О правилах исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также о возврате излишне уплаченной платы

Информируем о Постановлении Правительства РФ от 03.03.2017 № 255, которым утверждены "Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду", а также изменения в указанные Правила.

Постановление № 255 было опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 09.03.2017 и вступило в силу 17.03.2017, за исключением "Изменений, которые вносятся в "Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду"", положения которых вступают в силу с 01 января 2019 года или с 01 января 2020 года.

Несмотря на то, что Постановление № 255 вступило в силу 17 марта 2017 года, "Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду", утвержденные указанным постановлением, в силу прямого указания пункта 3 Постановления № 255, применяются к правоотношениям, возникшим с 1 января 2016 года.

Ниже мы рассмотрим положения Правил, которые, на наш взгляд, касаются всех плательщиков платы за негативное воздействие.

Напомним, что отчетным периодом в отношении платы признается календарный год. Плата, исчисленная по итогам отчетного периода, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом. Лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере 1/4 суммы платы, уплаченной за предыдущий год.

Пунктом 33 Правил установлено, что несвоевременное или неполное внесение обязанным лицом платы влечет за собой уплату пеней в размере 1/300 действующей на день уплаты пеней ключевой ставки Банка России, но не более чем в размере 0,2 % за каждый день просрочки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы, начиная со следующего дня после окончания сроков, установленных для внесения квартальных платежей и платежа по итогам отчетного года. Окончанием периода, за который начисляются пени, признается дата погашения лицом, обязанным вносить плату, задолженности по плате в соответствии с платежным поручением о перечислении средств в бюджеты бюджетной системы РФ.

Согласно пункту 36 Правил сумма излишне уплаченной (взысканной) платы подлежит зачету в счет предстоящих платежей лица, обязанного вносить плату, либо возврату указанному лицу. Зачет и возврат сумм излишне уплаченной (взысканной) платы должен осуществляться в порядке, установленном Росприроднадзором, на основании заявления лица, обязанного вносить плату, в срок не позднее 3 месяцев с даты получения Росприроднадзором соответствующего заявления. Согласно Письму Росприроднадзора от 15.03.2017 № АС-06-02-36/5194 порядок зачета и возврата территориальными органами Росприроднадзора сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за негативное воздействие на окружающую среду настоящее время разрабатывается. Кроме того, в данном письме Росприроднадзор обратил внимание, что при выявлении излишне уплаченных сумм платы лиц, обязанных вносить ежеквартальные авансовые платежи, приоритетным является принятие решения о зачете денежных средств в счет платежей будущего периода. Возврат излишне уплаченных сумм платы оформляется только после зачета излишне уплаченных сумм в счет погашения задолженности и пеней, начисленных на сумму задолженности. Также Росприроднадзор отметил, что его территориальный орган вправе отказать в возврате добровольно исчисленной и внесенной лицом, обязанным вносить плату, ежеквартальной авансовой платы за негативное воздействие на окружающую среду, "а именно: в силу части 4 статьи 1109 Гражданского кодекса РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности. В таком случае заинтересованное лицо вправе обратиться в судебные инстанции, а оформление возврата будет возможно по исполнительному документу.". На наш взгляд, Росприроднадзор проявил творческий подход к толкованию норм гражданского законодательства о неосновательном обогащении применительно к обязанности осуществить возврат плательщику сумм излишне внесенной платы за негативное воздействие. Так, Росприроднадзор не принял во внимание, что согласно позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в Информационном письме от 11.01.2000 № 49 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением норм о неосновательном обогащении", часть 4 статьи 1109 ГК РФ может быть применена лишь в тех случаях, когда лицо действовало с намерением одарить другую сторону и с осознанием отсутствия обязательства перед последней (п. 5). Полагаем, что плательщик платы за негативное воздействие в случае внесения излишней суммы платы никоим образом не имеет намерения одарить Росприроднадзор и его территориальные органы.

Пунктом 37 Правил установлено, что контроль за исчислением платы осуществляется администратором платы (Росприроднадзором) в течение 9 месяцев со дня приема декларации о плате (декларация должна быть представлена не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным) или при проведении государственного экологического надзора в соответствии с Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Контроль за исчислением платы осуществляется посредством проведения мероприятий по проверке полноты и правильности заполнения декларации о плате и соблюдения сроков ее представления, своевременности внесения платы, при этом устанавливается соответствие сведений и расчетов, представленных лицом, обязанным вносить плату, в составе декларации о плате и прилагаемых к ней документах положениям Правил (п. п. 38, 39 Правил).

