Изменения НК РФ от 28.06.22

Информируем об очередном пакете изменений Налогового кодекса РФ, предусмотренных федеральными законами, подписанными и официально опубликованными на портале http://pravo.gov.ru 28.06.2022.

Дополнительно в данном сообщении мы также приводим информацию о двух законах, принятых в тот же день (28.06.2022) и затрагивающих вопросы осуществления отдельных обязательных платежей в бюджет, не относимых на сегодня к вопросам, регулируемым НК РФ (обязательное пенсионное страхование и система налогообложения для "самозанятых").

По нашему мнению, ни один из рассмотренных ниже федеральных законов не содержит положений, которые можно было бы отнести к существенным и важным для абсолютного большинства налогоплательщиков. Фактически вводимые данными законами нормы затрагивают лишь определенные (и довольно "узкие") группы налогоплательщиков или вопросы налогообложения, которые можно условно назвать "частными", т.е. затрагивающими какие-то частные случаи, не имеющие широкого (по нашим оценкам) распространения на практике. Отдельные изменения и вовсе носят сугубо технический характер.

В связи с этим ниже мы представим лишь краткую информацию о положениях каждого из новых законов. Более подробные сведения об их положениях могут быть дополнительно предоставлены Вам по Вашему дополнительному запросу.

1. Федеральный закон от 28.06.2022 № 211-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую НК РФ".

Данный закон, как было указано в пояснительной записке к соответствующему законопроекту, был принят в связи с приведением терминологии, используемой в НК РФ, "в соответствие с отраслевым законодательством".

В данной части по тексту второй части НК РФ изменены положения, где упоминается Федеральный закон от 29.07.2017 № 218-ФЗ. Связано это с изменением названия самого данного закона - с 01.01.2022 в этом названии вместо указания на "публично-правовую компанию по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков" говорится о "компании "Фонд развития территорий". Естественно, что корректировка названия закона, упоминаемого в НК РФ, носит сугубо технический характер и на вопросы налогообложения в итоге никакого влияния не оказывает.

Для справки: во второй части НК РФ упоминание вышеназванного закона связано с освобождением от налогообложения получаемых в соответствии с ним возмещений (по НДФЛ и налогу на прибыль организаций), а также в связи с указанием на возможность учета при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, обязательных отчислений (взносов) застройщиков в компенсационный фонд, формируемый в соответствии с этим законом.

Однако помимо указанного выше этим же Законом вносится еще одна правка, которую нельзя связать с приведением текста НК РФ в соответствие с иными законами.

Речь идет о продлении срока действия региональных льгот по налогу на прибыль (в виде установления пониженного размера ставки налога, зачисляемого в бюджеты субъектов РФ), которые не соответствуют тем ситуациям, в которых на сегодня глава 25 НК РФ допускает право субъектов РФ такие пониженные ставки устанавливать.

Положения о том, что льготы в виде снижения размера региональной ставки налога на прибыль могут быть введены регионами только в случаях, прямо указанных в главе 25 НК РФ, были введены Федеральным законом от 03.08.2018 № 302-ФЗ. Он определил, что ранее установленные региональные льготы, не соответствующие этим условиям, смогут применяться до даты окончания срока их действия, но не позднее 01.01.2023.

Теперь же этот срок перенесен еще на год - до 01.01.2024 (если только согласно условиям применения соответствующих региональных льгот их действие не должно закончиться раньше).

Федеральный закон от 28.06.2022 № 211-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую НК РФ" вступает в силу с момента своего официального опубликования, т.е. с 28.06.2022.

2. Федеральный закон от 28.06.2022 № 196-ФЗ "О внесении изменения в статью 251 части второй НК РФ".

Данный закон, как прямо следует из его названия, вносит изменения в одну единственную статью второй части НК РФ - в статью 251 НК РФ, устанавливающую перечень не облагаемых налогом на прибыль организаций доходов.

Новым освобожденным от налогообложения видом доходов становятся доходы в виде имущества, безвозмездно полученного организацией, в случае, если законодательством Российской Федерации на данную организацию возложена обязанность по принятию в собственность такого имущества (новый подпункт 64 пункта 1 статьи 251 НК РФ).

Ни сам закон, ни пояснительная записка, подготовленная к законопроекту о его принятии, к сожалению, не позволяют прямо установить, какие именно примеры безвозмездного получения имущества в данном случае имеются в виду.

