Пленум ВС РФ об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости

Информируем о принятии 30.06.2015 Постановления Пленума Верховного суда РФ (ВС РФ) №28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (далее также - Постановление), которое опубликовано в "Российской газете" 10.07.2015.

Поскольку кадастровая стоимость земельных участков и отдельных объектов недвижимости устанавливается, в том числе для целей налогообложения, определение кадастровой стоимости имеет особое значение. Рассматриваемое Постановление систематизирует и подробно разъясняет порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, в том числе с учетом положений вступающего в силу Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ).

1. Напоминаем, что с 15.09.2015 вступает в силу КАС РФ, касающийся рассмотрения Верховным судом РФ и судами общей юрисдикции административных дел, возникающих из публичных правоотношений.

Таким образом, дела об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов власти, а также оспаривание сведений о результатах определения кадастровой стоимости с указанной даты осуществляется по правилам КАС РФ.

Под оспариванием результатов определения кадастровой стоимости понимается предъявление любого требования, возможным результатом удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости, включая оспаривание решений и действий (бездействия) комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - Комиссия). Порядок создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости утвержден Приказом Минэкономразвития РФ от 04.05.2012 №263.

2. Истец и ответчик.

С административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться:

  1. юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения,
  2. а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности: например,

Административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются:

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки к участию в деле также привлекается орган, на который возложена обязанность по исправлению кадастровой или технической ошибки.

3. Для обращения в суд необходимо соблюдение досудебного порядка урегулирования спора, которым является предварительное обращения в Комиссию. В связи с этим к заявлению об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости должны прилагаться документы, подтверждающие его соблюдение.

О соблюдении досудебного порядка свидетельствует решение Комиссии об отказе в удовлетворении заявления о пересмотре кадастровой стоимости либо документы, подтверждающие факт обращения в Комиссию и нерассмотрения ею заявления в установленный законом срок.

Отметим, что для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, обращение в Комиссию с заявлением, в отличие от юридических лиц, не является обязательным.

4. Для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости административный истец вправе предъявить следующие требования:

К заявлению должны быть приложены в том числе следующие документы:

Исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки. В случае возникновения сомнений в обоснованности отчета об оценке и достоверности определения рыночной стоимости суд выносит эти обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на них не ссылались.

Кроме того суд вправе:

5. Срок обращения.

Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее 5 лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (ч. 3 ст. 245 КАС РФ).

Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.

6. Распределение бремени доказывания.

По делам о пересмотре кадастровой стоимости лица, участвующие в деле, обязаны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.

Обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце (ч. 5 ст. 247 и ч. 1 ст. 248 КАС РФ).

Если административный ответчик возражает против удовлетворения заявления, он обязан доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных административным истцом, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.

7. ВС РФ отмечает, что поскольку законодательство о налогах и сборах предполагает установление налогов, имеющих экономическое основание, то в связи с этим суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить кадастровую стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости (ст. 45 КАС РФ, п. 3 ст. 3 НК РФ).

Исп. Писарева А. 


 [1] На основании Постановления Правительства РФ от 01.06.2009 №457 функции по государственной кадастровой оценке возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).


Адрес материала в интернете: http://www.auditspb.ru/articles.html?id=6