Изменения в Закон №273-ФЗ Об основах гос.регулирования торговой деятельности в РФ

В связи с признанием утратившими силу с 01.01.2017 года условий договоров противоречащих ФЗ от 28.12.2009 №381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" в редакции ФЗ от 03.07.2016 №273-ФЗ, информируем о принятии Федерального закона от 03.07.2016 №273-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Закон №273-ФЗ).

Закон №273-ФЗ был официально опубликован на портале правовой информации www.pravo.gov.ru 04.07.2016 и вступил в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования - 15.07.2016.

Принят Закон №273-ФЗ о совершенствовании торговой деятельности, направленной на противодействие недобросовестной конкуренции и поддержку отечественного производителя.

Из пояснительной записки к законопроекту следует, что одним из главных факторов обеспечения национальной продовольственной безопасности является уровень национального отечественного производства продовольственных товаров и развития продовольственного рынка, поэтому важным этапом является создание приоритетных условий для всестороннего поддержания интересов отечественного производителя. Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., утвержденной Указом Президента РФ от 12.05.2009 № 537, продовольственная безопасность обеспечивается, в том числе за счет импортозамещения по основным продуктам питания.

В этой связи Закон №273-ФЗ направлен на укрепление основ национальной продовольственной безопасности, активизацию дополнительных мер поддержки интересов отечественных производителей и противодействие недобросовестной конкуренции между хозяйствующими субъектами.

1. Законом №273-ФЗ введено ограничение на суммарный объем всех выплат поставщиком продовольственных товаров в пользу торговых предприятий: установлен сниженный размер совокупного вознаграждения торговых сетей (выплачиваемого поставщиком) в размере 5% от "чистой" цены приобретенных товаров.

Так, Законом №273-ФЗ установлено, что совокупный размер вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров, и платы за оказание услуг по продвижению товаров, логистических услуг, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров, иных подобных услуг не может превышать 5% от цены приобретенных продовольственных товаров (ч.4. ст.9. ФЗ от 28.12.2009 №381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" - далее - Закон №381-ФЗ).

До внесения изменений в Закон №381-ФЗ, размер вознаграждения не мог превышать 10% от цены приобретенных продовольственных товаров. При этом в вознаграждение включалось только "включение в его цену вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров".

Кроме того, Законом №273-ФЗ установлено, что при расчете суммарного объема выплат в пользу хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, применяется так называемая "чистая" цена приобретенных продовольственных товаров (без учета косвенных налогов):

при расчете указанного совокупного размера не учитывается сумма налога на добавленную стоимость, предъявляемая хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, к оплате хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением данных товаров, а в отношении подакцизных продовольственных товаров не учитывается также сумма акциза, исчисленная в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах (ч.4. ст.9. Закона №381-ФЗ).

Законодателем предполагается, что применение при расчете совокупного размера вознаграждения цены без учета косвенных налогов, не позволит искусственно увеличивать размер вознаграждения сетей, в т.ч., избирательно, что будет способствовать развитию конкуренции и защите интересов поставщиков.

При этом выплата хозяйствующими субъектами, осуществляющими поставки продовольственных товаров, хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность посредством организации торговой сети, иных видов вознаграждения, не предусмотренных Законом №381-ФЗ, либо исполнение (реализация) такого договора в соответствующей части не допускается (ч.6. ст.9. Закона №381-ФЗ).

За превышение совокупного размера вознаграждения (5% от цены приобретенных продовольственных товаров) грозит административный штраф:

на должностных лиц в размере от 20'000 до 40'000 рублей; на юридических лиц - от 1'000'000 до 5'000'000 рублей (ч.1. ст.14.42. КоАП РФ).

2. Законом №273-ФЗ сокращены сроки отсрочки оплаты по полученным от поставщика товарам, исчисляемые со дня их фактического получения.

Законодателем в целях противодействия кредитованию торговых сетей (беспроцентному кредитованию) в ущерб интересам производителей, а также во избежание задержек выплат за полученные товары сокращены сроки оплаты товаров с учетом их годности:

1) продовольственные товары, на которые срок годности установлен менее чем 10 дней, подлежат оплате в срок не позднее чем 8 рабочих дней со дня фактического получения таких товаров хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность;

2) продовольственные товары, на которые срок годности установлен от 10 до 30 дней включительно, подлежат оплате в срок не позднее чем 25 календарных дней со дня фактического получения таких товаров хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность;

3) продовольственные товары, на которые срок годности установлен свыше 30 ней, а также алкогольная продукция, произведенная на территории РФ, подлежат оплате в срок не позднее чем 40 дней со дня фактического получения таких товаров хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность (п.п.1-3 ч.7. ст.9. Закона №381-ФЗ).

Частью 8 ст.9 Закона №381-ФЗ установлено, что сроки, установленные ч.7. ст.9, исчисляются со дня фактического получения продовольственных товаров хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность.

При этом поставщик обязан передать торговой сети документы, относящиеся к поставкам таких товаров не позднее трех рабочих дней со дня фактического получения продовольственных товаров.

Напомним, что до внесения изменений в Закон №381-ФЗ, сроки оплаты составляли соответственно 10/30/45 дней.

3. Законом №273-ФЗ установлен целый ряд запретов хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети.

3.1. Запрет заключать между собой договор, по которому товар передается для реализации третьему лицу без перехода к нему права собственности на товар в том числе договор комиссии, договор поручения, агентский договор или смешанный договор, содержащий элементы одного или всех указанных договоров, либо исполнять (реализовывать) такие договоры (п.5. ч.1. ст.13 Закона №381-ФЗ).

