875/1820
Новое на сайте

Изменения, внесенные в ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации"

Настоящим информируем о приказе Минфина РФ от 28.04.2017 №69н "О внесении изменений в Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008), утвержденное приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 октября 2008 г. №106н" (далее по тексту - Приказ №69н).

Также Минфин РФ прокомментировал данный приказ отдельным Информационным сообщением от 02.08.2017 №ИС-учет-9, которое разместил на своем официальном сайте www.minfin.ru.

Несмотря на то, что Приказ №69н датирован 28.04.2017, официально зарегистрирован в Минюсте России он был только 25.07.2017 и размещен на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 26.07.2017. Изменения, внесенные Приказом №69н вступили в силу с 06.08.2017.

Далее подробно рассмотрим изменения, внесенные Приказом №69н в ПБУ 1/2008 с учетом комментариев Минфина РФ, отраженных в Информационном сообщении №ИС-учет-9.

Прежде всего, Минфин РФ в своем Информационном сообщении обратил внимание на то, что главными целями изменений, внесенных в ПБУ 1/2008, являются:

- упорядочение процедуры формирования учетной политики организации;

- активизация применения МСФО при выработке учетной политики организации;

- приведение норм ПБУ 1/2008 в соответствие с Федеральным законом "О бухгалтерском учете".

Уточнено, что ПБУ 1/2008 не применяется организациями государственного сектора, ранее были указаны лишь государственные (муниципальные) учреждения, однако, как мы понимаем, в данном случае просто терминология ПБУ 1/2008 приведена в соответствие с терминологией Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (п. 9 статьи 3 Закона о бухучете).

Введен новый пункт 5.1, в котором определено, организация выбирает способы ведения бухучета независимо от способов, выбранным другими организациями. Единственным исключением является случай, когда основное общество утверждает свои стандарты бухучета, обязательные к применению его дочерним обществом, тогда дочернее общество при выборе способов ведения бухучета обязано исходить из этих стандартов бухучета.

Переформулирован пункт 7 ПБУ 1/2008, который касается порядка выбора конкретного способа ведения бухучета при формировании учетной политики, кроме того ПБУ также дополнилось пунктами 7.1 - 7.4. По существу методика в целом не изменилась: нужно выбрать один из способов, предусмотренных федеральными стандартами бухучета (далее - ФСБУ), а если ФСБУ не предусмотрены конкретные способы - разработать их самостоятельно. Однако отдельные особенности регулятором были уточнены. Так, организации, которые раскрывают финансовую отчетность, составленную в соответствии с МСФО, вправе при формировании учетной политики руководствоваться ФСБУ с учетом требований МСФО, при этом, если способ ведения бухучета, предусмотренный ФСБУ, приводит к несоответствию учетной политики требованиям МСФО, организация вправе не применять способ ведения бухучета, установленный ФСБУ. При этом в формулировке данного пункта обращает на себя внимание тот факт, что здесь речь идет не обо всех организациях, составляющих финансовую отчетность в соответствии с МСФО, а об организациях, которую эту отчетность раскрывают.

В Законе о бухучете отсутствует термин "раскрытие бухгалтерской (финансовой) отчетности", упоминается лишь термин "опубликование бухгалтерской (финансовой) отчетности", однако, полагаем, что в данном случае можно применить определение, приведенное в Федеральном законе от 27.07.2010 №208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности", согласно которому консолидированная финансовая отчетность считается раскрытой, если она размещена в информационных системах общего пользования или опубликована в СМИ, доступных для заинтересованных в ней лиц, и (или) в отношении указанной отчетности проведены иные действия, обеспечивающие ее доступность для всех заинтересованных в ней лиц независимо от целей получения данной отчетности по процедуре, гарантирующей ее нахождение и получение.

