Новый пароль отправлен на почту
После авторизации вы сможете изменить его в профиле на любой другой
Информируем о Федеральном законе от 09.11.2020 № 371-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и Закон РФ "О налоговых органах РФ" (далее - Закон № 371-ФЗ).
Закон № 371-ФЗ был опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru в день своего подписания (09.11.2020) - с этой даты вступили в силу предусмотренные им изменения Закона РФ "О налоговых органах в РФ". Вносимые Законом № 371-ФЗ правки в НК РФ вступят в силу с 01.07.2021.
Основной объем предусмотренных Законом № 371-ФЗ изменений связан с введением системы контроля за товарами, подлежащими прослеживаемости в соответствии с законодательством РФ.
Помимо указанного, ряд положений Закона № 371-ФЗ затрагивает абсолютно всех налогоплательщиков независимо от осуществляемых ими видов деятельности. Рассмотрим именно такие правки в первую очередь.
1. Предусмотренные Законом № 371-ФЗ правки НК РФ, не связанные с введением системы контроля за товарами, подлежащими прослеживаемости.
1.1. Уточнение требований к соблюдению формата представления пояснений в рамках камеральных налоговых проверок.
Одно из положений Закона № 371-ФЗ предусматривает внесение изменений в пункт 3 статьи 88 НК РФ "Камеральная налоговая проверка" в отношении обязанностей налогоплательщика в рамках такой проверки представить в налоговый орган пояснения. Для плательщиков НДС пункт 3 статьи 88 НК РФ устанавливает, что такие пояснения должны быть представлены в налоговый орган в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота по формату, установленному ФНС России.
При этом было установлено, что при представлении указанных пояснений на бумажном носителе они не считаются представленными. Буквальное прочтение этого правила означало, что только несоблюдение требования о подаче пояснений по ТКС влечет признание их непредставленными. Закон № 371-ФЗ уточняет, что пояснения также будут считаться непредставленными при несоблюдении формата, утвержденного ФНС России для их представления. Это делает важным для налогоплательщика соблюсти не только срок представления пояснений на требования в рамках камеральных налоговых проверок и электронную форму их подачи, но и формат, установленный именно для таких пояснений (утв. приказом ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-15/682@).
Напомним, что непредставление указанных пояснений (в том числе непредставление в пределах установленных сроков) может повлечь привлечение налогоплательщика к налоговой ответственности по статье 129.1 НК РФ (штраф - 5'000 рублей, а при повторном нарушении в течение календарного года - 20'000 рублей).
Указанные изменения статьи 88 НК РФ вступают в силу с 01.07.2021.
1.2. Уточнение состава обязательных показателей счетов-фактур.
Закон № 371-ФЗ также уточняет перечень обязательных реквизитов счетов-фактур, и часть таких уточнений никак не связана с товарами, подлежащими прослеживаемости, затрагивая абсолютно всех плательщиков НДС:
А) реквизит счета-фактуры "К платежно-расчетному документу № _________ от" (строка 5):
- как и везде по тексту главы 21 НК РФ в отношении описания данного реквизита убрано прямое упоминание об "авансах" - оно заменено на используемое в главе 21 НК РФ понятие "оплата, частичная оплата", что фактически является в данном случае технической корректировкой;
- указано на необходимость заполнения данного реквизита не только в случае получения оплаты (частичной оплаты) в счет реализации товаров, работ, услуг, но и при получении таких сумм в счет реализации имущественных прав (по какой-то причине ранее отсутствовало в тексте НК РФ, хотя было прямо упомянуто в Правилах заполнения счетов-фактур, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137, так что и в этой части изменения все-таки носят скорее технический характер);
- введено требование указания реквизитов, позволяющих идентифицировать документ об отгрузке товаров (о выполнении работ, об оказании услуг), о передаче имущественных прав. На наш взгляд, это самое существенное изменение, практическая реализация которого еще во многом будет зависеть, как именно это правило будет сформулировано в постановлении Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137 (которое, очевидно, потребуется изменить). Пока что, предполагаем, что речь идет о счетах-фактурах на принятие к вычету исчисленных с полученных предоплат сумм НДС (о восстановлении принятого к вычету с уплаченных предоплат сумм налога) для целей облегчения налоговому органу контроля за полнотой и своевременностью таких вычетов и восстановлений;
Б) в части реквизита "Наименование товара (описание выполненных работ, оказанных услуг, имущественного права)" - дополнительно введено требование о необходимости указания порядкового номера записи поставляемых (отгруженных) товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав. Абсолютно идентичные правки внесены и в отношении корректировочных счетов-фактур (пункт 5.2 статьи 169 НК РФ). Будет ли введена в форму счета-фактуры (корректировочного счета-фактуры) в связи с этим новая (очевидно - первая по порядку) графа для отражения соответствующих сведений, или порядковый номер надо будет указывать прямо в графе 1 перед наименованием товара, работы, услуги, имущественного права, пока не ясно.
