С 01.08.2016 акционерные общества (за некоторым исключением) не смогут относиться к субъектам малого и среднего предпринимательства

Информируем о положениях Федерального закона от 29.12.2015 №408-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" (далее – Закон №408-ФЗ).

Напомним, что вышеуказанным законом наиболее существенные правки были внесены в Федеральный закон от 24.07.2007 №209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ" (далее – Закон №209-ФЗ).

В связи с размещением в справочно-правовых системах комментариев к Закону №408-ФЗ и выявлением иного правового смысла п. 1.1 ст. 4 Закона №209-ФЗ (с учетом изменений, внесенных Законом №408-ФЗ) считаем необходимым обратить Ваше внимание на следующее.

Пунктом 1.1 ст. 4 Закона №209-ФЗ определен перечень лиц, которые могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства.

Согласно позиции комментаторов акционерные общества, за исключением АО упомянутых в п. 1.1 ст. 4 Закона №209-ФЗ, не могут признаваться субъектами малого или среднего предпринимательства.

В перечень тех АО, которые могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства при условии, что они соответствуют установленным ст. 4 Закона №209-ФЗ критериям, включены следующие АО:

По нашему мнению, выводы, сделанные по результатам толкования обновленной редакции п. 1.1 ст. 4 Закона №209-ФЗ о том, что акционерные общества, за исключением АО упомянутых в п. 1.1 ст. 4 Закона №209-ФЗ, не могут признаваться субъектами малого или среднего предпринимательства, являются спорными, однако, на сегодня нами было получено подтверждение, что законодатель предполагал именно это. Полагаем, что вышеуказанные изменения были приняты без учета того, что такое исключение может создать правовую неопределенность в сферах применения экологического законодательства, законодательства о закупках, бюджетного финансирования.

1. В части налоговых обязанностей Закон №209-ФЗ не устанавливает никаких особенностей для лиц, относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства.

Для АО внесенные правки, которыми АО могут быть исключены из перечня лиц, которые могут признаваться субъектами малого и среднего предпринимательства, в части бухгалтерского учета также не повлекли никаких изменений.

В соответствии с положениями Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее – Закон №402-ФЗ) право составлять упрощенную бухгалтерскую отчетность предоставлено организациям, являющимся субъектами малого предпринимательства, в случае если они не являются организациями, поименованными в ч. 5 ст. 6 Закона №402-ФЗ (п. 1 ч. 4 ст. 6 Закона №402-ФЗ). К таким организациям относятся организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту в соответствии с законодательством РФ (в частности, акционерные общества). Таким образом, АО должны вести бухгалтерский учет по общим правилам и составлять бухгалтерскую отчетность в полном объеме (ч. 1 ст. 5 Закона №307-ФЗ).

2. В части применения экологического законодательства обращаем внимание на следующее. В связи с тем, что АО, отдельно не поименованные в п. 1.1 ст. 4 Закона №209-ФЗ, не смогут с 01.08.2016 (дата вступления изменений в силу) считаться субъектами малого и среднего предпринимательства, возможна правовая неопределенность в отношении обязанности по уплате экологических платежей.

Напомним, что в силу ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее – Закон №7-ФЗ) плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном ст. 16.3 данного закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.

Лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за предыдущий год.

В случае если акционерные общества до 01.08.2016 могли относиться к субъектам малого и среднего предпринимательства, они были вправе не вносить квартальные платежи в порядке, установленном ст. 16.4 Закона №7-ФЗ. В связи с тем, что после 01.08.2016 такие АО могут утратить статус субъектов малого и среднего предпринимательства, возникнет правовая неопределенность в отношении периода, за который АО, исключенные из перечня лиц, которые могут признаваться субъектами малого и среднего предпринимательства, должны были бы внести квартальные платежи.

Аналогичным образом, возникнет правовая неопределенность в отношении обязанности АО, ранее относившихся к субъектам малого и среднего предпринимательства, разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в соответствии с п. 3 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". Согласно п. 4 ст. 18 Закона №89-ФЗ порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает Росприроднадзор. Согласно п. 4 Приказа Минприроды России от 25.02.2010 №50 проекты нормативов образования отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг.

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья в виде технического отчета, разрабатываемого в соответствии с методическими указаниями (Приказ Минприроды России от 05.08.2014 №349 "Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение") и представляемого в уведомительном порядке в территориальные органы Росприроднадзора, утвердившие нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее – Лимиты).

Технический отчет должен быть представлен в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора в течение 10 рабочих дней с момента истечения очередного года с даты утверждения Лимитов.

