О формах документов, касающихся платы за негативное воздействие на окружающую среду

Информируем Вас о Письме Росприроднадзора от 27.03.2017 №АА-06-02-36/6198 "О формах документов", которым утверждены рекомендованные формы документов, применяемых при исчислении и внесении платы за негативное воздействие на окружающую среду. Информация  о данном документе со ссылкой на текст опубликована на сайте Росприроднадзора www.rpn.gov.ru в разделе "Информация для природопользователей".

Данное Письмо Росприроднадзора было подготовлено в связи с вступлением 17.03.2017 в силу Постановления Правительства РФ от 03.03.2017 №255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду" (вместе с "Правилами исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду"), о котором мы информировали Вас ранее.

Напомним, что в соответствии с пунктом 36 Постановления Правительства РФ сумма излишне уплаченной (взысканной) платы подлежит зачету в счет предстоящих платежей лица, обязанного вносить плату, либо возврату указанному лицу. Зачет и возврат излишне уплаченных сумм осуществляются в порядке, установленном Федеральной службой по надзору в сфере природопользования. При этом для подтверждения излишне уплаченных сумм необходимо провести сверку платежей расчетов по плате за негативное воздействие на окружающую среду. Вместе с этим обращаем внимание на то, что более подробный порядок зачета и возврата сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за негативное воздействие на окружающую среду в настоящий момент не установлен и прорабатывается Росприроднадзором.

Отдельно стоит рассмотреть вопрос о сроке и природе исковой давности для подачи заявления о зачете/возврате излишне уплаченных сумм за негативное воздействие на окружающую среду. В настоящем времени доминирующая позиция судебной практики заключается в том, что для определения срока на подачу заявления о зачете/возврате платежей за негативное воздействие на окружающую среду сроки, установленные НК РФ, не применяются, а используется общий срок исковой давности, установленный ст. 196 ГК РФ и составляющий 3 года с момента, когда лицо узнало или должно было о нарушении своего права, но в пределах 10 лет со дня нарушения самого права. Ранее велись споры касательно природы такого срока, но точка в нем была поставлена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 30.03.2010 №16772/09 по делу №А78-18/2009. Суд указал, что платежи за негативное воздействие за окружающую среду не являются налогами и не подпадают под определение сбора, которое установлено НК РФ; эти платежи относятся к иным обязательным публичным платежам, так как являются необходимым условием получения юридическими лицами и ИП права осуществлять соответствующую деятельность, носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и призваны обеспечить возмещение ущерба и затраты государства на охрану и восстановление окружающей среды. В связи с этим какая-либо связь между порядком взыскания платы за негативное воздействие на окружающую среду и сроками давности, предусмотренными НК РФ для взыскания установленных им налогов и сборов, отсутствует.

Таким образом, следующие документы имеют установленные Письмом Росприроднадзора формы:

1) требование о доначислении и довнесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации платы за негативное воздействие на окружающую среду;

2) акт проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду;

3) требование о представлении лицом, обязанным вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, пояснений и (или) внесении исправлений в декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду;

4) требование о представлении лицом, обязанным вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, документов, подтверждающих фактически произведенные расходы на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и мероприятий по обеспечению использования и утилизации попутного нефтяного газа;

5) заявление о возврате излишне уплаченных сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду;

6) заявление о зачете излишне уплаченных сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду в счет предстоящих платежей;

7) решение об отказе в зачете излишне уплаченных сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду в счет предстоящих платежей;

8) решение об отказе в возврате излишне уплаченных сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду;

9) заявление о проведении совместной сверки расчетов сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду;

10) акт сверки расчетов сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду;

11) решение о зачете излишне уплаченных сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду в счет предстоящих платежей;

12) решение о возврате излишне уплаченных сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Напоминаем, что согласно действующему законодательству плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется самостоятельно теми лицами, которые обязаны вносить соответствующую плату, то есть лицо само исчисляет размер своей обязанности по уплате. Итоговая сумма зависит от многих факторов: от класса опасности отходов производства и потребления, от коэффициентов и др. Кроме этого, из суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду вычитаются затраты на реализацию мероприятий по снижению на нее негативного воздействия, фактически произведенные лицами, обязанными вносить плату. В связи с таким сложным порядком исчисления суммы, подлежащей уплате за негативное воздействие на окружающую среду, зачастую и возникает неверное определение подлежащей уплате суммы в большую или меньшую сторону. В связи с участившимися случаями последнего и для приведения документооборота как государственных органов (в том числе самого Росприроднадзора), так и обязанных лиц к единообразию было подготовлено соответствующее Письмо от 27.03.2017 № АА-06-02-36/6198. Собственно, установленная форма заявления о зачете или возврате содержит требование указать на факт, повлекший излишнюю уплату суммы.

Также обращаем Ваше внимание на то, что при выявлении излишне уплаченных сумм платы лиц, обязанных в соответствии со ст. 16.4 Закона об охране окружающей среды вносить ежеквартальные авансовые платежи, приоритетным является принятие решения о зачете денежных средств в счет платежей будущего периода. Об этом говорится в Письме Росприроднадзора от 15.03.2017 №АС-06-02-36/5194.

Несмотря на то, что данные формы документов носят рекомендательный характер и не являются обязательными - о чем напрямую указал Росприроднадзор - очевидно, сам орган будет ими руководствоваться при формировании требований, решений и актов. В связи с этим мы со своей стороны рекомендуем также использовать установленные Росприроднадзором формы при подготовке заявлений во избежание неправомерных отказов данного органа.

Исп. Кобякова Е.


Адрес материала в интернете: http://www.auditspb.ru/articles.html?id=6