Индексация в связи с принятием бюджета 2017 года

Информируем о следующих законах, затрагивающих вопросы индексации пособий и компенсаций, а также обязательного государственного страхования:

1) Федеральный закон от 19.12.2016 №415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" (вступает в силу с 01.01.2017; далее - Закон №415-ФЗ);

2) Федеральный закон от 19.12.2016 №417-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" (вступает в силу с 01.01.2017; далее - Закон №417-ФЗ);

3) Федеральный закон от 19.12.2016 №455-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации в части порядка индексации окладов денежного содержания государственных гражданских служащих, военнослужащих и приравненных к ним лицам, должностных окладов судей, выплат пособий и компенсаций и признании утратившим силу Федерального закона "О приостановлении действия части 11 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2015 и плановый период 2016 и 2017 годов" (вступил в силу с 20.12.2016; далее - Закон №455-ФЗ);

4) Федеральный закон от 19.12.2016 №444-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения порядка индексации выплат, пособий и компенсаций, установленных законодательством Российской Федерации, и приостановлении действия части 2 статьи 6 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (вступает в силу с 01.01.2018; далее - Закон №444-ФЗ).

Перечисленные документы официально были опубликованы на портале правовой информации www.pravo.gov.ru 20-21 декабря 2016 года.

Первый из указанных нормативных актов - Закон № 415-ФЗ утвердил федеральный бюджет на 2017 год. В целом данный закон регулирует вопросы, связанные с особенностями распределения доходов и расходов бюджетной системы РФ на 2017 год, а также на плановый период 2018-2019 гг. По своему содержанию Закон № 415-ФЗ весьма объемный, однако нам бы хотелось обратить Ваше внимание на единственном моменте - Закон установил прогнозируемый уровень инфляции на 2017 год в размере, не превышающем 4,0 %.

Напомним, что ранее в соответствии с п. 1 ст. 4.2  Федеральным законом от 19.05.1995 № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" пособия гражданам, имеющим детей, индексировались в размере и в сроки, предусмотренные законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, исходя из установленного указанным федеральным законом прогнозного уровня инфляции. Таким образом, ранее интерес к прогнозируемому на следующий год уровню инфляции был вызван прежде всего тем, что от уровня инфляции зависел размер индексации ряда важных показателей, в том числе государственных пособий, предусмотренных Законом № 81-ФЗ. В частности, речь шла таких пособиях, как:

- пособие по беременности и родам;

- единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

- единовременное пособие при рождении ребенка;

- ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

- пособие по беременности и родам женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организаций, прекращением физлицами деятельности в качестве ИП, прекращением полномочий частными нотариусами, прекращением статуса адвоката, прекращением деятельности иными физлицами, чья деятельность подлежит госрегистрации и лицензированию;

- единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;

- единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;

- ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

Однако действие указанной нормы было приостановлено до 01.01.2017 в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 14.12.2015 № 371-ФЗ[1] (далее - Закон № 371-ФЗ). А теперь Закон № 455-ФЗ в свою очередь продлил данный срок приостановления действия нормы об индексации до 01.01.2018.

Вместе с этим, напомним, что в соответствии со статьей 4.2 Федерального закона от 06.04.2015 № 68-ФЗ[2] установлены особые правила индексации пособий и компенсаций, суть которых заключается в следующем:

- пособия и компенсации будут индексироваться с 1 февраля 2017 года;

- индексация выплат, пособий и компенсаций будет производиться, исходя из фактического индекса роста потребительских цен за 2016 год;

- размер индексации будет установлен Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 28.01.2016 № 42 была установлена величина индексации выплат, пособий и компенсаций с 1 февраля 2016 в размере 1,07. Видимо, в следующем году будет издано аналогичное постановление Правительство, устанавливающее размер индексации с 1 февраля 2017 года.

Напомним, что в 2016 году установленный прогнозируемый уровень инфляции не сыграл никакой роли для целей ежегодной индексации материнского (семейного) капитала, предусмотренного Федеральным законом от 29.12.2006 № 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", что было связано, как мы уже говорили выше, с изданием Закона № 371-ФЗ, который приостановил до 01.01.2017 действие положений об индексации.

Величина материнского капитала в 2017 году установлена в самом Законе о федеральном бюджете на 2017 год и составляет сумму 453 026,00 руб. (статья 8 Закона № 415-ФЗ). Таким образом, в 2017 году размер материнского капитала будет таким же, как и в 2016 году, и дальнейшей индексации в 2017 году не подлежит.

Кроме того, Законом № 444-ФЗ законодатель установил, что в дальнейшем с 01.01.2018 до 01.01.2020 будет вновь приостановлено действие нормы о ежегодной индексации материнского капитала с учетом темпов роста инфляции. Это означает, что пока не предполагается изменение величины материнского капитала вплоть до 01.01.2020.

 Следующий из рассматриваемых нами нормативных актов - Закон № 417-ФЗ, который утвердил на 2017 год бюджет ФСС РФ, в том числе установил основные характеристики бюджета, определил особенности использования бюджетных ассигнований в сфере социальной политики, особенности установления отдельных расходных обязательств, а также особенности исполнения бюджета Фонда.

Вместе с тем, среди прочего следует выделить одну норму, которая напрямую касается деятельности страхователей - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Закон № 417-ФЗ в рамках законодательства РФ об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установил значение следующих показателей в 2017-2019 гг.:

 Ниже для сравнения мы представили размеры приведенных выше показателей в 2016 и 2017-2019 гг. 

Показатель

Размер, руб.

2016 год

2017 год

2018 год

2019 год

январь

февраль-декабрь

Сумма, из которой исчисляется размер единовременной страховой выплаты

84 964,20

90 401,90

94 018,00

97 778,70

101 689,80

Максимальный размер ежемесячной страховой выплаты

65 330,00

69 510,00

72 290,40

75 182,00

78 189,30

Также информируем Вас о принятии Федерального закона от 19.12.2016 № 456-ФЗ "О внесении изменений в статью 33 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон № 456-ФЗ; вступает в силу с 01.01.2017).

Единственным внесенным изменением является продление до 2019 года включительно периода, на который в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" установлены тарифы страховых взносов в ПФ РФ. Напомним, что в соответствии с п.2 статьи 33 Закона об обязательном пенсионном страховании для лиц, производящих выплаты физическим лицам, применяется тариф страхового взноса в ПФ РФ не 26,0%, а 22,0 % (в пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов) и 10,0 % (свыше установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов).

Полагаем, что аналогичные правки должны быть внесены и в статью 426 Налогового кодекса РФ, однако по состоянию на дату подготовки настоящего информационного сообщения соответствующие правки в НК РФ отсутствуют. И из статьи 426 НК РФ по-прежнему следует, что указанный выше "специальный" тариф страховых взносов в ПФ РФ (22% + 10% с суммы выплат сверх предельной величины базы) применяется только до 2018 года.

Исп. Борисова Ю.


 [1] Федеральный закон от 14.12.2015 № 371-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации в части порядка индексации окладов денежного содержания государственных гражданских служащих, военнослужащих и приравненных к ним лиц, должностных окладов судей, выплат, пособий и компенсаций и признании утратившим силу Федерального закона "О приостановлении действия части 11 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов".

[2] Федеральный закон от 06.05.2015 № 68-ФЗ "О приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации в части порядка индексации окладов денежного содержания государственных гражданских служащих, военнослужащих и приравненных к ним лиц, должностных окладов судей, выплат, пособий и компенсаций и признании утратившим силу Федерального закона "О приостановлении действия части 11 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов".


Адрес материала в интернете: http://www.auditspb.ru/articles.html?id=6