Изменения ряда Положений по бухгалтерскому учету, затрагивающие деятельность субъектов малого предпринимательства

Настоящим информируем Вас о Приказе МФ РФ от 08.11.2010 №144н "О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету" (далее – приказ МФ №144н).

Примечание

Согласно Федеральному закону "О рынке ценных бумаг" публичное размещение ценных бумаг – это размещение ценных бумаг путем открытой подписки, в том числе размещение ценных бумаг на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг. Не является публичным размещением размещение на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли ценных бумаг, предназначенных для квалифицированных инвесторов. Фактически из данного определения можно сделать вывод, что субъектами малого предпринимательства – эмитентами публично размещаемых ценных бумаг являются любые признаваемые субъектами малого предпринимательства общества, которые осуществляют размещение своих ценных бумаг (акций, облигаций) путем открытой подписки (не обязательно через организаторов торгов), т.е. общества, осуществляющие первичную продажу своих бумаг после их эмиссии среди неограниченного круга лиц. В этой связи не совсем ясно, какой субъект малого предпринимательства может при-менять нормы приказа МФ №144н и признаваться "не являющимся эмитентом публично раз-мещаемых ценных бумаг"? Тот, который ни разу в своей истории не осуществлял размещение бумаг среди неограниченного круга лиц? Или тот, который не делал этого только в отчетном периоде? Однозначного ответа на данный вопрос, к сожалению, на сегодня дать нельзя.

Данный приказ вносит изменения сразу в 8 действующих положений по бухгалтерскому учету (далее – ПБУ) и в целом направлен на некоторую либерализацию правил бухгалтерского учета и представления информации в бухгалтерской отчетности для субъек-тов малого предпринимательства, не являющихся эмитентами публично размещаемых ценных бумаг. При этом все изменения можно условно разбить на 2 группы:

  • определение для указанных субъектов малого предпринимательства возможности признания доходов и расходов "кассовым" методом;
  • установление в целый ряд ПБУ правил, позволяющих указанным субъектам малого предпринимательства либо не применять их нормы вовсе, либо устанавливающих послабле-ния в части отдельных требований, в них содержащихся.

По состоянию на 07.12.2010 мы не обладаем информацией об официальной публикации текста приказа МФ РФ №144н (документ прошел регистрацию в Минюсте РФ 01.12.2010). При этом согласно пункту 2 самого приказа он должен будет вступить в силу начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2010 год. Это, на наш взгляд, с учетом положений ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации" позволит субъектам малого предпринимательства (не являющимся эмитентами публично размещаемых ценных бумаг) после вступления приказа МФ №144н в силу (через 10 дней после дня официального опубликования) внести изменения в свою учетную политику на 2010 год и использовать возможность неприменения ряда требований ПБУ при составлении годовой отчетности уже за 2010 год.

В настоящем письме для наглядности информацию о конкретных положениях приказа МФ №144н и о сути изменений правил бухгалтерского учета, затрагивающих субъектов малого предпринимательства, мы представили в виде таблицы ниже.

 

Что изменяется?

