Изменения Положения №34н и новые федеральные стандарты бухгалтерского учета для государственного сектора

Информируем о Приказе Минфина России от 29.03.2017 №47н "О признании утратившими силу отдельных положений Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом МФ РФ от 29.07.1998 №34н" (далее - приказ МФ РФ №47н).

Приказом МФ РФ №47н отдельные нормы Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом МФ РФ от 29.07.98 №34н (далее - Положение), приведены в соответствие с действующим законодательством о бухгалтерском учете.

Речь идет о признании утратившими силу норм Положения, которые предусматривали обязанность применения унифицированных форм первичных учетных документов (хотя еще с 01.01.2013 в связи с вступлением в силу действующего Закона о бухучете такая обязанность перестала существовать) и устанавливали определения понятий "бухгалтерский учет" и "объекты бухгалтерского учета", которые также не соответствуют аналогичным понятиям  Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ.

Формальным поводом для отмены указанных положений послужило Решение Верховного Суда РФ от 08.07.2016 №АКПИ16-443, которым были признаны недействующими с 01.01.2013 подпункты "а", "б" пункта 4, абзаца первого пункта 12, абзаца первого и второго пункта 13 Положения (Апелляционным определением Верховного Суда РФ от 04.10.2016 №АПЛ16-399 данное решение было оставлено без изменения).

Обращаем Ваше внимание, что Минфин РФ пошел по пути отмены только тех норм Положения, которые были признаны недействующими непосредственно в указанном выше Решении Верховного Суда РФ.

Как мы понимаем, Минфин России не ставил перед собой задачу приведения всего текста Положения в соответствие с действующим законодательством. И на самом деле в нем можно найти еще множество пунктов, в которых содержатся правила, не соответствующие не только Закону о бухучете, но и принятым позднее Минфином РФ нормативным актам (ПБУ, Методическим указаниям).

Из текста названного выше Решения ВС РФ следует, что Минфин РФ в принципе возражал с необходимостью признания недействительными указанных истцом пунктов Положения, ссылаясь на то, что они и так не подлежат применению в силу того, что все нормативные акты по бухгалтерскому учету с 01.01.2013 действуют в части, не противоречащей Федеральному закону от 06.12.2011 №402-ФЗ "О бухгалтерском учете", на что прямо указано в самом этом Законе.

Однако Верховный Суд нашел основания, чтобы согласиться с позицией истца, требовавшей признать нормы о первичных учетных документах и определения понятий "бухгалтерский учет"  и "объекты бухгалтерского учета" в Положении №34н недействующими. А это вынудило Минфин РФ принять рассматриваемый Приказ №47н (хотя и сделал он это спустя почти полгода после принятия Апелляционного определения Верховного Суда РФ от 04.10.2016 №АПЛ16-399).

На наш взгляд, можно в целом согласиться с позицией Минфина РФ, так как никакого практического значения в факте принятия приказа МФ РФ №47н мы не видим. Мы также считаем, что ссылаться на признанные этим приказом утратившими силу нормы после 01.01.2013 было в любом случае нельзя, а значит сам приказ (как и ранее принятое Верховным Судом РФ решение) носит больше технический характер.

Тем не менее, само Решение Верховного Суда РФ было принято на основании жалобы конкретного экономического субъекта, что означает, для чьей-то практики (как минимум, того лица, которое обратилось в Верховный Суд РФ) факт отмены соответствующих норм Положения мог иметь принципиальное значение (хотя нам и не очень понятно, какое именно).

Приказ Минфина России от 29.03.2017 №47н "О признании утратившими силу отдельных положений Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом МФ РФ от 29.07.98 №34н" был официально опубликован на интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 19.04.2017 и вступил в силу с 30.04.2017.

При этом еще раз обращаем Ваше внимание, что признанные утратившими силу этим приказом нормы в любом случае ранее уже были признаны недействующими Верховным Судом РФ с 01.01.2013.

Как нам представляется,  более существенным для экономических субъектов могут оказаться приказы МФ РФ о внесении изменений в действующие ПБУ, проекты которых в настоящее время проходят обсуждение на сайте финансового ведомства, а также факт регистрации Минюстом 02 и 05 мая текущего года 5-ти первых федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора (затрагивают бухгалтерский учет, например, ГУ и МУ).

Речь идет о приказах МФ РФ от 31.12.2016:

- №256н (стандарт "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора");

- №257н (стандарт "Основные средства");

- №258н (стандарт "Аренда");

- №259н (стандарт "Обесценение активов");

- №260н (стандарт "Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности").

Все указанные стандарты вводятся в действие с 2018 года, и во всех случаях основой для их принятия послужили соответствующие тексты МСФО (с учетом лишь отдельных особенностей, свойственных государственному сектору и российской экономике).

Это, на наш взгляд, является индикатором того, что в самое ближайшее время будут приняты аналогичные документы (новые федеральные стандарты или изменения к действующим ПБУ), которые распространятся на всех остальных экономических субъектов, так как мы не видим никакого экономического смысла в разнесении периодов перехода на новые правила учета для организаций государственного сектора и всех остальных. А в части порядка учета основных средств и отражения в учете операций по договорам аренды (включая финансовую аренду, лизинг) это будут действительно "новые правила" (по сравнению с применяемыми по действующим ПБУ), требующие значительной работы  по организации переходных положений и обеспечению сопоставимости данных отчетности за прошлые периоды.

Исп. Леонов А.


Адрес материала в интернете: http://www.auditspb.ru/articles.html?id=6