Со своей стороны, мы можем предположить на сегодня лишь следующий пример: часть 7 статьи 17 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ "О газоснабжении в РФ" определяет, что в случае обращения лица, газоиспользующее оборудование которого технологически присоединяется к газораспределительным сетям (впервые или в случае замены (реконструкции) газоиспользующего оборудования), газораспределительная организация обязана принять в собственность вновь созданное (построенное) имущество, технологически связанное с принадлежащими газораспределительным организациям существующими газораспределительными сетями, расположенное за границами земельного участка такого лица, в порядке, установленном Правительством РФ.

Для иных отраслей аналогичные примеры (которые могли бы быть применены в отношении нового освобождения) нами пока приведены быть не могут.

В любом случае, очевидно, что речь не идет о каких-то ситуациях, которые могли бы иметь широкое применение для самого широкого круга налогоплательщиков.

Вводятся в действие данные изменения статьи 251 НК РФ с 01.01.2023, и возможно, к этой дате практическое применение нового освобождения еще дополнительно прояснится.

3. Федеральный закон от 28.05.2022 № 225-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ".

Данный закон целиком посвящен установлению в НК РФ особенностей налогообложения при реализации соглашений о защите и поощрении капиталовложений.

Причем для начала отметим, что в тот же день (28.06.2022) были приняты поправки к закону о защите капиталовложений в РФ - Федеральный закон от 28.06.2022 № 226-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите и поощрении капиталовложений в РФ" (вступил в силу с 28.06.2022). Среди ряда вносимых в него правок выделим:

- изменения порядка и сроков применения к конкретным видам инвестиционных проектов по видам деятельности и суммам затрат стабилизационной оговорки (неприменение актов (решений), ухудшающих условия ведения предпринимательской и (или) иной деятельности, связанной с реализацией инвестиционного проекта, в отношении которого заключено соглашение о защите и поощрении капиталовложений, по сравнению с условиями, определенными на момент заключения);

- с точки зрения налоговых правоотношений, на наш взгляд, основным является закрепление правила о том, что организация, реализующая инвестиционный проект, должна перейти на налоговый контроль в форме налогового мониторинга в течение 3-х лет со дня заключения соглашения о защите и поощрении капиталовложений.

С этими вопросами связаны вносимые Федеральным законом от 28.06.2022 № 225-ФЗ изменения в НК РФ. Так, в первой части НК РФ:

- установлены особенности применения стабилизационной оговорки в части налогов для реализующих новый инвестиционный проект в сфере добычи руд цветных металлов (золота) с объемом капитальных вложений не менее 300 миллиардов рублей налогоплательщиков;

- положения первой части НК РФ о налоговом мониторинге дополняются нормами, касающимися участков соглашений о защите капиталовложений. Например, указано, что к ним не будут применяться требования в отношении сумм уплачиваемых в бюджет налогов для возможности перехода на налоговый мониторинг, а предметом самого налогового мониторинга для них помимо всего прочего будет также является проверка фактических затрат, по которым Федеральным законом "О защите и поощрении капиталовложений в РФ" предусмотрено предоставление мер государственной поддержки.

Помимо этого в первую часть НК РФ вводится новая глава 3.6. "Особенности налогообложения при реализации соглашений о защите и поощрении капиталовложений". В этой главе:

А) определено, кто признается для целей НК РФ налогоплательщиком - участником соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), с какого момента лицо приобретает и теряет соответствующий статус;

Б) описаны новые правила, которые позволят налогоплательщикам - участникам СЗПК применить новые налоговые вычеты.

Как будет работать новая система налоговых вычетов для участников СЗПК с учетом правок, вносимых во вторую часть НК РФ?

Налоговые вычеты для СЗПК - это одна из форм господдержки участников соглашений, выбрать которую можно при расчете объема возмещения своих затрат при реализации проекта.

Условия для применения вычетов для СЗПК следующие:

- одной из сторон соглашения является РФ;

- соглашение заключено после 01.06.2022;

- организация ведет раздельный учет операций (объектов), осуществленных (используемых) при реализации инвестиционного проекта, в отношении которого заключено СЗПК, и иных операций (объектов).

В результате применения вычета для СЗПК налог (авансовый платеж) может быть уменьшен до нуля. Неиспользованную часть вычета учитывают при расчете налога (авансового платежа) в последующие отчетные (налоговые) периоды в пределах срока применения вычета, указанного в уведомлении, но при этом период применения вычета для СЗПК ограничен.

Налоговый вычет для СЗПК применяется с налогового периода, следующего за годом, в котором уполномоченным подписывать соглашение от имени РФ органом было представлено в ФНС России соответствующее "уведомление". На основе этого уведомления налоговый орган будет контролировать применение налогоплательщиком налоговых вычетов. Среди указываемой в уведомлении информации, в том числе, присутствуют данные о сумме расходов, которые должны быть понесены участником СЗПК, а также распределение сумм налоговых вычетов для СЗПК по налогам с указанием срока применения налоговых вычетов для СЗПК.

Вычет применяется:

* в отношении налога на прибыль - в сумме фактических затрат, указанных в уведомлении, в отношении прибыли от деятельности при реализации проекта - предмета соглашения. В части налога на прибыль для участников СЗПК также определены особенности в следующих ситуациях:

- если организация является участником нескольких СЗПК;

- если у организации - участника СЗПК есть обособленные подразделения;

- если организация применяет пониженные ставки налога;

- если от реализации проекта получен убыток (как его можно переносить);

- если соглашение расторгнуто или признано недействительным (такие особенности определены и для иных налогов);

* в отношении налога на имущество организаций - в сумме налога, исчисленного по объекту недвижимости, созданному (модернизированному, реконструированному) и используемому при реализации проекта - предмета соглашения;

* в отношении земельного налога - в сумме налога (авансового платежа) по земельному участку, используемому при реализации инвестпроекта - предмета соглашения.

Применение вычета для СЗПК прекращается, если наступило хотя бы одно из следующих событий:

- вычет в отношении объекта учета, затраты по которому возмещаются, использован полностью в сумме, указанной в уведомлении;

- истек срок применения вычета;

- организация утратила статус участника СЗПК.

Закон вступает в силу по истечении месяца со дня опубликования (т.е. с 29.07.2022), но при этом вносимые им правки во вторую часть НК РФ (которые собственно устанавливают особенности применения новых налоговых вычетов) вступают в силу с 01.01.2023 и будут применяться к СЗПК, заключенным после 01.07.2022.

4. Федеральный закон от 28.06.2022 № 234-ФЗ "О внесении изменений в главу 25.4 части второй Налогового кодекса РФ "

Как прямо указано в названии закона, он вносит изменения только в одну главу второй части НК РФ - главу 25.4 "Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья".

Целью вносимых изменений законодатель обозначил стимулирование добычи нерентабельных категорий запасов недр, поиск и разведку новых месторождений углеводородного сырья. Для этого внесенными правками расширен периметр применения налога на дополнительный доход на участки недр с высокой степенью выработанности запасов такого сырья и вновь вводимые участки недр, прошедшие отбор по критериям, предложенным Минфином и Минэнерго.

Внесенными правками скорректирован ряд параметров исчисления налога в части решения отдельных вопросов. В частности, уточняется порядок учета расходов при переходе права пользования участком недр, в т. ч. в виде арендных (лизинговых) платежей, порядок восстановления фактических расходов, порядок применения коэффициента индексации убытка и др.

Установлено, что если затраты налогоплательщика могут быть отнесены одновременно к нескольким видам затрат, связанных с производством и реализацией, порядок отнесения таких затрат к конкретному виду устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения.

Также изменены правила определения расчетной выручки за календарный месяц от реализации углеводородного сырья, добытого на участке недр, порядок признания фактических расходов по добыче углеводородного сырья на участке недр, коэффициенты индексации убытка и ретроспективного убытка.

Отдельные изменения распространяются на правоотношения, возникшие начиная с налогового периода 2019 года, 2021 года и 2022 годы. А в целом закон вступил в силу с момента своего официального опубликования (28.06.2022)

5. Правки главы 25.3 НК РФ "Государственная пошлина".

Сразу 2 федеральных закона, принятых 28.06.2022, вносят изменения в главу 25.3 НК РФ:

5.1. Федеральный закон от 28.05.2022 № 208-ФЗ "О внесении изменений в статью 333.33 части второй НК РФ".

Согласно данному закону госпошлина за свидетельство о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности увеличивается с 800 до 1'500 рублей.

Вводится госпошлина в размере 1'000 руб. за разрешение на внесение изменений в конструкцию эксплуатируемого колесного транспортного средства и в размере 1'500 руб. за свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов (1'000 руб. за его продление).