В) в части реквизита "Номер таможенной декларации" в тексте статьи 169 НК РФ прямо уточнено, что речь идет о регистрационном номере декларации на товары - собственно это уже и сейчас указано в утвержденной постановлением Правительства РФ № 1137 форме счета-фактуры, так что данную правку можно считать исключительно технической. Но, что более важно, это то, что если до сих пор сведения о номере декларации надо было указывать по тем товарам, страной происхождения которых не является РФ, то с учетом положений Закона № 371-ФЗ эти сведения подлежат заполнению в счете-фактуре по тем товарам, страной происхождения которых не является страна - член ЕАЭС (что в целом сокращает число ситуаций, когда требуется обязательное заполнение данного реквизита).
Интересно, что до сих пор в форме корректировочного счета-фактуры (в отличие от формы счета-фактуры) не было графы для указания номера таможенной декларации (как и графы для указания страны происхождения товара). В перечне обязательных показателей корректировочного счета-фактуры (пункт 5.2 статьи 169 НК РФ) эти сведения также не упоминались. Закон № 371-ФЗ это исправляет, добавляя в пункт 5.2 статьи 169 НК РФ указание на номер декларации и страны происхождения как на обязательные реквизиты корректировочных счетов-фактур.
Иные коррективы обязательных показателей счета-фактуры (корректировочного счета-фактуры), предусмотренные Законом № 371-ФЗ, касаются системы отслеживания товаров (см. ниже).
Абсолютно все правки статьи 169 НК РФ вступают в силу с 01.07.2021.
С этой же даты вступают в силу все иные предусмотренные Законом № 371-ФЗ изменения НК РФ. Как сказано выше, они связаны с введением в РФ налогового контроля за товарами, подлежащими прослеживаемости.
В середине 2019 года страны - члены ЕАЭС приняли решение о создании системы прослеживаемости товаров. С учетом этого в РФ в настоящее время (пока - до конца 2020 года) проходит соответствующий эксперимент. Перечень товаров, которые подлежат прослеживаемости, утвердило Правительство РФ. Среди них холодильники, автопогрузчики, стиральные машины, экскаваторы, мониторы, детские коляски, металлическая мебель (см. постановление Правительства РФ от 25.06.2019 № 807).
Цель системы - противодействие незаконному ввозу и обороту названных товаров с последующим распространением системы прослеживаемости на другие виды товаров. Самое главное - участие в эксперименте добровольное.
Однако вводимые Законом № 371-ФЗ изменения в НК РФ делают систему прослеживаемости товара с 01.07.2021 законодательно закрепленной и формирующей для участников оборота прослеживаемых товаров обязательные правила.
Единственное, внесенные Законом № 371-ФЗ правки пока не дают ответа на вопрос, на какие именно товары эта система будет распространена. Как и прежде, перечень таких товаров должно будет утвердить Правительство РФ. Будет ли это абсолютно новое постановление, можно ли ориентироваться на перечень, ранее утвержденный вышеназванным постановлением от 25.06.2019 № 807, пока не ясно.
Что стало понятно, это то, что соответствующий контроль будет осуществляться силами налоговых органов. Именно по этой причине Закон № 371-ФЗ вносит изменения в Закон РФ "О налоговых органах в РФ" (причем, именно эти изменения вступили в силу сразу же с момента официального опубликования, т.е. с 09.11.2020), указывая, что налоговые органы обеспечивают:
- создание, внедрение и сопровождение национальной системы прослеживаемости товаров;
- сбор, учет, хранение и обработку сведений, включаемых в национальную систему прослеживаемости товаров;
- обмен сведениями между национальной системой прослеживаемости товаров и иными государственными информационными системами;
- контроль за операциями с товарами, включенными в перечень товаров, подлежащих прослеживаемости.
