Новый пароль отправлен на почту
После авторизации вы сможете изменить его в профиле на любой другой
В рамках текущего обслуживания информируем Вас о Федеральном законе от 21.11.11 №330-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую НК РФ, статью 15 Закона РФ "О статусе судей в РФ" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ" (далее - Закон №330-ФЗ).
Закон был размещен на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 22.11.2011, что признается официальным опубликованием Закона.
Основная часть изменений, предусмотренных данным Законом, вступает в силу с 01.01.2012. Для отдельных его положений предусмотрены иные сроки введения в действие.
В том числе, часть изменений НК РФ, предусмотренная Законом №330-ФЗ, уже вступила в силу с момента официального опубликования (т.е. с 22.11.2011) и распространила свое действие на отношения, возникшие с 01.01.2011 или с 01.10.2011, что потребует от налогоплательщиков перерасчетов по налогам (подробнее об этом см. ниже).
Самые существенные коррективы, вносимые Законом №330-ФЗ, касаются главы 23 НК РФ "НДФЛ". Именно изменения, затрагивающие данный налог, на сегодня в средствах массовой информации ассоциируются с Законом №330-ФЗ.
Однако помимо этого данный Закон также затрагивает главу 21 НК РФ "НДС" и главу 25 НК РФ "Налог на прибыль организаций", хотя в целом объем изменений данных глав не столь существенен для большинства налогоплательщиков и не столь широк по объему.
Нельзя не упомянуть и то, что именно Закон №330-ФЗ решает вопрос списания безнадежных налоговых долгов физических лиц (в прессе соответствующее решение упоминалось, как списание ошибочных налоговых долгов, хотя по факту в самом Законе №330-ФЗ на ошибочный характер возникновения задолженности, подлежащей списанию, нет ни слова).
Правки, внесенные Законом №330-ФЗ в Закон РФ "О статусе судей в РФ", кроме как самих судей, никого из налогоплательщиков не затрагивают (правки касаются установления порядка определения размера выходного пособия). В связи с этим не совсем ясна причина, по которой вопросы списания безнадежной задолженности по налогам и сборам физических лиц объединили с изменениями Закона РФ "О статусе судей в РФ" при принятии Закона №330-ФЗ.
Рассмотрим изменения, предусмотренные Законом №330-ФЗ в отношении налоговых правоотношений более подробно в порядке нумерации изменяемых статей НК РФ.
Закон №330-ФЗ внес уточнения в подпункт 20 пункта 2 статьи 149 НК РФ, в котором установлена льгота по отдельным видам перечисленных в названном подпункте услуг, оказываемых некоммерческими организациями, осуществляющими деятельность в сфере культуры и искусства.
Причем обращаем Ваше внимание, что данный подпункт только с 01.10.2011 вступил в силу в новой редакции (введен Федеральным законом от 18.07.11 №235-ФЗ). Суть указанных изменений сводилась к тому, что действие льготы, ранее касающейся учреждений культуры и искусства, было распространено на все типы некоммерческих организаций.
Теперь Закон №330-ФЗ еще раз уточнил действие данной льготы, еще более расширив круг лиц, которые смогут ее применять - согласно внесенным изменениям льгота распространяется на услуги вообще любых (а не только некоммерческих) организаций культуры и искусства, т.е. в том числе и коммерческих организаций.
При этом в тексте подпункта 20 по-прежнему приведен и остался неизменным в результате принятия Закона №330-ФЗ закрытый перечень операций в сфере культуры и искусства, реализация которых подпадает под действие льготы, а также дано определение понятия, что для целей льготы понимается под "организациями, осуществляющими деятельность в сфере культуры и искусства" (с той лишь разницей, что до вступления в силу Закона №330-ФЗ названное определение и указанный перечень операций прямо указывали на то, что они касаются лишь некоммерческих организаций, а теперь такого указания в Кодексе не имеется).
Изменение подпункта 20 пункта 2 статьи 149 НК РФ - одно из тех изменений, которое вступило в силу с момента официального опубликования (22.11.11) и распространило свое действие назад - на отношения, возникшие с 01.10.2011 (т.е. фактически с момента вступления в силу новой редакции подпункта, ранее введенной Законом от 18.07.11 №235-ФЗ).
Это означает, что уже с начала 4-го квартала 2011 года перечисленные в подпункте 20 пункта 2 статьи 149 НК РФ услуги, оказываемые организациями в сфере культуры и искусства, должны быть освобождены от НДС.
Как это должно работать на практике для тех, кто с 01.10.2011, не являясь некоммерческой организацией, исчислял и уплачивал НДС, предъявляя соответствующую сумму налога покупателям (заказчикам) данных услуг?
Поскольку изменения вступили в силу в течение того же налогового периода, в данном случае может иметь место только одна ситуация - это ситуация, когда по соответствующим услугам сумма НДС была собрана с покупателя (заказчика), но в бюджет она еще перечислена не была. Точно также покупатель услуги еще не успел принять сумму предъявленного ему НДС к налоговому вычету, поскольку расчет обязательств по НДС за 4-й квартал 2011 года будет завершен только к 20.01.2012.
Фактически придание изменениям обратной силы рассматриваемой льготе означает, что в данном случае продавец услуги должен вернуть сумму НДС покупателю (заказчику), иначе в противном случае получение НДС от покупателя по необлагаемой НДС услуге (причем здесь речь идет о льготе, от применения которой налогоплательщик не может отказаться, так как она включена в пункт 2, а не в пункт 3 статьи 149 НК РФ) может быть расценено как неосновательное обогащение продавца.
Еще одним вариантом может быть переоформление отношений путем увеличения первоначальной стоимости услуги на сумму НДС (в данном случае возвращать сумму НДС не придется, так как фактически услуга подорожает для покупателя на соответствующую величину).
В любом случае продавцу придется переделать первичные документы по операции, в том числе переоформить счет-фактуру. При этом, на наш взгляд, в данном случае может быть именно переоформление счета-фактуры, а новые правила оформления корректирующих счетов-фактур здесь неприменимы, так как в НК РФ не предусмотрено, что в случае ошибочного оформления счета-фактуры на необлагаемые НДС операции может оформляться корректировочный счет-фактура.
Также обращаем Ваше внимание, что вариант решения данного вопроса способом "оставить все как есть" (т.е. договориться сторонам не переделывать документы и не изменять расчеты, подразумевая, что продавец заплатит в бюджет собранный с покупателя НДС не смотря на введенную "задним числом" льготу) не всегда может устроить покупателя - у него будет отсутствовать право на вычет предъявленного ему НДС по услугам, по которым предусмотрена льгота.
В заключение считаем необходимым привести перечень тех услуг в сфере культуры и искусства, которые перечислены в подпункте 20 пункта 2 статьи 149 НК РФ и правом на применение льготы по НДС в отношении которых согласно Закону №330-ФЗ с 01.10.2011 имеют не только некоммерческие, а любые организации, осуществляющие деятельность в сфере искусства и культуры:
К организациям, осуществляющим деятельность в сфере культуры и искусства подпункт 20 пункта 2 статьи 149 НК РФ относит театры, кинотеатры, концертные организации и коллективы, театральные и концертные кассы, цирки, библиотеки, музеи, выставки, дома и дворцы культуры, клубы, дома (в частности, кино, литератора, композитора), планетарии, парки культуры и отдыха, лектории и народные университеты, экскурсионные бюро (за исключением туристических экскурсионных бюро), заповедники, ботанические сады и зоопарки, национальные парки, природные парки и ландшафтные парки. Указания на то, что названные организации должны быть обязательно некоммерческими теперь в тексте Кодекса нет.
Это еще одно предусмотренное Законом №330-ФЗ изменение, которое затрагивает недавно отредактированную норму НК РФ. Причем в данном случае речь идет о том, что фактически Закон №330-ФЗ отменяет ранее сделанные поправки.
В данном случае речь идет о том, что с 01.01.2011 вступили в силу изменения пункта 3 статьи 161 НК РФ, предусмотренные Федеральным законом от 08.05.2010 №83-ФЗ. Данный закон включил в число видов аренды государственного и муниципального имущества, при которых арендатор признается налоговым агентом по НДС и перечисляет арендодателю арендую плату за вычетом удержанного и перечисленного в бюджет налога, аренду имущества по договору, заключенному с казенными учреждениями.
Теперь же Закон №330-ФЗ отменяет данную норму.
С 01.01.2012 аренда государственного или муниципального имущества у казенных учреждений более не будет приводить к формированию у арендодателя обязанностей налогового агента по НДС (фактически текст пункта 3 статьи 161 НК РФ возвращается в тот вид, в котором он действовал до 01.01.2011).
Скорее всего, данная правка обусловлена вступающими в силу с 01.01.2012 положениями Федерального закона от 18.07.11 №239-ФЗ, который дополняет пункт 2 статьи 146 новым подпунктом 4.1, в соответствии с которым не будет признаваться объектом налогообложения по НДС "выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ".
Из разъяснений Минфина РФ в письме от 12.09.11 №03-07-07/52 можно сделать вывод, что указанная норма означает, что с 01.01.2012 выполнение любых работ (оказание любых услуг) казенными учреждениями не будет признаваться объектом налогообложения по НДС, т.е. в том числе и сдача имущества в аренду. А значит, с 01.01.12 у арендатора не могут возникать и обязанности налогового агента при выплате арендодателю - казенному учреждению арендной платы.
Таким образом, после 01.01.2012 при выплате арендной платы казенным учреждениям за аренду находящегося у них в оперативном управлении государственного (муниципального) имущества, будет необходимо учитывать следующее:
Закон №330-ФЗ в очередной раз уточнил положения, касающиеся перечня операций, облагаемых НДС по ставке 0%.
На этот раз уточнения внесены во введенный только с 01.01.2011 в действие новый подпункт 2.2 пункта 1 статьи 164 НК РФ, в котором указаны облагаемые НДС по ставке 0% работы (услуги), выполняемые (оказываемые) организациями трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов.
При этом изменения сводятся к следующему:
В статью 165 НК РФ Закон №330-ФЗ также внес уточнения, касающиеся применения ставки НДС 0% организациями трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов.
Так, помимо того, что для подтверждения ставки НДС 0% должна представляться полная таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, производившего таможенное оформление вывоза товаров, указано, что подтверждающим документом может быть названая декларация с отметками таможенного органа государства - члена Таможенного союза (если таможенная декларация регистрируется указанным таможенным органом), осуществившего выпуск товара (нефти, нефтепродуктов), либо документы (их копии), подтверждающие факт оказания услуг по транспортировке нефти и нефтепродуктов трубопроводным транспортом (в случае, если таможенное декларирование не предусмотрено таможенным законодательством Таможенного союза).
Также для той же группы лиц уточнена дата, с которой отсчитывается 180 календарных дней для сбора и представления в налоговый орган документов, подтверждающих ставку НДС 0% - с учетом изменений это может быть либо 180 календарных дней с даты отметки таможенных органов на таможенной декларации либо 180 календарных дней с даты составления документа, подтверждающего факт оказания услуг по транспортировке нефти и нефтепродуктов трубопроводным транспортом (в случае если таможенное декларирование не предусмотрено таможенным законодательством Таможенного союза).
Указанные выше изменения статей 164, 165 НК РФ, предусмотренные Законом №330-ФЗ, вступают в силу с 01.01.2012.
Однако при этом их действие согласно Закону №330-ФЗ будет распространено на отношения, возникшие с 01.01.2011. Это, по-видимому, позволит в определенных случаях снять спорные вопросы применения ставки НДС 0% в 2011 году для организаций трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов.
Кроме того, с 01.01.2012 Закон №330-ФЗ вводит в статью 165 НК РФ уточнение о том, что при вывозе за пределы РФ судами через морские порты уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них рыбной и иной продукции, доставленных на территорию РФ в соответствии с законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов без выгрузки на сухопутную территорию РФ, для подтверждения ставки НДС 0% представления налогоплательщиком в налоговые органы в качестве товаросопроводительного документа копии поручения на отгрузку экспортируемых грузов с указанием порта разгрузки с отметкой "Погрузка разрешена" пограничной таможни РФ не требуется.
Наиболее важные изменения, которые могут затронуть наибольшее число налогоплательщиков, вносятся Законом №330-ФЗ именно в главу 23 НК РФ и связаны с налогообложением доходов физических лиц. Рассмотрим данные изменения подробнее.
Закон №330-ФЗ дополняет положения пункта 3 статьи 210 НК РФ, в котором определен порядок определения налоговой базы по НДФЛ по доходам, облагаемым налогом по ставке 13% новым правилом. Напомним, что в отличие от прочих доходов, доходы, облагаемые по ставке 13%, для целей НДФЛ могут быть уменьшены на сумму предусмотренных главой 23 НК РФ налоговых вычетов - стандартных, социальных, имущественных, профессиональных.
Закон №330-ФЗ установил, что при этом у налогоплательщиков, получающих пенсии в соответствии с законодательством РФ, при отсутствии в налоговом периоде (т.е. в календарном году) доходов, облагаемых по налоговой ставке 13%, "разница между суммой налоговых вычетов и суммой доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего НК РФ (13%), может переноситься на предшествующие налоговые периоды в порядке, предусмотренном настоящей главой".
Другими словами, можно сказать так: тот, кто получает пенсии по законодательству РФ и в отчетном году не имеет доходов, облагаемых НДФЛ по ставке 13% (например, нигде не работал и ничего не продавал), в случаях, предусмотренных главой 23 НК РФ, имеет право перенести сумму налоговых вычетов по НДФЛ, право на которые возникает у него в этом отчетном году, на предшествующие налоговые периоды, в которых у него имелись облагаемые НДФЛ доходы. Это позволит физическому лицу по этим прошлым годам полностью или частично вернуть из бюджета ранее перечисленную туда им или за него налоговым агентом - источником выплаты данному лицу дохода сумму НДФЛ.
В каких конкретно случаях будет возникать указанное право переноса налоговых вычетов по НДФЛ на предыдущие годы, Закон №330-ФЗ установил изменениями, внесенными в статью 220 НК РФ (см. ниже).
Вступают в силу изменения статьи 210 НК РФ в соответствии с Законом №330-ФЗ с 01.01.2012.
Закон №330-ФЗ в очередной раз откорректировал порядок налогообложения НДФЛ доходов по операциям физических лиц с ценными бумагами. На этот раз изменения затронули исключительно операции в рамках сделок РЕПО (сделок по продаже ценных бумаг с обязательством обратного выкупа). Они касаются следующего:
Предусмотренные Законом №330-ФЗ изменения статьи 214.3 НК РФ вступают в силу с 01.01.2012, т.е. затронут порядок налогообложения по НДФЛ доходов по сделкам РЕПО, получаемым после 01.01.2012.
В результате изменений, внесенных Законом №330-ФЗ в статью 217 НК РФ, уточняется порядок применения следующих льгот по НДФЛ:
1) введен новый необлагаемый вид дохода, относимый для целей НК РФ к категории компенсационных выплат, установленных законодательством РФ (п. 3 статьи 217 НК РФ). Это суммы выплат в виде выходного пособия, среднего месячного заработка на период трудоустройства, компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, не превышающей в целом 3-кратный размер среднего месячного заработка (6-кратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях). В части превышения названых размеров выходное пособие будет облагаться налогом.
Данный порядок вступает в силу с 01.01.2012, т.е. касается налогообложения доходов виде выходных пособий, выплачиваемых после 01.01.2012.
При этом обращаем Ваше внимание, что для применения указанных выше правил не имеет значение основания, по которым работнику выплачивается выходное пособие - по статье 178 Трудового кодекса РФ (т.е. при сокращении штата или в связи с ликвидацией организации) или по соглашению сторон.
До внесения Законом №330-ФЗ правок по статье 217 НК РФ освобождались от НДФЛ (причем в полном размере без каких-либо ограничений) выходные пособия, выплачиваемые по статье 178 ТК РФ. Выходные пособия, выплачиваемые по соглашению сторон, в полном объеме включались в базу по НДФЛ.
С 2012 года для всех выходных пособий будут действовать единые правила - НДФЛ будет возникать только в отношении сумм выходных пособий, превышающих 3-кратный размер среднего месячного заработка (6-кратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях);
2) уточнен порядок применения льготы по НДФЛ по доходам в виде сумм единовременных выплат (в том числе в виде материальной помощи), осуществляемых в связи со стихийным бедствием или с другим чрезвычайным обстоятельством (п. 8 статьи 217 НК РФ).
До сих пор, в тексте НК РФ было указано, что данная льгота применяется при осуществлении в пользу пострадавшего налогоплательщика либо члена семьи погибшего лица выплаты в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью независимо от источника выплаты. Закон №330-ФЗ исключил указание на то, что выплата должна быть осуществлена "в целях возмещения причиненного материального ущерба или вреда их здоровью", тем самым максимально расширив перечень оснований, по которым может быть оказана помощь пострадавшим лицам без возникновения у них баз по НДФЛ.
