Изменения ПБУ в части применения упрощенных способов ведения бухгалтерского учета

Информируем о приказе Минфина РФ от 16.05.2016 №64н "О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету" (далее – приказ №64н). Документ зарегистрирован в Минюсте РФ 06.06.2016, официально опубликован на портале www.pravo.gov.ru 09.06.2016

Приказ №64н затрагивает исключительно вопрос применения упрощенных способов ведения бухгалтерского учета и вносит при этом дополнения в тексты 4-х действующих ПБУ:

  1. ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов";
  2. ПБУ 6/01 "Учет основных средств";
  3. ПБУ 17/02 "Учет расходов на НИОКР";
  4. ПБУ 14/07 "Учет нематериальных активов".

В тексте приказа №64н нет специальных правил о порядке введения его в действие, что означает, что он вступает в силу по истечении 10 дней с момента официального опубликования, т.е. с 20.06.2016. При этом, на наш взгляд, применение упрощенных способов ведения учета, основанных на нормах приказа №64н, возможно в любом случае только либо с начала очередного финансового года (т.е. с 2017 года), либо с момента вступления в силу нормативных изменений (в данном случае – с момента введения в действие приказа №64н), но тогда данный факт, на наш взгляд, будет необходимо рассматривать как обусловленное изменением нормативных актов изменение учетной политики организации, которое будет необходимо применить с начала того года, в котором оно принято. Т.е. соответствующие изменения нельзя будет начать применять строго с 20.06.2016. Их необходимо будет применить за весь 2016 год в целом.

В любом случае для применения тех положений, которые предусматривает приказ №64н, будет необходимо внести изменения в учетную политику, так как все новые положения вводятся в виде права для лиц, применяющих упрощенные способы ведения бухучета, а не их обязанности.

В чем заключается суть изменений?

1. Правки ПБУ 5/01 "Учет МПЗ".

ПБУ 5/01 дополнено новыми пунктами, дающими организациям, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, право оценивать приобретенные МПЗ по упрощенной схеме – "по цене поставщика". При этом иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, включаются в состав расходов по обычным видам деятельности в полной сумме в том периоде, в котором они были понесены. Расходы на приобретение МПЗ, предназначенных для управленческих нужд, можно будет учитывать в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их приобретения (осуществления).

Для микропредприятий, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухучета, дано право признавать стоимость сырья, материалов, товаров, других затрат на производство и подготовку к продаже в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их приобретения (осуществления).

Иные организации, применяющие упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, смогут признавать указанные затраты в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме при условии, что характер деятельности такой организации не предполагает наличие существенных остатков МПЗ.

При этом существенными остатками МПЗ считаются такие остатки, информация о наличии которых в бухгалтерской отчетности организации способна повлиять на решения пользователей бухгалтерской отчетности этой организации (что означает, что конечное значение существенности будет определяться организацией самостоятельно).

Помимо этого, организации, применяющие упрощенные способы ведения бухучета, будут освобождены от обязанности отражения в учете стоимости МПЗ, потерявших свои потребительские свойства, за вычетом резерва под их обесценение.

2. Правки ПБУ 6/01 "Учет основных средств".

ПБУ 6/01 так же, как и ПБУ 5/01, дополняется нормами о специальном порядке формирования первоначальной стоимости основных средств, которыми смогут по своему желанию воспользоваться лица, применяющие упрощенные способы ведения бухучета.

Они смогут определять первоначальную стоимость основных средств:

При этом иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств, смогут включаться в состав расходов по обычным видам деятельности в полной сумме в том периоде, в котором они были понесены.

Кроме этого приказ №64н также вводит "упрощенный" способ начисления амортизации, определяя, что организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения учета, могут:

3. Правки ПБУ 14/07 "Учет НМА".

Приказ №64н вводит право организаций, применяющих упрощенные способы ведения бухучета, признавать расходы на приобретение (создание) объектов НМА в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их осуществления (т.е. без начисления по ним амортизации в течение срока полезного использования). Обратите внимание, что применение данного способа в любом случае будет требовать необходимость количественного учета сформированных и принятых к учету объектов НМА в течение сроков их полезного использования, так как полное и единовременное признание расходов на приобретение и создание объекта не означает выбытие объекта и его списание.

4. Правки ПБУ 17/02 "Учет расходов на НИОКР".

Аналогичное изменениям ПБУ 14/07 дополнение внесено и для расходов на НИОКР: приказ №64н установил, что организация, применяющая упрощенные способы ведения бухучета, сможет списывать расходы по научно-исследовательским, опытно-конструкторским и технологическим работам на расходы по обычным видам деятельности единовременно в полной сумме по мере их осуществления.

В заключение еще раз обратим внимание, что для применения указанных выше положений необходимо внести изменения в учетную политику, и в данной части (если организация вслед за вступлением в силу с 20.06.2016 приказа №64н с этой же даты изменит свою учетную политику) эти изменения будет необходимо применять в целом за календарный год – 2016-й или любой следующий, начиная с которого изменения в учетную политику будут введены в действие.

Также особое внимание обращаем на то, что все указанные упрощенные способы ведения бухгалтерского учета на сегодня абсолютно никак не коррелируют с положениями НК РФ о налогообложении прибыли. И в случае применения указанных выше вариантов бухучета, необходимо быть готовым к возникновению разниц между бухгалтерским и налоговым учетом. Единственное, что в этом плане всё несколько упрощает, это то, что лица, которые имеют право применить для себя приказ №64н, также имеют право не применять ПБУ 18/02 и не формировать в бухучете временные и постоянные налоговые разницы. Также они смогут не применять правило о ретроспективном представлении информации в отчетности в сравнимом виде в случае изменения своей учетной политики, что в целом упростит сам переход на упрощенные методы учета, предусмотренные приказом №64н.

Напомним, кто именно по действующему Закону о бухучете имеет право применять упрощенные способы бухучета и отчетности:

  1. субъекты малого предпринимательства;
  2. некоммерческие организации;
  3. организации, получившие статус участников проекта "Сколково".

Упрощенные способы ведения бухучета и отчетности не применяют следующие экономические субъекты:

  1. организации, подлежащие обязательному аудиту (в том числе, на сегодня все АО);
  2. жилищные и жилищно-строительные кооперативы;
  3. кредитные потребительские кооперативы (включая сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы);
  4. микрофинансовые организации;
  5. организации государственного сектора;
  6. политические партии, их региональные отделения или иные структурные подразделения;
  7. коллегии адвокатов;
  8. адвокатские бюро;
  9. юридические консультации;
  10. адвокатские палаты;
  11. нотариальные палаты;
  12. некоммерческие организации, включенные в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Исп. Леонов А.


Адрес материала в интернете: http://www.auditspb.ru/articles.html?id=6