Обзор нового Закона о независимой оценке квалификации и связанных с ним правок ТК РФ и НК РФ

В рамках текущего информационного обслуживания сообщаем Вам о принятии ряда федеральных законов, нормы которых затрагивают вопросы правового регулирования оценки квалификации работников, а именно:

Указанные законы были официально опубликованы на портале правовой информации www.pravo.gov.ru: Законы №238-ФЗ и №239 – ФЗ в день своего подписания, т.е. 03.07.2016, Закон об изменении НК РФ – 04.07.2016.

Нормы всех законов вступят в силу с 01.01.2017.

Наиболее существенные, на наш взгляд, положения законов приводим ниже.

1. Федеральный закон от 03.07.2016 №238-ФЗ "О независимой оценке квалификации".

Действие указанного закона направлено на регулирование вопросов проведения независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности (далее – соискатель), в целях подтверждения соответствия квалификации работника/соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации[1].

При этом Закон №238-ФЗ определяет, что для тех работников, в отношении которых определены особенности регулирования труда, в том числе в связи с выполнением работ, с вредными и (или) опасными условиями труда, может устанавливаться иной (отличный от Закона №238- ФЗ) порядок проведения оценки квалификации работников.

Для прохождения независимой оценкой квалификации работник/соискатель может обратиться в центр оценки квалификаций как по собственной инициативе и за счет собственных средств, так и по направлению работодателя за счет средств последнего[2].

Для прохождения независимой оценки работнику необходимо будет пройти профессиональный экзамен, порядок проведения которого будет определен Правительством РФ. При успешной сдаче профессионального экзамена работник получает Свидетельство, а при получении неудовлетворительной оценки – Заключение о прохождении профессионального экзамена. При этом при несогласии с решением центра оценки оно может быть обжаловано в течение 30 календарных дней с даты информирования о результатах в апелляционную комиссию.

Нормами Закона №238-ФЗ определено, что независимую оценку будут проводить центры оценки квалификации, отобранные в качестве таковых советами по профессиональным квалификациям. При этом каждое юридическое лицо в качестве центра оценки будет наделено правом проведения такой независимой оценки только в отношении конкретных наименований квалификаций, определенных тем же советом по профессиональным квалификациям.

Всю информацию о деятельности советов по профессиональной деятельности, центрах оценки квалификаций, о выданных свидетельствах и другую важную информацию по данной тематике все заинтересованные лица могут бесплатно найти в Реестре сведений о проведении независимой оценки квалификации – специально созданном информационном ресурсе открытого доступа.

На момент подготовки настоящего письма более точной информации о количестве центров оценки квалификации, порядке проведения экзамена и размере платы за его прохождение еще не имеется. Учитывая, что нормы закона вступят в силу с 01.01.2017, период до этой даты, вероятно, должен стать подготовительным для дальнейшего проведения долгосрочной работы по независимой оценке квалификации работников положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Федеральный закон от 03.07.2016 №239-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ в связи с принятием Федерального закона "О независимой оценке квалификации".

Закон №239-ФЗ содержит 2 важные поправки, касающиеся гарантий соблюдения прав работников при прохождении ими независимой оценки квалификации:

а) при направлении работодателем работника на прохождение независимой оценки на соответствие положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской, с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Если направление происходит в другую местность, то работодателем также производится оплата командировочных расходов в общем порядке (ст. 186 ТК РФ);

б) направление работника на прохождение независимой оценки квалификации работодателем возможно только с письменного согласия самого работника. Условия и порядок направления определяются коллективным договором, соглашениями или трудовым договором (ст. 196 ТК РФ). Соответственно, можно сделать вывод о том, что в тех случаях, когда у работодателя есть право или обязанность направить работника на прохождение независимой оценки квалификации, а работник, соответственно, согласился с наличием такой своей обязанности – пройти независимую оценку квалификации, ее невыполнение может служить основанием для привлечения работника к дисциплинарной ответственности согласно статьям 192-193 ТК РФ.

3. Федеральный закон от 03.07.2016 №251-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую НК РФ в связи с принятием Федерального закона "О независимой оценке квалификации".

Нормы Закона №251-ФЗ предоставляют некоторые налоговые преференции в связи с произведенными расходами на оплату независимой оценки квалификации. В связи с этим Законом внесены правки в отдельные положения следующих глав второй части НК РФ:

3.1. Изменения главы 23 НК РФ "НДФЛ".

В части НДФЛ статья 217 НК РФ "Доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)" Законом №251-ФЗ дополнена новым пунктом 21.1, согласно которому с 01.01.2017 освобождаются от налогообложения доходы физического лица в виде суммы платы за него за прохождение независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Обращаем внимание, что в приведенной формулировке не указано, кто именно может осуществить такую оплату для возможности применения освобождения. Таким образом, лицом, оплачивающим прохождение независимой оценки, может быть не только действующий или потенциальный работодатель, а вообще кто угодно, и такая оплата в любом случае не будет формировать для физического лица облагаемый НДФЛ доход.