Суть изменения Комментарий
1. ПБУ 9/99 "Доходы организации" (пункт 12) Дополнен абзацем:
"Субъекты малого предпринимательства, за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг, вправе признавать выручку по мере поступления денежных средств от покупателей (заказчиков) при соблюдении условий, определенных в подпунктах "а", "б", "в" и "д" настоящего пункта".
Следует признать, что данной правкой в ПБУ 9/99 впервые вводятся правила, позволяющие признавать доходы не только методом начисления, но и "кассовым" методом . Причем такое право предоставлено только субъектам малого предпринимательства, не осуществляющих публичное размещение ценных бумаг.
Для признания выручки кассовым методом (по мере поступления денежных средств) условий для признания выручки (п.12 ПБУ 9/99) на одно меньше, чем при методе начисления – нет условия о том, что право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана). Однако отсутствие данного условия, на наш взгляд, не позволит при кассовом методе признавать в составе доходов полученные авансы – указание на то, что средства предоплаты не являются доходами для всех случаев сохранено в п.3 ПБУ 9/99.
2. ПБУ 10/99 "Расходы организации" (пункт 18)
В положении о том, что "если организацией принят порядок признания выручки от продажи продукции и товаров не по мере передачи прав владения, пользования и распоряжения на поставленную продукцию, отпущенный товар, выполненную работу, оказанную услугу, а после поступления денежных средств и иной формы оплаты, то и расходы признаются после осуществления погашения задолженности", уточнено, что оно может применяться только субъектами малого предпринимательства, не являющихся эмитентами публично размещаемых ценных бумаг. В отличие от ПБУ 9/99 в ПБУ10/99 существовала норма, касающаяся возможности применения "кассового" метода признания расходов. При этом было указано на возможность его применения "в разрешенных случаях" и при условии, что и доходы признаются таким же образом. 
Единственным нормативным актом по бухучету, допускающим кассовый метод признания доходов и расходов, до сих пор были Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства (приказ МФ РФ от 21.12.98 №64н). Но с их применением в данной части существовала некоторая неопределенность – выпущенное позднее ПБУ 9/99 никаких иных методов признания доходов, кроме метода начисления, не предусматривало.
3. ПБУ 16/02 "Информация по прекращаемой деятельности"
Дополнено новым пунктом 3.1:
"Настоящее Положение может не применяться субъектами малого предпринимательства, за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг".
Субъекты малого предпринимательства (кроме эмитентов публично размещаемых ценных бумаг) получили право не применять ПБУ 16/02 и не раскрывать в своей годовой отчетности подробную информацию, относящуюся к прекращаемой деятельности, даже если показатели такой деятельности являются существенными.
Для возможности использования указанного права соответствующее положение должно быть отражено в учетной политике организации.
4. ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений" (пункт 19) Дополнен абзацем:
"Субъекты малого предпринимательства, за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг, вправе осуществлять последующую оценку всех финансовых вложений в порядке, установленном настоящим Положением для финансовых вложений, по которым их текущая рыночная стоимость не определяется".Дополнен абзацем:
"Субъекты малого предпринимательства, за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг, вправе признавать выручку по мере поступления денежных средств от покупателей (заказчиков) при соблюдении условий, определенных в подпунктах "а", "б", "в" и "д" настоящего пункта".
Субъекты малого предпринимательства (кроме эмитентов публично размещаемых ценных бумаг) получили право не осуществлять пересмотр стоимости любых своих финансовых вложений (в том числе имеющих рыночные котировки) для отражения их на конец отчетного года по текущей рыночной стоимости, т.е. осуществлять учет всех финансовых вложений по первоначальной стоимости.
Для возможности использования указанного права соответствующее положение должно быть отражено в учетной политике организации.
При этом обращаем внимание, что ПБУ 19/02 не дополнено нормой о том, что субъекты малого предпринимательства могут также не осуществлять проверку своих финансовых вложений на обесценение и при наличии его признаков не формировать соответствующий резерв. Данные правила ПБУ продолжают действовать для всех организаций без исключения.
5. ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации" Дополнено новым пунктом 15.1:
"Субъекты малого предпринимательства, кроме эмитентов публично размещаемых ценных бумаг, вправе отражать в бухгалтерской отчетности последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, перспективно, за исключением случаев, когда иной порядок установлен законодательством РФ и (или) нормативным правовым актом по бухгалтерскому учету".
Данное дополнение позволяет субъектам малого предпринимательства (кроме эмитентов публично размещаемых ценных бумаг) отражать последствия изменений учетной политики перспективно, а не ретроспективно, т.е. без обязанности представления сравнительных данных о показателях отчетности как минимум за 2 предыдущих периода (а по факту – с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности, в отношении которых произошло изменений учетной политики).
