устанавливают лишь то, что "сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в соответствии со статьей 224 НК РФ и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, перечисляется по месту учета налогового агента в налоговом органе (месту его жительства), а также по месту нахождения каждого его обособленного подразделения". При этом, как нам кажется, практического влияния на имеющих обособленные подразделения налоговых агентов эта правка не окажет.

- статья 226 НК РФ дополнена новой нормой, еще более усиливающей правило, по которому налоговый орган в отношении выявленных сумм недоимок по НДФЛ будет осуществлять взыскание таких недоимок с налоговых агентов, а не налогоплательщиков.

Вводимый Законом № 565-ФЗ новый пункт 10 статьи 226 НК РФ устанавливает, что в случае выявления по результатам проведенной налоговым органом налоговой проверки факта неправомерного неудержания налоговым агентом сумм НДФЛ указанные суммы налога подлежат доначислению налоговому агенту.

В. Изменения статьи 226.1 НК РФ "Особенности исчисления и уплаты налога налоговыми агентами при осуществлении операций с ценными бумагами, операций с производными финансовыми инструментами, а также при осуществлении выплат по ценным бумагам российских эмитентов".

В статье 226.1 НК РФ изменены правила о сроках уплаты в бюджет НДФЛ указанными в этой статье налоговыми агентами, и эти сроки приведены в соответствие с общими сроками уплаты НДФЛ налоговыми агентами по вступающей в силу с 2023 года редакции главы 23 НК РФ. Сравнение измененных в статье 226.1 НК РФ правил о сроках уплаты НДФЛ в бюджет приведено в таблице ниже.

 

Пункт 9 статьи 226.1 НК РФ (в редакции без учета рассматриваемых правок) Пункт 9 статьи 226.1 НК РФ с учетом положений Закона № 565-ФЗ
Если иное не установлено статьей 214.9 НК РФ, налоговый агент уплачивает удержанный у налогоплательщика налог в срок не позднее 28-го числа месяца, следующего за наиболее ранней из следующих дат:

 

1) дата окончания соответствующего налогового периода;

 

2) дата истечения срока действия последнего по дате начала действия договора, на основании которого налоговый агент осуществляет выплату налогоплательщику дохода, в отношении которого он признается налоговым агентом;

 

3) дата выплаты денежных средств (передачи ценных бумаг).

Если иное не установлено статьями 214.6 и 214.9 НК РФ, налоговый агент уплачивает налог:

 

 

- удержанный за период с 23-го числа предыдущего месяца по 22-е число текущего месяца
у налогоплательщика, в срок не позднее 28-го числа текущего месяца,

 

 

- удержанный за период с 1 по 22 января - не позднее 28 января текущего года,

 

- за период с 23 по 31 декабря - не позднее последнего рабочего дня календарного года.

Идентичным образом переформулированы сроки уплаты НДФЛ в бюджет для налоговых агентов по операциям с цифровыми финансовыми активами в пункте 7 статьи 226.2 НК РФ.

Кроме этого статья 226.1 НК РФ дополнена следующим новым правилом (не имеющим прямого отношения к вводимому с 2023 года режиму уплаты налогов в виде ЕНП): профессиональный участник рынка ценных бумаг, исполняющий обязанности налогового агента, получивший в 2022 году ценные бумаги, принадлежащие налогоплательщику - физическому лицу, от другого профессионального участника рынка ценных бумаг в связи с исполнением принятого (принятых) в 2022 году решения (решений) ЦБ РФ, при определении налоговой базы по доходам от операций с такими ценными бумагами вправе учитывать фактически осуществленные расходы налогоплательщика, связанные с приобретением и хранением указанных ценных бумаг, на основании документов и (или) сведений, переданных ему этим другим профессиональным участником рынка ценных бумаг, в том числе с использованием системы электронного документооборота. Налоговый агент обязан хранить такие документы и сведения, подтверждающие расходы налогоплательщика, в течение 5 лет.

1.7. Изменения главы 25 НК РФ "Налог на прибыль организаций".

А. Изменения статьи 287 НК РФ "Сроки и порядок уплаты налога и налога в виде авансовых платежей".

В статье 287 НК РФ Закон № 565-ФЗ изменил один из "оставшихся" ранее в прежней редакции сроков уплаты налога на прибыль - в данном случае для налога с доходов по государственным и муниципальным ценным бумагам, при обращении которых предусмотрено признание доходом, полученным продавцом в виде процентов, сумм накопленного процентного дохода (накопленного купонного дохода), подлежащих налогообложению в соответствии с пунктом 4 статьи 284 НК РФ у получателя доходов. Для таких сумм налога срок уплаты в бюджет ранее был установлен как "в течение 10 рабочих дней по окончании соответствующего месяца отчетного (налогового) периода, в котором получен доход", а рассматриваемый Закон унифицирует этот срок со всеми иными сроками уплаты налога на прибыль (и иных налогов) по НК РФ - "не позднее 28 числа месяца, следующего за месяцем, в котором получен соответствующий доход".

Б. Изменения статьи 288 НК РФ "Особенности исчисления и уплаты налога налогоплательщиком, имеющим обособленные подразделения".

В пункте 4 статьи 288 НК РФ до сих пор было указано, что уплата авансовых платежей и суммы налога на прибыль по итогам налогового периода в бюджеты субъектов РФ по месту нахождения обособленных подразделений осуществляется не позднее срока, установленного статьей 289 НК РФ для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный или налоговый период. Однако с 01.01.2023 сроки уплаты налога на прибыль были "отвязаны" от сроков представления деклараций, а пункт 4 статьи 288 НК РФ, очевидно, ошибочно остался неоткорректированным. Закон №565-ФЗ эту ошибку устраняет и указывает на уплату авансов по налогу на прибыль и сам налог в бюджеты субъектов РФ по срокам, указанным в пункте 1 статьи 287 НК РФ (25 число соответствующего месяца в зависимости от того, о каком именно отчетном или налоговом периоде по налогу на прибыль идет речь).

В. Изменения статьи 310.1 НК РФ "Особенности исчисления и уплаты налога в отношении доходов по государственным ценным бумагам, муниципальным ценным бумагам, а также по эмиссионным ценным бумагам, выпущенным российскими организациями, выплачиваемых иностранным организациям, действующим в интересах третьих лиц".

В данной статье Закон № 565-ФЗ также унифицировал ранее оставшийся неизменным срок уплаты налога на прибыль в бюджет. Пункт 11 статьи 310.1 НК РФ до сих пор устанавливал, что указанные в данной статье налоговые агенты обязаны уплатить сумму исчисленного налога в бюджет на 30-й день с даты его исчисления. Теперь же этот срок изменен на "не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором был исчислен налог".

1.8. Изменения главы 25.1 НК РФ "Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов".

В статье 333.5 НК РФ для уплаты сумм сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов в виде регулярных взносов ранее был сохранен срок "ежемесячно не позднее 20-го числа начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором было выдано разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов". Закон № 565-ФЗ изменил срок "не позднее 20-го числа" на срок "не позднее 28-го числа", что стыкуется с единым "платежным днём" в течение месяца для уплачиваемых по НК РФ в виде ЕНП платежей в бюджет (хотя сам данный вид сбора согласно НК РФ сможет уплачиваться плательщиками по-прежнему не в виде ЕНП).

1.9. Изменения главы 25.3 НК РФ "Государственная пошлина".

Закон № 565-ФЗ откорректировал статью 333.40 НК РФ, в которой установлены правила возврата государственной пошлины. Напомним, с 2023 года эти правила будут применяться для возврата госпошлины, уплаченной не в качестве ЕНП (конкретные случаи возврата госпошлины, к которым применяется эта статья, перечислены в её пункте 1), при этом для такого возврата, в частности, сохранится требование о 3-х летнем сроке с момента уплаты (отсутствующее для возврата платежей, учитываемых в качестве ЕНП).

Рассматриваемыми изменениями исключено требование о необходимости приложения к заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) госпошлины подлинных платежных документов (в случае, если госпошлина была уплачена в наличной форме). В результате изменений независимо от формы, в которой была уплачена госпошлина (наличная или безналичная), к заявлению о её возврате надо будет приложить или сами платежные документы об её уплате в бюджет, или их копии.

1.10. Изменения главы 25.4 НК РФ "Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья".

Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья - оставался одним из немногих налоговых платежей по НК РФ, для которого Федеральный закон от 14.07.2022 № 263-ФЗ при введении с 01.01.2023 режима ЕНП и ЕНС не изменил крайний срок уплаты на 28-е число соответствующего месяца. Такое изменение предусмотрел рассматриваемый Закон № 565-ФЗ. Он в статье 333.55 НК РФ срок уплаты налога "не позднее 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (годом)" заменил на срок "не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (годом)".

1.11. Изменения главы 26.1 НК РФ "Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН)".

Еще одним примером, когда срок уплаты налогов Федеральным законом от 14.07.2-22 № 263-ФЗ при введении режима ЕНП не был "перенесен" на единое платежное число - 28-е число соответствующего месяца, были авансовые платежи по ЕСХН, для которых по какой-то причине был сохранен срок внесения в бюджет "не позднее 25 календарных дней со дня окончания отчетного периода (квартала)". Рассматриваемыми правками 25-е число было заменено на 28-е, и в этой части "расхождений" с общим порядком уплаты налоговых платежей в бюджет в виде ЕНП более не будет.

1.12. Изменения главы 29 НК РФ "Налог на игорный бизнес".

Для данного налога ранее оставшийся "неперенесенным" на 25-е число соответствующего месяца срок представления налоговой декларации изменен. Срок "не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом" заменен на срок "не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (месяцем)".

1.13. Изменения главы 31 НК РФ "Земельный налог".

В главе 31 НК РФ Закон № 565-ФЗ уточнил норму о применении к сумме земельного налога повышающего коэффициента 2,0 в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, на период такого строительства. Предполагалось, что с 01.01.2023 пункт 1 статьи 396 НК РФ будет устанавливать, что в случае завершения такого жилищного строительства и государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости до истечения 3-х летнего срока сумма налога, уплаченного за этот период сверх суммы налога, исчисленной с учетом коэффициента 1, признается суммой излишне уплаченного налога и подлежит учету при формировании сальдо единого налогового счета налогоплательщика.

Закон переформулировал это правило, вместо него установив, что "в случае государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости до истечения 3-х летнего срока сумма налога, исчисленного за период применения коэффициента 2, подлежит перерасчету с учетом коэффициента 1. О том, к чему именно этот пересчет приводит (формируется или не формируется при этом положительное сальдо ЕНС у налогоплательщика), напрямую ничего не говорится.

Как нам кажется, практического значения для налогоплательщиков данное переформулирование иметь не будет.

1.14. Изменения главы 33 НК РФ "Торговый сбор".

Торговый сбор - был последним из упоминаемых в НК РФ виде платежей в бюджет, уплачиваемых с 01.01.2023 в режиме ЕНП, для которого срок уплаты не был перенесен на "единое" платежное число в течение месяца. Пункт 2 статьи 417 НК РФ по-прежнему должен был устанавливать, что уплата сбора производится не позднее 25-го числа месяца, следующего за периодом обложения (квартал). Рассматриваемый Закон № 565-ФЗ исправил эту ситуацию и перенес срок уплаты торгового сбора на "не позднее 28-го числа месяца, следующего за периодом обложения (кварталом)".

1.15. Изменения режима для "самозанятых" и режима "Автоматизированная УСН".

Положения Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" (так называемый "налоговый режим для самозанятых") приведены в соответствие с правилами об уплате налогов в режиме единого налогового платежа и формированием единого счета налогоплательщика.

С практической точки зрения для самих "самозанятых" самым важным изменением, на наш взгляд, будет перенос срока уплаты налога в рамках данного режима с 25-го на 28-е число месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (месяцем). Соответственно, и в этой части уплата налогов "самозанятыми" приведена в соответствие с новыми правилами об уплате налогов, сборов, страховых взносов (хотя сам налог, уплачиваемый в рамках данного налогового режима, как и весь соответствующий налоговый режим, пока что не введён в НК РФ и не отнесен к платежам, уплачиваемым в виде ЕНП).

В Федеральный закон от 25.02.2022 № 17-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения" внесены изменения в пункты 8 и 9 статьи 17, в которых установлены сроки передачи в налоговые органы информации о суммах выплаченных физическим лицам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных суммах НДФЛ в отношении таких доходов. Новые сроки такой передачи в точности повторяют сроки представления в налоговые органы аналогичной информации налоговыми агентами по главе 23 НК РФ в редакции, действующей с 01.01.2023 (за период с 23-го числа предыдущего месяца по 22-е число текущего месяца в срок не позднее 25-го числа текущего месяца, за период с 1 по 22 января - в срок не позднее 25-го числа текущего месяца, за период с 23 по 31 декабря - в срок не позднее последнего рабочего дня календарного года).

