Изменения таможенного законодательства (предоставление доступа к имеющейся у таможенных органов информации о выпуске товаров)

Информируем о принятии двух законов, связанных с таможенным декларированием товаров:

  • Федеральный закон от 23.06.2016 №188-ФЗ "О внесении изменений в статью 100 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации";
  • Федеральный закон от 23.06.2016 №207-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях".

1. Федеральный закон от 23.06.2016 №188-ФЗ "О внесении изменений в статью 100 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее – Закон №188-ФЗ).

Закон №188-ФЗ был официально опубликован на портале www.pravo.gov.ru 23.06.2016 и вступил в силу по истечении 30 дней после дня официального опубликования, т.е. 24.07.2016.

В ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" отсутствует норма, предоставляющая лицам право на доступ к имеющейся у таможенных органов информации о выпуске товаров.

При этом п.2 ст.81 ТК ТС установлено, что обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза возникает солидарно у лиц, незаконно перемещающих товары, лиц, участвующих в незаконном перемещении, если они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения, а при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза – также у лиц, которые приобрели товары, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности ввоза.

В этой связи Закон №188-ФЗ дополнил статью 100 ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" частями, в соответствии с которыми заинтересованные лица получают право на бесплатный доступ к имеющейся у таможенных органов информации о выпуске товаров.

Цель принятия Закона №188-ФЗ – сокращение доли теневого оборота иностранных товаров на территории РФ.

Так, Закон №188-ФЗ установил, что лицо, указанное в подпункте 9 (иностранное лицо – лицо, не являющееся лицом государства – члена таможенного союза) или 14 п.1 ст.4 ТК ТС (лицо государства – члена ТС – юридическое лицо, организация, не являющаяся юридическим лицом, созданные в соответствии с законодательством государства – члена ТС, а также физическое лицо, имеющее постоянное место жительства в государстве – члене ТС, в том числе индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в соответствии с законодательством государства – члена ТС), имеет право на доступ к имеющейся у таможенных органов информации о выпуске товаров (ч.4 ст.100 ФЗ "О таможенном регулировании в РФ").

Доступ к информации о выпуске товаров осуществляется путем направления обращения в таможенный орган в письменной форме либо через официальный сайт ФТС России: лицо, указанное в ч.4 ст.100, получает информацию о выпуске товаров на основании обращения, направленного в таможенный орган в письменной форме, либо с использованием официального сайта федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (ч.5 ст.100 ФЗ "О таможенном регулировании в РФ").

При этом Законом №188-ФЗ установлено, что указанное обращение должно содержать сведения о регистрационном номере декларации на товары и наименовании страны происхождения товара, указанные в декларации на товары, о количестве товара в килограммах (вес брутто и (или) вес нетто) и (или) в других единицах измерения, а также о номере декларируемого товара (ч.6 ст.100 ФЗ "О таможенном регулировании в РФ").

Типовые формы обращения о предоставлении информации о выпуске товаров определяются ФТС России (ч.9 ст.100 ФЗ "О таможенном регулировании в РФ").

Предоставление информации о выпуске товаров осуществляется таможенными органами бесплатно (ч.4. ст.100 "О таможенном регулировании в РФ").

Также Закон №188-ФЗ установил требования к содержанию информации о выпуске товаров, предоставляемой таможенными органами в письменной форме: информация о выпуске товаров должна содержать сведения о наименованиях товаров, статусе товаров в части их выпуска, производителях (при наличии сведений о них), товарных знаках, марках, моделях, артикулах, сортах товара, а также о соответствии сведений о количестве товара в килограммах (вес брутто и вес нетто) и (или) в других единицах измерения, содержащихся в обращении лица, указанного в ч.4 ст.100, сведениям, указанным в декларации на товары (ч.8 ст.100 "О таможенном регулировании в РФ").

Сроки предоставления информации определены в следующем порядке: таможенный орган предоставляет лицу, указанному в ч.4 ст.100, информацию в письменной форме о выпуске товаров в срок не более 10 рабочих дней со дня поступления обращения в письменной форме указанного лица. В случае обращения лица, указанного в ч.4 ст.100, с использованием официального сайта ФТС России, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" таможенный орган предоставляет информацию о выпуске товаров с использованием официального сайта ФТС России, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее рабочего дня, следующего за днем такого обращения.

2. Федеральный закон от 23.06.2016 №207-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях" (далее – Закон №207-ФЗ).

Документ был официально опубликован на портале www.pravo.gov.ru 23.06.2016 и вступил в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования, т.е. 04.07.2016.

Законом №207-ФЗ внесены изменения в КоАП РФ, связанные с административными правонарушениями в области таможенного дела (нарушения таможенных правил). В частности, закон ввел освобождение от ответственности за допущенные при декларировании товаров ошибки в случае самостоятельного их выявления и сообщения в таможенный орган, а также смягчил ответственность за отдельные виды правонарушений.

А. Закон №207-ФЗ установил, что допущенные при декларировании товаров ошибки можно исправить без привлечения к административной ответственности.