Перспективное отражение информации означает, что "входящие" данные не пересчитываются, сравнительная информация за прошлые периоды не представляется, а изменения влияют лишь на данного того периода, начиная с которого они применяются.
Для возможности использования указанного права соответствующее положение должно быть отражено в учетной политике организации – субъекта малого предпринимательства.
При этом, на наш взгляд, в новом пункте 15.1 ПБУ 1/2008 есть некоторая неопределенность – не совсем ясно, что за исключения в нем указаны? Возможно, имеется в виду, что нормативный акт по бухгалтерскому учету, ставший причиной изменения учетной политики, может содержать требование о представлении последствий изменения в любом случае ретроспективно. Но на сегодня нам неизвестно, чтобы хоть раз в истории нормативные акты МФ РФ такое требование содержали.
6. ПБУ 15/2008 "Учет расходов по займам и кредитам" (пункт 7) Дополнен положением:
"Субъекты малого предпринимательства, за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг, вправе признавать все расходы по займам прочими расходами".
Данное дополнение позволяет субъектам малого предпринимательства (кроме эмитентов публично размещаемых ценных бумаг) принять решение о том, чтобы в бухгалтерском учете любые проценты и иные затраты по займам и кредитам, даже в том случае, когда они прямо связаны с созданием (приобретением) инвестиционного актива, включать в прочие расходы (и не рассматривать вопрос о формировании первоначальной стоимости внеоборотного актива с учетом данных затрат).
Для возможности использования указанного права соответствующее положение должно быть отражено в учетной политике организации – субъекта малого предпринимательства.
Причем данная норма может оказаться очень полезной:
1) ее применение позволит унифицировать порядок бухгалтерского и налогового учета расходов по займам и кредитам, т.к. в налоговом учете согласно положениям главы 25 НК РФ любые проценты относятся к внереализационным расходам, в то время, как в бухгалтерском учете до сих пор существовали обязательные для всех правила формирования стоимости инвестиционного актива;
2) ее применение позволит не завышать стоимость внеоборотных активов, с точки зрения налога на имущество.
Вместе с тем, при использовании данного положения субъект малого предпринимательства должен быть готов к тому, что с инвестиционной точки зрения он несколько снижает свою привлекательность за счет занижения стоимости активов и завышения расходов.
7. ПБУ 2/2008 "Учет договоров строительного подряда" Дополнено пунктом 2.1:
"Настоящее Положение может не применяться субъектами малого предпринимательства, за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг".
Данное дополнение позволяет субъектам малого предпринимательства (кроме эмитентов публично размещаемых ценных бумаг) не применять нормы ПБУ 2/2008, а значит не применять обязательные и одни из самых сложных в российском учете требования о признании выручки по договорам строительного подряда "по мере готовности" или в сумме, равной величине понесенных затрат (независимо от подписания либо неподписания актов выполненных работ).
Для возможности использования указанного права соответствующее положение должно быть отражено в учетной политике организации – субъекта малого предпринимательства.
8. ПБУ 22/2010 "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности" (пункт 9) Дополнен абзацем:
"Субъекты малого предпринимательства, за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг, вправе исправлять существенную ошибку предшествующего отчетного года, выявленную после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год, в порядке, установленном пунктом 14 настоящего Положения, без ретроспективного пересчета".
Данное дополнение позволяет субъектам малого предпринимательства (кроме эмитентов публично размещаемых ценных бумаг) любую, даже самую существенную ошибку, выявленную после утверждения отчетности, исправлять в текущем периоде (периоде обнаружения) с отнесением результата в состав прочих доходов и расходов.
Для возможности использования указанного права соответствующее положение должно быть отражено в учетной политике организации – субъекта малого предпринимательства.
Напомним, что ПБУ 22/2010 впервые начнет применяться с отчетности за 2010 год. И согласно его нормам существенная ошибка, выявленная после утверждения отчетности, исправляется:
1) записями в текущем отчетном периоде в корреспонденции со счетом 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)";
2) путем пересчета сравнительных показателей бухгалтерской отчетности за отчетные периоды, отраженные в бухгалтерской отчетности организации за текущий отчетный год, за исключением случаев, когда невозможно установить связь этой ошибки с конкретным периодом либо невозможно определить влияние этой ошибки накопительным итогом в отношении всех предшествующих отчетных периодов.
Именно право не применять эти правила получили субъекты малого предпринимательства (кроме эмитентов публично размещаемых ценных бумаг).
Кстати, нормы ПБУ 22/2010 о порядке исправления существенных ошибок при их выявлении после окончания года, но до даты утверждения отчетности (включая правила о представлении пересмотренной отчетности при выявлении ошибки после подписания отчетности и ее представления каким-либо пользователям до даты утверждения собственником) сохранены для всех организаций без исключения.

