Индексация в связи с принятием бюджета 2017 года
Информируем о следующих законах, затрагивающих вопросы индексации пособий и компенсаций, а также обязательного государственного страхования:
1) Федеральный закон от 19.12.2016 №415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" (вступает в силу с 01.01.2017; далее - Закон №415-ФЗ);
2) Федеральный закон от 19.12.2016 №417-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" (вступает в силу с 01.01.2017; далее - Закон №417-ФЗ);
3) Федеральный закон от 19.12.2016 №455-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации в части порядка индексации окладов денежного содержания государственных гражданских служащих, военнослужащих и приравненных к ним лицам, должностных окладов судей, выплат пособий и компенсаций и признании утратившим силу Федерального закона "О приостановлении действия части 11 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2015 и плановый период 2016 и 2017 годов" (вступил в силу с 20.12.2016; далее - Закон №455-ФЗ);
4) Федеральный закон от 19.12.2016 №444-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения порядка индексации выплат, пособий и компенсаций, установленных законодательством Российской Федерации, и приостановлении действия части 2 статьи 6 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (вступает в силу с 01.01.2018; далее - Закон №444-ФЗ).
Перечисленные документы официально были опубликованы на портале правовой информации www.pravo.gov.ru 20-21 декабря 2016 года.
Первый из указанных нормативных актов - Закон № 415-ФЗ утвердил федеральный бюджет на 2017 год. В целом данный закон регулирует вопросы, связанные с особенностями распределения доходов и расходов бюджетной системы РФ на 2017 год, а также на плановый период 2018-2019 гг. По своему содержанию Закон № 415-ФЗ весьма объемный, однако нам бы хотелось обратить Ваше внимание на единственном моменте - Закон установил прогнозируемый уровень инфляции на 2017 год в размере, не превышающем 4,0 %.
Напомним, что ранее в соответствии с п. 1 ст. 4.2 Федеральным законом от 19.05.1995 № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" пособия гражданам, имеющим детей, индексировались в размере и в сроки, предусмотренные законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, исходя из установленного указанным федеральным законом прогнозного уровня инфляции. Таким образом, ранее интерес к прогнозируемому на следующий год уровню инфляции был вызван прежде всего тем, что от уровня инфляции зависел размер индексации ряда важных показателей, в том числе государственных пособий, предусмотренных Законом № 81-ФЗ. В частности, речь шла таких пособиях, как:
- пособие по беременности и родам;
- единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
- единовременное пособие при рождении ребенка;
- ежемесячное пособие по уходу за ребенком;
- пособие по беременности и родам женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организаций, прекращением физлицами деятельности в качестве ИП, прекращением полномочий частными нотариусами, прекращением статуса адвоката, прекращением деятельности иными физлицами, чья деятельность подлежит госрегистрации и лицензированию;
- единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;
- единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;
- ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.
Однако действие указанной нормы было приостановлено до 01.01.2017 в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 14.12.2015 № 371-ФЗ[1] (далее - Закон № 371-ФЗ). А теперь Закон № 455-ФЗ в свою очередь продлил данный срок приостановления действия нормы об индексации до 01.01.2018.
Вместе с этим, напомним, что в соответствии со статьей 4.2 Федерального закона от 06.04.2015 № 68-ФЗ[2] установлены особые правила индексации пособий и компенсаций, суть которых заключается в следующем:
- пособия и компенсации будут индексироваться с 1 февраля 2017 года;
- индексация выплат, пособий и компенсаций будет производиться, исходя из фактического индекса роста потребительских цен за 2016 год;
- размер индексации будет установлен Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 28.01.2016 № 42 была установлена величина индексации выплат, пособий и компенсаций с 1 февраля 2016 в размере 1,07. Видимо, в следующем году будет издано аналогичное постановление Правительство, устанавливающее размер индексации с 1 февраля 2017 года.