Рассмотрим подробнее внесенные Законом № 371-ФЗ в этой части правки в НК РФ.
2. Изменения первой части НК РФ, связанные с системой прослеживаемости товаров.
2.1. Изменения статьи 23 НК РФ "Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов)".
Статья 23 НК РФ дополняется новым пунктом 2.3, в соответствии с которым налогоплательщики, осуществляющие операции с товарами, подлежащими прослеживаемости, обязаны представлять в налоговый орган отчеты об операциях с такими товарами и документы, содержащие реквизиты прослеживаемости, в случаях и порядке, которые установлены Правительством РФ. На момент подготовки настоящего материала соответствующего нормативного акта Правительством РФ не утверждено, в связи с чем сложно оценить, о чем именно в данном случае идет речь.
2.2. Изменения статьи 88 НК РФ "Камеральная налоговая проверка".
Закон № 371-ФЗ (помимо указанных выше правок, касающихся обязанности соблюдения формата представляемых по ТКС пояснений) дополнил статью 88 НК РФ новым пунктом 8.9, связанным с введением системы контроля за прослеживаемыми товарами.
Данный пункт вводит право налогового органа истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к операциям с товарами, подлежащими прослеживаемости, при проведении камеральной налоговой проверки, в частности речь идет об истребрвании:
- декларации по НДС;
- единой (упрощенной) налоговой декларации;
- декларации по единому налогу лиц, применяющих УСН;
- декларации по ЕСХН применяющих соответствующий налоговый режим лиц (кроме тех, кто не имеет права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, или не использует указанное право).
Право налогового органа на истребование документов и счетов-фактур может быть реализовано при выявлении в ходе камеральной проверки следующих несоответствий:
1) между сведениями, содержащимися в единой (упрощенной) декларации, декларации по ЕСХН или по единому налогу в рамках УСН, и сведениями, содержащимися в отчете об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, и (или) документах, содержащих реквизиты прослеживаемости, представленных в налоговый орган налогоплательщиком, осуществляющим операции с такими товарами;
2) между сведениями об операциях, содержащимися в декларации по НДС, и сведениями об указанных операциях, содержащимися в отчете об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, представленном в налоговый орган другим налогоплательщиком, осуществляющим операции с этими товарами;
3) между сведениями об операциях, содержащимися в отчете об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, представленном налогоплательщиком, осуществляющим операции с такими товарами, и сведениями об указанных операциях, содержащимися в отчете об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, представленном в налоговый орган другим налогоплательщиком, осуществляющим операции с этими товарами.
При этом налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, если такие документы ранее представлялись в налоговый орган в случаях и порядке, которые установлены Правительством РФ.
2.3. Изменения статей 91 "Доступ должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение для проведения налоговой проверки" и 92 "Осмотр" НК РФ.
В статьях 91 и 92 НК РФ Закон № 371-ФЗ уточнил норму, которая расширит перечень случаев, когда в рамках камеральной налоговой проверки налоговый орган может вынести мотивированное решение о доступе своих должностных лиц на территорию налогоплательщика и о проведении осмотра. В действующей на момент принятия Закона № 371-ФЗ редакции НК РФ в рамках камеральной налоговой проверки такое решение могло быть принято только при проверке декларации по НДС, в которой была заявлена сумма НДС к возмещению или в которой выявлены несоответствия со сведениями, сообщенными другими налогоплательщиками. С учетом изменений такое же право появится у налогового органа в случаях, указанных в рассмотренном выше новом пункте 8.9 статьи 88 НК РФ, т.е. оно распространится также на камеральные проверки единой (упрощенной) декларации, декларации по ЕСХН и УСН, если в них будут обнаружены несоответствия со сведениями из представленных иными лицами документов по товарам, подлежащим прослеживаемости.
3. Изменения второй части НК РФ, связанные с системой прослеживаемости товаров.
Во второй части НК РФ предусмотренные Законом № 371-ФЗ правки, связанные с системой контроля за товарами, подлежащими прослеживаемости, затронули только статью 169 НК РФ "Счет-фактура" главы 21 "НДС".
3.1. Введение обязательности применения электронных счетов-фактур по товарам, подлежащим прослеживаемости.
Закон № 371-ФЗ в статье 169 НК РФ вводит новые пункты 1.1 и 1.2, с учетом которых:
1) при реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, счета-фактуры, в том числе корректировочные счета-фактуры, должны выставляться только в электронной форме (никакого согласия сторон на это, как и зависимость от наличия у них соответствующей технической возможности, в данном случае не предполагается).
Исключения (когда счета-фактуры по операциям с прослеживаемыми товарами по-прежнему могут быть, в том числе, составлены на бумажном носителе):
- реализация таких товаров физическим лицам для личных, семейных, домашних и иных не связанных с предпринимательской деятельностью нужд, а также налогоплательщикам налога на профессиональный доход. Получается, что в этом случае, если у продавца товаров, подлежащих прослеживаемости, есть желание выставлять счета-фактуры на бумажном носителе, ему необходимо как-то убедиться, что физическое лицо действительно осуществляет покупку для личных нужд и не заявит позднее данную операцию в своей предпринимательской деятельности. На наш взгляд, возможности однозначно подтвердить это на дату операции не существует;
- реализация и перемещение таких товаров с территории РФ на экспорт (реэкспорт);
- реализация и перемещение таких товаров с территории РФ на территорию другого государства - члена ЕАЭС. В данном случае не совсем ясно, почему перемещение из РФ на территорию страны в ЕАЭС выделили отдельно - такое перемещение также является (может являться) экспортом или реэкспортом. Правда, в данном случае конкретный таможенный режим не указан, так что возможно смысл в том, что при любом перемещении (не только при экспорте или реэкспорте) из РФ в ЕАЭС требование об обязательности применения электронной формы счетов-фактур по отслеживаемым товарам может не соблюдаться.
2) введена обязанность организаций и ИП при приобретении товаров, подлежащих прослеживаемости, обеспечить получение счетов-фактур, в том числе корректировочных счетов-фактур, в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утвержденным ФНС России.
Таким образом, с 01.07.2021 осуществление операций с товарами, которые Правительство РФ своим перечнем отнесет к прослеживаемым, будет от всех участников соответствующих отношений требовать необходимость обеспечить возможность использования электронных счетов-фактур. В том числе, это затронет и покупателей соответствующих товаров, даже если речь будет идти о какой-то разовой покупке для собственных нужд, а не для последующей перепродажи.
3.2. Сокращение случаев, когда счета-фактуры могут не составляться.
Закон № 371-ФЗ уточнил правило о том, когда по письменному согласию сторон сделки счета-фактуры могут не составляться. Напомним, что такое право имеется при совершении операций по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав лицам, не являющимся плательщиками НДС, и налогоплательщикам, освобожденным от исполнения обязанностей плательщика НДС (пп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ).
Однако Закон № 371-ФЗ уточняет, что при реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, счета-фактуры должны быть составлены в любом случае.
3.3. Введение новых обязательных реквизитов в счета-фактуры (корректировочные счета-фактуры).
Закон № 371-ФЗ вводит новые обязательные реквизиты счетов-фактур (корректировочных счетов-фактур) для операций с товарами, подлежащими прослеживаемости:
- регистрационный номер партии товара, подлежащего прослеживаемости;
- количественная единица измерения товара, используемая в целях осуществления прослеживаемости;
- количество товара, подлежащего прослеживаемости, в количественной единице измерения товара, используемой в целях осуществления прослеживаемости.
Все эти сведения должны будут указываться в соответствующих графах (которые Правительству РФ еще предстоит внести в формы счетов-фактур (корректировочных счетов-фактур)) только в отношении товаров, подлежащих прослеживаемости.
3.4. Закрепление последствий по НДС в случае нарушения порядка заполнения новых реквизитов.
Введение в качестве обязательных для применения новых реквизитов счетов-фактур (корректировочных счетов-фактур) по сути не сформирует рисков, связанных с отказом в праве на налоговые вычеты по НДС в случае незаполнения или неверного заполнения этих реквизитов. На это напрямую будет указывать новая редакция пункта 2 статьи 169 НК РФ, в абзаце 2 которого перечислены ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие применению по ним налоговых вычетов. В перечень таких ошибок Закон № 371-ФЗ добавил неуказание (неверное указание) в счете-фактуре сведений, установленных новыми подпунктами 16 - 18 пункта 5 статьи 169 НК РФ, т.е. как раз перечисленных выше новых реквизитов, касающихся контроля за товарами, подлежащими прослеживаемости. В данном случае можно отметить некую неточность предусмотренных Законом № 371-ФЗ норм в том плане, что он забыл упомянуть об аналогичных новых реквизитах, введенных им в форму корректировочного счета-фактуры (это подпункты 16 - 18 другого пункта - пункта 5.2 статьи 169 НК РФ). Мы думаем, что ошибки и в их заполнении не должны формировать налоговые риски для налогоплательщиков, но признаем, что прямого указания на это Закон № 371-ФЗ почему-то не сделал.