Данные меры направлены на борьбу с негативной практикой навязывания торговыми сетями невыгодных для поставщиков условий путем заключения посреднических договоров. В данном случае законодатель пошел по пути судебной практики, в соответствии с которой осуществление оптовой торговли по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети с использованием посреднических услуг является недопустимым.

За нарушение данного запрета грозит административный штраф:

на должностных лиц в размере от 10'000 до 50'000 рублей; на юридических лиц - от 1'500'000 до 4'500'000 рублей (ч.5 ст.14.40. КоАП РФ).

Исключение же составляют договоры, заключаемые внутри одной группы лиц, определяемой в соответствии с ФЗ "О защите конкуренции", и (или) заключения указанных договоров между хозяйствующими субъектами, образующими торговую сеть.

По предложению ФАС России в понятие торговых сетей Законом №273-ФЗ включены торговые объекты, которые принадлежат на законном основании не только одному хозяйствующему субъекту, но и нескольким хозяйствующим субъектам, входящим в одну группу лиц в соответствии с ФЗ "О конкуренции" (п.8. ст.2. Закона №381-ФЗ). При этом сфера применения Закона №381-ФЗ распространяется также на действия (бездействие) лиц, входящих с ними в одну группу (ч.6. ст.1. Закона №381-ФЗ).

3.2. Запрет на навязывание заключения договора оказания маркетинговых услуг наряду с договором поставки:

при заключении и (или) исполнении (реализации) договора поставки продовольственных товаров запрещается понуждение контрагента к заключению договора возмездного оказания услуг (в том числе с третьими лицами), направленного на оказание услуг по продвижению товаров, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров, иных подобных услуг, а также иных договоров (ч.12. ст.9. Закона №381-ФЗ).

Как свидетельствует сложившаяся практика, национальным производителям навязывается под видом добровольных выплат дополнительные услуги, являющимися обременительными для поставщика, то помимо запрета Закон №273-ФЗ ввел понятие услуг по продвижению товаров:

услуги по продвижению товаров - услуги, оказываемые хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, в целях продвижения продовольственных товаров, в том числе путем рекламирования продовольственных товаров, осуществления их специальной выкладки, исследования потребительского спроса, подготовки отчетности, содержащей информацию о таких товарах, либо осуществления иной деятельности, направленной на продвижение продовольственных товаров (п.10. ст.2. Закона №381-ФЗ).

3.3. Запрет на взимание следующей платы и возмещения расходов:

1) взимание платы либо внесение платы за право поставок продовольственных товаров в функционирующие или открываемые торговые объекты;

2) взимание платы либо внесение платы за изменение ассортимента продовольственных товаров;

3) возмещение расходов в связи с утратой или повреждением продовольственных товаров после перехода права собственности на такие товары, за исключением случаев, если утрата или повреждение произошли по вине хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки таких товаров;

4) возмещение расходов, не связанных с исполнением договора поставки продовольственных товаров и последующей продажей конкретной партии таких товаров (ч.13. ст.9. Закона №381-ФЗ).

При этом запреты, установленные в ч.ч.12-13 ст.9. Закона №381-ФЗ, распространяются на действия (бездействие) лиц, входящих с хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, или хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, в одну группу лиц (ч.14. ст.9. Закона №381-ФЗ).

Также необходимо отметить, что Законом №381-ФЗ введена административная ответственность за нарушение порядка ценообразования, установленного нормативными правовыми актами РФ, за исключением случаев, предусмотренных ст.14.6. КоАП РФ:

на должностных лиц в размере от 20'000 до 40'000 рублей; на юридических лиц - от 2'000'000 до 5'000'000 рублей. Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.ч.1-5 ст.14.40. КоАП РФ влечет наложение административного штарфа на должностных лиц в размере от 50'000 до 200'000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет; на юридических лиц - от 3'000'000 до 5'000'000 рублей (ч.ч.3,6 ст.14.40. КоАП РФ).

3.4. Запрет на создание дискриминационных условий в соответствии с ФЗ "О защите конкуренции" (п.1. ч.1. ст.13. Закона №381-ФЗ).

4. Закон №273-ФЗ установил обязанность по предоставлению информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора только путем размещения соответствующей информации на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (ч.1. ст.9. Закона №381-ФЗ).

До внесения изменений в Закон №381-ФЗ ч.1. ст.9 Закона №381-ФЗ носила диспозитивный характер и позволяла предоставлять доступ к информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и существенных условиях договора также путем предоставления запрашиваемой информации безвозмездно в четырнадцатидневный срок со дня получения соответствующего запроса.

Данное положение Закона №381-ФЗ должно способствовать максимальной прозрачности при отборе контрагентов хозяйствующим субъектом.

Также важными являются положения, внесенные ст.3. ФЗ от 03.07.2016 №264-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Закон №381-ФЗ, в соответствии с которыми положения статей 13 "Антимонопольные правила для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров" (п.3. информационного письма) и 14 "Ограничение приобретения, аренды хозяйствующими субъектами, осуществляющими розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети, дополнительной площади торговых объектов" Закона №381-ФЗ не распространяются на хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров, выручка которых (их группы лиц, определяемой в соответствии с антимонопольным законодательством) от реализации товаров за последний календарный год не превышает 400'000'000 рублей, а также хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность посредством организации торговой сети, совокупная выручка от реализации товаров которых в рамках одной торговой сети за последний календарный год не превышает 400'000'000 рублей (ч.4.1. ст.1. Закона №381-ФЗ).

5. С 01.01.2017 года условия договоров, противоречащие Закону №381-ФЗ (в редакции Закона №273-ФЗ), признаются утратившими силу.

Исп. Штутман Н.


Адрес материала в интернете: http://www.auditspb.ru/articles.html?id=6