Таким образом, в число рассматриваемых организаций входят, к примеру, следующие организации:

- организации, составляющие консолидированную финансовую отчетность, которые обязаны ее раскрывать в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2010 №208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности";

- публичные АО, составляющие финансовую отчетность по МСФО;

- непубличные АО с числом акционеров более 50, составляющие финансовую отчетность по МСФО;

- АО и ООО, публично размещающие облигации и иные эмиссионные ценные бумаги (пункт 2 статьи 92 Закона об АО и пункт 2 статьи 49 Закона об ООО), составляющие финансовую отчетность по МСФО;

- организации - организаторы торгов (пп. 4 п. 2 Федерального закона от 21.11.2011 №325-ФЗ "Об организованных торгах"), составляющие финансовую отчетность по МСФО и др.

Организации, раскрывающие отчетность, составленную в соответствии с МСФО, которые не применяют способы ведения бухучета, предусмотренные ФСБУ, в связи с тем, что их применение приводит к несоответствию учетной политики требованиям МСФО, обязаны раскрыть в бухгалтерской отчетности следующую информацию (требование п. 20.1 ПБУ 1/2008):

- описание каждого не примененного организацией способа ведения бухучета, установленного ФСБУ;

- соответствующее требование МСФО в отношении примененного способа ведения бухучета;

- описание того, каким образом будет нарушено данное требование МСФО при применении способа ведения бухучета, установленного ФСБУ.

В случае, когда по конкретному вопросу ведения бухучета в ФСБУ не установлены способы ведения бухучета, организация должна разработать соответствующий способ ведения бухучета самостоятельно, основываясь на допущениях и требованиях, установленных ПБУ 1/2008, используя при этом последовательно следующие документы:

1) МСФО;

2) положения ФСБУ и (или) отраслевых стандартов бухучета по аналогичным и (или) связанным вопросам;

3) рекомендации в области бухучета.

Организациям, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухучета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, в аналогичной ситуации, когда ФСБУ не устанавливает способов ведения бухучета по конкретному вопросу, разрешается формировать учетную политику, руководствуясь исключительно требованием рациональности.

При этом Приказ №69н также уточнил понятие требования рациональности, которое должна обеспечивать учетная политика. В частности, рациональное ведение бухучета должно исходить не только из условий хозяйствования и величины организации, но и из соотношения затрат на формирование информации о конкретном объекте бухучета и полезности (ценности) этой информации.

Новый пункт 7.3 ПБУ 1/2008 допускает возможность возникновения ситуации, когда учетная политика организации, сформированная в соответствии с общими правилами, может привести к недостоверному отражению информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации. В таком случае допускается отступление от этих правил и разработка альтернативного способа ведения бухучета при соблюдении ряда условий:

1) должны быть определены обстоятельства, препятствующие формированию достоверного представления информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации;

2) имеется возможность применения альтернативного способа ведения бухучета, который позволит устранить указанные выше обстоятельства;

3) данный альтернативный способ ведения бухучета не приведет к возникновению иных обстоятельств, которые также будут препятствовать формированию достоверного представления информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации;

4) информация об отступлении от правил ФСБУ и применении альтернативного способа ведения бухучета должна быть раскрыта в бухгалтерской отчетности организации, в частности подлежит раскрытию следующая информация:

- наименование ФСБУ, который устанавливает способ ведения бухучета, от применения которого отказалась организация, с кратким описанием этого способа;

- обстоятельства, в результате которых применение способа ведения бухучета, установленного ФСБУ, не позволит получить достоверное представление информации в бухгалтерской отчетности;

- описание альтернативного способа ведения бухучета, который в результате был применен организацией при формировании учетной политики, и объяснение того, каким образом применение данного способа устранит недостоверность представления информации в бухгалтерской отчетности;

- значения всех показателей бухгалтерской отчетности, которые были изменены в связи с применением альтернативного способа ведения бухучета и величину корректировки каждого показателя (в сопоставлении с показателями, отражающими ситуацию, когда бы отступлений от правил не было).