В соответствии с п.2 Примечаний к ст.16.2 КоАП РФ, в случае добровольного сообщения декларантом и (или) таможенным представителем в таможенный орган, осуществивший выпуск товаров, о недекларировании товаров с одновременным представлением таможенной декларации или документа, необходимого для внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ранее поданной таможенной декларации, и содержащего сведения о товарах, таможенное декларирование которых не производилось, и документов, на основании которых указанные таможенная декларация или документ заполнены, предусмотренных правом Евразийского экономического союза, лицо, совершившее административное правонарушение, установленное ч.1 ст. 16.2 освобождается от административной ответственности за указанное правонарушение.

При этом законодатель установил условия освобождения от административной ответственности: если на дату, предшествующую дате регистрации обращения о внесении изменений и (или) дополнений в таможенную декларацию, соблюдены в совокупности следующие условия:

  1. таможенный орган не выявил административное правонарушение в соответствии с законодательством об административных правонарушениях, предметом которого являются товары, указанные в обращении;
  2. таможенный орган не уведомил декларанта, таможенного представителя либо лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров после их выпуска, или его представителя о проведении таможенного контроля после выпуска товаров, если такое уведомление предусмотрено таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, либо не начал его проведение без уведомления, если такое уведомление не требуется;
  3. у декларанта, таможенного представителя отсутствует задолженность по уплате таможенных пошлин, налогов, пеней, не оплаченная после истечения сроков, установленных требованием об уплате таможенных платежей (п.2 Примечаний к ст.16.2 КоАП РФ).

Однако, законодатель установил ограничение, в соответствии с которым освобождение от административной ответственности не применяется в отношении стратегически важных товаров и ресурсов, перечень которых утверждается Правительством РФ для целей ст.226.1 УК РФ (п.3 Примечаний к ст.16.2 КоАП РФ).

Кроме того, Закон №207-ФЗ исключил административную ответственность за непредставление недействительных документов на товары, которые могли служить основанием для несоблюдения установленных запретов и ограничений, на этапах, предшествующих таможенному декларированию товаров и их выпуску, а именно: за представление в таможенный орган недействительных документов на товары при прибытии на таможенную территорию ТС, убытии с таможенной территории ТС либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения, если такие документы могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств – членов ТС, решениями Комиссии ТС и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств – членов ТС, запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного регулирования (ч.4 ст.16.1 КоАП РФ).

Напомним, что под недействительными документами понимаются поддельные документы; документы, полученные незаконным путем; документы, содержащие недостоверные сведения; документы, относящиеся к другим товарам и транспортным средствам; и иные не имеющие юридической силы документы.

При этом исключив вышеуказанную норму в ст.16.1 КоАП РФ, регулирующей незаконное перемещение через таможенную границу ТС товаров и (или) транспортных средств международной перевозки, данная норма сохранена в ч.3. ст.16.2 КоАП РФ, регулирующей недекларирование либо недостоверное декларирование товаров.

Б. Закон №207-ФЗ смягчил ответственность за ряд правонарушений, исходя из принципа соразмерности санкции совершенному деянию и его последствиям.

Так Закон №207-ФЗ снизил минимальные размеры административных штрафов по ч.3 ст.16.2 (за заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов), ст.ст. 16.3 (за несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в РФ и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из РФ), 16.4 (за недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, перемещаемых через таможенную границу ТС и подлежащих письменному декларированию, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния), 16.7 (за представление недействительных документов при совершении таможенных операций), 16.15 (за непредставление в таможенный орган отчетности), ч.2 и 3 ст.16.19 (за пользование или распоряжение товарами в нарушение таможенной процедуры, под которую они помещены; за незавершение в установленные сроки таможенной процедуры, в отношении которой установлено требование о ее завершении), ч.1 ст.16.20 (за пользование условно выпущенными товарами, передача их во владение или в пользование, продажа условно выпущенных товаров либо распоряжение ими иным способом в нарушение установленных запретов и (или) ограничений на пользование и распоряжение такими товарами) КоАП РФ.

В. Закон №207-ФЗ ввел за ряд правонарушений помимо прочего наказание в виде предупреждения.

За правонарушения, предусмотренные ч.3 ст.16.1 (за сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию ТС, убытии с таможенной территории ТС либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам), частями 3 и 5 ст.16.12 (за непредставление в установленный таможенным органом срок документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля; за неисполнение лицами, в том числе осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, обязанности по хранению документов, необходимых для проведения таможенного контроля, хранение которых является обязательным), ст.16.14 (за нарушение порядка помещения товаров на хранение, порядка их хранения либо порядка совершения с ними операций), ч.3 ст.16.19 (за незавершение в установленные сроки таможенной процедуры, в отношении которой установлено требование о ее завершении) КоАП РФ.

Штутман Н.


Комментарии
Оставить комментарий


Обратная связь
Видеосеминары
Правила и условия обслуживания

ООО "Аудит Санкт-Петербург" предлагает всем гостям сайта информационно-консультационные онлайн-услуги.

