1034/1829
Новое на сайте

Обзор Закона о государственной кадастровой оценке

Иинформируем Вас о принятии Федерального закона от 03.07.2016 года №237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее – Закон 237-ФЗ).

Закон №237-ФЗ был официально опубликован на портале www.pravo.gov.ru 03.07.2016 и вступает в силу с 01.01.2017 (за исключением статьи 19, регулирующей особенности проведения внеочередной государственной кадастровой оценки, которая вступает в силу только с 01.01.2020).

Принятый Закон №237-ФЗ направлен на совершенствование процедур определения кадастровой стоимости.

Из пояснительной записки к законопроекту, подготовленному Минэкономразвития России, следует, что действующая система проведения кадастровой оценки позволяет "размывать" ответственность между заказчиком работ, исполнителем, оценщиком и саморегулируемой организацией оценщиков. В связи с изложенным законодатель счел целесообразным ввести институт государственных кадастровых оценщиков и передать полномочия по определению кадастровой стоимости государственным бюджетным учреждениям, которые будут на постоянной основе осуществлять определение кадастровой стоимости (напомним, что до вступления в силу Закона №237-ФЗ государственная кадастровая оценка объектов недвижимости осуществлялась в соответствии с ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", кадастровую оценку осуществляли оценщики-физлица, являющиеся членами СРО, привлекаемые на конкурсной основе заказчиками, т.е. властями субъектов РФ или органами местного самоуправления).

По мнению законодателя, нововведения Закона №237-ФЗ позволят обеспечить концентрацию ответственности, высокую прозрачность проведения процедур определения кадастровой стоимости, сопровождение ее результатов.

1. Законом №237-ФЗ определены понятия государственной кадастровой оценки, кадастровой стоимости, установлены цели определения кадастровой стоимости, а также принципы проведения государственной кадастровой оценки.

Так, Законом №237-ФЗ установлено, что кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством РФ, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке (ч.2 ст.3 Закона №237-ФЗ).

Закон №237-ФЗ устанавливает применение единого методологического подхода при проведении государственной кадастровой оценки, соответственно, определение кадастровой стоимости предполагается по единой методике. При этом Законом №237-ФЗ провозглашены принципы независимости и открытости процедур государственной кадастровой оценки, экономической обоснованности и проверяемости:

Государственная кадастровая оценка проводится на основе принципов единства методологии определения кадастровой стоимости, непрерывности актуализации сведений, необходимых для определения кадастровой стоимости, независимости и открытости процедур государственной кадастровой оценки на каждом этапе их осуществления, экономической обоснованности и проверяемости результатов определения кадастровой стоимости (ст.4 Закона №237-ФЗ).

2. Закон №237-ФЗ наделил полномочиями по определению кадастровой стоимости государственные бюджетные учреждения, которые будут на постоянной основе определять кадастровую стоимость объектов недвижимости. Таким образом, оценка кадастровой стоимости станет полностью государственной.

Так, государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (ч.1 ст.6 Закона №237-ФЗ).

Уполномоченный орган субъекта РФ наделяет полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, бюджетное учреждение, созданное субъектом РФ (ч. 2 ст.6 Закона №237-ФЗ).

Необходимо отметить, что Закон №237-ФЗ подробно урегулировал полномочия и обязанности бюджетных организаций, а также основные требования к их работникам (ст.ст.7,8,10 Закона №237-ФЗ). Также Закон №237-ФЗ ввел ограничения, как для бюджетных учреждений, так и для работников бюджетных учреждений, в отношении осуществления деятельности, а именно:

Государственное бюджетное учреждение не вправе заключать договоры на проведение оценки в качестве исполнителя в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности.

Работники бюджетного учреждения, непосредственно осуществляющие определение кадастровой стоимости, не вправе осуществлять деятельность, направленную на установление рыночной стоимости для целей оспаривания кадастровой стоимости (ч.2 ст.7 Закона №237-ФЗ).

В части ответственности по обязательствам бюджетного учреждения на субъект РФ Законом №237-ФЗ возложена субсидиарная ответственность:

Субъект РФ несет субсидиарную ответственность по обязательствам бюджетного учреждения, связанным с возмещением убытков, причиненных в результате нарушений, допущенных бюджетным учреждением при определении кадастровой стоимости, при недостаточности имущества бюджетного учреждения в случаях, предусмотренных гражданским законодательством (ч.5. ст.7 Закона №237-ФЗ).

Федеральный государственный надзор за проведением государственной кадастровой оценки осуществляет орган регистрации прав, т.е. Росреестр (ст.9 Закона №237-ФЗ). Также орган регистрации прав осуществляет ведение фонда данных государственной кадастровой оценки (ст.23 Закона №237-ФЗ).

3. Законом №237-ФЗ регламентирован порядок проведения государственной кадастровой оценки.

Формирование перечня объектов оценки и периодичность проведения оценки и осуществляется в следующем порядке:

Перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, формируется органом регистрации прав на основании решения о проведении государственной кадастровой оценки (ч.1. ст.13 Закона №237-ФЗ), т.е. Росреестром. В перечень включаются сведения обо всех объектах недвижимости, указанных в решении о проведении государственной кадастровой оценки (ч.3. ст.13 Закона №237-ФЗ).

Государственная кадастровая оценка может быть проведена одновременно в отношении всех видов объектов недвижимости, а также всех категорий земель, расположенных на территории субъекта РФ, в случае принятия соответствующего решения при условии соблюдения установленной ч.1 ст.11 периодичности проведения государственной кадастровой оценки (ч.4. ст.11 Закона №237-ФЗ).

Необходимо отметить, что бюджетные учреждения осуществляют определение кадастровой стоимости, в т.ч., вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в ЕГРН сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки (п.п.2. ч.1. ст.7 Закона №237-ФЗ).

Государственная кадастровая оценка проводится не чаще одного раза в три года (в городах федерального значения – не чаще одного раза в два года) и не реже одного раза в пять лет, за исключением проведения внеочередной государственной кадастровой оценки. Указанный срок определяется со дня принятия акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости до дня принятия акта об утверждении следующих результатов определения кадастровой стоимости (ч.1. ст.11 Закона №237-ФЗ).

Определение кадастровой стоимости осуществляется бюджетным учреждением в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.

Итоговым документом, составленным по результатам определения кадастровой стоимости, является отчет (ч.ч.1,2 ст.14 Закона №237-ФЗ).

Необходимо отметить, что Закон №237-ФЗ установил ограничения на привлечение лиц для оказания услуг по определению кадастровой стоимости:

Бюджетное учреждение не вправе привлекать иных лиц, помимо работников соответствующего бюджетного учреждения, для проведения работ и (или) оказания услуг непосредственно по определению кадастровой стоимости (ч.3. ст.14 Закона №237-ФЗ).

Результаты кадастровой стоимости определяются в следующем порядке:

Утверждение результатов: Законом №237-ФЗ определено, что уполномоченный орган субъекта РФ в течение 20 рабочих дней со дня получения отчета утверждает содержащиеся в таком отчете результаты определения кадастровой стоимости путем принятия соответствующего акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости (ч.1. ст.15 Закона №237-ФЗ).

Уполномоченный орган субъекта РФ, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки, в течение 30 рабочих дней со дня принятия акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости обеспечивает его официальное опубликование и информирование (ч.3. ст.15 Закона №237-ФЗ). Акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости вступает в силу 1 января года, следующего за годом проведения государственной кадастровой оценки, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его обнародования (официального опубликования) (ч.4. ст.15 Закона №237-ФЗ).

Внесение сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН: Орган регистрации прав в течение 20 рабочих дней со дня получения сведений о кадастровой стоимости, но не позднее 1 января года, следующего за годом определения кадастровой стоимости, определенной в результате проведения государственной кадастровой оценки или в порядке, предусмотренном статьей 16, 19, 20, 21 или 22 Закона №237-ФЗ, осуществляет внесение в ЕГРН таких сведений, в том числе о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости (ст.17 Закона №237-ФЗ).

Применение сведений о кадастровой стоимости: Сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством РФ, со дня вступления в силу акта об утверждении результатов государственной кадастровой оценки, за исключением случаев, предусмотренных ст.18 Закона №237-ФЗ (ч.1. ст.18 Закона №237-ФЗ).

4. Законом №237-ФЗ введена альтернативная процедура рассмотрения споров по оспариванию результатов определения кадастровой стоимости: результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в Комиссии, созданной уполномоченным органом субъекта РФ, также как и в ФЗ от 29.07.1998 №135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (до вступления в силу Закона №237-ФЗ внесудебное оспаривания результатов определения кадастровой стоимости также осуществлялось в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, но формируемой при территориальном управлении Росреестра в субъекте РФ (ст.24.18 ФЗ от 29.07.1998 №135-ФЗ, Приказ Минэкономразвития России от 04.05.2012 №263)).

Законом №237-ФЗ установлено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде по заявлению об оспаривании (ч.3. ст.22 Закона №237-ФЗ).

При этом для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным (ч.1. ст.22 Закона №237-ФЗ).

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены, если данные результаты затрагивают права или обязанности этих лиц:

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в комиссии в случае ее создания в субъекте РФ или в суде (ч.1. ст.22 Закона №237-ФЗ). Также результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (ч.7. ст.22 Закона №237-ФЗ).

Заявление об оспаривании может быть подано в комиссию или в суд со дня внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости до дня внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости такого объекта недвижимости, определенной в результате проведения новой государственной кадастровой оценки или по итогам оспаривания кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном Законом №237-ФЗ, или в соответствии со ст.16 Закона №237-ФЗ (ч.4. ст.22 Закона №237-ФЗ).

Срок рассмотрения комиссией заявления об оспаривании не может превышать 30 дней со дня его поступления (ч.14. ст.22 Закона №237-ФЗ).

Необходимо отметить, что Законом №237-ФЗ также предусмотрена и регламентирована процедура рассмотрения обращений в бюджетное учреждение об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости (ст.21 Закона №237-ФЗ).

5. К отношениям, возникающим в связи с проведением государственной кадастровой оценки, пересмотром и оспариванием ее результатов, устанавливается переходный период применения Закона №237-ФЗ с 01.01.2017 года до 01.01.2020 года.

В течение переходного периода государственная кадастровая оценка может проводиться в соответствии с Закона №237-ФЗ или в соответствии с ФЗ от 29.07.1998 года №135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" с учетом особенностей, предусмотренных федеральными законами.

Решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с Закона №237-ФЗ принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (ч.1-3. ст.24 Закона №237-ФЗ).

Исп. Штутман Н.


Комментарии
Оставить комментарий


Обратная связь
Видеосеминары
Правила и условия обслуживания

ООО "Аудит Санкт-Петербург" предлагает всем гостям сайта информационно-консультационные онлайн-услуги.

Онлайн-услуги включают в себя:

  • доступ к самым свежим комментариям специалистов ООО "Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • возможность задать интересующие Вас вопросы специалистам ООО "Санкт-Петербург" в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Чтобы воспользоваться указанными онлайн-услугами Вам необходимо:

  • зарегистрироваться на сайте (регистрация бесплатная);
  • выбрать интересующий вид онлайн-услуг (сервисы "Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ");
  • оплатить выбранную онлайн-услугу.

Оплата производится отдельно по каждой онлайн-услуге:

  • сервис "Статьи и комментарии" - Вы оплачиваете подписку на аналитические материалы ООО "Аудит Санкт-Петербург" и на интересующий Вас период времени (либо месяц, либо полгода) получаете полный доступ (сервис будет открыт для Вас в день оплаты услуги);
  • сервис "Вопрос-ответ" - Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста ООО "Аудит Санкт-Петербург" по интересующему Вас вопросу. Сперва Вы задаете вопрос, затем специалист компании оценивает уровень его сложности и оповещает Вас в формате электронной почты о сроке подготовки ответа и о стоимости консультации. Если предложенные специалистом условия Вас устроят, Вы оплачиваете услугу. Специалист приступает к подготовке ответа сразу после оплаты консультации.