Однако вступает в силу это уточнение только с 01.01.2012 и без придания новой редакции текста данной льготы по НДФЛ обратной силы;
3) Закон №330-ФЗ расширил действие льготы по доходам в виде сумм пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, выплачиваемых правопреемникам умершего застрахованного лица (п. 48 статьи 217 НК РФ).
С учетом новой редакции данная льгота в том числе распространяется на доходы в виде сумм пенсионных накоплений, учтенных на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии в негосударственном пенсионном фонде.
В данной части Закон №330-ФЗ вступил в силу с момента официального опубликования (т.е. с 22.11.11) и распространил свое действие на отношения возникшие с 01.01.2010;
4) Закон №330-ФЗ снял ограничение по времени действия льготы, предусмотренной пунктом 40 статьи 217 НК РФ.
Исходя из положений статьи 7 Федерального закона от 22.07.08 №158-ФЗ (который в свое время ввел в действие данную льготу) она должна была применяться до 01.01.2012.
Однако Закон №330-ФЗ признает положения статьи 7 Федерального закона от 22.07.08 №158-ФЗ утратившими силу.
А значит и после 01.01.2012 НДФЛ не будут облагаться доходы физических лиц в виде сумм, выплачиваемых организациями (индивидуальными предпринимателями) своим работникам на возмещение затрат по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения, включаемые в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Закон №330-ФЗ также снял ограничение по времени действия положений главы 25 НК РФ, дающих организациям возможность учитывать суммы названных компенсаций (возмещения) в составе расходов на оплату труда для целей налогообложения прибыли (подробнее см. ниже).
Изменения статьи 218 НК РФ - одни из самых обсуждаемых в СМИ правок НК РФ, предусмотренных Законом №330-ФЗ. Причем именно данные правки создадут на практике наибольшие проблемы работодателям, как налоговым агентам и лицам предоставляющим физическим лицам - налогоплательщикам стандартные налоговые вычеты по НДФЛ.
Закон №330-ФЗ отменяет так называемый "необлагаемый НДФЛ минимум", а точнее - стандартный налоговый вычет в размере 400 рублей в месяц, который (помимо вычетов на детей) до сих пор предоставлялся каждому работнику (если только работник не имел права по статье 218 НК РФ получить стандартный налоговый вычет в более высоком размере) до месяца, в котором облагаемый НДФЛ по ставке 13% доход работника, исчисленный нарастающим итогом с начала года налоговым агентом, предоставляющим данный стандартный налоговый вычет, не превысил 40'000 рублей.
Сразу отметим, что названый вычет отменяется с 01.01.2012. Обратной силы соответствующей норме Закон №330-ФЗ не придает (и, собственно, не может придать, так как в противном случае это бы противоречило общим принципам налогообложения, предусмотренным как НК РФ, так и Конституцией РФ).
Таким образом, никаких перерасчетов за 2011 год в данной части работодателям производить не нужно. Мы специально подчеркиваем данный факт, так как неверное прочтение Закона №330-ФЗ в части порядка вступления в силу нормы об отмене подпункта 3 пункта 1 статьи 218 НК РФ уже привел к появлению в СМИ отдельных комментарием относительно необходимости пересчетов по НДФЛ за 2011 год.
Именно нормы Закон №330-ФЗ о новых размерах стандартных налоговых вычетов по НДФЛ на детей вступили в силу с момента официального опубликования Закона и распространили свое действие на отношения, возникшие с 01.01.2011.
Таким образом, именно нормы о новом повышенном размере стандартных налоговых вычетов на детей могут привести к необходимости перерасчетов по НДФЛ в отношениях между работодателем и работником, а также между работодателем как налоговым агентом и налоговым органом.
Для начала рассмотрим суть самих изменений.
1) Увеличен размер вычета на третьего и каждого следующего последующего ребенка в семье
На сегодня на каждого ребенка стандартный налоговый вычет предоставляется родителям и супругу (супруге) родителя, опекунам, попечителям, приемным родителям, супругу (супруге) приемного родителя в размере 1'000 рублей.
Вычет предоставляется каждому родителю или в двойном размере одному из них. Действует до месяца, в котором облагаемый НДФЛ по ставке 13% доход налогоплательщиков, исчисленный нарастающим итогом с начала года, превысил 280'000 рублей.
Вычет производится на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, студента, курсанта в возрасте до 24 лет.
Он предоставляется в двойном размере единственному родителю (приемному родителю), опекуну, попечителю (до момента вступления его в брак).
Все указанные правила предоставления вычетов Законом №330-ФЗ сохранены.
Исключение составляют правила о размере самого вычета.
С 01.01.2012 стандартный вычет по НДФЛ на каждого ребенка будет предоставляться в следующих размерах:
Таким образом, Закон №330-ФЗ впервые ввел дифференцированный размер налогового вычета в зависимости от числа детей в семье, поскольку согласно его нормам на третьего и каждого последующего ребенка в семье вычет по НДФЛ будет предоставляться в большем размере, чем на первого и второго ребенка.
До сих пор данный вычет на каждого ребенка (за исключением тех положений, которые указаны ниже и касаются детей-инвалидов) давался в едином размере - 1'000 рублей на каждого.
Закон №330-ФЗ изменил данное правило. Причем данное изменение затронет, в том числе и 2011 год.
Закон №330-ФЗ ввел с момента официального опубликования (т.е. с 22.11.11) с распространением на отношения, возникшие с 01.01.2011 норму о том, что стандартный налоговый вычет по НДФЛ на третьего и каждого последующего ребенка в семье предоставляется в размере 3'000 рублей в месяц.