Онлайн-услуги включают в себя:

  • доступ к самым свежим комментариям специалистов ООО "Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • возможность задать интересующие Вас вопросы специалистам ООО "Санкт-Петербург" в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Чтобы воспользоваться указанными онлайн-услугами Вам необходимо:

  • зарегистрироваться на сайте (регистрация бесплатная);
  • выбрать интересующий вид онлайн-услуг (сервисы "Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ");
  • оплатить выбранную онлайн-услугу.

Оплата производится отдельно по каждой онлайн-услуге:

  • сервис "Статьи и комментарии" - Вы оплачиваете подписку на аналитические материалы ООО "Аудит Санкт-Петербург" и на интересующий Вас период времени (либо месяц, либо полгода) получаете полный доступ (сервис будет открыт для Вас в день оплаты услуги);
  • сервис "Вопрос-ответ" - Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста ООО "Аудит Санкт-Петербург" по интересующему Вас вопросу. Сперва Вы задаете вопрос, затем специалист компании оценивает уровень его сложности и оповещает Вас в формате электронной почты о сроке подготовки ответа и о стоимости консультации. Если предложенные специалистом условия Вас устроят, Вы оплачиваете услугу. Специалист приступает к подготовке ответа сразу после оплаты консультации.

Оплата онлайн-услуг осуществляется через платежную систему ASSIST с помощью банковских карт VISA, MasterCard, DINERS CLUB.

ASSIST – это мультибанковская система платежей по пластиковым картам через сеть интернет, позволяющая в реальном времени производить авторизацию и обработку транcакций.

Оплата по банковским картам производится путем переадресации на сайт системы ASSIST. При попадании на сайт необходимо следовать инструкции, состоящей из следующих основных шагов:

  • необходимо выбрать вид платежного средства и нажать кнопку "Продолжить";
  • необходимо указать параметры платежного средства (данные о кредитной карте) и подтвердить согласие на проведение платежа нажатием кнопки "Оплатить".

Безопасность платежей в системе ASSIST обеспечивается использованием SSL протокола для передачи конфиденциальной информации от клиента на сервер системы ASSIST для дальнейшей обработки. Дальнейшая передача информации осуществляется по закрытым банковским сетям высшей степени защиты. Обработка полученных конфиденциальных данных (реквизиты карты, регистрационные данные и др.) производится в процессинговом центре, а не на сайте ООО "Санкт-Петербург". Таким образом, никто, даже продавец слуг, не сможет получить Ваши персональные и банковские данные.

Для защиты информации от несанкционированного доступа на этапе передачи от клиента на сервер системы ASSIST используется протокол SSL 3.0, сертификат сервера (128 bit) выдан компанией Thawte – признанным центром выдачи цифровых сертификатов.

После оплаты любого из предложенных видов онлайн-услуг в адрес Вашей электронной почты будет направлено оповещение (в формате электронного сообщения), подтверждающее факт оплаты.

Возврат уплаченных за онлайн-услуги денежных средств производиться в случаях, если:

  • до момента начала оказания онлайн-услуг клиент отказался от них, представив письменное подтверждение этого по электронной почте или факсу;
  • услуга не была оказана в срок, согласованный с клиентом, и с ним не было достигнуто соглашение о новом сроке оказания услуги.

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна регистрация

Регистрация позволит Вам стать абонентом нашего сайта (регистрация бесплатная).

Зарегистрированные абоненты получают возможность оплачивать доступ ко всем закрытым сервисам сайта и пользоваться предлагаемыми услугами.

В частности, зарегистрировавшись, Вы сможете:

  • получить полный доступ к самым свежим комментариям наших специалистов в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • задать интересующие Вас вопросы нашим специалистам в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Пользование любым из указанных сервисов оплачивается отдельно:

  • в первом случае Вы можете оплатить подписку на аналитические материалы компании, как на месяц, так и на 6-месячный срок;
  • во втором случае Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста по интересующему Вас вопросу (стоимость ответа устанавливает индивидуально в зависимости от сложности задаваемого вопроса).

Оплата указанных услуг осуществляется с помощью кредитных карт: Visa, MasterCard, Diners Club.

С более подробной информацией Вы можете ознакомиться в соответствующих разделах сайта ("Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ")

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна подписка

Подписка открывает полный доступ к комментариям специалистов компании "Аудит Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов.

Кроме того, подписка позволяет абонентам комментировать материалы раздела, а также обсуждать их с другими зарегистрированными абонентами.

Для доступа к разделу Вам необходимо:

Стоимость подписки определяется исходя из тарифа:

  • 1 мес. – 5 000 руб.
  • 3 мес. – 13 000 руб.
  • 6 мес. – 24 000 руб.

Внимание!

Только до 28 марта 2011 года действует специальное предложение:

  • 1 мес. – 2 000 руб.
  • 3 мес. – 4 000 руб.
  • 6 мес. – 10 000 руб.
Вход
Забыли пароль?

Новый пароль отправлен на почту

После авторизации вы сможете изменить его в профиле на любой другой


Регистрация
  • имя свободно
    имя занято
  • пароли совпадают
    пароли не совпадают

На ваш электронный ящик отправлено сообщение содержащее параметры активации вашего аккаунта.

Обычно, время доставки сообщения составляет не более трех минут

Письмо не пришло?  Запросить повторно отправлено