О приоритете российских товаров, работ, услуг
Информируем о постановлении Правительства РФ от 16.09.2016 №925 "О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами" (далее по тексту – Постановление №925).
Документ принят в соответствии с п. 1 ч. 8 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и распространяется на тех юрлиц, которые подпадают под действие указанного закона.
Согласно Постановлению №925 с 1 января 2017 года на территории РФ вводится приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами (далее – российские поставщики) по отношению к товарам иностранного происхождения, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами (далее – иностранные поставщики) при совершении закупок отдельными видами юрлиц при осуществлении всех видов закупок, за исключением закупок у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).
Суть приоритета заключается в следующем:
- при осуществлении закупки в виде конкурса или способом, при котором победитель определяется на основе установленных Заказчиком критериев оценки и сопоставления заявок, или в случае, если победитель тендера определяется по самой низкой из предложенных цен договора (Ситуация №1). В ходе оценки и сопоставления заявок российских поставщиков цена, предложенная участником в заявке, уменьшается на 15%. При этом в случае победы такого участника, договор заключается по цене, изначально обозначенной участником в его заявке;
- при осуществлении закупки в виде аукциона или иного способа закупки, когда победитель определяется путем снижения начальной (максимальной) цены договора на "шаг", установленный в документации о закупке (Ситуация №2). В случае победы иностранного поставщика в указанной процедуре закупки, договор с ним будет заключаться по цене, сниженной на 15% от цены, предложенной им в ходе торгов;
- при осуществлении закупки в виде аукциона или иного способа закупки, когда победитель определяется путем снижения начальной (максимальной) цены договора на "шаг", установленный в документации о закупке, в случае, если в результате торгов цена договора снижена до нуля и в результате идут торги на право заключения договора. Если победителем данной процедуры будет иностранный поставщик, договор с ним будет заключаться по цене, увеличенной на 15% от предложенной им в ходе торгов цены договора.
В Постановлении №925 в качестве условия предоставления приоритета приведен перечень сведений и положений, которые должны быть включены в закупочную документацию и определены положением о закупке Заказчика, например
- требование, чтобы участник в своей заявке декларировал страну происхождения поставляемых товаров;
- положение о том, что отсутствие в заявке участника указания на страну происхождения товара не является основанием для ее отклонения, но она будет рассматриваться как заявка иностранного поставщика;
- условия соотношения цены предлагаемых товаров, работ, услуг в случае, когда в заявке содержится предложение о поставке товаров как российского, так иностранного происхождения (или поставщиками одновременно являются как российские, так иностранные лица);
- условия отнесения участника закупки к российским или иностранным поставщикам (перечень подтверждающих документов) и т.п.
Случаи, когда приоритет не предоставляется:
- закупка признана несостоявшейся, и договор заключается с единственным участникам;
- в заявках на участие в тендере не содержится предложений российских поставщиков;
- в заявках на участие в тендере не содержится предложений иностранных поставщиков;
- в заявке на участие в закупке в соответствии с Ситуацией №1 содержится предложение о поставке товаров как российского, так иностранного происхождения (или поставщиками одновременно являются как российские, так иностранные лица), при этом стоимость российских товаров (работ, услуг российских поставщиков) составляет менее 50% всей стоимости за товары, работы, услуги, предложенной в заявке участника;
- в заявке на участие в закупке в соответствии с Ситуацией №2 содержится предложение о поставке товаров как российского, так иностранного происхождения (или поставщиками одновременно являются как российские, так иностранные лица), при этом стоимость российских товаров (работ, услуг российских поставщиков) составляет более 50% всей стоимости за товары, работы, услуги, предложенной в заявке участника.
Действие Постановления №925 не распространяется на закупки, извещения о проведении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок, либо приглашения принять участие в которых направлены до 01.01.2017. Кроме того, приоритет устанавливается с учетом положений Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года и Договора о Европейском экономическом союзе от 29.05.2014.
Постановление №925 было размещено на интернет-портале www.pravo.gov.ru и вступает в силу с 01.01.2017.
Исп. Борисова Ю.