В ПБУ 1/2008 вводится понятие "несущественная информация", под которой подразумевается информация, от наличия, отсутствия или отражения способа отражения которой в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации не зависят экономические решения пользователей этой отчетности. При этом если выбранные способы бухучета в отношении конкретных вопросов будут приводить к формированию несущественной информации, допускается отступление от правил ПБУ 1/2008 при формировании учетной политики. Организация должна самостоятельно определять является ли информация несущественной, исходя из ее величины и характера.

Приказ №69н также уточнил порядок ретроспективного отражения последствий изменения учетной политики, в частности, уточнено, что ретроспективное отражение в данном случае заключается не только в корректировке входящего остатка по статье "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)", но и в возможной корректировке остатков по другим статьям бухгалтерского баланса на самую раннюю представленную в бухгалтерской (финансовой) отчетности дату.

В части раскрытия информации об учетной политике в бухгалтерской (финансовой) отчетности пунктом 23 ПБУ 1/2008 в новой редакции предусмотрено следующее. В случае если организация применяет правила, утвержденные нормативным актом по бухучету, обязательный срок применения которых еще наступил, однако в самом документе предусмотрена возможность их досрочного применения, в бухгалтерской (финансовой) отчетности должна быть раскрыта информация о данном факте.

В соответствии с Приказом №69н утратило силу положение об обязанности раскрывать в бухгалтерской отчетности информацию об изменениях учетной политики на год, следующий за отчетным.

Кроме того, по тексту ПБУ 1/2008 внесен ряд формальных редакционных правок, так понятие "положения по бухгалтерскому учету" заменено на "федеральные стандарты бухгалтерского учета", исключено понятие "пояснительная записка", откорректирован термин "бухгалтерская (финансовая) отчетность".

Еще раз напомним, что рассматриваемые изменения вступили в силу с 06.08.2017. Однако порядок применения указанных изменений Минфин РФ не уточняет. В общем случае изменение учетной политики организации может производиться, в том числе в случае изменения законодательства РФ и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету. Поскольку уже идет вторая половина 2017 года и учетная политика на 2017 год к настоящему моменту уже утверждена, полагаем, что новыми положениями ПБУ 1/2008 нужно будет руководствоваться при формировании учетной политики на 2018 год. При этом в случае если Вы посчитаете целесообразным внесение изменений в Вашу учетную политику уже сейчас в связи с новыми положениями ПБУ 1/2008, мы считаем допустимым это сделать и в 2017 году. Но обязательно необходимо будет раскрыть этот факт в годовой бухгалтерской отчетности.

Исп. Борисова Ю.


Комментарии
Оставить комментарий


Обратная связь
Видеосеминары
Правила и условия обслуживания

ООО "Аудит Санкт-Петербург" предлагает всем гостям сайта информационно-консультационные онлайн-услуги.

Онлайн-услуги включают в себя:

  • доступ к самым свежим комментариям специалистов ООО "Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • возможность задать интересующие Вас вопросы специалистам ООО "Санкт-Петербург" в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Чтобы воспользоваться указанными онлайн-услугами Вам необходимо:

  • зарегистрироваться на сайте (регистрация бесплатная);
  • выбрать интересующий вид онлайн-услуг (сервисы "Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ");
  • оплатить выбранную онлайн-услугу.

Оплата производится отдельно по каждой онлайн-услуге:

  • сервис "Статьи и комментарии" - Вы оплачиваете подписку на аналитические материалы ООО "Аудит Санкт-Петербург" и на интересующий Вас период времени (либо месяц, либо полгода) получаете полный доступ (сервис будет открыт для Вас в день оплаты услуги);
  • сервис "Вопрос-ответ" - Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста ООО "Аудит Санкт-Петербург" по интересующему Вас вопросу. Сперва Вы задаете вопрос, затем специалист компании оценивает уровень его сложности и оповещает Вас в формате электронной почты о сроке подготовки ответа и о стоимости консультации. Если предложенные специалистом условия Вас устроят, Вы оплачиваете услугу. Специалист приступает к подготовке ответа сразу после оплаты консультации.

Оплата онлайн-услуг осуществляется через платежную систему ASSIST с помощью банковских карт VISA, MasterCard, DINERS CLUB.

