Изменения Закона о защите конкуренции

Информируем о принятии Федерального закона от 13.07.2015 №250-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты РФ" (далее - Закон №250-ФЗ).

Закон №250-ФЗ был официально опубликован на портале правовой информации www.pravo.gov.ru 13.07.2015 и вступает в силу по истечении 180 дней после дня публикации, т.е. с 10.01.2016.

Закон №250-ФЗ внес дополнения в Федеральный закон от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции" в отношении порядка рассмотрения жалоб на нарушение процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства.

1. Закон №250-ФЗ внес дополнения в ст. 18.1 ФЗ О защите конкуренции, регулирующую порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, включая ее наименование, в части включения в нее положений об обжаловании актов, действий (бездействий) органов исполнительной власти, должностных лиц указанных органов в части порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства.

1.1. Законом №250-ФЗ внесены дополнения, регламентирующие процедуру рассмотрения антимонопольным органом жалоб на акты и (или) действия (бездействие) федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления либо иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, должностных лиц указанных органов или организаций при осуществлении в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, утвержденные Правительством РФ в соответствии с ч. 2. ст. 6 ГрК РФ (п. 2 ч. 1 ст. 18.1 ФЗ О защите конкуренции).

Необходимо напомнить, что в настоящее время имеет место утвержденный Правительством РФ исчерпывающий перечень процедур в сфере Жилищного строительства (Постановление Правительства РФ от 30.04.2014 №403). Соответственно, в текущем периоде и в данном контексте речь идет о рассмотрении жалоб антимонопольным органом на акты, действия (бездействие) органов исполнительной власти и должностных лиц на процедуры, предусмотренные нормативными правовыми актами РФ, связанные:

на процедуры, связанные с особенностями осуществления градостроительной деятельности на территориях субъектов РФ и территориях муниципальных образований (в случае, если такие процедуры и порядок их проведения установлены нормативным правовым актом субъекта РФ или муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления) (Постановление Правительства РФ от 30.04.2014 №403).

При этом Законом №250-ФЗ уточнено, что рассмотрение жалоб антимонопольным органом допускается по истечении 6-ти месяцев со дня вступления в силу акта Правительства РФ, утвердившего исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства (ст. 5 Закона №250-ФЗ) Т.е. по факту принятия Правительством РФ исчерпывающего перечня процедур в иных сферах строительства (помимо Жилищного строительства) антимонопольный орган будет осуществлять рассмотрение жалоб в данных сферах строительства.

Также Законом №250-ФЗ установлены исключения из процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства для обжалования: процедуры, осуществляемые государственным органом, уполномоченным на осуществление государственной регистрации прав на имущество в соответствии с законодательством РФ (п. 2 ч. 1 ст. 18.1 ФЗ О защите конкуренции).

1.2. В соответствии с Законом №250-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на нарушения:

Сроки на обжалование актов и (или) действий (бездействия) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, - не позднее чем в течение 3-х месяцев со дня принятия акта и (или) совершения действия (бездействия) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей (ч. 5.1 ст. 18.1 ФЗ О защите конкуренции).

При этом Закон №250-ФЗ допускает обжалование актов и (или) действий (бездействия) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, в судебном порядке. Обжалование вышеуказанных актов в антимонопольный орган не является препятствием для их обжалования в суд (ч. 3 ст. 18.1 ФЗ О защите конкуренции).

Кроме того, Законом №250-ФЗ предоставлено право Заявителю отозвать жалобу до принятия решения по существу жалобы. При этом законодатель ограничивает право Заявителя, отозвавшего жалобу, на подачу жалобы повторно на те же акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей (ч. 24 ст. 18.1 ФЗ О защите конкуренции).

Также Законом №250-ФЗ детально прописан порядок подачи жалобы, включая форму и содержание жалобы (абз. 1 ч. 6, п. 4. ч. 6, ч.ч. 15.1-15.2 ст.18.1 ФЗ О защите конкуренции), полномочия антимонопольного органа (ч. 17 ст. 18.1 ФЗ О защите конкуренции).

По результатам принятия решения по существу жалобы антимонопольный орган выдает органам исполнительной власти и организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства;

организациям, осуществляющим эксплуатацию сетей, при осуществлении деятельности в рамках исчерпывающих перечней процедур в сферах строительства обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в т.ч. предписания о заключении договоров, об изменении условий договоров или о расторжении договоров в случае, если лицами, права которых нарушены или могут быть нарушены, было заявлено соответствующее требование.

2. Законом №250-ФЗ введена административная ответственность за нарушение порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, за действия (бездействие) должностных лиц органов исполнительной власти и организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, за исключением случаев, предусмотренных ст.5.63 КоАП, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3'000 до 5'000 рублей, повторное совершение административного правонарушения - в размере от 30'000 до 50'000 рублей или дисквалификацию на срок до 2-х лет (ст. 14.9.1 КоАП).

Также Законом №250-ФЗ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10'000 до 40'000 рублей; на юридических лиц - от 100'000 до 500'000 рублей, повторное совершение административного правонарушения - влечет помимо ранее установленного наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 40'000 до 50'000 рублей; на юридических лиц - от 600'000 до 1'000'000 рублей, "либо дисквалификацию на срок до 3-х лет (ст. 9.21 КоАП).

Также Законом №250-ФЗ внесены изменения в ч. 1 ст. 4 ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ", ст. 11.2 ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

Исп. Штутман Н.


Адрес материала в интернете: http://auditspb.ru/articles.html?id=6