Несущественные изменения в НК РФ и отдельные налоговые законы Москвы и Ленинградской области

Информируем о принятых законах, вносящих изменения в Налоговый кодекс РФ и региональные акты по вопросам налогообложения, которые, на наш взгляд, не имеют широкого распространения, но в своей области имеют важное значение.

1) Федеральный закон от 01.07.2017 № 145-ФЗ "О внесении изменений в статью 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", информация о котором официально опубликована на интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 01.07.2017.

Данным Законом в п. 1 ст. 333.33 НК РФ, регулирующий случаи обязанности уплаты государственной пошлины за осуществление государственной регистрации, вносится дополнение в виде пп. 136, отвечающего за размеры госпошлин за выдачу лицензий и разрешений в сфере оборота оружия, за продление срока их действия и переоформление.

Напоминаем, что до этого существовали единовременные сборы, составляющие от 10 до 500 руб. Госпошлины пришли данным суммам на смену по причине того, что они не покрывали реальных затрат федерального бюджета на оказание соответствующих госуслуг. Теперь тому, кто хочет получить лицензию на оружие, придется заплатить от 250 до 2'000 руб. в зависимости от вида лицензии и документа. Также отмечается, что данное изменение позволит гражданам избежать переплаты в виде сборов за оформление платежей.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 01.10.2017.

2) Федеральный закон от 18.07.2017 № 161-ФЗ "О внесении изменений в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Информация о нем официально опубликована на интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 19.07.2017.

Указанным Законом дополняются положения п. 2 ст. 149 НК РФ, которым установлен перечень операций, не подлежащих обложению налогом на добавленную стоимость. Так, океанариумы признали организациями, осуществляющими деятельность в сфере культуры и искусства, и освободили от взимания НДС реализацию входных билетов туда и абонементов на посещение аттракционов. Также от обложения НДС освобождены услуги по передаче медицинских изделий по договорам лизинга с правом выкупа.

Обращаем Ваше внимание на то, что указанный Закон также вступает в силу 01.10.2017.

3) Федеральный закон от 18.07.2017 № 168-ФЗ "О внесении изменений в главу 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части создания благоприятных условий для развития туристско-рекреационной деятельности на территории Дальневосточного федерального округа". Информация о данном документе официально опубликована на интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 19.07.2017.

Теперь организации, осуществляющие туристско-рекреационную деятельность на территории Дальневосточного федерального округа (далее - ДФО), вправе применять налоговую ставку 0% по налогу на прибыль организаций с 01.01.2018 по 31.12.2022 при соблюдении ряда установленных условий. К таким условиям, в частности, относятся:

- наличие в собственности гостиницы или иного средства размещения в ДФО;

- отсутствие обособленных подразделений за пределами округа;

- объем доходов от туристско-рекреационной деятельности составляет не менее 90%;

- организация не совершает операций с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами.

На такие организации накладываются и соответствующие обязанности: они обязаны по окончании каждого налогового периода представлять сведения в налоговый орган о соответствии установленным требованиям.

Помимо этого вносятся уточнения в ст. 284.3 и 284.3-1 НК РФ, предусматривающие правило не учитывать поступления в виде положительных курсовых разниц при определении доли доходов от реализации товаров, произведенных в рамках регионального инвестиционного проекта, относительно величины всех доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

По причине установления более льготного режима налогообложения прибыли организаций, осуществляющих туристско-рекреационную деятельность на территории ДФО, указанный Закон вступил в силу со дня его официального опубликования, то есть с 19.07.2017. Согласно п. 4 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, в том числе снижающие налоговые ставки, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это. К сожалению, в рассматриваемом Законе такой оговорки нет, зато указано, что ставка в 0% подлежит применению с 01.01.2018, то есть с начала нового налогового периода по налогу на прибыль организаций. Отдельные положения рассматриваемого Закона, вносящие уточнения в ст.284.3 и 284.3-1 НК РФ также вступают в силу с указанной даты.

4) Федеральный закон от 29.07.2017 № 253-ФЗ "О внесении изменений в статьи 333.33 и 333.34 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Информация о данном документе официально размещена на интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 30.07.2017.

Данным Законом установлены единые размеры государственной пошлины за регистрацию и внесение изменений в запись о регистрации СМИ (в том числе связанных с изменением тематики или специализации) для всех форм СМИ. При этом размер госпошлины зависит от территории распространения: чем большую территорию охватывает выпуск (например, территорию всей России или двух и более ее субъектов), тем больше придется заплатить - 8'000 рублей против 4'000 рублей в случае, если распространение будет происходить на территории одного субъекта РФ или муниципального образования. За выдачу же разрешения на распространение продукции зарубежного периодического печатного издания на территории РФ госпошлина составит 8'000 рублей.

Плата может быть увеличена в 5 или 10 раз или уменьшена в 5 раз в зависимости от тематики, характера и целевой аудитории соответствующего СМИ.

Стоит отметить, что данные изменения начинают действовать с 01.01.2018.

5) Закон г. Москвы от 12.07.2017 № 21 "О внесении изменения в статью 4 Закона города Москвы от 05.11.2003 № 64 "О налоге на имущество организаций", официально опубликованный на сайте Московской городской Думы www.duma.mos.ru 21.07.2017

Указанные изменения коснулись п. 2.1 ст. 4 Закона №64. Теперь организации на территории города Москвы уплачивают налог на имущество в размере 10% исчисленной суммы налога в отношении построенных (реконструированных) спортивных сооружений, включающих футбольное (ледовое) поле и оборудованных трибунами для зрителей с общим количеством мест не менее 12'000. Напоминаем, что ранее на данную налоговую ставку могли рассчитывать организации в отношении построенных после 01.01.2014 спортивных сооружений.

Вступил этот Закон в силу спустя один месяц со дня официального опубликования, то есть 21.08.2017, и распространяется на отношения, возникшие после 01.01.2015.

6) Закон г. Москвы от 12.07.2017 № 23 "О внесении изменений в отдельные законы города Москвы в сфере налогообложения", информация о котором официально опубликована на сайте Московской городской Думы www.duma.mos.ru 21.07.2017.

Изменения касаются резидентов особых экономических зон города Москва, как в целом, так и технико-внедренческого типа. Например, резиденты последних освобождаются от уплаты земельного налога на 10 лет в отношении земельных участков, расположенных на территориях особых экономических зон, а также для них увеличен с 5 до 10 лет срок освобождения от транспортного налога.

По нашему мнению, самое интересное в данном законе заключается в размере ставки по налогу на прибыль, который подлежит зачислению в бюджет города. В течение десяти лет, с 01.01.2018 по 31.12.2027 для резидентов будет действовать нулевая ставка, с 01.01.2028 по 31.12.2032 ставка составит 5%, с 01.01.2033 размер ставки будет равен 12,5%.

Изменения также коснулись уплаты транспортного налога организациями, признанными управляющими компаниями особых экономических зон и осуществляющими деятельность в целях реализации соглашения об управлении этими зонами. Теперь они на 10 лет освобождены от уплаты транспортного налога. Для них также установлены специальные ставки налога на прибыль в отношении прибыли, полученной от деятельности по реализации соглашений об управлении особыми экономическими зонами: 12,5% - с 01.01.2017, 13,5% - с 01.01.2021.

По нашему мнению, таким образом Москва хочет создать благоприятный   инвестиционный климат на своей территории и привлечь тем самым людей, готовых вкладывать деньги в развитие города.

В заключение отметим, что закон вступил в силу 21.08.2017 и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2017.

7) Областной закон Ленинградской области от 26.07.2017 № 51-оз "О внесении изменений в областной закон "О режиме государственной поддержки организаций, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Ленинградской области, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Ленинградской области " и статью 3-1 областного закона "О налоге на имущество организаций". Официально опубликован данный закон был на интернет-портале Администрации Ленинградской области www.lenobl.ru и на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 28.07.2017.

В Ленинградской области льготная налоговая ставка по налогу на имущество организаций (1,1% против общих 2,2%) устанавливается также теперь и для организаций, осуществляющих такие виды деятельности, как "Производство автотранспортных средств", "Торговля оптовая твердым, жидким и газообразным топливом и подобными продуктами" и "Торговля розничная моторным топливом в специализированных магазинах". Однако получить эту меру господдержки инвесторы смогут лишь при объеме вложений, превышающем 1 млрд. рублей.

Кроме этого, отменен запрет на установление режима наибольшего благоприятствования в отношении лиц, которым уже предоставлен режим государственной поддержки. Изменения также коснулись требований к определению объема вложений и порядка отчуждения (выбытия) объектов основных средств.

Изменения вступают в силу 01.01.2018.

Также, по нашему мнению, внимания заслуживает вывод, к которому пришел Верховный суд РФ в недавно рассмотренном им деле и который может быть интересен для индивидуальных предпринимателей:

Решение Верховного Суда РФ от 19.06.2017 № АКПИ17-283. Данный документ был размещен в справочно-правовых системах "Гарант", "КонсультантПлюс", а также на официальном сайте суда www.supcourt.ru.

Верховный Суд РФ признал недействующим порядок учета материальных расходов, позволяющий индивидуальным предпринимателям списывать материальные расходы на затраты только в части реализованных товаров. Дело в том, что п. 22 Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, утвержденного Приказом Минфина России и МНС России от 13.08.2002 № 86н/БГ-3-04/430, устанавливает соответствующее правило для индивидуальных предпринимателей, избравших кассовый метод учета доходов и расходов.

По выводу суда, данное правило не соответствует требованиям законодательства о налогах и сборах. На основании п. 1 ст. 221 и п. 3 ст. 273 НК РФ указанные индивидуальные предприниматели вправе учесть понесенные расходы в полном объеме после их фактической оплаты. Данная норма не связывает момент учета расходов с датой получения доходов от реализации товаров (работ, услуг).

В связи с тем, что оспариваемое положение устанавливает дополнительное условие, не предусмотренное законодательством, Верховный Суд РФ признал его недействующим.

Обращаем внимание на то, что на данное решение была подана апелляционная жалоба в Апелляционную коллегию Верховного Суда РФ. Следующее заседание по делу назначено на 28.09.2017.

Исп. Руденок К.


Адрес материала в интернете: http://www.auditspb.ru/articles.html?id=6