Письмо ФНС России о выявлении необоснованной налоговой выгоды

Информируем о Письме ФНС России от 23.03.2017 № ЕД-5-9/547@ "О выявлении обстоятельств необоснованной налоговой выгоды", информация о котором со ссылкой на текст документа размещена на сайте ФНС России www.nalog.ru в разделе "Новости" 25.04.2017.

Также текст Письма ФНС России "О выявлении обстоятельств необоснованной налоговой выгоды" размещен в справочно-правовых системах "Гарант", "КонсультантПлюс".

В данном письме ФНС России поручила налоговым органам исключить формальные подходы при выявлении необоснованной налоговой выгоды в ходе налоговых проверок.

Как показал анализ, проведенный по итогам 2016 года,  решений, вынесенных по результатам налоговых проверок, решений, принятых по жалобам налогоплательщиков, а также результатов судебного обжалования данных решений в ряде случаев в целях подтверждения фактов получения налогоплательщиками необоснованной налоговой выгоды сбор доказательственной базы был осуществлен налоговыми органами формально.

В связи с этим ФНС России указала, что установление по результатам налоговой проверки факта подписания документов от имени контрагентов лицами, отрицающими их подписание и наличие у них полномочий руководителя, путем проведения допросов и почерковедческих экспертиз, не является безусловным и достаточным основанием для признания налоговой выгоды необоснованной. Также как в качестве самостоятельного основания для возложения негативных последствий на налогоплательщика не могут приводиться признаки недобросовестности контрагентов второго и последующих звеньев цепочки перечисления денежных средств по выпискам банков.

С учетом изложенного ФНС России поручила налоговым органам уделять особое внимание оценке достаточности и разумности принятых налогоплательщиком мер по проверке контрагента.

В целях оценки действий налогоплательщика налоговым органам необходимо:

- оценивать обоснованность выбора контрагента проверяемым налогоплательщиком;

- исследовать вопросы, отличался ли выбор контрагента от условий делового оборота или установленной самим налогоплательщиком практики осуществления выбора контрагентов;

- каким образом оценивались условия сделки и их коммерческая привлекательность, деловая репутация, платежеспособность контрагента, риск неисполнения обязательств, наличие у контрагента необходимых ресурсов (производственных мощностей, технологического оборудования, квалифицированного персонала) и соответствующего опыта;

- заключались ли налогоплательщиком сделки преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязательств.

Кроме того, налоговым органам необходимо обращать внимание на следующее:

- отсутствие личных контактов руководства (уполномоченных должностных лиц) компании - поставщика (подрядчика) и руководства (уполномоченных должностных лиц) компании - покупателя (заказчика) при обсуждении условий поставок, а также при подписании договоров;

- отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании - контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;

- отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении складских и (или) производственных и (или) торговых площадей;

- отсутствие информации о способе получения сведений о контрагенте (отсутствуют реклама в средствах массовой информации, рекомендации партнеров или других лиц, сайт контрагента).

При этом ФНС России рекомендовала принимать во внимание наличие доступной информации о других участниках рынка (в том числе производителях) идентичных (аналогичных) товаров (работ, услуг), в том числе предлагающих свои товары (работы, услуги) по более низким ценам; отсутствие у налогоплательщика информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ; отсутствие у налогоплательщика информации о наличии у контрагента необходимой лицензии, если сделка заключается в рамках лицензируемой деятельности, а равно свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией.

Также ФНС России указала на необходимость запрашивать у налогоплательщика документы и информацию относительно действий налогоплательщика при осуществлении выбора контрагента:

- документы, фиксирующие результаты поиска, мониторинга и отбор контрагента;

- источник информации о контрагенте (сайт, рекламные материалы, предложение к сотрудничеству, информация о ранее выполняемых работах контрагента);

- результаты мониторинга рынка соответствующих товаров (работ, услуг), изучения и оценки потенциальных контрагентов;

- документально оформленное обоснование выбора конкретного контрагента (например, закрепленный порядок контроля за отбором и оценкой рисков, порядок проведения тендера);

- деловую переписку.

Принимая во внимание, что Федеральная налоговая служба поручила начальникам межрегиональных ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам и руководителям управлений ФНС России по субъектам РФ обеспечить неукоснительное исполнение положений данного письма, полагаем, что налогоплательщикам нужно быть готовыми подтвердить, в том числе документально, проявление ими должной осмотрительности при выборе контрагентов.

Какие именно документы и сведения могут быть запрошены у налогоплательщиков в рамках проведения предпроверочных мероприятий налогового контроля или в ходе проведения камеральных или выездных налоговых проверок становится понятным из Письма ФНС России от 23.03.2017 № ЕД-5-9/547@ "О выявлении обстоятельств необоснованной налоговой выгоды", в связи с чем рекомендуем учитывать положения рассмотренного письма при организации работы с контрагентами для подтверждения в дальнейшем, в случае возникновения налоговых споров, проявления должной осмотрительности.

Исп. Кобякова Е.


Адрес материала в интернете: http://www.auditspb.ru/articles.html?id=6