Обращение аудиторов Северо-Западного региона России

14 марта 2010

Предлагаем Вашему вниманию обращение аудиторов Северо-Западного региона России по вопросу о внесении изменений в Федеральный закон "Об аудиторской деятельности"

 

 ОБРАЩЕНИЕ АУДИТОРОВ

СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО РЕГИОНА РОССИИ

  

В Государственную Думу РФ группой депутатов внесен проект изменений в Закон "Об аудиторской деятельности", основной целью которого, как они считают, является сокращение непроизводственных расходов организаций малого и среднего предпринимательства. Понимание аудиторской деятельности только как излишней нагрузки на бизнес вызывает, по меньшей мере, недоумение.  

 За последние годы в России аудит получил широкое распространение как независимый, внешний контроль, осуществляемый в целях подтверждения достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности не только для собственников, но для третьих лиц и государства. Еще раз подчеркнем, что проведение обязательного аудита направлено на защиту публичных интересов, т.е. общества, от недостоверной финансовой информации, и таким образом относится к финансовому регулированию и имеет публично-правовой характер.  В период финансового кризиса общество, как никогда, заинтересовано в наличии такого института, как аудит, который способствует формированию доверия к представителям бизнес-сообщества и обеспечивает экономическую культуру и безопасность общества.  Наличие аудиторского заключения уже стало в обществе хорошим тоном, свидетельством открытости и прозрачности бизнеса и государства.

 Выступая на международной конференции в Эвиане,  Президент РФ Дмитрий Медведев сказал: "Считаю, что в новых условиях нужно упорядочить и привести в систему как национальные, так и международные институты регулирования. Во-вторых, следует избавиться от серьезного дисбаланса между объемом выпускаемых финансовых инструментов и реальной доходностью инвестиционных программ. Конкурентная гонка зачастую приводит к образованию мыльных пузырей, а ответственность публичных компаний перед своими акционерами размывается, по сути - сводится к нулю. В-третьих, нужно укрепить систему управления рисками. Свою долю риска и ответственности должен с самого начала нести каждый участник рынка. Не должно быть иллюзий по поводу бесконечного роста стоимости любого актива. Так не бывает, это противоречит экономической природе. В-четвертых, нужно способствовать максимально полному раскрытию информации о компаниях, ужесточать надзорные требования, ответственность рейтинговых агентств и аудиторских компаний".

 Мы считаем, что для реализации вышеуказанных положений Президента РФ необходимо уточнить статью 5 Федерального Закона "Об аудиторской деятельности" в части, устанавливающей перечень факторов, при которых аудиторская проверка является обязательной.

 Предлагаемые изменения направлены на достижение 2-х целей:

  1. приведение числовых показателей, приведенных в статье 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" в качестве основания для проведения обязательного аудита в соответствие с изменением уровня потребительских цен с момента принятия закона до настоящего времени;
  2. расширение перечня лиц, в отношении которых аудиторская проверка независимо от финансовых показателей является обязательной в силу специфики и значимости их деятельности для российской экономики.

Согласно действующей редакции статьи 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" (подпункт 3) "обязательный аудит проводится в случае, если объем выручки от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением сельскохозяйственных кооперативов и союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 50 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 20 миллионов рублей. Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть снижены.".

 Вышеназванные числовые критерии объема выручки и суммы активов (50 миллионов и 20 миллионов рублей соответственно) остаются неизменными с момента принятия ранее действовавшего Федерального закона от 07.08.2001 №119-ФЗ "Об аудиторской деятельности", поскольку с 01 января 2001 года Федеральным законом от 19.06.2000 года № 82-ФЗ был установлен МРОТ в размере 100 рублей.

 Очевидно, что изменение уровня потребительских цен и инфляция являются основанием для пересмотра данных показателей. Поэтому предлагаемые нами показатели, с одной стороны, учитывают динамику изменения индекса потребительских цен с 2001 года (примерно 2,8 раза), а, с другой стороны, выводят за рамки требований о проведении обязательного аудита организации, которые в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства РФ" относятся к категории микропредприятий. Мы предлагаем увеличить являющийся основанием для проведения обязательного аудита показатель объема выручки от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением сельскохозяйственных кооперативов и союзов этих кооперативов) с 50 до 150 миллионов рублей, а показатель суммы активов баланса - с 20 до 60 миллионов рублей.

 При этом, как следует из практики, фраза "за предшествовавший отчетному год" потребителями аудиторских услуг трактуется неоднозначно. Очевидно, что аудиту подлежит отчетность того года, в котором показатели достигли определенной величины, а не следующего за ним (поскольку они могут существенно снизиться), в связи с чем предлагается вернуться к формулировке старого закона и изложить пункт в следующей редакции: "3) объем выручки от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением сельскохозяйственных кооперативов и союзов этих кооперативов) за год превышает 150 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, превышает 60 миллионов рублей. Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть снижены.".