Размер вычет на первого и второго ребенка (1'000 рублей) в 2011 году оставлен без изменения.
Таким образом, уже начиная с 22.11.11 у всех работодателей, предоставляющих налоговые вычеты по НДФЛ работникам, имеющим 3 и более детей и у которых при этом облагаемый по ставке 13% доход не превысил 280'000 рублей в январе 2011 года, образовалось излишнее удержание НДФЛ из доходов и излишнее перечисление его в бюджет.
Напомним, что с 2011 года действуют новые правила, связанные с излишнем удержанием у работников НДФЛ (ст. 231 НК РФ):
При этом, учитывая, что наличие троих и более детей в одной семье пока еще не является широкораспространенным явлением в нашей стране, считаем, что ситуации, когда для возврата работнику средств работодателю не хватит текущих платежей по НДФЛ в бюджет по всей организации в целом в течение 3-х месяцев, практически исключены. Как впрочем, не столь велико и число работников, по которым работодателям придется произвести перерасчет. Однако сделать это в любом случае необходимо, причем сроки, как указано выше, довольно сжатые.
Также следует отметить, что перерасчеты потребуется произвести не только по тем работникам, у кого трое и более детей, но и по тем, чьи дети являются инвалидами - подробнее см. далее.
Еще один аспект, который следует рассмотреть - как следует считать количество детей в семье, для того, чтобы определить, имеется ли право на повышенный размер вычета на 3-го и каждого последующего ребенка, или нет?
Вопрос связан со следующим: согласно пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ стандартный вычет по НДФЛ "на детей" распространяется на родителя, супруга (супругу) родителя, усыновителя, опекуна, попечителя, приемного родителя, супруга (супругу) приемного родителя, на обеспечении которых находится ребенок. Из приведенной в новой редакции статьи 218 НК РФ формулировки можно сделать вывод, что установленные в статье размеры вычета по НДФЛ на 1-го, 2-го, 3-го и каждого последующего ребенка определяются не только по порядку появления в семье, но и с учетом того, что при этом на дату предоставления вычета в расчет берутся только те дети, которые находятся на обеспечении родителей.
В самом НК РФ нет определения понятия того, до какого возраста считается, что дети находятся на обеспечении родителей. Причем в данном случае, по нашему мнению, не следует путать определение возраста, до которого считается, что ребенок находится на обеспечении родителей, с установлением в статье 218 НК РФ правила о том, до какого возраста по главе 23 НК РФ предоставляется вычет на детей (повторим, что налоговый вычет производится на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента, курсанта в возрасте до 24 лет).
В статье 80 Семейного кодекса РФ установлено, что родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей, а ребенком признается лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия). Факт обучения ребенка по очной форме обучения по Семейному кодексу РФ не продлевает обязанность родителя содержать этого ребенка.
Таким образом, с точки зрения Семейного кодекса РФ и статьи 11 НК РФ следует признать, что для определения количества детей в семье с целью определения права на повышенный размер вычета по НДФЛ в расчет должны браться только дети в возрасте до 18 лет.
При этом право на вычет по НДФЛ, в том числе, может иметься и на ребенка старшего возраста, если он обучается по очной форме обучения и не достиг возраста 24 лет.
Все это создает определенные сложности, рассмотренные на примере ниже.
Предположим, у работника имеется трое детей (все они не являются инвалидами):
Право на вычет по НДФЛ у работника имеется на каждого из названных детей.
Но имеется ли при этом у работника третий ребенок для получения вычета в размере 3'000 рублей в месяц в смысле новой редакции пп.4 п.1 ст.218 НК РФ?
Как указано выше, в новой редакции Кодекса установлено следующее (для примера рассмотрим новые размеры вычетов, установленные на 2011 год): "налоговый вычет за каждый месяц налогового периода распространяется на родителя, супруга (супругу) родителя, усыновителя, опекуна, попечителя, приемного родителя, супруга (супругу) приемного родителя, на обеспечении которых находится ребенок, в следующих размерах:
с 1 января по 31 декабря 2011 года включительно:
С точки зрения Семейного кодекса РФ на обеспечении у работника в данном примере находятся только дети 6 и 12 лет. Третьего ребенка, находящегося на обеспечении у работника, нет. Таким образом, и на ребенка 6 лет, и на ребенка 12 лет работнику полагается вычет в размере 1'000 рублей в месяц на каждого.
На ребенка в возрасте 20 лет, обучающегося по очной форме обучения, работнику также полагается вычет. Размер вычета на него также составит 1'000 рублей в месяц.
Таким образом, в данном случае складывается парадоксальная ситуация: работник с тремя детьми, на каждого из которых положен вычет, для целей НДФЛ считается, что имеет двое "первых" детей и одного "второго" ребенка.
Все это обусловлено только тем, что, внеся правки в НК РФ, Закон №330-ФЗ не установил специального правила о том, кто считается ребенком, находящимся на обеспечении родителя (в данном случае было бы логичнее указать, что для целей НК РФ таким ребенком считается тот, на кого у родителя имеется право на вычет по НДФЛ).
Кроме того, как нам представляется, еще одним вариантом причины, по которой в Законе №330-ФЗ не было сделано такого специального указания, может быть то, что возможно законодатель предполагал, что для целей НДФЛ ребенок может считаться третьим, четвертым и т.д. независимо от возраста своих старших братьев (сестер). Однако, как нам представляется, итоговая редакция статьи 218 НК РФ не позволяет так воспринимать текст правил о предоставлении стандартного налогового вычета. К тому же в СМИ уже появилась неофициальная информация о том, что и Минфин РФ выступает против подобного прочтения Кодекса.
