Письмо ФНС России о неправомерном применении СИДНО

Информируем о Письме ФНС России от 17.05.2017 № СА-4-7/9270@ "О практике рассмотрения споров по вопросу неправомерного применения налоговыми агентами льготных условий налогообложения при взимании налога на прибыль с доходов иностранных организаций".

Текст письма размещен в справочно-правовых системах "Гарант", "КонсультантПлюс".

В указанном письме ФНС России изложено видение концепции фактического получателя дохода, которым должны руководствоваться налоговые органы при оценке правомерности применения налоговыми агентами международных соглашений об избежании двойного налогообложения при выплате иностранным организациям доходов, полученных от источников в Российской Федерации. В приложении к данному письму ФНС России представлено описание подходов, выработанных арбитражными судами по концепции фактического права на доход.

По данным ФНС России за последнее время налоговыми органами был проведен ряд налоговых проверок, по результатам которых сделаны выводы о неправомерном применении норм международных соглашений в случаях, когда иностранные компании не являются фактическими получателями дохода. Данные выводы были поддержаны судами, в том числе Верховным Судом Российской Федерации.

По мнению ФНС России, исходя из складывающейся судебной практики применения концепции лица, имеющего фактическое право на доход, можно сделать общий вывод, что льготы должны предоставляться лишь компаниям, имеющим экономическое присутствие в стране резидентства, обладающим широкими полномочиями по распоряжению доходом и использующим доход в предпринимательской деятельности иностранной компании (получающим экономическую выгоды от дохода).

В связи с этим ФНС России рекомендовала налоговым органам уделять особое внимание исследованию и анализу вопросов о самостоятельности принятия решений директорами иностранных компаний, наличии полномочий по распоряжению доходом, осуществлении предпринимательских функций, признаках ведения деятельности (персонал, офис, общехозяйственные затраты), получении экономической выгоды от дохода (использовании в предпринимательской деятельности), а также о несении коммерческих рисков в отношении активов. Немаловажным аспектом, по мнению ФНС России, является и характер денежных потоков, то есть наличие или отсутствие юридических и фактических обязательств по дальнейшему перечислению дохода, а также системности транзитных платежей по перечислению дохода от лица резидента страны - участника соглашения в адрес лица, не имеющего льгот по соглашению. Как указано ФНС России, установление факта наличия или отсутствия у лица фактического права на доход во многом основано на получении от иностранных юрисдикций дополнительной информации о движении денежных средств между компаниями группы, а также на отчетности компаний. В качестве доказательств, подтверждающих, что получатель доходов не был реальным бенефициаром полученного дохода, налоговыми органами и судами признаются также коммерческие базы данных, открытые реестры иностранных компаний, информация из общедоступных источников.

При этом, по мнению ФНС России, налоговому органу для отказа в применении льгот по соглашению достаточно доказать, что непосредственный получатель дохода не является фактическим получателем дохода, и не устанавливать конечного бенефициарного собственника дохода. Соответственно, в случае, если налоговый орган установил, что иностранное лицо не является фактическим собственником дохода, подлежат применению налоговые ставки, предусмотренные Налоговым кодексом РФ. Вместе с тем, если до вынесения решения по налоговой проверке налогоплательщиком (налоговым агентом) представлено документальное подтверждение, позволяющее однозначно определить реального бенефициара, налоговым органам необходимо определять правомерность применения льготных условий налогообложения с учетом данного обстоятельства.

Как указала ФНС России, описанные подходы нашли отражение в сложившейся судебной практике, которая приведена в приложении к рассматриваемому письму.

С учетом вышеизложенного, ФНС России поручила налоговым органам при проверке правильности применения налоговыми агентами льготных положений международных соглашений Российской Федерации об избежании двойного налогообложения руководствоваться положениями Письма от 17.05.2017 № СА-4-7/9270@.

В заключение напомним, что в соответствии с пунктом 1 статьи 312 НК РФ для применения положений международных договоров Российской Федерации иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждение, что эта организация имеет фактическое право на получение соответствующего дохода. При этом у налогового агента отсутствует обязанность запрашивать у иностранной организации, выступающей получателем дохода, какие-либо подтверждающие документы. Вместе с тем, полагаем, что если налоговый агент стремится минимизировать налоговые риски, связанные с применением соглашений об избежании двойного налогообложения, то ему в соответствии с подходом ФНС России необходимо запрашивать у иностранной компании, получающей доход, учредительные, финансовые и иные документы, свидетельствующие о том, что компания действительно имеет право на распоряжение доходом и ее деятельность не носит технического характера. В противном случае, как свидетельствует судебная практика, налоговый агент может быть привлечен к ответственности по статье 123 НК РФ, а также с него могут быть взысканы сумма налога на доходы, подлежащая удержанию с иностранной компании без учета льготных положений международных соглашений, и соответствующая сумма пеней.

Исп. Кобякова Е.


Адрес материала в интернете: http://www.auditspb.ru/articles.html?id=6