 Вместе с тем, такое увеличение показателей не должно привести к тому, чтобы хозяйствующие субъекты, оказывающие серьезное влияние на экономику страны и жизнь общества, оказались за рамками требований о проведении обязательного аудита.

 Согласно действующей редакции статьи 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" аудиторская проверка является обязательной независимо от финансовых показателей деятельности для следующих экономических субъектов: 1) для организаций, имеющих организационно-правовую форму открытого акционерного общества; 2) для организаций, являющихся кредитной организацией, бюро кредитных историй, страховой организацией, обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, фондом, источником образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц; 3) для иных организаций в случаях, установленных федеральными законами (например, кредитные, жилищные кооперативы, саморегулируемые организации, автономные учреждения, организаторы лотереи и др.).

 При этом, как следует из Восьмой Директивы Европейского союза определенные организации могут представлять большой общественный интерес благодаря таким своим характеристикам, как: специфика своей деятельности, величина, число задействованных работников. Такой подход существенно расширяет круг организаций, независимый контроль за деятельностью которых необходим обществу, в том числе:

  1. Градообразующие организации. Согласно ст. 169 Федерального закона от 26.10.02. №127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" градообразующими организациями признаются юридические лица, численность работников которых составляет не менее 25% численности работающего населения соответствующего населенного пункта, а также иные организации, численность работников которых превышает 5 тыс. человек;
  2. Субъекты естественных монополий. Согласно ст. 4 Федерального закона от 17.08.95. №147-ФЗ "О естественных монополиях" сферы деятельности субъектов естественных монополий - транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; железнодорожные перевозки; услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах; услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи; услуги по передаче электрической энергии; услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике; услуги по передаче тепловой энергии; услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей;
  3. Организации, обязанные согласно действующему законодательству составлять сводную (консолидированную) отчетность, а также организации, отчетность которых включается в состав сводной (консолидированной) отчетности;
  4. Организации, осуществляющие деятельность, на основании лицензий и/или аккредитаций, выданных федеральными органами, поскольку к лицензируемой относится деятельность, осуществление которой может повлечь за собой нанесение ущерба правам и законным интересам, здоровью граждан и безопасности государства;
  5. Организации, подпадающие под действие Федерального закона от 7 августа 2001 года №115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", в т.ч. организаций, определенных статьей 5 указанного Федерального закона: кредитных организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг, страховых организаций и лизинговых компаний, организаций, осуществляющих управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами, организаций, оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, и др;
  6. Организации, получающие бюджетное финансирование в объеме более 150 млн.руб. в год независимо от вида деятельности, в т.ч. учреждения образования, медицины, культуры;
  7. Организации - участники конкурса на получение государственного заказа при его объеме, превышающем уровень существенности (5%) определенного выше показателя экономической важности хозяйствующего субъекта (150 млн. руб.), т.е. более 7,5 млн. руб. по одному заказу;
  8. Организации, находящиеся в процедуре конкурсного управления или банкротства при объеме дебиторской задолженности более 7,5 млн.руб.;
  9. Организации, стоимость чистых активов которых по окончании второго финансового года или каждого последующего финансового года окажется меньше их уставного капитала, в связи с требованиями, установленными статьей 20 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" от 08 февраля 1998 года № 14-ФЗ и статьей 35 Федерального закона "Об акционерных обществах" от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ.
  10. Организации социальной инфраструктуры, реализующие товары работы, услуги населению по государственно регулируемым ценам (тарифам).
  11. Организации, созданные с участием иностранного капитала

Мы предлагаем включить вышеперечисленные организации в перечень юридических лиц, для которых аудиторская проверка является обязательной.

 Кроме того, поскольку Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" применим в отношении всех видов товаров, работ и услуг без исключения, то нет оснований дополнительно регламентировать особой порядок его применения для аудиторских услуг. В связи с чем предлагается исключить пункт 4 статьи 5 из Федерального закона от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности".

 Предлагаемые нами изменения в Федеральный закон от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" являются минимально необходимыми для реализации возложенных на аудит общественных функций. Мы полагаем, что увеличение показателей, предложенных депутатами Госдумы РФ, объема выручки до 400 миллионов рублей или суммы активов баланса до 160 миллионов рублей, являющихся основанием для проведения обязательного аудита, без углубленного исследования причинно-следственных связей может нивелировать наметившиеся положительные тенденции и усугубить негативные экономические явления в обществе. 

Президент
Аудиторской Палаты Санкт-Петербурга                          А.П. Кузнецов

 Вице-президент
Аудиторской Палаты Санкт-Петербурга                          Д.В. Желтяков

 Председатель Комитета по стандартам
профессиональной деятельности
Аудиторской Палаты Санкт-Петербурга                           А.А. Левашова


Адрес материала в интернете: http://www.auditspb.ru/news.html?id=4