ASSIST – это мультибанковская система платежей по пластиковым картам через сеть интернет, позволяющая в реальном времени производить авторизацию и обработку транcакций.

Оплата по банковским картам производится путем переадресации на сайт системы ASSIST. При попадании на сайт необходимо следовать инструкции, состоящей из следующих основных шагов:

  • необходимо выбрать вид платежного средства и нажать кнопку "Продолжить";
  • необходимо указать параметры платежного средства (данные о кредитной карте) и подтвердить согласие на проведение платежа нажатием кнопки "Оплатить".

Безопасность платежей в системе ASSIST обеспечивается использованием SSL протокола для передачи конфиденциальной информации от клиента на сервер системы ASSIST для дальнейшей обработки. Дальнейшая передача информации осуществляется по закрытым банковским сетям высшей степени защиты. Обработка полученных конфиденциальных данных (реквизиты карты, регистрационные данные и др.) производится в процессинговом центре, а не на сайте ООО "Санкт-Петербург". Таким образом, никто, даже продавец слуг, не сможет получить Ваши персональные и банковские данные.

Для защиты информации от несанкционированного доступа на этапе передачи от клиента на сервер системы ASSIST используется протокол SSL 3.0, сертификат сервера (128 bit) выдан компанией Thawte – признанным центром выдачи цифровых сертификатов.

После оплаты любого из предложенных видов онлайн-услуг в адрес Вашей электронной почты будет направлено оповещение (в формате электронного сообщения), подтверждающее факт оплаты.

Возврат уплаченных за онлайн-услуги денежных средств производиться в случаях, если:

  • до момента начала оказания онлайн-услуг клиент отказался от них, представив письменное подтверждение этого по электронной почте или факсу;
  • услуга не была оказана в срок, согласованный с клиентом, и с ним не было достигнуто соглашение о новом сроке оказания услуги.

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна регистрация

Регистрация позволит Вам стать абонентом нашего сайта (регистрация бесплатная).

Зарегистрированные абоненты получают возможность оплачивать доступ ко всем закрытым сервисам сайта и пользоваться предлагаемыми услугами.

В частности, зарегистрировавшись, Вы сможете:

  • получить полный доступ к самым свежим комментариям наших специалистов в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • задать интересующие Вас вопросы нашим специалистам в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Пользование любым из указанных сервисов оплачивается отдельно:

  • в первом случае Вы можете оплатить подписку на аналитические материалы компании, как на месяц, так и на 6-месячный срок;
  • во втором случае Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста по интересующему Вас вопросу (стоимость ответа устанавливает индивидуально в зависимости от сложности задаваемого вопроса).

Оплата указанных услуг осуществляется с помощью кредитных карт: Visa, MasterCard, Diners Club.

С более подробной информацией Вы можете ознакомиться в соответствующих разделах сайта ("Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ")

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна подписка

Подписка открывает полный доступ к комментариям специалистов компании "Аудит Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов.

Кроме того, подписка позволяет абонентам комментировать материалы раздела, а также обсуждать их с другими зарегистрированными абонентами.

Для доступа к разделу Вам необходимо:

Стоимость подписки определяется исходя из тарифа:

  • 1 мес. – 5 000 руб.
  • 3 мес. – 13 000 руб.
  • 6 мес. – 24 000 руб.

Внимание!

Только до 28 марта 2011 года действует специальное предложение:

  • 1 мес. – 2 000 руб.
  • 3 мес. – 4 000 руб.
  • 6 мес. – 10 000 руб.
Вход
Забыли пароль?

Новый пароль отправлен на почту

После авторизации вы сможете изменить его в профиле на любой другой


Регистрация
  • имя свободно
    имя занято
  • пароли совпадают
    пароли не совпадают

На ваш электронный ящик отправлено сообщение содержащее параметры активации вашего аккаунта.

Обычно, время доставки сообщения составляет не более трех минут

Письмо не пришло?  Запросить повторно отправлено