Письмо ФНС о подтверждении проявления должной осмотрительности

Информируем о Письме ФНС России от 12.05.2017 № АС-4-2/8872 "О подтверждении проявления налогоплательщиком должной осмотрительности в выборе контрагентов в случае получения им необоснованной налоговой выгоды".

Текст письма опубликован в приложении "Официальные документы" к газете "Учет. Налоги. Право", 2017, № 20, а также размещен в справочно-правовых системах "Гарант", "КонсультантПлюс".

В данном письме ФНС России пришла к выводу, что понятие должной осмотрительности законодательно не урегулировано, потому и перечень необходимых действий и документов, подтверждающих проявление налогоплательщиком должной осмотрительности в выборе контрагентов, не может быть исчерпывающим.

По мнению ФНС России, суды, рассматривая налоговые споры о получении налогоплательщиками необоснованной налоговой выгоды, также исходят из фактических обстоятельств конкретной ситуации и достаточности доказательной базы, представленной сторонами спора, то есть перечень документов, подтверждающих проявление налогоплательщиком должной осмотрительности, зависит от конкретных обстоятельств.

Тем не менее, в рассматриваемом письме ФНС России рекомендует для самостоятельной оценки рисков при выборе контрагентов учитывать "Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок" (утв. Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@).

В соответствии с 12-м критерием оценки рисков "Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском" ФНС России рекомендует налогоплательщику исследовать определенные признаки, в частности:

- отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ (можно узнать на официальном сайте ФНС России www.nalog.ru);

- контрагент зарегистрирован по адресу "массовой" регистрации;

- отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении его складских, и (или) производственных, и (или) торговых площадей и т.д.

Кроме того, ФНС России обратила внимание на то, что Федеральным законом от 01.05.2016 № 134-ФЗ "О внесении изменений в статью 102 части первой Налогового кодекса РФ" снят режим налоговой тайны с части сведений, имеющихся в распоряжении налогового органа. Так, со дня вступления в силу указанного закона с 01.06.2016 не являются налоговой тайной следующие сведения: о среднесписочной численности работников; об уплаченных организацией суммах налогов и сборов; о нарушениях законодательства о налогах и сборах, в том числе о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам при их наличии; о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности. Указанные сведения должны быть размещены до 01.07.2017 в форме открытых данных на официальном сайте ФНС России, что, с точки зрения ФНС России, должно предоставить налогоплательщикам дополнительную возможность оценить риски при выборе контрагента.

Напомним, что ранее в Письме от 23.03.2017 № ЕД-5-9/547@ "О выявлении обстоятельств необоснованной налоговой выгоды" (о котором мы также информировали Вас в рамках текущего обслуживания) ФНС России поручила налоговым органам исключить формальные подходы при выявлении необоснованной налоговой выгоды в ходе проведения налоговых проверок и уделять особое внимание оценке достаточности и разумности принятых налогоплательщиком мер по проверке контрагента.

Исп. Кобякова Е.



Адрес материала в интернете: http://www.auditspb.ru/articles.html?id=6