Об обязательных форме и формате пояснений при камеральной проверке декларации по НДС

Напоминаем, что с 01.01.2017 вступили в силу изменения НК РФ, касающиеся определения формы и формата представления налогоплательщиком в налоговый орган пояснений в рамках камеральной налоговой проверки.

Речь идет о Федеральном законе от 01.05.2016 №130-ФЗ, который с 01.01.2017 дополнил пункт 3 статьи 88 НК РФ "Камеральная налоговая проверка" положением следующего содержания: налогоплательщики, на которых НК РФ возложена обязанность представлять налоговую декларацию по НДС в электронной форме (т.е. по сути - все плательщики НДС), при проведении камеральной налоговой проверки такой налоговой декларации представляют предусмотренные статьей 88 НК РФ пояснения в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота по формату, установленному федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. При представлении указанных пояснений на бумажном носителе такие пояснения не считаются представленными.

Статья 129.1 НК РФ с 01.01.2017 была дополнена специальной ответственностью за непредставление (несвоевременное представление) лицом в налоговый орган предусмотренных пунктом 3 статьи 88 НК РФ пояснений (штраф в размере 5'000 рублей).

13 января 2017 года Минюст РФ зарегистрировал приказ ФНС России от 16.12.2016 №ММВ-7-15/682@ "Об утверждении формата представления пояснений к налоговой декларации по НДС в электронной форме". В этот же день (13.01.2017) данный приказ был официально опубликован на интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru и вступил в силу с 24.01.2017.

Мы рассматривали данный приказ ФНС РФ как сугубо технический документ, содержащий требования к параметрам и формату электронного сообщения, направляемого в налоговый орган по телекоммуникационным каналам связи при выполнении налогоплательщиком своей обязанности по представлению в налоговый орган пояснений в рамках камеральных налоговых проверок деклараций по НДС.

Однако поступившие к нам в последнее время обращения со стороны наших клиентов показывают, что налоговые органы на практике трактуют применение приказа ФНС РФ от 16.12.2016 №ММВ-7-15/682@, как требование по формированию в программе передачи данных в налоговый орган по телекоммуникационным каналам связи специального сообщения, отличным от того способа, который ранее налогоплательщики использовали для отправки аналогичных пояснений, еще до того, как их представление именно по телекоммуникационным каналам связи стало для них обязательным.

Более того, нам также сообщили, при направлении пояснений в рамках пункта 3 статьи 88 НК РФ по телекоммуникационным каналам связи "в прежнем порядке", а не в виде вновь введенного формата сообщения, налоговый орган приравнивает направление пояснений не по установленным форматам к факту непредставления пояснений. И применяет к налогоплательщикам ответственность по пункту 1 статьи 129.1 НК РФ (т.е. штрафует в размере 5'000 рублей за каждое "непредставленное" пояснение).

В этой связи мы настоятельно рекомендуем рассмотреть способы направления в налоговый орган пояснений по требованиям налоговых органов, подготовленных в рамках камеральных налоговых деклараций по НДС, с тем, чтобы направляемые по телекоммуникационным каналам связи сообщения соответствовали по форме и формату тому, что предусмотрено вышеназванным приказом ФНС РФ от 16.12.2016 №ММВ-7-15/682@.

Вместе с тем, мы бы хотели отметить, что, по нашему мнению, несоблюдение формата представления пояснений в рамках пункта 3 статьи 88 НК РФ не может являться основанием для привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности. Ни по статье 129.1 НК РФ, ни по какой иной.

Составом налогового правонарушения по статье 129.1 НК РФ является только непредставление или несвоевременное представление пояснений. При этом в силу прямого указания пункта 3 статьи 88 НК РФ в качестве основания для признания направленных налогоплательщиком пояснений непредставленными, указано только на факт их представления на бумажном носителе.

И хотя пункт 3 статьи 88 НК РФ содержит прямое указание на то, что направляемые по телекоммуникационным каналам связи пояснения по форме и формату должны соответствовать требованиям ФНС РФ (т.е. приказу от 16.12.2016 №ММВ-7-15/682@), никаких последствий несоблюдения этой формы, формата, как и иных требований названного приказа, в НК РФ не установлено. И если пояснения были представлены налогоплательщиком по телекоммуникационным каналам связи, то привлечь налогоплательщика к ответственности по статье 129.1 НК РФ или иной статье НК РФ лишь на основании несоответствия представленных сведений форме и формату, установленным ФНС РФ, по нашему мнению, нельзя.

Исп. Леонов А.


Адрес материала в интернете: http://www.auditspb.ru/articles.html?id=6