Помимо этого, для лиц на Автоматизированной УСН закреплено отсутствие необходимости представления ими в налоговый орган нового вида налоговой отчетности, вводимого с 01.01.2023 - предусмотренных пунктом 9 статьи 58 НК РФ уведомлений об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов.

2. Федеральный закон от 28.12.2022 № 561-ФЗ "О внесении изменений в статьи 213.1 и 255 части второй НК РФ".

В главе 23 НК РФ "НДФЛ" Закон № 561-ФЗ изменил положения статьи 213.1 "Особенности определения налоговой базы по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам обязательного пенсионного страхования, заключаемым с негосударственными пенсионными фондами". А именно: Закон уточнил, что при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются не все суммы пенсий, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным физическими лицами с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами в пользу других лиц, а все суммы указанных пенсий, кроме "сумм пенсий, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным физическими лицами с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами в пользу членов семьи и (или) близких родственников в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации (супругов, родителей и детей, в том числе усыновителей и усыновленных, дедушки, бабушки и внуков, полнородных и неполнородных (имеющих общих отца или мать) братьев и сестер), детей-инвалидов, находящихся под опекой (попечительством)".

Вступает в силу данное изменение с 01.01.2023.

С этой же даты вступает в силу касающееся выплат по договорам, дающим право на получение негосударственной пенсии, предусмотренное тем же Законом № 561-ФЗ изменение статьи 255 НК РФ "Расходы на оплату труда" главы 25 "Налог на прибыль организаций". Нормы НК РФ в редакции, действующей на момент принятия рассматриваемых поправок, напрямую не предполагали права на учет в расходах при налогообложении прибыли взносов по договору негосударственного пенсионного обеспечения, предусматривающему назначение негосударственной пенсии ранее срока выхода застрахованного на страховую пенсию и (или) пенсию по государственному пенсионному обеспечению. В соответствии с таким регулированием дополнительное пенсионное страхование работников, пенсионные программы которых предусматривают выплату негосударственной пенсии по достижении возраста 55 и 60 лет для женщин и мужчин соответственно (т.е. ранее срока выхода их на пенсию по законодательству РФ), оказалось в невыгодном с налоговой точки зрения положении. Внесенные в пункт 16 статьи 255 НК Ф рассматриваемым Законом № 561-ФЗ правки устраняют эту несправедливость.

3. Федеральный закон от 28.12.2022 № 564-ФЗ "О внесении изменений в статью 4 части первой и часть вторую НК РФ и отдельные законодательные акты РФ".

Закон № 564-ФЗ посвящен дополнительному регулированию вопросов налогообложения на вновь присоединенных к РФ территориях. Предусмотренные им изменения вступили в силу сразу с момента своего официального опубликования, т.е. с 28.12.2022.

Изменения первой части НК РФ.

Статья 4 первой части НК РФ дополняется новым пунктом 3.1, в котором будут установлены особые полномочия Правительства сроком действия до 31.12.2023 издавать нормативные правовые акты, предусматривающие особенности применения законодательства о налогах и сборах на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области в 2023 году.

Указанные нормативные акты смогут коснуться, в частности, следующих вопросов:

- порядка постановки на учет в налоговых органах организаций и физических лиц;

- порядка перехода налогоплательщиков на указанных территориях на специальные налоговые режимы;

- порядка налогового учета расходов, понесенных налогоплательщиками до 31.12.2022 (включительно);

- установления оснований и условий неприменения ответственности в виде штрафов к лицам, состоящим на учете в налоговых органах по месту нахождения (месту жительства) на указанных территориях, за нарушение установленного способа представления налоговой декларации (расчета), нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (базы для исчисления страховых взносов) и (или) за неуплату сумм налога (сбора, страховых взносов) (штрафы по статьям 119.1, 120 и 122 НК РФ).

Изменения второй части НК РФ.

Во второй части НК РФ Закон № 564-ФЗ ввёл особенности налогообложения для налогоплательщиков на новых территориях в отношении:

- сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, взимаемых по правилам главы 25.1 НК РФ (изменения внесены в статьи 333.1 и 333.4-1 НК РФ);

- налога на добычу полезных ископаемых, взимаемого по правилам главы 26 НК РФ (изменения внесены в статью 334 НК РФ);

- упрощенной системы налогообложения по главе 26.2 НК РФ (изменения статьи 346.20 НК РФ о праве понизить ставку взимаемого в связи с применением УСН налога до 0%);

- патентной системы налогообложения для индивидуальных предпринимателей по главе 26.5 НК РФ (изменена статья 346.50 НК РФ о праве на новых территориях понизить ставку налога на 2023 и 2024 гг. до 0%).

Помимо этого, не внося изменения во вторую часть НК РФ, Закон № 564-ФЗ в своей статье 5 определил следующее:

1) для целей НДФЛ:

- определен порядок признания лиц, имевших постоянное место жительства на новых территориях по состоянию на 30.09.2022, налоговым резидентом в 2022 году. Для этого надо, чтобы лицо представило в налоговый орган по месту своего жительства (в налоговый орган по месту пребывания при отсутствии у физического лица места жительства на территории РФ) заявление в произвольной форме в срок не позднее срока представления декларации по НДФЛ за 2022 год (т.е. не позднее 02.05.2023);

- для указанных выше лиц (независимо от подачи ими вышеназванного заявления) в 2022 году освобождаются от НДФЛ доходы, полученные ими от юридических и физических лиц, имевших местонахождение (место жительства) на новых территориях, доходов, полученных от источников на Украине, а также доходов от источников в РФ при условии, что с таких доходов был уплачен налог в соответствии с законодательством указанных территорий (как подтвердить этот факт, особенно в отношении налогов, уплаченных по законодательству Украины, на сегодня не очень понятно);

- физические лица, имевшие постоянное место жительства на новых территориях на 30.09.2022, в 2023 году на каждую дату получения ими дохода будут признаваться налоговыми резидентами. В случае, если по итогам 2023 года статус налогового резидента для них не подтвердится (число дней пребывания в РФ будет меньше 183) налогоплательщик должен будет представить в налоговый орган по сроку представления декларации по НДФЛ за 2023 год заявление о неподтверждении статуса налогового резидента для налогового периода 2023 года, составленное в произвольной форме (понять, зачем будет необходима подача такого заявления именно для лиц из новых территорий, для нас пока не представляется возможным, сам Закон № 564-ФЗ никаких прямых специальных последствий такой подачи (как и неподачи) не предусматривает);

2) по налогу на прибыль организаций:

- налогоплательщики, которые на день принятия новых территорий в РФ имели в соответствии с учредительными документами место нахождения на этих территориях, начиная с первого отчетного периода по налогу на прибыль уплачивают авансовые платежи в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 287 НК РФ (т.е. только квартальные платежи);

- указанные налогоплательщики вправе перейти до окончания 2023 года на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли, уведомив об этом налоговый орган не позднее 20-го числа месяца, на который приходится окончание отчетного периода, начиная с которого осуществляется переход на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли.

3) по патентной системе налогообложения:

- установлено, что Законы Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области о введении в действие патентной системы налогообложения, принятые и опубликованные до 31.03.2023, применяются в 2023 году начиная с месяца, следующего за месяцем опубликования соответствующего закона.

4) по региональным и местным налогам:

- установлено, что региональные и местные налоги на новых территориях могут быть установлены и введены в действие законами соответствующих субъектов РФ и нормативными актами представительных органов муниципальных образований начиная с налогового периода, дата начала которого приходится на 01.01.2024. Означает ли это, что такие виды налогов, как транспортный, земельный налоги, налог на имущество организаций и физических лиц до 01.01.2024 на этих территориях и не будут взиматься, однозначно не установлено. На наш взгляд, сделать такой вывод нельзя (по НК РФ если региональные власти не принимают на своих территориях соответствующие законы, региональные и местные налоги должны взиматься на этих территориях по правилам и ставкам, определенным в НК РФ).

Напомним, что ранее в 2022 году был принят Федеральный закон от 21.11.2022 № 443-ФЗ, которым были установлены особенности налогообложения, касающиеся вновь присоединенных территорий в отношении НДС, акцизов, налога на прибыль организаций и государственной пошлины.

Изменения закона о налоговых органах.

В Закон РФ от 21.03.1991 № 943-1 "О налоговых органах РФ" внесено положение о том, что налоговый контроль на новых территориях в отношении закончившихся до 31.12.2022 (включительно) налоговых периодов финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, зарегистрированных на соответствующих территориях, осуществляется налоговыми органами в формах, предусмотренных нормативными правовыми актами соответствующих территорий, регулирующими налоговые правоотношения.

При этом в положения первой части НК РФ о налоговом контроле в отношении указанных положений никакие особенности не внесены.

Изменения Закона о ККТ.

По традиции последних лет Закон № 564-ФЗ вносит изменения не только в налоговое законодательство РФ, но и в иные отрасли права (хотя, по идее, это не допускается), в частности - в законодательство о применении контрольно-кассовой техники.

Установлено, что на новых территориях обязанность организаций и индивидуальных предпринимателей при осуществлении ими расчетов применять контрольно-кассовую технику наступает с 01.02.2025. При этом Правительство РФ будет вправе принять решение о продлении не более чем на 3 года указанного срока.

В этот период при осуществлении расчетов наличными деньгами или с использованием электронного средства платежа с его предъявлением по требованию покупателя (клиента) организации и предприниматели должны будут выдавать покупателям (клиентам) документ, подтверждающий факт осуществления расчета, содержащий его наименование, порядковый номер и реквизиты, установленные абзацами 4 - 12 пункта 1 статьи 4.7 Закона о применении ККТ (т.е. фактически все обязательные реквизиты кассового чека, кроме реквизитов, идентифицирующих примененную при расчетах кассовую технику, адреса e-mail отправителя кассовых чеков покупателю и QR-кода).

4. Федеральный закон от 28.12.2022 № 566-ФЗ "О внесении изменений в главы 25 и 26 части второй НК РФ"

Основная суть Закона № 566-ФЗ сводится к введению в главу 26 НК РФ о налоге на добыче полезных ископаемых (НДПИ) права на уменьшение суммы исчисленного по правилам этой главы налога нового вида вычета. Сам вычет вводится новой статьей 343.9 НК РФ. Данная статья описывает право на уменьшение суммы НДПИ, исчисленной при добыче кондиционных руд олова на участках недр, расположенных полностью или частично на территории Дальневосточного федерального округа в налоговых периодах, начало которых приходится на период с 01.01.2023 по 31.12.2032 включительно. Величина вычета определяется из суммы фактически оплаченных в период с 1 января 2023 года по последнее число (включительно) налогового периода, в котором применяется налоговый вычет, сумм расходов налогоплательщика на приобретение, сооружение, изготовление, доставку объектов основных средств, соответствующих требованиям, установленным в новой статье 343.9 НК РФ, и доведение таких объектов до состояния, в котором они пригодны для использования, включая расходы на разработку проектной и сметной документации, при условии что такие расходы ранее не учитывались при определении сумм налогового вычета.

Объекты основных средств и другие расходы, которые будут учитываться при определении данного нового вида вычета по НДПИ, не смогут учитываться при расчетах по налогу на прибыль - ни в качестве амортизируемого имущества, ни в качестве иных расходов, уменьшающих налоговую базу. Соответствующие изменения внесены в статьи 256, 268 и 270 главы 25 НК РФ.

Эти правки вступают в силу с 01.01.2023.

Помимо нового вида вычета, применяемого при добыче кондиционных руд олова на участках недр, расположенных полностью или частично на территории Дальневосточного федерального округа, Закон № 566-ФЗ также уточняет порядок исчисления суммы НДПИ при добыче природных алмазов налогоплательщиками, в которых прямо участвует Российская Федерация и доля такого участия составляет не менее 33%. Для таких налогоплательщиков установлено, что за налоговый период, начало которого приходится на период с 1 февраля по 31 марта 2023 года включительно, при добыче природных алмазов по совокупности всех участков недр, лицензия на пользование которыми выдана в соответствии с законодательством РФ о недрах, сумма НДПИ увеличивается на величину 9500, выраженную в миллионах рублей (новый пункт 16 статьи 343 НК РФ). Это изменение вводится в действие по истечении 1-го месяца со дня официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по НДПИ, т.е. с 01.02.2023.

5. Федеральный закон от 29.12.2022 № 583-ФЗ "О внесении изменений в статью 333.33 части второй НК РФ".

Закон переформулирует установленные в главе 25.3 НК РФ (пункт 1 статьи 333.33) правила об определении размеров госпошлины в отношении аккредитации образовательной деятельности и за признание иностранного образования и (или) иностранной квалификации. Изменения вступают в силу с 01.09.2023.

6. Федеральный закон от 29.12.2022 № 596-ФЗ "О внесении изменений в статью 149 части второй НК РФ и о признании утратившей силу части 6 статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую НК РФ".

Закон № 596-ФЗ вносит изменения в подпункт 9 пункта 3 статьи 149 НК РФ, выделяя из него ранее упомянутые там операции с драгоценными камнями в новый подпункт 9.1 пункта 3 статьи 149 НК РФ (при этом не меняя фактического порядка предусмотренного для обработанных и необработанных драгоценных камней для освобождения от НДС), и оставляя в самом подпункте 9 пункта 3 статьи 149 НК РФ только операции с драгоценными металлами.

При этом именно для операций с драгоценными металлами данный Закон расширяет состав организаций, упоминаемых в этом подпункте в качестве стороны операции, по которой применяется НДС, за счет указания на:

- аффинажные организации - специализированные организации, имеющие исключительную правоспособность по аффинажу драгоценных металлов и включенные в утвержденный Правительством РФ перечень (Постановление Правительства РФ от 17.08.1998 № 972);

- организацию, изготавливающую банкноты и монету Банка России.

Закон № 596-ФЗ вступает в силу по истечении 1-го месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по НДС. Фактически это означает, что Закон будет считаться вступившим в силу с 01.04.2022.

7. Федеральный закон от 29.12.2022 № 619-ФЗ "О внесении изменения в статью 217 части второй НК РФ".

Данный Закон вносит дополнения в пункт 65 статьи 217 НК РФ, освобождающий от НДФЛ доходы в виде суммы задолженности по ипотечному жилищному кредиту (займу) и материальной выгоды в отдельных перечисленных в этом пункте случаях реструктуризации или прекращения указанной задолженности. Новым таким случаем стало полное или частичное прекращение в 2022 и 2023 годах обязательства по ипотечному жилищному кредиту (займу), выданному кредитной организацией, находящейся на территории РФ, налогоплательщику, не являющемуся взаимозависимым лицом с такой кредитной организацией.

Обратите внимание, никаких оснований указанного прекращения, чтобы возникший при этом у физического лица доход не облагался НДФЛ, нет. Условия сводятся лишь к тому, что само прекращение до кредиту, который является ипотечным и был выдан российским банком, было осуществлено (не важно кем, возможно, в том числе лицом, которое приобрело у банка соответствующее право требования) в 2022 или 2023 годах. Еще одним условием указано на то, чтобы заемщик, чье обязательство прекращается, и банк, который ипотечный кредит выдал, не были взаимозависимыми лицами.

Действие данной новой нормы распространено на отношения, возникшие с 01.01.2022.

Исп. Леонов А.


Комментарии
Оставить комментарий


Обратная связь
Видеосеминары
Правила и условия обслуживания

ООО "Аудит Санкт-Петербург" предлагает всем гостям сайта информационно-консультационные онлайн-услуги.

Онлайн-услуги включают в себя:

  • доступ к самым свежим комментариям специалистов ООО "Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • возможность задать интересующие Вас вопросы специалистам ООО "Санкт-Петербург" в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Чтобы воспользоваться указанными онлайн-услугами Вам необходимо:

  • зарегистрироваться на сайте (регистрация бесплатная);
  • выбрать интересующий вид онлайн-услуг (сервисы "Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ");
  • оплатить выбранную онлайн-услугу.

Оплата производится отдельно по каждой онлайн-услуге:

  • сервис "Статьи и комментарии" - Вы оплачиваете подписку на аналитические материалы ООО "Аудит Санкт-Петербург" и на интересующий Вас период времени (либо месяц, либо полгода) получаете полный доступ (сервис будет открыт для Вас в день оплаты услуги);
  • сервис "Вопрос-ответ" - Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста ООО "Аудит Санкт-Петербург" по интересующему Вас вопросу. Сперва Вы задаете вопрос, затем специалист компании оценивает уровень его сложности и оповещает Вас в формате электронной почты о сроке подготовки ответа и о стоимости консультации. Если предложенные специалистом условия Вас устроят, Вы оплачиваете услугу. Специалист приступает к подготовке ответа сразу после оплаты консультации.