В случае представления технического отчета позже указанного срока, расчет платы за размещение отходов с момента окончания указанного срока (десяти рабочих дней с момента истечения очередного года с даты утверждения Лимитов) до момента представления указанного отчета производится как за сверхлимитное размещение.

Таким образом, с 01.08.2016 АО, прямо не указанные в п. 1.1 ст. 4 Закона №209-ФЗ, будут обязаны разработать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в соответствии с п. 3 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

3. В части законодательства о закупках необходимо принять во внимание следующее. В силу ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон №44-ФЗ) заказчики обязаны осуществлять не менее 15% совокупного годового объема закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

Совокупный годовой объем закупок определяется как общий объем финансового обеспечения для их осуществления по Закону №44-ФЗ, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала финансового года и подлежащих оплате в этом году (п. 16 ст. 3 Закона №44-ФЗ).

К субъектам малого предпринимательства относятся юридические лиц и индивидуальные предприниматели, которые соответствуют ряду условий, предусмотренных в ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ". Согласно ч. 10 ст. 10 Закона №408-ФЗ до 01.08.2016 при решении вопроса о том, относятся ли лица к субъектам малого предпринимательства, следует исходить из указанной нормы в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона №408-ФЗ.

Таким образом, в случае если с 01.08.2016 АО, не указанные в п. 1.1 ст. 4 Закона №209-ФЗ, утратят статус субъектов малого и среднего предпринимательства, возникнет правовая неопределенность для заказчика при определении обязательной доли закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства.

4. Согласно ч. 1 ст. 17 Закона №209-ФЗ оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством РФ за счет средств бюджетов субъектов РФ, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Например, бюджетные субсидии являются целевыми средствами. Расходовать субсидию субъект предпринимательства вправе только на развитие бизнеса. Несмотря на указанный в п. 1 ст. 78 БК РФ безвозмездный (без установления обязательства по уплате процентов) и безвозвратный (без установления обязательства по возврату) характер предоставляемых субсидий, данные требования не действуют в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (пп. 3 п. 3 ст. 78 БК РФ).

В случае если АО получили финансовую поддержку в виде субсидии как субъект малого и среднего предпринимательства до 01.08.2016, то после указанной даты в связи с возможной утратой статуса субъекта малого и среднего предпринимательства АО может быть обязано возвратить полученные средства, поскольку данное обстоятельство может быть квалифицировано как нарушение условий, установленных при предоставлении средств в форме субсидии.

Исп. Высоцкая Е.

 

 

 

6. Согласно ст. 3 Федерального закона от 22.07.2008 №159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" (далее – Закон №159-ФЗ) субъекты малого и среднего предпринимательства при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта РФ или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком.

 

В пункте 7 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 05.11.2009 №134 указано что, в срок временного владения и (или) пользования недвижимым имуществом, указанный в статье 3 Федерального закона от 22.07.2008 №159-ФЗ, включается также срок владения и (или) пользования недвижимым имуществом лицом, являющимся предшествующим правообладателем по отношению к субъекту малого или среднего предпринимательства, заявившему о реализации права на приобретение.

 

При этом переход права аренды к новому арендатору может основываться как на универсальном, так и на сингулярном правопреемстве (например, перенаем), а прежние арендаторы должны на момент осуществления ими временного владения и (или) пользования недвижимым имуществом соответствовать критериям малого или среднего предпринимательства. Допускается переход права на приобретение в порядке универсального правопреемства от субъекта малого или среднего предпринимательства, заявившего о реализации данного права, к другому лицу.

 

Следовательно, для реализации преимущественного права владение и (или) пользование недвижимым имуществом субъектом малого предпринимательства должно осуществляться непрерывно 2 или более лет на основании именно договора аренды.

 

В случае если с 01.08.2016 АО, не указанные в п. 1.1 ст. 4 Закона №209-ФЗ, утратят статус субъектов малого и среднего предпринимательства, данное обстоятельство может создать препятствия для последующих арендаторов, которые относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства.

 

 

 

Таким образом, на основании вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что с высокой долей вероятности, АО (за исключением прямо указанных в п. 1.1 ст. 4 Закона №209-ФЗ) с 01.08.2016 не будут относиться к субъектам малого и среднего предпринимательства, и, следовательно, не смогут воспользоваться преимуществами, предоставленными законодательством РФ таким субъектам.

 

 

 

 

 


Адрес материала в интернете: http://www.auditspb.ru/articles.html?id=6