Изменения Закона о банкротстве в части субсидиарной ответственности контролирующих лиц (Закон №266-ФЗ)

Сообщаем, что 29.07.2017 опубликован Федеральный закон от 29.07.2017 № 266-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (размещен на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 30.07.2017), который направлен на совершенствование положений Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в части ответственности руководителя должника и иных лиц в деле о банкротстве.

Контролирующее должника лицо

В связи с внесением изменений в закон "О несостоятельности (банкротстве)" уточнено понятие "контролирующего лица" и раскрыты его признаки в ст. 61.10 закона "О несостоятельности (банкротстве)". Так, под контролирующим должника лицом понимается физическое или юридическое лицо, имеющее либо имевшее не более чем за три года, предшествующих возникновению признаков банкротства, а также после их возникновения до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом право давать обязательные для исполнения должником указания или возможность иным образом определять действия должника, в том числе по совершению сделок и определению их условий.

При этом предполагается, пока не доказано обратное, что лицо являлось контролирующим должника лицом, если это лицо:

1) являлось руководителем должника или управляющей организации должника, членом исполнительного органа должника, ликвидатором должника, членом ликвидационной комиссии;

2) имело право самостоятельно либо совместно с заинтересованными лицами распоряжаться 50% и более голосующих акций акционерного общества, или более чем половиной долей уставного капитала общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью, или более чем половиной голосов в общем собрании участников юридического лица либо имело право назначать (избирать) руководителя должника;

3) извлекало выгоду из незаконного или недобросовестного поведения лиц, указанных в пункте 1 статьи 53.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (лицо, которое в силу закона, иного правового акта или учредительного документа юридического лица уполномочено выступать от его имени).

Отметим, что арбитражный суд может признать лицо контролирующим и по другим, не указанным в законе основаниям.

Обязанность обращения в суд с заявлением о признании банкротом

Ранее, только руководитель должника и ликвидационная комиссия при наличии определенных признаков обязаны были обратиться в арбитражный суд с заявлением должника.

В связи с изменениями, внесенными Законом № 266­­-ФЗ, теперь и у собственника имущества должника появилась обязанность принять решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника, в том случае, если руководитель должника не выполнил своей обязанности по обращению в арбитражный суд с таким заявлением. Более того, лица, уполномоченные требовать созыва внеочередного общего собрания акционеров (участников), либо иные контролирующие должника лица обязаны требовать проведения досрочного заседания органа управления должника, уполномоченного на принятие решения о ликвидации должника, для принятия решения об обращении в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом.

СРО арбитражных управляющих

Закон № 266-ФЗ предусмотрел возложение на СРО дополнительных обязанностей, которые заключаются, в том числе в разработке и установлении обязательных для выполнения СРО:

- порядка проведения процедуры выбора и критериев выбора кандидатуры арбитражного управляющего (в случае получения определения арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом, в котором не указана кандидатура арбитражного управляющего, или протокола собрания кредиторов о выборе СРО, то заявленная СРО представляет кандидатуру арбитражного управляющего из числа своих членов, изъявивших согласие быть утвержденными арбитражным судом в деле о банкротстве);

- порядка и критериев определения добросовестности, компетентности и независимости арбитражного управляющего в зависимости от особенностей дела о банкротстве конкретного должника и процедуры, применяемой в деле о банкротстве.

При этом в целях обеспечения свободного доступа заинтересованных лиц к проведению процедуры выбора кандидатуры арбитражного управляющего на СРО возложена обязанность по размещению данной информации на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Более того, уточнена процедура реорганизации СРО арбитражных управляющих.

Ответственность руководителя должника и иных лиц в деле о банкротстве

Ранее действовавшая ст. 10 закона "О несостоятельности (банкротстве)", посвященная ответственности должника и иных лиц в деле о банкротстве, утратила силу, однако введена целая глава III.2 "Ответственность руководителя должника и иных лиц в деле о банкротстве".

Данная глава закрепляет субсидиарную ответственность за невозможность полного погашения требований кредиторов, субсидиарную ответственность за неподачу (несвоевременную подачу) заявления должника и ответственность в виде возмещения убытков за нарушения законодательства РФ о несостоятельности (банкротстве).