В приведенной таблице изменяемые ПБУ нами приведены в том порядке, в котором они перечислены в приказе МФ №144н (т.е. по сути – по дате принятия документа, от самого "старого", до самого недавно принятого).

Исп. Леонов А.В.


Комментарии
Оставить комментарий


Обратная связь
Видеосеминары
Правила и условия обслуживания

ООО "Аудит Санкт-Петербург" предлагает всем гостям сайта информационно-консультационные онлайн-услуги.

Онлайн-услуги включают в себя:

  • доступ к самым свежим комментариям специалистов ООО "Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • возможность задать интересующие Вас вопросы специалистам ООО "Санкт-Петербург" в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Чтобы воспользоваться указанными онлайн-услугами Вам необходимо:

  • зарегистрироваться на сайте (регистрация бесплатная);
  • выбрать интересующий вид онлайн-услуг (сервисы "Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ");
  • оплатить выбранную онлайн-услугу.

Оплата производится отдельно по каждой онлайн-услуге:

  • сервис "Статьи и комментарии" - Вы оплачиваете подписку на аналитические материалы ООО "Аудит Санкт-Петербург" и на интересующий Вас период времени (либо месяц, либо полгода) получаете полный доступ (сервис будет открыт для Вас в день оплаты услуги);
  • сервис "Вопрос-ответ" - Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста ООО "Аудит Санкт-Петербург" по интересующему Вас вопросу. Сперва Вы задаете вопрос, затем специалист компании оценивает уровень его сложности и оповещает Вас в формате электронной почты о сроке подготовки ответа и о стоимости консультации. Если предложенные специалистом условия Вас устроят, Вы оплачиваете услугу. Специалист приступает к подготовке ответа сразу после оплаты консультации.

Оплата онлайн-услуг осуществляется через платежную систему ASSIST с помощью банковских карт VISA, MasterCard, DINERS CLUB.

ASSIST – это мультибанковская система платежей по пластиковым картам через сеть интернет, позволяющая в реальном времени производить авторизацию и обработку транcакций.

Оплата по банковским картам производится путем переадресации на сайт системы ASSIST. При попадании на сайт необходимо следовать инструкции, состоящей из следующих основных шагов:

  • необходимо выбрать вид платежного средства и нажать кнопку "Продолжить";
  • необходимо указать параметры платежного средства (данные о кредитной карте) и подтвердить согласие на проведение платежа нажатием кнопки "Оплатить".

Безопасность платежей в системе ASSIST обеспечивается использованием SSL протокола для передачи конфиденциальной информации от клиента на сервер системы ASSIST для дальнейшей обработки. Дальнейшая передача информации осуществляется по закрытым банковским сетям высшей степени защиты. Обработка полученных конфиденциальных данных (реквизиты карты, регистрационные данные и др.) производится в процессинговом центре, а не на сайте ООО "Санкт-Петербург". Таким образом, никто, даже продавец слуг, не сможет получить Ваши персональные и банковские данные.

Для защиты информации от несанкционированного доступа на этапе передачи от клиента на сервер системы ASSIST используется протокол SSL 3.0, сертификат сервера (128 bit) выдан компанией Thawte – признанным центром выдачи цифровых сертификатов.

После оплаты любого из предложенных видов онлайн-услуг в адрес Вашей электронной почты будет направлено оповещение (в формате электронного сообщения), подтверждающее факт оплаты.

Возврат уплаченных за онлайн-услуги денежных средств производиться в случаях, если:

  • до момента начала оказания онлайн-услуг клиент отказался от них, представив письменное подтверждение этого по электронной почте или факсу;
  • услуга не была оказана в срок, согласованный с клиентом, и с ним не было достигнуто соглашение о новом сроке оказания услуги.

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна регистрация

Регистрация позволит Вам стать абонентом нашего сайта (регистрация бесплатная).

Зарегистрированные абоненты получают возможность оплачивать доступ ко всем закрытым сервисам сайта и пользоваться предлагаемыми услугами.

В частности, зарегистрировавшись, Вы сможете:

  • получить полный доступ к самым свежим комментариям наших специалистов в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • задать интересующие Вас вопросы нашим специалистам в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Пользование любым из указанных сервисов оплачивается отдельно:

  • в первом случае Вы можете оплатить подписку на аналитические материалы компании, как на месяц, так и на 6-месячный срок;
  • во втором случае Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста по интересующему Вас вопросу (стоимость ответа устанавливает индивидуально в зависимости от сложности задаваемого вопроса).

Оплата указанных услуг осуществляется с помощью кредитных карт: Visa, MasterCard, Diners Club.

С более подробной информацией Вы можете ознакомиться в соответствующих разделах сайта ("Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ")

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна подписка

Подписка открывает полный доступ к комментариям специалистов компании "Аудит Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов.

Кроме того, подписка позволяет абонентам комментировать материалы раздела, а также обсуждать их с другими зарегистрированными абонентами.

Для доступа к разделу Вам необходимо:

Стоимость подписки определяется исходя из тарифа:

  • 1 мес. – 5 000 руб.
  • 3 мес. – 13 000 руб.
  • 6 мес. – 24 000 руб.

Внимание!

Только до 28 марта 2011 года действует специальное предложение:

  • 1 мес. – 2 000 руб.
  • 3 мес. – 4 000 руб.
  • 6 мес. – 10 000 руб.
Вход
Забыли пароль?

Новый пароль отправлен на почту

После авторизации вы сможете изменить его в профиле на любой другой


Регистрация
  • имя свободно
    имя занято
  • пароли совпадают
    пароли не совпадают

На ваш электронный ящик отправлено сообщение содержащее параметры активации вашего аккаунта.

Обычно, время доставки сообщения составляет не более трех минут

Письмо не пришло?  Запросить повторно отправлено