2). Увеличен размер вычета на детей-инвалидов (независимо от того, каким по счету данный ребенок является в семье)
До сих пор в подпункте 4 пункта 1 статьи 218 НК РФ было установлено, что стандартный налоговый вычет по НДФЛ на ребенка удваивается в случае, если ребенок в возрасте до 18 лет является ребенком-инвалидом, а также в случае, если учащийся очной формы обучения, аспирант, ординатор, студент в возрасте до 24 лет является инвалидом I или II группы.
Таким образом, это означало, что до сих пор на ребенка инвалида размер стандартного налогового вычета составлял 2'000 рублей.
Закон №330-ФЗ данный порядок меняет и вводит новый размер вычета - 3'000 рублей в месяц на каждого ребенка-инвалида.
Данный размер вводится с 01.01.2011 и остается неизменным после 01.01.2012.
Введение нового размеры вычета с 01.01.2011 означает, что, как и в случае с предоставлением повышенного вычета на третьего и каждого последующего ребенка в семье, у работодателей может возникнуть необходимость в осуществлении перерасчетов по НДФЛ с работниками, у которых есть дети-инвалиды, и возвратить им ранее излишне удержанную сумму налога (в том же порядке, что указан выше по работникам, имеющих 3 и более детей). Еще раз особо обращаем Ваше внимание, что по действующей редакции статьи 231 НК РФ в данном случае работодатель должен будет сообщить работнику о выявленной излишне удержанной у него сумме НДФЛ не позднее 06.12.11 и получить от него заявление на возврат с указанием банковских реквизитов счета, на который это следует сделать.
Изменения, внесенные Законом №330-ФЗ в статью 220 НК РФ, - это как раз те изменения, которые связаны с предоставлением права переноса неиспользованных сумм вычетов по НДФЛ на предшествующие налоговые периоды (см. выше комментарий к изменениям статьи 210 НК РФ).
Речь идет о предусмотренном пунктом 2 статьи 220 НК РФ праве на вычет по расходам на приобретение (строительство) и отделку жилья (предоставляется один раз в жизни на сумму расходов, но не более 2 млн. рублей + сумма процентов по кредитам, привлеченным на эти цели). Как и все иные виды вычетов, предусмотренных главой 23 НК РФ, данный вычет применялся только к доходам, облагаемым НДФЛ по ставке 13%.
До сих пор в отношении названного вычета было предусмотрено, что в случае его неполного использования налогоплательщиков по итогам отчетного года он мог переноситься на следующие налоговые периоды.
Закон №220-ФЗ вводит следующее правило: у налогоплательщиков, получающих пенсии в соответствии с законодательством РФ, в случае отсутствия у них доходов, облагаемых по налоговой ставке 13%, остаток имущественного вычета может быть перенесен на предшествующие налоговые периоды, но не более трех.
Из данной фразы, на наш взгляд можно сделать следующие выводы: если физическое лицо, являясь пенсионером по законодательству РФ, заявит к вычету расходы на приобретение жилья, не использует полностью всю сумму вычета, например, по причине нехватки облагаемых НДФЛ по ставке 13% доходов, а в следующем году прекратит вообще получать такие доходы, он сможет перенести остаток неиспользованного вычета на предыдущие периоды. При этом из приведенной выше формулировки следует, что налогоплательщик может взять любые прошлые периоды, как бы глубоко назад они не находились, но в любом случае можно выбрать не более 3-х таких периодов (и не обязательно следующих подряд друг за другом).
Как на практике это будет действовать, пока не очень ясно. Ведь очевидно, что представив сейчас декларации за прошлые периоды более чем на 3 года назад, налоговый орган столкнется с необходимостью возврата налога за период, который закончился более чем 3 года назад. Налогоплательщик при этом столкнется с необходимостью представления налоговой декларации за указанный период с приложением к ней всех подтверждающих документов. И к тому же возникнет вопрос: можно ли представлять декларации за периоды, не только предшествующие трехлетнему периоду с отчетной даты, но и предшествующие введению главы 23 НК РФ?
В самой норме, введенной Законом №330-ФЗ в статью 220 НК РФ на этот счет не только никаких ограничений, но и никаких пояснений. Это, на наш взгляд, делает вопрос о ее практическом применении очень сложным и спорным.
К тому же кроме всего прочего не ясным остается вопрос, смогут ли воспользоваться данной нормы те пенсионеры, у которых право на имущественный вычет возникнет в том периоде, в котором у них будут отсутствовать облагаемые НДФЛ по ставке 13% доходы (т.е. у неработающих пенсионеров)? Смогут ли они перенести неиспользованный вычет (т.е. по сути, всю сумму вычета) на прошлые периоды? Или указание в тексте нормы на перенос "остатка имущественного вычета" означает, что применить норму может только тот, кто заявил вычет, получая облагаемые по ставке 13% НДФЛ доходы, но не смог его полностью использовать и прекратил в следующих периодах получать доходы кроме пенсии по законодательству РФ?
Сама правка, внесенная Законом №220-ФЗ в статью 220 НК РФ, вступает в силу с 01.01.2012.
На наш взгляд, это означает, что вопрос о ее применении возникает при налогообложении доходов и возникновении права на вычет после 01.01.2012.
Напомним, что право на вычет, предусмотренный пунктом 2 статьи 220 НК РФ, возникает не ранее периода, в котором физическое лицо получило документы о праве собственности на приобретенное (построенное) жилье (для жилья, приобретаемого в строящемся доме - акт приема-передачи). Вычет предоставляется налогоплательщику на основании письменного заявления, а также платежных документов, оформленных в установленном порядке и подтверждающих факт уплаты денежных средств по произведенным расходам (квитанции к приходным ордерам, банковские выписки о перечислении денежных средств со счета покупателя на счет продавца, товарные и кассовые чеки, акты о закупке материалов у физических лиц с указанием в них адресных и паспортных данных продавца и другие документы).