Отметим, что субсидиарная ответственность за невозможность полного погашения требований кредиторов возложена как на контролирующее должника лицо, так, в определенных законом случаях, и на лиц, на которых возложены обязанности организации ведения бухгалтерского учета и хранения документов бухгалтерского учета и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности должника; на единоличного исполнительного органа должника; на лиц, на которых возложены обязанности по составлению и хранению документов, предусмотренных законодательством РФ об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг, об инвестиционных фондах, об ООО, о ГУП и МУП.

При этом арбитражный суд вправе уменьшить размер или полностью освободить от субсидиарной ответственности лицо, привлекаемое к субсидиарной ответственности, если это лицо докажет, что оно при исполнении функций органов управления или учредителя (участника) юридического лица фактически не оказывало определяющего влияния на деятельность юридического лица (осуществляло функции органа управления номинально), и если благодаря предоставленным этим лицом сведениям установлено фактически контролирующее должника лицо.

Лицо также освобождается от ответственности, если докажет отсутствие своей вины.

Размер субсидиарной ответственности контролирующего должника лица равен совокупному размеру требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, а также заявленных после закрытия реестра требований кредиторов и требований кредиторов по текущим платежам, оставшихся непогашенными по причине недостаточности имущества должника.

Инициировать процедуру привлечения к субсидиарной ответственности или к ответственности за нарушения законодательства РФ о несостоятельности (банкротстве) может арбитражный управляющий по своей инициативе либо по решению собрания кредиторов или комитета кредиторов, конкурсные кредиторы, представитель работников должника, работники или бывшие работники должника, перед которыми у должника имеется задолженность, или уполномоченные органы.

Отметим, что Федеральная налоговая служба уже провела разъяснительную работу нижестоящим органам и сообщила, что им необходимо обратить внимание изменения, внесенные Законом № 266-ФЗ (Письмо ФНС от 16.08.2017 № СА-4-18/16148@ "О применении налоговыми органами положений главы III.2 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ").

Заявление может быть подано в течение 3-х лет со дня, когда лицо, имеющее право на подачу такого заявления, узнало или должно было узнать о наличии соответствующих оснований для привлечения к субсидиарной ответственности, но не позднее 3-х лет со дня признания должника банкротом (прекращения производства по делу о банкротстве либо возврата уполномоченному органу заявления о признании должника банкротом) и не позднее 10 лет со дня, когда имели место действия и (или) бездействие, являющиеся основанием для привлечения к ответственности.

В новой главе также закреплены права и обязанности лица, привлекаемого к субсидиарной ответственности (ст. 61.15 закона "О несостоятельности (банкротстве)"), процедура рассмотрения заявления о привлечении к ответственности (ст. 61.16 закона "О несостоятельности (банкротстве)"). Так, данное заявление рассматривается арбитражным судом в рамках дела о банкротстве. По результатам рассмотрения заявления о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности выносится определение о привлечении к субсидиарной ответственности с указанием суммы, подлежащей взысканию с лица (лиц), привлеченного к субсидиарной ответственности. Указанное определение может быть обжаловано.

Изменениями в закон "О несостоятельности (банкротстве)" введен новый институт - распоряжение правом требования о привлечении к субсидиарной ответственности (ст. 61.17 закона "О несостоятельности (банкротстве)").

В частности, кредитор, в интересах которого лицо привлекается к субсидиарной ответственности, вправе направить арбитражному управляющему заявление о выборе одного из следующих способов распоряжения правом требования о привлечении к субсидиарной ответственности:

1) взыскание задолженности по этому требованию в рамках процедуры, применяемой в деле о банкротстве;

2) продажа этого требования;

3) уступка кредитору части этого требования в размере требования кредитора.

На наш взгляд, буквальное толкование третьего способа распоряжения правом требования, предполагает, что уступить право в данном случае можно не любому лицу, а только кредитору данного должника. Возможно, в ближайшее время появятся разъяснения уполномоченных органов по данному вопросу.

Кроме того, законом установлены особенности исполнение судебного акта о привлечении к субсидиарной ответственности.

Данные изменения законодательства вступили в силу 30.07.2017, за исключением отдельных положений, которые вступают в силу в иные сроки.

Исп. Бобракова Н.


Адрес материала в интернете: http://www.auditspb.ru/articles.html?id=6