Об утверждении Правил приема грузов к перевозке ж/д транспортом

Сообщаем о том, что Министерство транспорта Российской Федерации 07.12.2016 утвердило Правила приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом (Приказ от 07.12.2016 №374, зарегистрирован в Минюсте 21.03.2017 №46054) (далее - Правила) (размещены на официальный интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 22.03.2017).

Аналогично с утратившими силу Правилами приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом (утверждены Приказом  Министерства путей сообщений РФ от 18.06.2003 №28) новые Правила распространяются на перевозки как во внутригосударственном, так и в международном сообщении.

Новыми Правилами  введена классификации способов перевозок:

- Отправительские маршруты;

- Собственные поездные формирования;

- Сборные повагонные отправки;

- Контейнерные отправки комплектом на вагон.

Если ранее относительно процедуры подачи вагонов и контейнеров под погрузку речь шла только о "подаче вагонов", то в новых Правилах - о "подаче вагонов и контейнеров". В целом правила подачи вагонов сохранились, перевозчик также не позднее, чем за два часа уведомляет грузоотправителя, владельца железнодорожного пути необщего пользования о времени подачи вагонов, контейнеров с одновременной регистрацией такого уведомления в книге уведомлений. Порядок и способ уведомления устанавливается договором между перевозчиком и грузоотправителем. Для обеспечения приема уведомлений определяются ответственные лица (фамилии, контактная информация).

Изменена формулировка нормы о приостановке, прекращении погрузки. Так, ранее погрузка грузов могла быть временно прекращена либо ограничена. Грузоотправители в течение 12 часов после получения от перевозчика уведомления о приостановлении или прекращении погрузки обязаны приостановить или ограничить до установленных размеров погрузку груза. Теперь - погрузка грузов, прием к перевозке порожних вагонов и их отправление могут быть временно прекращены либо ограничены. Грузоотправители (отправители) в течение 12 часов после получения от перевозчика уведомления о прекращении или ограничении погрузки груза, приема к перевозке порожних вагонов обязаны приостановить или ограничить до установленных размеров погрузку груза, отправление порожних вагонов в определенных железнодорожных направлениях.

Кроме того, появилась норма о том, что прием порожних вагонов к перевозке  не производится при несвоевременном внесении платы за перевозку порожних вагонов, если иное не предусмотрено договором (п. 12 Правил).    

Из Правил исключено такое понятие как "ответственный простой".

В Правилах появилась норма, содержащаяся в Уставе железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - Устав), о том, что за время ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема контейнеров по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава в соответствии со ст. 39 Устава.

По общему правилу, техническую пригодность подаваемых под погрузку вагонов, контейнеров определяет перевозчик. Ранее в Правилах были закреплены особенности определения пригодности вагонов под погрузку муки и зерновых грузов, в настоящее время данная норма в Правилах отсутствует.

По новым Правилам Акт общей формы составляется перевозчиком в случае обнаружения технической неисправности и (или) непригодности для перевозки конкретного груза  подаваемых под погрузку и не принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров (п. 15 Правил). Ранее Акт общей формы удостоверял факт подачи непригодных вагонов, принадлежащих перевозчику, непригодных, по мнению грузоотправителя, для перевозки конкретных грузов.

Правилами уточнено, что маркировка опасных грузов осуществляется в соответствии с Правилами перевозок опасных грузов по железным дорогам, утвержденными Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества (протокол от 05.04.1996 №15).

Более того, уточнено, что особенности нанесения надписей на сформированные из грузов транспортные пакеты приведены в Правилах перевозок железнодорожным транспортом грузов в транспортных пакетах, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 17.06.2003 №23.

Правила перевозок дополнены особенностями погрузки опасных грузов (п. 28, 29 Правил), продовольственных и скоропортящихся грузов.

Изменился порядок определения общей массы груза в вагоне (п. 35 Правил). Так, общая масса груза в вагоне, контейнере, предъявляемого к  перевозке, может быть определена путем взвешивания  вагона, в том числе загруженного контейнерами на вагонных весах, либо взвешивания каждого грузового места или части груза на сертифицированных средствах измерения массы с последующим их суммированием, либо суммирования массы, указанной в каждом грузовом месте согласно трафарету, стандартной массе, а также расчетным путем и посредствам обмера.

Добавлено положение о том, что осуществляемое перевозчиком взвешивание грузов оплачивается грузоотправителем в соответствии с договором (п. 39 Правил).

Если раньше для предъявления к перевозке собственного порожнего вагона (группы вагонов) отправитель направлял перевозчику уведомление о предъявлении вагона для перевозки, то теперь согласно п. 52-54 Правил - запрос-уведомление.

Запрос-уведомление на перевозку порожнего вагона направляется отправителем перевозчику не позднее 4-х часов до предъявления вагона к перевозке, но не ранее:

- прибытия вагона в груженном или порожнем состоянии на станцию назначения - при наличие в договоре между перевозчиком и владельцем вагона условия об уведомления владельца о таком прибытии одновременно с уведомлением грузополучателя (получателя) о прибытии груза (порожнего вагона) либо если порожний вагон направляется грузополучателем после выгрузки на станцию пропарки, промывки или ветеринарно-санитарной обработки;

- трех суток до прибытия его в груженном или порожнем состоянии на станцию назначения (станцию отправления порожнего вагона), рассчитанных исходя из нормативных сроков доставки - при отсутствии договора между перевозчиком и владельцем вагона, предусматривающего условие об уведомлении владельца вагона о прибытии его вагона с грузом на станцию.

В запросе отправителем указываются сведения о перевозке порожнего вагона (станции отправления и назначения порожнего вагона, отправитель, владелец (если он не является отправителем) и получатель порожнего вагона, цель перевозки порожнего вагона (под погрузку груза, в ремонт, для временного размещения вагонов, для промывки, пропарки или ветеринарно-санитарной обработки, под погрузку и другие цели, предусмотренные правилами перевозок железнодорожным транспортом),  дата и время предъявления порожнего вагона для перевозки, количество вагонов и вид отправки, другие сведения, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации).

В качестве формы запроса используется бланк накладной.

В новых Правилах особо подчеркнуто, что оформление и согласование запросов, приема грузов и порожних вагонов к перевозке может производиться в электронной форме посредством обмена электронными документами либо обмена электронными данными при наличие и в порядке, установленном соответствующим договором между перевозчиком и грузоотправителем, отправителем.

По общему правилу нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.

Таким образом, Правила приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом (Приказ от 07.12.2016 №374, зарегистрирован в Минюсте 21.03.2017 №46054) вступают в силу 02.04.2017 года, так как они были опубликованы 22.03.2017 года.

Исп. Бобракова Н.


Адрес материала в интернете: http://www.auditspb.ru/articles.html?id=6