В заключение еще раз подчеркнем, что указанные выше изменения вводятся в главу 21 НК РФ с 01.07.2021, и что для их полного понимания необходимо принятие Правительством РФ соответствующих нормативных актов (как в части перечня товаров, подлежащих отслеживанию, и форм отчетных документов по ним, так и в части изменения форм и правил ведения счетов-фактур (корректировочных счетов-фактур).
В то же время, отметим, что система отслеживания товаров, реализуемая через налоговый контроль в рамках НДС, не является в чистом виде именно налоговым контролем. В первую очередь, система нацелена на выявление незаконного ввоза в РФ и оборота товаров, она не ставит перед собой в качестве основной задачу доначисления налогов. Речь идет именно о проверке законности соответствующего оборота, что, конечно же, может за собой потянуть и налоговые вопросы, но не как самоцель.
Исп. Леонов А.
ООО "Аудит Санкт-Петербург" предлагает всем гостям сайта информационно-консультационные онлайн-услуги.
Онлайн-услуги включают в себя:
Чтобы воспользоваться указанными онлайн-услугами Вам необходимо:
Оплата производится отдельно по каждой онлайн-услуге:
Оплата онлайн-услуг осуществляется через платежную систему ASSIST с помощью банковских карт VISA, MasterCard, DINERS CLUB.
ASSIST – это мультибанковская система платежей по пластиковым картам через сеть интернет, позволяющая в реальном времени производить авторизацию и обработку транcакций.
Оплата по банковским картам производится путем переадресации на сайт системы ASSIST. При попадании на сайт необходимо следовать инструкции, состоящей из следующих основных шагов:
Безопасность платежей в системе ASSIST обеспечивается использованием SSL протокола для передачи конфиденциальной информации от клиента на сервер системы ASSIST для дальнейшей обработки. Дальнейшая передача информации осуществляется по закрытым банковским сетям высшей степени защиты. Обработка полученных конфиденциальных данных (реквизиты карты, регистрационные данные и др.) производится в процессинговом центре, а не на сайте ООО "Санкт-Петербург". Таким образом, никто, даже продавец слуг, не сможет получить Ваши персональные и банковские данные.
Для защиты информации от несанкционированного доступа на этапе передачи от клиента на сервер системы ASSIST используется протокол SSL 3.0, сертификат сервера (128 bit) выдан компанией Thawte – признанным центром выдачи цифровых сертификатов.
После оплаты любого из предложенных видов онлайн-услуг в адрес Вашей электронной почты будет направлено оповещение (в формате электронного сообщения), подтверждающее факт оплаты.
Возврат уплаченных за онлайн-услуги денежных средств производиться в случаях, если:
В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.
Регистрация позволит Вам стать абонентом нашего сайта (регистрация бесплатная).
Зарегистрированные абоненты получают возможность оплачивать доступ ко всем закрытым сервисам сайта и пользоваться предлагаемыми услугами.
В частности, зарегистрировавшись, Вы сможете:
Пользование любым из указанных сервисов оплачивается отдельно:
Оплата указанных услуг осуществляется с помощью кредитных карт: Visa, MasterCard, Diners Club.
С более подробной информацией Вы можете ознакомиться в соответствующих разделах сайта ("Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ")
В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.
Подписка открывает полный доступ к комментариям специалистов компании "Аудит Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов.
Кроме того, подписка позволяет абонентам комментировать материалы раздела, а также обсуждать их с другими зарегистрированными абонентами.
Для доступа к разделу Вам необходимо:
Стоимость подписки определяется исходя из тарифа:
Внимание!
Только до 28 марта 2011 года действует специальное предложение:
Новый пароль отправлен на почту
После авторизации вы сможете изменить его в профиле на любой другой
На ваш электронный ящик отправлено сообщение содержащее параметры активации вашего аккаунта.
Обычно, время доставки сообщения составляет не более трех минут
Письмо не пришло? Запросить повторно отправлено
Комментарии
Оставить комментарий