Закон №330-ФЗ внес изменения в 2 статьи главы 25 НК РФ:
При этом и в ту, и в другую статьи внесены правки, касающиеся налогового учета расходов по стандартизации, затрагивающие лиц, которые будут заниматься разработкой национальных и региональных стандартов и их утверждением таковыми на соответствующем уровне.
Так, в статье 264 НК РФ расходы по стандартизации теперь выделяются в самостоятельную позицию затрат, учитываемых при налогообложении прибыли (новый пп. 2.1 пункта 1 статьи 264 НК РФ). Порядок учета таких расходов установлен в новом пункте 5 данной статьи. Пункт 5 устанавливает, что для целей налогообложения прибыли расходами по стандартизации признаются расходы на проведение работ по разработке национальных стандартов, включенных в программу разработки национальных стандартов, утвержденную национальным органом РФ по стандартизации, а также расходы на проведение работ по разработке региональных стандартов при условии, соответственно, утверждения стандартов в качестве национальных стандартов национальным органом РФ по стандартизации, регистрации региональных стандартов в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов в порядке, установленном законодательством РФ о техническом регулировании.
Расходами по стандартизации не признаются расходы на проведение работ по разработке национальных и региональных стандартов организациями, осуществляющими их разработку в качестве исполнителя (подрядчика или субподрядчика).
Расходы по стандартизации, осуществленные налогоплательщиком самостоятельно или совместно с другими организациями (в размере, соответствующем его доле расходов), согласно изменениям, внесенным Законом №330-ФЗ в статью 272 НК РФ будут признаваться для целей налогообложения в отчетном (налоговом) периоде, следующем за отчетным (налоговым) периодом, в котором стандарты были утверждены в качестве национальных стандартов национальным органом РФ по стандартизации или зарегистрированы в качестве региональных стандартов в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов в порядке, установленном законодательством РФ о техническом регулировании.
Особенностей признания этих же расходов при кассовом методе учета доходов и расходов для целей налогообложения прибыли (статья 273 НК РФ) Закон №330-ФЗ не установил.
Вступают в силу изменения статей 264 и 272 НК РФ, предусмотренные Законом №330-ФЗ, с 01.01.2012.
Дополнительно следует отметить, что Закон №330-ФЗ с 01.01.2012 признает утратившим силу часть 2 статьи 7 Федерального закона от 22.07.08 №158-ФЗ, который устанавливал ограничение по сроку действия пункта 24.1 статьи 255 НК РФ датой 01.01.2012.
Таким образом, с учетом Закона №330-ФЗ пункт 24.1 статьи 255 НК РФ после 01.01.2102 продолжит свое действие. А значит в состав расходов на оплату труда по-прежнему можно будет включать расходы на возмещение затрат работников по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения. Указанные расходы для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 3% суммы расходов на оплату труда.
Закон №330-ФЗ внес дополнения в статью 333.33 главы 25.3 НК РФ "Размеры государственной пошлины за государственную регистрацию, а также за совершение прочих юридически значимых действий", установив, что размер госпошлины за выдачу талона технического осмотра, в том числе взамен утраченного или пришедшего в негодность, на трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины и прицепы к ним, составляет 300 рублей.
Вступает в силу данное дополнение с 01.01.2012.
В данном случае речь не идет об изменения, вносимых в НК РФ.
Широко обсуждаемые нормы о списании так называемых "безнадежных" (в СМИ они еще назывались по неясной нам причине "ошибочными") налоговых долгов физических лиц Законом №330-ФЗ установлены в самостоятельной статье (статья 4), которая вступает в силу с 01.01.2012.
При этом правилами установлено следующее.
Признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию:
Списывается при этом недоимка в размере не более той, что числится за налогоплательщиком по состоянию на день принятия решения о списании.
Напомним, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее 3-х месяцев со дня выявления недоимки, требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения. В суд за взысканием недоимки по налогам с физических лиц налоговый орган вправе обращаться в течение 6 месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Таким образом, по всем налоговым недоимкам, возникшим на 01.01.2009, к настоящему моменту налоговый орган уже потерял право направления налогоплательщику требований об уплате и обращения в суд о взыскании в случае неисполнения (если только указанные права налоговый орган не реализовал ранее и дело в настоящее время не находится в суде в стадии рассмотрения). Значит, фактически все указанные долги физических лиц по Закону №330-ФЗ подлежат в соответствии с новыми нормами списанию.
Списанию не будут подлежать налоговые долги, возникшие по платежам в бюджет в связи с осуществлением физическими лицами предпринимательской деятельности или занятием в установленном законодательством РФ порядке частной практикой.
Решение о признании налоговой недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и об их списании принимается налоговым органом. Причем при соблюдении всех требований к самой задолженности налоговый орган фактически обязан принять решение о списании, оснований для непринятия такого решения Закон №330-ФЗ не предусматривает.
Закон также не содержит норм о том, что для осуществления списания необходима какая-либо инициатива со стороны налогоплательщика. Налоговый орган обязан сделать все сам без обращений об этом со стороны налогоплательщика.
Тот факт, что принятие решения о списании должен принимать налоговый орган, не означает, что налогоплательщик при этом абсолютно никак не затрагивается. Из положений Закона №330-ФЗ следует, что ФНС РФ должна будет утвердить перечень документов, при наличии которых будет приниматься решение о признании указанной выше налоговой недоимки безнадежной к взысканию и об ее списании. Также ФНС РФ должна будет утвердить порядок самого списания.
В этой связи Закон №330-ФЗ не дает ответа на вопрос, что будет происходит с той недоимкой, по которой налоговый орган не соберет всю необходимую информацию?
Также, Закон практически никак не ограничивает ФНС РФ в определении перечня документов, которые нужно собрать для списания и вопрос о том, может ли при этом быть задействован сам налогоплательщик, чьи налоговые долги рассматриваются для списания и его налоговые агенты (источники выплаты дохода)?
Единственное, что однозначно указано, это то, что требовать от налогоплательщиков (плательщиков сборов) физических лиц представления документов, подтверждающих наличие оснований для списания задолженности, не допускается.
Аналогичного требования в отношении налоговых агентов в Законе нет. Нет его и в отношении физических лиц - налогоплательщиков в части дачи пояснений (как указано выше, Закон запрещает требовать именно представления документов, а возможность требовать дачи пояснений никак не урегулирована, что, на наш взгляд, дает возможность ФНС РФ закрепить соответствующие правила в утверждаемом согласно вводимым в действие правилам Порядке).
Однако как в действительности сложатся отношения по списанию налоговых долгов физических лиц можно будет сказать только после начала соответствующих процедур на практике (т.е. после 01.01.2012) и после утверждения ФНС РФ требуемых по Закону №330-ФЗ и названных выше нормативных документов.
Исп. Леонов А.
[1] В отличие от порядка учета расходов по заемным средствам при налогообложения прибыли организаций (ст. 269 НК РФ) при введении данных правил нормирования Законом №330-ФЗ не указано, что установленные нормы носят временный характер (напомним, что аналогичные нормативы по статье 269 НК РФ действуют по 31.12.12, после чего по рублевым средствам норматив составит величину, равную ставке ЦБ РФ * 1,1, а по валютным - 9% годовых). Также в отличие от норм статьи 269 НК РФ новые правила статьи 214.3 НК РФ не разъясняют, ставку ЦБ РФ на какой момент нужно принимать для проведения расчетов величины расходов по сделкам РЕПО для целей НДФЛ.
[2] В Пояснительной записке, подготовленной авторами поправок, реализованных путем принятия Закон №330-ФЗ, указано, что предполагается, что правила нормирования расходов по сделкам РЕПО будут унифицированы (т.е. доведены до единого уровня (ставка ЦБ РФ * 1,8 по расходам в рублях или ставка ЦБ * 0,8 по расходам в валюте)) и соответствующие изменения будут внесены в НК РФ при рассмотрении проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 193 части второй НК РФ" (в части индексации ставок акцизов). Почему это нельзя было сразу сделать при принятии Закона №330-ФЗ - неясно.
ООО "Аудит Санкт-Петербург" предлагает всем гостям сайта информационно-консультационные онлайн-услуги.
Онлайн-услуги включают в себя:
Чтобы воспользоваться указанными онлайн-услугами Вам необходимо:
Оплата производится отдельно по каждой онлайн-услуге:
Оплата онлайн-услуг осуществляется через платежную систему ASSIST с помощью банковских карт VISA, MasterCard, DINERS CLUB.
ASSIST – это мультибанковская система платежей по пластиковым картам через сеть интернет, позволяющая в реальном времени производить авторизацию и обработку транcакций.
Оплата по банковским картам производится путем переадресации на сайт системы ASSIST. При попадании на сайт необходимо следовать инструкции, состоящей из следующих основных шагов:
Безопасность платежей в системе ASSIST обеспечивается использованием SSL протокола для передачи конфиденциальной информации от клиента на сервер системы ASSIST для дальнейшей обработки. Дальнейшая передача информации осуществляется по закрытым банковским сетям высшей степени защиты. Обработка полученных конфиденциальных данных (реквизиты карты, регистрационные данные и др.) производится в процессинговом центре, а не на сайте ООО "Санкт-Петербург". Таким образом, никто, даже продавец слуг, не сможет получить Ваши персональные и банковские данные.
Для защиты информации от несанкционированного доступа на этапе передачи от клиента на сервер системы ASSIST используется протокол SSL 3.0, сертификат сервера (128 bit) выдан компанией Thawte – признанным центром выдачи цифровых сертификатов.
После оплаты любого из предложенных видов онлайн-услуг в адрес Вашей электронной почты будет направлено оповещение (в формате электронного сообщения), подтверждающее факт оплаты.
Возврат уплаченных за онлайн-услуги денежных средств производиться в случаях, если:
В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.
Регистрация позволит Вам стать абонентом нашего сайта (регистрация бесплатная).
Зарегистрированные абоненты получают возможность оплачивать доступ ко всем закрытым сервисам сайта и пользоваться предлагаемыми услугами.
В частности, зарегистрировавшись, Вы сможете:
Пользование любым из указанных сервисов оплачивается отдельно:
Оплата указанных услуг осуществляется с помощью кредитных карт: Visa, MasterCard, Diners Club.
С более подробной информацией Вы можете ознакомиться в соответствующих разделах сайта ("Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ")
В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.
Подписка открывает полный доступ к комментариям специалистов компании "Аудит Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов.
Кроме того, подписка позволяет абонентам комментировать материалы раздела, а также обсуждать их с другими зарегистрированными абонентами.
Для доступа к разделу Вам необходимо:
Стоимость подписки определяется исходя из тарифа:
Внимание!
Только до 28 марта 2011 года действует специальное предложение:
Новый пароль отправлен на почту
После авторизации вы сможете изменить его в профиле на любой другой
На ваш электронный ящик отправлено сообщение содержащее параметры активации вашего аккаунта.
Обычно, время доставки сообщения составляет не более трех минут
Письмо не пришло? Запросить повторно отправлено
Комментарии
Оставить комментарий