Закон вводится в действие с 01.01.2023;

5.2. Федеральный закон от 28.05.2022 № 209-ФЗ "О внесении изменения в статью 333.36 части второй НК РФ".

Этим законом в целях реализации Постановления Конституционного Суда РФ от 08.04.2021 № 11-П от уплаты госпошлины освобождены истцы - потерпевшие по административным делам о побоях по искам о возмещении имущественного ущерба и (или) морального вреда, причиненных лицами, совершившими указанное административное правонарушение и имеющими судимость за аналогичное преступление, при условии, что такие деяния совершены одним и тем же лицом в отношении одного и того же потерпевшего.

Действие данного освобождения распространено на правоотношения, возникшие с 12.04.2021 (дата публикации Постановления Конституционного Суда РФ от 08.04.2021 №11-П).

6. Иные законы, затрагивающие обязательные платежи в бюджет, не регулируемые НК РФ

6.1. Федеральный закон от 28.06.2022 № 206-ФЗ "О внесении изменений в статьи 3 и 5 Федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход".

Режим налогообложения для "самозанятых" регулируется отдельным федеральным законом (Федеральным законом "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход"), который формально не подпадает под действие НК РФ.

Принятый 28.06.2022 закон № 206-ФЗ предусматривает 2 группы незначительных правок в отношении данного режима:

- вводится возможность налогоплательщика подавать заявление о постановке на учет и (или) о снятии с учета в качестве плательщика налога на профессиональный доход не только через приложение "Мой налог", но и через единый портал госуслуг;

- устанавливается возможность регистрации в качестве "самозанятых" не только граждан РФ и ЕАЭС, но также и граждан Украины, ДНР и ЛНР.

Таким образом, для большинства тех, кто применяет данный налоговый режим, рассматриваемые правки большого практического значения иметь не будут.

Закон вступает в силу по истечении 1-го месяца со дня опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на профессиональный доход, т.е. с 01.08.2022.

6.2. Федеральный закон от 28.06.2022 № 223-ФЗ "О внесении изменений в статью 33 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"

Данный закон касается тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для резидентов Курильских островов и особых экономических зон (ОЭЗ) в Калининградской области.

В части резидентов Курильских островов тариф приведен в соответствие с ранее внесенными в главу 34 НК РФ правками Федеральным законом от 09.03.2022 № 50-ФЗ (тариф взносов составляет 6%, а совокупный размер всех страховых взносов по главе 34 НК РФ - 7,6%).

Для резидентов ОЭЗ в Калининградской области действие таких же по своему размеру пониженных тарифов страховых взносов (включая взносы в ПФ РФ по тарифу 6%) ранее было ограничено по сроку действия - они могли применяться только до конца 2022 года. Но в главе 34 НК РФ "Страховые взносы" это ограничение было исключено в связи с принятием Федерального закона от 29.11.2021 № 381-ФЗ. Теперь в этой части осуществлено приведение в соответствие и положений Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" (где указанное ограничение пока еще сохранялось).

Таким образом, можно утверждать, что в целом, данные изменения Закона об обязательном пенсионном страховании носят технический характер.

Вводятся в действие они с 29.07.2022.

Исп.  Леонов А.


Комментарии
Оставить комментарий


Обратная связь
Видеосеминары
Правила и условия обслуживания

ООО "Аудит Санкт-Петербург" предлагает всем гостям сайта информационно-консультационные онлайн-услуги.

Онлайн-услуги включают в себя:

  • доступ к самым свежим комментариям специалистов ООО "Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • возможность задать интересующие Вас вопросы специалистам ООО "Санкт-Петербург" в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Чтобы воспользоваться указанными онлайн-услугами Вам необходимо:

  • зарегистрироваться на сайте (регистрация бесплатная);
  • выбрать интересующий вид онлайн-услуг (сервисы "Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ");
  • оплатить выбранную онлайн-услугу.

Оплата производится отдельно по каждой онлайн-услуге:

  • сервис "Статьи и комментарии" - Вы оплачиваете подписку на аналитические материалы ООО "Аудит Санкт-Петербург" и на интересующий Вас период времени (либо месяц, либо полгода) получаете полный доступ (сервис будет открыт для Вас в день оплаты услуги);
  • сервис "Вопрос-ответ" - Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста ООО "Аудит Санкт-Петербург" по интересующему Вас вопросу. Сперва Вы задаете вопрос, затем специалист компании оценивает уровень его сложности и оповещает Вас в формате электронной почты о сроке подготовки ответа и о стоимости консультации. Если предложенные специалистом условия Вас устроят, Вы оплачиваете услугу. Специалист приступает к подготовке ответа сразу после оплаты консультации.