В том случае, если сумма оплаты будет произведена самим физическим лицом, то оно (работник или соискатель) будет вправе заявить социальный налоговый вычет в размере фактически произведенных расходов, уменьшив тем самым свою налогооблагаемую базу по НДФЛ при декларировании дохода за соответствующий период. Данные изменения внесены Законом №251-ФЗ в статью 219 НК РФ "Социальные налоговые вычеты" (новый пп. 6 пункта 1).

При применении данного вида вычета будет применяться общее ограничение его размера – не более 120'000 рублей за налоговый период (т.е. максимальная сумма "экономии" на НДФЛ составит 15'600 рублей в год – 13%[3] от максимальной суммы вычета). Причем напомним, что ограничение 120'000 рублей в год применяется к совокупности всех расходов, которые дают право на применение социальных налоговых вычетов согласно подпунктам 2-6 пункта 1 статьи 219 НК РФ, т.е. (не считая вновь вводимого вида расходов по прохождению независимой оценки квалификации) по следующим видам расходов:

В отличие от всех этих видов расходов новый вид затрат, дающий право на применение социального налогового вычета в связи с прохождением физическим лицом независимой оценки квалификации, можно будет заявить исключительно по окончании налогового периода путем подачи декларации по НДФЛ и подтверждающих несение расходов документов в налоговый орган. (По прочим перечисленным выше видам расходов в настоящее время вычет можно получить у работодателя, не дожидаясь окончания налогового периода).

3.2. Изменения главы 25 НК РФ "Налог на прибыль организаций".

Расходы организации по проведению независимой оценки квалификации работника прямо упомянуты Законом №251-ФЗ в статье 264 НК РФ "Прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией". При этом в указанной статье эти расходы упомянуты в подпункте 23 пункта 1, где также фигурируют расходы на обучение и повышение квалификации работников и для которых порядок признания при налогообложении прибыли установлен в отдельном пункте 3 той же статьи 264.

Напомним, что в пункте 3 статьи 264 НК РФ в отношении расходов на обучение и повышение квалификации установлены следующие требования:

В отличие от этих требований для расходов на прохождение независимой оценки квалификации в качестве условий признания при налогообложении прибыли названы:

1) прохождение независимой оценки квалификации на основании договора оказания услуг по проведению независимой оценки квалификации. Т.е. вид договора должен прямо предусматривать именно прохождение независимой оценки квалификации, а не что-то еще, при этом требований к тому, что оказывать услуги может только образовательное учреждение (как, например, для расходов на обучение и повышение квалификации), нет;

2) независимую оценку квалификации проходят работники налогоплательщика, заключившие с ним трудовой договор. Никаких условий о возможности отнесения к данной категории затрат расходов на оценку квалификации потенциальных работников, в том числе тех, с которыми имеется соглашение, обязывающее их заключить трудовой договор в будущем и отработать по нему какое-то время, нет.

Соответственно, для целей налогообложения прибыли в силу буквальной трактовки положений, внесенных Законом №251-ФЗ в статью 264 НК РФ, невозможно будет учесть расходы на проведение независимой оценки квалификации лиц, с которыми на момент прохождения такой оценки у организации еще не заключен трудовой договор.

При этом еще раз обращаем внимание, что согласно изменениям главы 23 НК РФ оплата за такую оценку в отношении лиц, не являющихся работниками организации, у самих лиц не сформирует облагаемый НДФЛ доход.

Помимо указанного выше текст пункта 3 статьи 264 НК РФ дополнен положением о том, что налогоплательщик обязан хранить документы, подтверждающие расходы на прохождение работником независимой оценки квалификации "в течение всего срока действия договора оказания услуг по проведению независимой оценки квалификации и 1-го года работы физического лица, прохождение независимой оценки квалификации на соответствие требованиям к квалификации которого было оплачено налогоплательщиком в соответствии с заключенным с налогоплательщиком трудовым договором, но не менее 4-х лет".

Само по себе данное дополнение представляется довольно странным, так как в любом случае срок хранения документов по НК РФ составляет 4 года, и для целей подтверждения обоснованности уменьшения налогооблагаемой прибыли налогоплательщику в любом случае нужно было бы хранить документы по оплате прохождения своих работников независимой оценки квалификации не менее 4-х лет. В этом смысле специальное указание на обязанность по хранению документов "в течение срока действия договора и 1-го года работы лица, которое проходило оценку" (причем не ясно, от какой даты нужно отсчитывать этот срок – 1 год), на наш взгляд, лишено какого-либо смысла. Ведь в любом случае менее 4-х лет хранить документы налогоплательщик не смог бы, а за пределами 4-х летнего срока налоговый орган потеряет возможность проверить тот налоговый период, в котором были понесены соответствующие расходы, и в связи с этим наличие или отсутствие подтверждающих эти расходы документов уже не будет иметь значения (если только сами расходы не сформируют переносимые на будущее по правилам статьи 283 НК РФ налоговые убытки).

Кроме того, из приведенной выше формулировки помимо прочего можно сделать вывод о том, что оплата работодателем расходов по прохождению независимой оценки квалификации работника должно быть предусмотрено трудовым договором с ним. Странно, что в иных положениях пункта 3 статьи 264 НК РФ, в которых прямо перечисляются требования для признания расходов на оплату оценки, такого условия нет, оно впервые появляется только в правилах хранения подтверждающих документов. Странно и то, что такое требование (о наличии условий в трудовом договоре) не вытекает из статьи 57 Трудового кодекса РФ. Комплексное рассмотрение статьи 196 ТК РФ в редакции рассмотренного выше Закона №239-ФЗ позволяет утверждать, что условие о возможности направления работодателем работников на независимую оценку квалификации действительно должно быть указано либо в коллективном, либо в индивидуальном трудовом договоре, хотя и без уточнения о том, кто именно несет расходы на такую оценку. Но в итоге с учетом наличия соответствующего упоминания в НК РФ полагаем, что для снятия рисков в части налогообложения будет предпочтительным указывать в трудовом договоре с работником не только возможность направления на оценку его квалификации, но то, что оплату такой оценки будет осуществлять работодатель.

3.3. Изменения главы 26.1 НК РФ "Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН)".

Перечень расходов, которые лицо на ЕСХН может принять в уменьшение своей налоговой базы, Законом №251-ФЗ дополнен указанием на расходы на проведение независимой оценки квалификации на соответствие требованиям к квалификации. Соответствующие правки внесены в статью 346.5 НК РФ "Порядок определения и признания доходов и расходов". Порядок признания этих расходов для целей ЕСХН будет полностью аналогичен порядку признания для целей налогообложения прибыли, т.е. (см. выше) – при условии несения расходов на оценку квалификации по договору на независимую оценку квалификации и только в отношении своих работников (в трудовом договоре с которыми имеется указание на несение работодателем соответствующих расходов).

3.4. Изменения главы 26.2 НК РФ "УСН".

Закон №251-ФЗ дополнил статью 346.16 НК РФ "Порядок определения расходов", применяемую лицами на УСН, выбравшими в качестве объекта налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов", указанием на расходы проведение независимой оценки квалификации на соответствие требованиям к квалификации (пп. 33 п. 1).

При этом точно так же, как и для целей ЕСХН и налога на прибыль, порядок признания этих расходов при УСН будет определяться правилами пункта 3 статьи 264 НК РФ, т.е. при условии несения расходов по договору на независимую оценку квалификации и только в отношении лиц, являющихся работниками налогоплательщика (в трудовом договоре с которыми имеется указание на несение работодателем соответствующих расходов на независимую оценку квалификации).

В завершении еще раз подчеркнем, что все указанные нормы и правила (и специальный Закон о независимой оценке квалификации, и связанные с ним правки ТК РФ и НК РФ) вступают в силу с 01.01.2017.

Исп. Москаленко Л., Леонов А.


 

 

[1] Напомним, с 01.07.2016 вступили в силу изменения в ТК РФ в части правового регулирования и применения профессиональных стандартов. Так, статьями 195.1-195.3 ТК РФ установлено, что профессиональный стандарт это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции. Профессиональные стандарты (в определенной их части) обязательны для применения работодателями в тех случаях, когда ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции. В таком случае профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения всеми работодателями, независимо от организационно-правовой формы и вида собственности. (Ярким примером такой обязательности могут служить квалификационные требования в отношении главного бухгалтера публичного акционерного общества). Характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена в соответствии указанным выше правилом, применяются работодателями по собственному усмотрению и в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.

[2] По нашему мнению, обращения в центры независимой оценки, с одной стороны, будут обусловлены попыткой разрешить некую конфликтную ситуацию, вызванную несогласием работника с оценкой его квалификации работодателем, а с другой сторон (в большей степени для соискателей) будут носить "опережающий" характер, поскольку прошедшему профессиональный экзамен это придаст значительную уверенность о соответствии занимаемой или потенциальной должности /работе.

[3] Как и все прочие виды вычетов по НДФЛ данный вычет будет предоставляться только в отношении доходов, облагаемых налогом по ставке 13% (исключая доходы от долевого участия в виде дивидендов).

 


Адрес материала в интернете: http://www.auditspb.ru/articles.html?id=6