Оплата онлайн-услуг осуществляется через платежную систему ASSIST с помощью банковских карт VISA, MasterCard, DINERS CLUB.

ASSIST – это мультибанковская система платежей по пластиковым картам через сеть интернет, позволяющая в реальном времени производить авторизацию и обработку транcакций.

Оплата по банковским картам производится путем переадресации на сайт системы ASSIST. При попадании на сайт необходимо следовать инструкции, состоящей из следующих основных шагов:

  • необходимо выбрать вид платежного средства и нажать кнопку "Продолжить";
  • необходимо указать параметры платежного средства (данные о кредитной карте) и подтвердить согласие на проведение платежа нажатием кнопки "Оплатить".

Безопасность платежей в системе ASSIST обеспечивается использованием SSL протокола для передачи конфиденциальной информации от клиента на сервер системы ASSIST для дальнейшей обработки. Дальнейшая передача информации осуществляется по закрытым банковским сетям высшей степени защиты. Обработка полученных конфиденциальных данных (реквизиты карты, регистрационные данные и др.) производится в процессинговом центре, а не на сайте ООО "Санкт-Петербург". Таким образом, никто, даже продавец слуг, не сможет получить Ваши персональные и банковские данные.

Для защиты информации от несанкционированного доступа на этапе передачи от клиента на сервер системы ASSIST используется протокол SSL 3.0, сертификат сервера (128 bit) выдан компанией Thawte – признанным центром выдачи цифровых сертификатов.

После оплаты любого из предложенных видов онлайн-услуг в адрес Вашей электронной почты будет направлено оповещение (в формате электронного сообщения), подтверждающее факт оплаты.

Возврат уплаченных за онлайн-услуги денежных средств производиться в случаях, если:

  • до момента начала оказания онлайн-услуг клиент отказался от них, представив письменное подтверждение этого по электронной почте или факсу;
  • услуга не была оказана в срок, согласованный с клиентом, и с ним не было достигнуто соглашение о новом сроке оказания услуги.

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна регистрация

Регистрация позволит Вам стать абонентом нашего сайта (регистрация бесплатная).

Зарегистрированные абоненты получают возможность оплачивать доступ ко всем закрытым сервисам сайта и пользоваться предлагаемыми услугами.

В частности, зарегистрировавшись, Вы сможете:

  • получить полный доступ к самым свежим комментариям наших специалистов в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • задать интересующие Вас вопросы нашим специалистам в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Пользование любым из указанных сервисов оплачивается отдельно:

  • в первом случае Вы можете оплатить подписку на аналитические материалы компании, как на месяц, так и на 6-месячный срок;
  • во втором случае Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста по интересующему Вас вопросу (стоимость ответа устанавливает индивидуально в зависимости от сложности задаваемого вопроса).

Оплата указанных услуг осуществляется с помощью кредитных карт: Visa, MasterCard, Diners Club.

С более подробной информацией Вы можете ознакомиться в соответствующих разделах сайта ("Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ")

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна подписка

Подписка открывает полный доступ к комментариям специалистов компании "Аудит Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов.

Кроме того, подписка позволяет абонентам комментировать материалы раздела, а также обсуждать их с другими зарегистрированными абонентами.

Для доступа к разделу Вам необходимо:

Стоимость подписки определяется исходя из тарифа:

  • 1 мес. – 5 000 руб.
  • 3 мес. – 13 000 руб.
  • 6 мес. – 24 000 руб.

Внимание!

Только до 28 марта 2011 года действует специальное предложение:

  • 1 мес. – 2 000 руб.
  • 3 мес. – 4 000 руб.
  • 6 мес. – 10 000 руб.
Вход
Забыли пароль?

Новый пароль отправлен на почту

После авторизации вы сможете изменить его в профиле на любой другой


Регистрация
  • имя свободно
    имя занято
  • пароли совпадают
    пароли не совпадают

На ваш электронный ящик отправлено сообщение содержащее параметры активации вашего аккаунта.

Обычно, время доставки сообщения составляет не более трех минут

Письмо не пришло?  Запросить повторно отправлено