Напомним, что в 2016 году установленный прогнозируемый уровень инфляции не сыграл никакой роли для целей ежегодной индексации материнского (семейного) капитала, предусмотренного Федеральным законом от 29.12.2006 № 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", что было связано, как мы уже говорили выше, с изданием Закона № 371-ФЗ, который приостановил до 01.01.2017 действие положений об индексации.
Величина материнского капитала в 2017 году установлена в самом Законе о федеральном бюджете на 2017 год и составляет сумму 453 026,00 руб. (статья 8 Закона № 415-ФЗ). Таким образом, в 2017 году размер материнского капитала будет таким же, как и в 2016 году, и дальнейшей индексации в 2017 году не подлежит.
Кроме того, Законом № 444-ФЗ законодатель установил, что в дальнейшем с 01.01.2018 до 01.01.2020 будет вновь приостановлено действие нормы о ежегодной индексации материнского капитала с учетом темпов роста инфляции. Это означает, что пока не предполагается изменение величины материнского капитала вплоть до 01.01.2020.
Следующий из рассматриваемых нами нормативных актов - Закон № 417-ФЗ, который утвердил на 2017 год бюджет ФСС РФ, в том числе установил основные характеристики бюджета, определил особенности использования бюджетных ассигнований в сфере социальной политики, особенности установления отдельных расходных обязательств, а также особенности исполнения бюджета Фонда.
Вместе с тем, среди прочего следует выделить одну норму, которая напрямую касается деятельности страхователей - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Закон № 417-ФЗ в рамках законодательства РФ об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установил значение следующих показателей в 2017-2019 гг.:
-
суммы, из которой исчисляется размер единовременной страховой выплаты;
-
максимального размера ежемесячной страховой выплаты.
Ниже для сравнения мы представили размеры приведенных выше показателей в 2016 и 2017-2019 гг.
Показатель |
Размер, руб. |
||||
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
||
январь |
февраль-декабрь |
||||
Сумма, из которой исчисляется размер единовременной страховой выплаты |
84 964,20 |
90 401,90 |
94 018,00 |
97 778,70 |
101 689,80 |
Максимальный размер ежемесячной страховой выплаты |
65 330,00 |
69 510,00 |
72 290,40 |
75 182,00 |
78 189,30 |
Также информируем Вас о принятии Федерального закона от 19.12.2016 № 456-ФЗ "О внесении изменений в статью 33 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон № 456-ФЗ; вступает в силу с 01.01.2017).
Единственным внесенным изменением является продление до 2019 года включительно периода, на который в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" установлены тарифы страховых взносов в ПФ РФ. Напомним, что в соответствии с п.2 статьи 33 Закона об обязательном пенсионном страховании для лиц, производящих выплаты физическим лицам, применяется тариф страхового взноса в ПФ РФ не 26,0%, а 22,0 % (в пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов) и 10,0 % (свыше установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов).
Полагаем, что аналогичные правки должны быть внесены и в статью 426 Налогового кодекса РФ, однако по состоянию на дату подготовки настоящего информационного сообщения соответствующие правки в НК РФ отсутствуют. И из статьи 426 НК РФ по-прежнему следует, что указанный выше "специальный" тариф страховых взносов в ПФ РФ (22% + 10% с суммы выплат сверх предельной величины базы) применяется только до 2018 года.
Исп. Борисова Ю.
[1] Федеральный закон от 14.12.2015 № 371-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации в части порядка индексации окладов денежного содержания государственных гражданских служащих, военнослужащих и приравненных к ним лиц, должностных окладов судей, выплат, пособий и компенсаций и признании утратившим силу Федерального закона "О приостановлении действия части 11 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов".
[2] Федеральный закон от 06.05.2015 № 68-ФЗ "О приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации в части порядка индексации окладов денежного содержания государственных гражданских служащих, военнослужащих и приравненных к ним лиц, должностных окладов судей, выплат, пособий и компенсаций и признании утратившим силу Федерального закона "О приостановлении действия части 11 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов".