Пленум ВС РФ об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости
Информируем о принятии 30.06.2015 Постановления Пленума Верховного суда РФ (ВС РФ) №28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (далее также - Постановление), которое опубликовано в "Российской газете" 10.07.2015.
Поскольку кадастровая стоимость земельных участков и отдельных объектов недвижимости устанавливается, в том числе для целей налогообложения, определение кадастровой стоимости имеет особое значение. Рассматриваемое Постановление систематизирует и подробно разъясняет порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, в том числе с учетом положений вступающего в силу Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ).
1. Напоминаем, что с 15.09.2015 вступает в силу КАС РФ, касающийся рассмотрения Верховным судом РФ и судами общей юрисдикции административных дел, возникающих из публичных правоотношений.
Таким образом, дела об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов власти, а также оспаривание сведений о результатах определения кадастровой стоимости с указанной даты осуществляется по правилам КАС РФ.
Под оспариванием результатов определения кадастровой стоимости понимается предъявление любого требования, возможным результатом удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости, включая оспаривание решений и действий (бездействия) комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - Комиссия). Порядок создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости утвержден Приказом Минэкономразвития РФ от 04.05.2012 №263.
2. Истец и ответчик.
С административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться:
- юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения,
- а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности: например,
- бывший собственник объекта недвижимости вправе обратиться с заявлением о пересмотре его кадастровой стоимости, если результатами кадастровой оценки затрагиваются права и обязанности такого лица как налогоплательщика, в налоговом периоде, в котором подано заявление;
- участник долевой собственности самостоятельно участвует в налоговых правоотношениях и может реализовать свое право на пересмотр кадастровой стоимости независимо от согласия других сособственников. При этом, как указывает ВС РФ, несогласие других сособственников с пересмотром кадастровой стоимости само по себе не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований;
- арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с названным заявлением в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости;
- лицо, имеющее исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе оспорить его кадастровую стоимость, если выкупная цена или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости;
- прокурор, в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, интересов РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.
Административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются:
- государственный орган (например, Правительство субъекта РФ) или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке (ФГБУ "Государственная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"[1]);
- орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке - по делам о пересмотре кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, а также ранее учтенных объектов недвижимости в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик;
- Комиссия и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, при котором она создана - по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) Комиссии.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки к участию в деле также привлекается орган, на который возложена обязанность по исправлению кадастровой или технической ошибки.
3. Для обращения в суд необходимо соблюдение досудебного порядка урегулирования спора, которым является предварительное обращения в Комиссию. В связи с этим к заявлению об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости должны прилагаться документы, подтверждающие его соблюдение.
О соблюдении досудебного порядка свидетельствует решение Комиссии об отказе в удовлетворении заявления о пересмотре кадастровой стоимости либо документы, подтверждающие факт обращения в Комиссию и нерассмотрения ею заявления в установленный законом срок.
Отметим, что для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, обращение в Комиссию с заявлением, в отличие от юридических лиц, не является обязательным.
4. Для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости административный истец вправе предъявить следующие требования:
- об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости; об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки (далее - заявления о пересмотре кадастровой стоимости);
- об оспаривании решения или действия (бездействия) Комиссии.
К заявлению должны быть приложены в том числе следующие документы:
- кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости, а также сведения о дате, на которую определена кадастровая стоимость объекта недвижимости;
- нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;
- отчет, составленный на дату, по состоянию на которую была определена кадастровая стоимость объекта недвижимости, если подается заявление об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки. В случае возникновения сомнений в обоснованности отчета об оценке и достоверности определения рыночной стоимости суд выносит эти обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на них не ссылались.
Кроме того суд вправе:
- привлечь к участию в деле специалиста для получения консультаций, пояснений и оказания иной технической помощи при исследовании доказательств, в том числе для решения вопроса о необходимости проведения экспертизы;
- вызвать в качестве свидетеля оценщика, проводившего государственную кадастровую оценку и (или) составившего отчет о рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, а также эксперта, давшего положительное заключение на соответствующий отчет;
- назначить экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении (об установлении рыночной стоимости, а также о том, допущено ли оценщиком нарушение требований федеральных стандартов оценки, предъявляемых к форме и содержанию отчета, к описанию объекта оценки, к методам расчета рыночной стоимости конкретного объекта оценки, и иные нарушения, которые могли повлиять на определение итоговой величины рыночной стоимости, в том числе правильно ли определены факторы, влияющие на стоимость объекта недвижимости, допускались ли ошибки при выполнении математических действий, является ли информация, использованная оценщиком, достоверной, достаточной, проверяемой).
5. Срок обращения.
Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее 5 лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (ч. 3 ст. 245 КАС РФ).
Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
6. Распределение бремени доказывания.
По делам о пересмотре кадастровой стоимости лица, участвующие в деле, обязаны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.
Обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце (ч. 5 ст. 247 и ч. 1 ст. 248 КАС РФ).
Если административный ответчик возражает против удовлетворения заявления, он обязан доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных административным истцом, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
7. ВС РФ отмечает, что поскольку законодательство о налогах и сборах предполагает установление налогов, имеющих экономическое основание, то в связи с этим суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить кадастровую стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости (ст. 45 КАС РФ, п. 3 ст. 3 НК РФ).
Исп. Писарева А.
[1] На основании Постановления Правительства РФ от 01.06.2009 №457 функции по государственной кадастровой оценке возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).