Изменения в КоАП РФ и УК РФ, внесенные Федеральными законами от 17.04.2017

Информируем, что 17.04.2017, на официальном портале правовой информации http://pravo.gov.ru официально опубликован пакет подписанных Президентом РФ 17.04.2017 новых федеральных законов.

По нашему мнению, наибольший интерес представляют федеральные законы, которые вносят изменения в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) и Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ).

Изменения в КоАП РФ:

1) Федеральный закон от 17 апреля 2017 года № 69-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие Кодекса об административных правонарушениях".

Согласно вышеназванному закону с 28 апреля 2017 года внесение изменений в КоАП РФ, а также приостановление действия его положений или признание таких положений утратившими силу осуществляются только отдельными федеральными законами.

Изменения в КоАП РФ не могут быть включены в тексты федеральных законов, изменяющих другие законодательные акты, приостанавливающих их действие или признающих их утратившими силу либо содержащих самостоятельный предмет правового регулирования.

В данном случае, законодатель продолжает традиции вычленения из массива законодательства изменений, которые вносятся в Кодексы. Так, ранее подобные нормы были приняты по вопросам изменений Гражданского кодекса РФ, Налогового кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ.

 2) Федеральным законом от 17 апреля 2017 года № 74-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" внесены изменения в ст. 14.32 КоАП РФ.

В частности, уточнены составы административных правонарушений в сфере ограничения конкуренции. Составы располагаются в статье по мере убывания их общественной опасности и, соответственно, снижения размера административного наказания.

Так, п. 1 ст. 14.32 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за заключение соглашения, признаваемого в соответствии с антимонопольным законодательством картелем. В качестве наказания за данное правонарушение установлен штраф для должностных лиц от 40'000 до 50'000 руб. или дисквалификация на срок от 1 до 3 лет, для юридических лиц - штраф от 0,03 до 0,15 размера выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги) либо суммы расходов на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее 100'000 руб.

Напомним, что в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" картелем признаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к:

- установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок;

- повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;

- разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);

- сокращению или прекращению производства товаров;

- отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками).

Кроме этого в ст. 14.32 КоАП РФ закреплены следующие составы административных правонарушений:

заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством РФ соглашения, если такое соглашение приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах, либо заключению недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством РФ соглашения между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такое соглашение имеет своей целью либо приводит или может привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, либо участию в них;

заключение недопустимого "вертикального" соглашения или участие в нем;

заключение недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством РФ соглашения или участие в нем;

координация экономической деятельности, недопустимая в соответствии с антимонопольным законодательством;

осуществление недопустимых согласованных действий;

- заключение федеральным органом исполнительным органом, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, иным, осуществляющим функции указанных органов органом или организацией либо государственным внебюджетным фондом недопустимого соглашения, либо совершение недопустимых согласованных действий.

Что касается условий освобождения от административной ответственности за данные составы правонарушений, смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств, условиях наложения административного штрафа на юридическое лицо в минимальном размере - сохраняются прежние требования КоАП РФ.

3) Федеральный закон от 17 апреля 2017 года № 68-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"

Данный закон ввел дополнительное обстоятельство, при наличии которого производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению - внесение в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве).

Вышеназванное обстоятельство ведет также к прекращению исполнения постановления о назначении административного наказания.

Кроме изменений в КоАП РФ, внесены изменения и в Уголовный кодекс РФ. 

Так, Федеральным законом от 17 апреля 2017 года № 71-ФЗ "О внесении изменений в статью 303 Уголовного кодекса Российской Федерации"   введена ответственность за фальсификацию доказательств по административным делам и делам об административных правонарушениях.

Статья 303 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за фальсификацию доказательств и результатов оперативно-розыскной деятельности. Если раньше уголовная ответственность была предусмотрена за фальсификацию доказательств только по гражданскому или уголовному делу, то теперь также предусмотрена ответственность за фальсификацию доказательств и по административному делу.

К уголовной ответственности за фальсификацию доказательств по административному делу могут привлечь следующих субъектов:

- участника производства по делу об административном правонарушении;

- его представителя;

- должностное лицо, уполномоченное рассматривать дела об административных правонарушениях;

- должностное лицо, уполномоченное составлять протоколы об административных правонарушениях.

Напомним, что к качестве доказательств в административном процессе допускаются объяснения лиц, участвующих в деле, и показания свидетелей, полученные, в том числе, путем использования систем видеоконференц-связи, а также письменные и вещественные доказательства, аудио- и видеозаписи, заключения экспертов (ст. 59 Кодекса административного судопроизводства РФ - далее - КАС РФ).

Наибольший интерес, на наш взгляд, в контексте уголовной ответственности представляют именно письменные доказательства.

Письменными доказательствами являются содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для административного дела, акты, договоры, справки, деловая корреспонденция, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой и графической записи, полученные посредством факсимильной, электронной или другой связи, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", по каналу видеоконференц-связи (при наличии технической возможности для такой передачи документов и материалов) либо иным способом, позволяющим установить достоверность документа (ст. 70 КАС РФ).

Обращаем Ваше внимание на то, что способы фальсификации могут быть самыми разнообразными. Применительно к рассматриваемому деянию фальсификация заключается в сознательном искажении представляемых доказательств, например документов (доверенностей, расписок, договоров, актов ревизий, протоколов следственных действий и т.д.), путем их подделки, подчистки, внесения исправлений, искажающих действительный смысл, или ложных сведений, т.е. искусственном создании доказательств в пользу истца или ответчика (подлог документов, уничтожение или сокрытие улик), создании искусственных (ложных) вещественных доказательств и т.д.

Отметим, что для состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 303 УК РФ, не имеет значения, повлияли ли сфальсифицированные доказательства на содержание судебного решения или нет. Данное преступление считается оконченным с момента приобщения фальсифицированных доказательств к материалам дела в порядке, установленном процессуальным законодательством.

Срок давности по данной категории преступления - 2 года после совершения преступления (ч. 1 ст. 78 УК РФ)

Наказание за данное преступление аналогично наказанию за фальсификацию доказательств в гражданском деле - штраф в размере от 100'000 до 300'000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо обязательные работы на срок до 480 часов, либо исправительные работы на срок до 2-х лет, либо арест на срок до 4-х месяцев.

Данный федеральный закон о внесении изменений в УК РФ, как и все вышеперечисленные законы, вступают в силу с 28 апреля 2017 года. Причем, деяние будет квалифицировано как преступление - фальсификация доказательств по административному делу - если оно совершено после вступления данного закона в силу, так как уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, обратной силы не имеет.

Исп. Бобракова Н.


Адрес материала в интернете: http://www.auditspb.ru/articles.html?id=6