Изменение Закона об обязательном социальном страховании от несчастных случаев

Настоящим сообщаем, что 30.07.2017 опубликован Федеральный закон от 29.07.2017 №272-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и статьи 12 и 13 Федерального закона "О полиции" (размещен на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 30.07.2017), который урегулировал вопросы взаимодействия между органами внутренних дел и территориальными органами страховщика в связи с введением уголовной ответственности за неуплату страховых взносов.

В Федеральный закон от 24 июля 1998 года №125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон №125-ФЗ) были внесены изменения, в частности:

1. Территориальный орган страховщика обязан в течение 10 дней направить материалы в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, в случае если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, страхователь не уплатил (не перечислил) в полном объеме указанные в данном требовании суммы недоимки по страховым взносам, размер которой позволяет предполагать факт совершения преступления (ст. 199.2-199.4 УК РФ).

Напомним, что уголовное преследование предполагает следующие суммы недоимки:

1) для физического лица (в том числе ИП) - сумма страховых взносов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 900′000 рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов в совокупности, либо превышающая 2′700′000 рублей.

2) для организации - сумма страховых взносов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 5′000′000 рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 25% подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов в совокупности, либо превышающая 15′000′000 рублей.

3) для физического лица по взносам на травматизм - за период в пределах трех финансовых лет подряд более 600′000 рублей, при условии, что доля неуплаченных страховых взносов в государственный внебюджетный фонд превышает 10% подлежащих уплате сумм страховых взносов, либо превышающая 1′800′000 рублей;

4) для организации по взносам на травматизм - сумма страховых взносов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 2′000′000 рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 10% подлежащих уплате взносов, либо превышающая 6′000′000 рублей.

2. Закреплена обязанность территориального органа страховщика в течение 15 суток со дня получения материалов от следователя направить ему либо заключение о нарушении законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных и о правильности предварительного расчета суммы предполагаемой недоимки, либо информировать его о том, что проводится проверка, либо информировать его об отсутствии сведений о нарушении законодательства.

3. Изменилось оформление требования об уплате недоимки по страховым взносам. Так, если размер недоимки по страховым взносам, выявленной в результате проверки, позволяет предполагать факт совершения преступления, то в требовании должно содержаться предупреждение об обязанности территориальных органов страховщика в случае неуплаты в полном объеме и в установленный срок сумм недоимки направить соответствующие материалы в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

4. Процедура проверки страхователей дополнилась возможностью территориального органа страховщика привлекать к участию в проверке органы внутренних дел, введена обязанность органов внутренних дел, следственных органов в течение 10 дней направлять материалы в территориальные органы страховщика для принятия по ним решения, а также закреплен механизм обмена информацией между страховщиком, органами внутренних дел и следственными органами.

Отметим, что решение территориального органа страховщика о направлении материалов в следственные органы доводится до сведения страхователя не позднее 6 дней со дня вынесения такого решения. Решение может быть передано руководителю организации (ее уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Внесенные изменения в Закон №125-ФЗ устанавливают определенные сроки, в течение которых субъекты должны совершить определенные действия. Напомним, что Законом №125-ФЗ не предусмотрена норма, определяющая порядок исчисления установленных сроков, однако имеются разъяснения Минздравсоцразвития по данному вопросу. Так, ведомство считает возможным руководствоваться общей нормой гражданского законодательства, а именно ст. 193 ГК РФ, согласно которой, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (письмо Минздравсоцразвития РФ от 16.09.2011 №3346-19 "О переносе срока представления отчета 4 ФСС РФ"). Более того, в марте 2017 года Минздравсоцразвития разработал законопроект о внесение изменений в Закон №125, который, в том числе призван уточнить вопросы исчисления сроков для уплаты взносов на травматизм (до настоящего времени не принят, общественное обсуждение завершилось 03.04.2017).

В закон №125-ФЗ введена норма о том, что если действие (бездействие) страхователя - физического лица, послужившее основанием для привлечения его к ответственности за совершение правонарушения, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, стало основанием для вынесения обвинительного приговора в отношении данного физического лица, руководитель территориального органа страховщика отменяет вынесенное решение о привлечении страхователя - физического лица к ответственности за совершение правонарушения, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в части взыскания штрафов.

Обратим Ваше внимание, что в данном случае от взыскания штрафов руководитель территориального органа страховщика освобождает только страхователя-физическое лицо. По нашему мнению, законодатель намеренно не распространил данную норму на юридические лица, так как физическое лицо в данном случае за совершенное деяние уже понесло уголовную ответственность, и соответственно освобождается от ответственности налоговой.

Юридические лица по общему правилу не могут выступать субъектами уголовной ответственности, к уголовной ответственности могут быть привлечены только физические лица (руководитель организации, главный бухгалтер и др.). Таким образом, в случае привлечения последних к уголовной ответственности, сама организация не освобождается от уплаты штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Данные изменения законодательства вступили в силу 10.08.2017.

Исп. Бобракова Н.


Адрес материала в интернете: http://www.auditspb.ru/articles.html?id=6