Оплата онлайн-услуг осуществляется через платежную систему ASSIST с помощью банковских карт VISA, MasterCard, DINERS CLUB.

ASSIST – это мультибанковская система платежей по пластиковым картам через сеть интернет, позволяющая в реальном времени производить авторизацию и обработку транcакций.

Оплата по банковским картам производится путем переадресации на сайт системы ASSIST. При попадании на сайт необходимо следовать инструкции, состоящей из следующих основных шагов:

  • необходимо выбрать вид платежного средства и нажать кнопку "Продолжить";
  • необходимо указать параметры платежного средства (данные о кредитной карте) и подтвердить согласие на проведение платежа нажатием кнопки "Оплатить".

Безопасность платежей в системе ASSIST обеспечивается использованием SSL протокола для передачи конфиденциальной информации от клиента на сервер системы ASSIST для дальнейшей обработки. Дальнейшая передача информации осуществляется по закрытым банковским сетям высшей степени защиты. Обработка полученных конфиденциальных данных (реквизиты карты, регистрационные данные и др.) производится в процессинговом центре, а не на сайте ООО "Санкт-Петербург". Таким образом, никто, даже продавец слуг, не сможет получить Ваши персональные и банковские данные.

Для защиты информации от несанкционированного доступа на этапе передачи от клиента на сервер системы ASSIST используется протокол SSL 3.0, сертификат сервера (128 bit) выдан компанией Thawte – признанным центром выдачи цифровых сертификатов.

После оплаты любого из предложенных видов онлайн-услуг в адрес Вашей электронной почты будет направлено оповещение (в формате электронного сообщения), подтверждающее факт оплаты.

Возврат уплаченных за онлайн-услуги денежных средств производиться в случаях, если:

  • до момента начала оказания онлайн-услуг клиент отказался от них, представив письменное подтверждение этого по электронной почте или факсу;
  • услуга не была оказана в срок, согласованный с клиентом, и с ним не было достигнуто соглашение о новом сроке оказания услуги.

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна регистрация

Регистрация позволит Вам стать абонентом нашего сайта (регистрация бесплатная).

Зарегистрированные абоненты получают возможность оплачивать доступ ко всем закрытым сервисам сайта и пользоваться предлагаемыми услугами.

В частности, зарегистрировавшись, Вы сможете:

  • получить полный доступ к самым свежим комментариям наших специалистов в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • задать интересующие Вас вопросы нашим специалистам в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Пользование любым из указанных сервисов оплачивается отдельно:

  • в первом случае Вы можете оплатить подписку на аналитические материалы компании, как на месяц, так и на 6-месячный срок;
  • во втором случае Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста по интересующему Вас вопросу (стоимость ответа устанавливает индивидуально в зависимости от сложности задаваемого вопроса).

Оплата указанных услуг осуществляется с помощью кредитных карт: Visa, MasterCard, Diners Club.

С более подробной информацией Вы можете ознакомиться в соответствующих разделах сайта ("Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ")

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна подписка

Подписка открывает полный доступ к комментариям специалистов компании "Аудит Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов.

Кроме того, подписка позволяет абонентам комментировать материалы раздела, а также обсуждать их с другими зарегистрированными абонентами.

Для доступа к разделу Вам необходимо:

Стоимость подписки определяется исходя из тарифа:

  • 1 мес. – 5 000 руб.
  • 3 мес. – 13 000 руб.
  • 6 мес. – 24 000 руб.

Внимание!

Только до 28 марта 2011 года действует специальное предложение:

  • 1 мес. – 2 000 руб.
  • 3 мес. – 4 000 руб.
  • 6 мес. – 10 000 руб.
Вход
Забыли пароль?

Новый пароль отправлен на почту

После авторизации вы сможете изменить его в профиле на любой другой


Регистрация
  • имя свободно
    имя занято
  • пароли совпадают
    пароли не совпадают

На ваш электронный ящик отправлено сообщение содержащее параметры активации вашего аккаунта.

Обычно, время доставки сообщения составляет не более трех минут

Письмо не пришло?  Запросить повторно отправлено