В случае если при проведении проверки декларации о плате выявлены ошибки в этой декларации и (или) противоречия между сведениями в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных плательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у администратора платы, и (или) полученным им в ходе проведения контроля за исчислением платы, об этом сообщается плательщику с требованием представить в течение 7 рабочих дней обоснованные пояснения (с приложением при необходимости дополнительных документов) и (или) внести соответствующие исправления в установленный срок (п. 40 Правил).

В случае несогласия с фактами, изложенными в требовании, плательщик вправе представить администратору платы письменные возражения по указанному требованию в целом или по его отдельным положениям, а также документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений (п. 41 Правил).

В силу пункта 44 Правил при проведении проверки декларации о плате в обязательном порядке рассматриваются представленные лицом, обязанным вносить плату, пояснения и дополнительные документы.

Если после рассмотрения пояснений плательщика, представления дополнительных документов либо при неисполнении лицом, обязанным вносить плату, требования о представлении пояснений или невнесения соответствующих исправлений в установленный срок, администратор платы установит факт наличия ошибок в декларации о плате и (или) противоречий между сведениями в представленных документах, его уполномоченные должностные лица составляют акт проведения контроля за исчислением платы в порядке и по форме, которые устанавливаются Росприроднадзором (на дату подготовки настоящего сообщения форма и порядок составления акта не утверждены).

Акт проведения контроля за исчислением платы составляется в течение 20 рабочих дней со дня представления лицом, обязанным вносить плату, пояснений и дополнительных документов, в случае неисполнения требований о представлении пояснений и дополнительных документов - в течение 20 рабочих дней со дня истечения сроков, установленных такими требованиями.

В случае выявления заниженного размера исчисленной и (или) внесенной фактической платы и (или) необходимости уплаты пеней, в акт проведения контроля за исчислением платы включается соответствующая информация и администратором платы выставляется лицу, обязанному вносить плату, требование о внесении в бюджеты бюджетной системы РФ доначисленной платы и пеней (п. 46 Правил).

При неисполнении в течение 10 календарных дней лицом, обязанным вносить плату, указанного требования, администратор платы начинает процедуру взыскания платы в судебном порядке (п. 47 Правил).

Согласно пункту 48 Правил в случае выявления завышенного размера исчисленной и (или) внесенной фактической платы, в акт проведения контроля за исчислением платы включается соответствующая информация и администратор платы предлагает лицу, обязанному вносить плату, оформить в установленном порядке зачет переплаты в счет будущего отчетного периода. При этом лицо, обязанное вносить плату, в случае несогласия с предложением, изложенным в акте проведения контроля, о зачете платы, вправе направить администратору платы заявление о возврате в установленном порядке суммы излишне внесенной платы.

В случае если при проведении проверки декларации о плате, мероприятий по проверке своевременности внесения платы выявлено, что лицо, обязанное вносить плату, в течение 9 месяцев после истечения срока, установленного для внесения платы не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, не представило декларацию о плате за отчетный период и (или) предыдущие 2 года, администратор платы направляет указанному лицу требование о внесении сумм платы в бюджеты бюджетной системы РФ, а также начисляемых пеней. Лицо, обязанное вносить плату, вправе представить декларацию о плате на основании фактических данных и обосновывающих документов в срок не позднее 15 календарных дней со дня получения требования Росприроднадзора. По истечении указанного срока администратор платы в соответствии с законодательством РФ начинает процедуру взыскания платы и пеней в судебном порядке (п. 49 Правил).

В случае невнесения или неполного внесения платы в установленный срок Росприроднадзор и его территориальные органы применяют предусмотренные законодательством об административных правонарушениях административные санкции в отношении лиц, обязанных вносить плату (п. 52 Правил). Напомним, что согласно статье 8.41 КоАП РФ невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3'000 до 6'000 рублей; на юридических лиц - от 50'000 до 100'000 рублей.

В заключение отметим, что со вступлением в силу Постановления Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду", то есть с 17 марта 2017 года, утратили силу Постановления Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия", от 17.04.2013 № 347 "Об утверждении Правил уменьшения платы за негативное воздействие на окружающую среду в случае проведения организациями, осуществляющими водоотведение, абонентами таких организаций природоохранных мероприятий".

Исп. Кобякова Е.


Адрес материала в интернете: http://www.auditspb.ru/articles.html?id=6