Оплата онлайн-услуг осуществляется через платежную систему ASSIST с помощью банковских карт VISA, MasterCard, DINERS CLUB.

ASSIST – это мультибанковская система платежей по пластиковым картам через сеть интернет, позволяющая в реальном времени производить авторизацию и обработку транcакций.

Оплата по банковским картам производится путем переадресации на сайт системы ASSIST. При попадании на сайт необходимо следовать инструкции, состоящей из следующих основных шагов:

  • необходимо выбрать вид платежного средства и нажать кнопку "Продолжить";
  • необходимо указать параметры платежного средства (данные о кредитной карте) и подтвердить согласие на проведение платежа нажатием кнопки "Оплатить".

Безопасность платежей в системе ASSIST обеспечивается использованием SSL протокола для передачи конфиденциальной информации от клиента на сервер системы ASSIST для дальнейшей обработки. Дальнейшая передача информации осуществляется по закрытым банковским сетям высшей степени защиты. Обработка полученных конфиденциальных данных (реквизиты карты, регистрационные данные и др.) производится в процессинговом центре, а не на сайте ООО "Санкт-Петербург". Таким образом, никто, даже продавец слуг, не сможет получить Ваши персональные и банковские данные.

Для защиты информации от несанкционированного доступа на этапе передачи от клиента на сервер системы ASSIST используется протокол SSL 3.0, сертификат сервера (128 bit) выдан компанией Thawte – признанным центром выдачи цифровых сертификатов.

После оплаты любого из предложенных видов онлайн-услуг в адрес Вашей электронной почты будет направлено оповещение (в формате электронного сообщения), подтверждающее факт оплаты.

Возврат уплаченных за онлайн-услуги денежных средств производиться в случаях, если:

  • до момента начала оказания онлайн-услуг клиент отказался от них, представив письменное подтверждение этого по электронной почте или факсу;
  • услуга не была оказана в срок, согласованный с клиентом, и с ним не было достигнуто соглашение о новом сроке оказания услуги.

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна регистрация

Регистрация позволит Вам стать абонентом нашего сайта (регистрация бесплатная).

Зарегистрированные абоненты получают возможность оплачивать доступ ко всем закрытым сервисам сайта и пользоваться предлагаемыми услугами.

В частности, зарегистрировавшись, Вы сможете:

  • получить полный доступ к самым свежим комментариям наших специалистов в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • задать интересующие Вас вопросы нашим специалистам в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Пользование любым из указанных сервисов оплачивается отдельно:

  • в первом случае Вы можете оплатить подписку на аналитические материалы компании, как на месяц, так и на 6-месячный срок;
  • во втором случае Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста по интересующему Вас вопросу (стоимость ответа устанавливает индивидуально в зависимости от сложности задаваемого вопроса).

Оплата указанных услуг осуществляется с помощью кредитных карт: Visa, MasterCard, Diners Club.

С более подробной информацией Вы можете ознакомиться в соответствующих разделах сайта ("Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ")

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна подписка

Подписка открывает полный доступ к комментариям специалистов компании "Аудит Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов.

Кроме того, подписка позволяет абонентам комментировать материалы раздела, а также обсуждать их с другими зарегистрированными абонентами.

Для доступа к разделу Вам необходимо:

Стоимость подписки определяется исходя из тарифа:

  • 1 мес. – 5 000 руб.
  • 3 мес. – 13 000 руб.
  • 6 мес. – 24 000 руб.

Внимание!

Только до 28 марта 2011 года действует специальное предложение:

  • 1 мес. – 2 000 руб.
  • 3 мес. – 4 000 руб.
  • 6 мес. – 10 000 руб.
Вход
Забыли пароль?

Новый пароль отправлен на почту

После авторизации вы сможете изменить его в профиле на любой другой


Регистрация
  • имя свободно
    имя занято
  • пароли совпадают
    пароли не совпадают

На ваш электронный ящик отправлено сообщение содержащее параметры активации вашего аккаунта.

Обычно, время доставки сообщения составляет не более трех минут

Письмо не пришло?  Запросить повторно отправлено