Закон о стандартизации в РФ

Информируем о принятии Федерального закона от 29.06.2015 №162-ФЗ "О стандартизации в РФ" (далее - Закон №162-ФЗ).

Закон №162-ФЗ был официально опубликован на портале правовой информации www.pravo.gov.ru 30.06.2015 и вступает в силу по истечении 90 дней со дня его публикации, т.е. с 29.09.2015 (за исключением отдельных положений, указанных в ст. 36 Закона №162-ФЗ).

Принят "долгожданный" Закон №162-ФЗ, направленный на формирование "инновационного потенциала страны и повышение конкурентно способности российских товаров".

Из пояснительной записки к законопроекту следует, что Закон разработан в целях совершенствования государственного регулирования в сфере стандартизации и формирует базовые цели, принципы стандартизации, в т.ч., в сфере обороны и безопасности государства, устанавливает правовой статус национальной системы стандартизации и ее участников, определяет документы по стандартизации, полномочия национального органа РФ по стандартизации и другие вопросы, касающиеся обеспечения деятельности в сфере стандартизации в рамках национальной системы стандартизации, отвечающей наилучшей международной практике и международным соглашениям в данной сфере.

Кроме того, Закон направлен на усиление роли стандартизации для технического переоснащения и модернизации производства, внедрения инновационных технологий, приведение национального законодательства в соответствие с Соглашением Всемирной торговой организации (ВТО) по техническим барьерам в торговле на основе применения Кодекса добросовестной практики применительно к разработке, утверждению и применению стандартов.

Заявленные цели законопроекта нашли отражение в принятом Законе №162-ФЗ.

1. Законом №162-ФЗ определена сфера регулирования отношений в сфере стандартизации.

Документ регулирует отношения в сфере стандартизации, включая отношения, возникающие при разработке (ведении), утверждении, изменении (актуализации), отмене, опубликовании и применении документов по стандартизации, указанных в ст. 14 Закона №162-ФЗ. Применение документов по стандартизации для целей технического регулирования устанавливается в соответствии с ФЗ "О техническом регулировании" (ч. 1. ст. 1 и ч. 2 ст. 5 Закона №162-ФЗ).

Из положений Закона №162-ФЗ следует, что вопросы разработки и принятия стандартов национальной системы стандартизации исключены из сферы технического регулирования - из ФЗ "О техническом регулировании". При этом вопросы непосредственного применения стандартов в сфере технического регулирования (применение на добровольной основе стандартов в целях обеспечения выполнения требований технических регламентов) оставлены в предметной области ФЗ "О техническом регулировании".

2. Основные нововведения Закона №162-ФЗ - создание основанной на международной терминологии государственной политики в сфере стандартизации.

Закон был призван унифицировать применяемую терминологию в соответствии с международной практикой.

Законом №162-ФЗ установлено 15 понятий (ст. 2 Закона №162-ФЗ). Законодательно закреплено понятие "технические условия", под которыми понимается вид стандарта организации, утвержденный изготовителем продукции (далее - изготовитель) или исполнителем работы, услуги (далее - исполнитель) (п. 15 ст. 2 Закона №162-ФЗ). Такие документы широко используются для производства конкретной продукции и при оказании услуг (выполнении работ).

При этом в отличие от законопроекта в Законе №162-ФЗ определение "технических условий" оказалось "усеченным" в существенной части, а именно: из данного определения "исчезла" последняя часть определения: вид стандарта "устанавливающий требования к безопасности и качественным показателям продукции (работы, услуги) и методам ее контроля", используемая в международных руководствах по стандартизации.

Помимо основных понятий, целей, задач и принципов стандартизации (ст.ст. 3-4 Закона №162-ФЗ), правового регулирования отношений в сфере стандартизации (ст. 5 Закона №162-ФЗ), направления государственной политики РФ в сфере стандартизации (ст. 7 Закона №162-ФЗ), Законом №162-ФЗ установлены требования к федеральному органу РФ исполнительной власти по стандартизации (ст.ст. 9-10 Закона №162-ФЗ), а также к техническим комитетам по стандартизации (ст.ст. 11-12 Закона №162-ФЗ).

Новеллой Закона №162-ФЗ является включение в число участников национальной системы стандартизации проектных технических комитетов по стандартизации, которые предлагается создавать на временной основе. В состав проектного технического комитета по стандартизации на добровольной основе и на условиях равного представительства сторон могут входить лица, указанные в ч. 2 ст. 11 Закона №162-ФЗ - представители федеральных органов исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", иных государственных корпораций, органов исполнительной власти субъектов РФ и МО, научных организаций, в том числе осуществляющих деятельность в сфере стандартизации, изготовителей, исполнителей, общественных объединений потребителей (ст. 12 Закона №162-ФЗ).

При этом в отличие от законопроекта в Законе №162-ФЗ оказались не прописанными задачи проектного технического комитета и случаи создания подобных комитетов.

3. Законом №162-ФЗ определены виды документов по стандартизации, требования к ним, порядок их разработки и правила применения.

3.1. К документам по стандартизации Законом №162-ФЗ отнесены: документы национальной системы стандартизации; общероссийские классификаторы; стандарты организаций, в т.ч. , технические условия; своды правил; документы по стандартизации, которые устанавливают обязательные требования в отношении объектов стандартизации, предусмотренных ст. 6 Закона №162-ФЗ - оборонной продукции (ст. 14 Закона №162-ФЗ).

Законом №162-ФЗ также даны определения и порядок разработки таких документов по стандартизации как рекомендации по стандартизации (п. 11 ст. 2, ст. 18 Закона №162-ФЗ); информационно-технические справочники (п. 3 ст. 2, ст. 19 Закона №162-ФЗ); общероссийские классификаторы (п. 7 ст. 2, ст. 20 Закона №162-ФЗ); стандарты организаций и технические условия (п.п. 14-15 ст. 2, ст. 21 Закона №162-ФЗ); своды правил (п. 12 ст. 2, ст. 22 Закона №162-ФЗ);

3.2. Законом №162-ФЗ детально проработан порядок разработки и утверждения национальных стандартов и предварительных национальных стандартов.

С целью приведения российской системы стандартизации в соответствии с международными "подходами" законодатель определил, что при разработке национальных стандартов международные стандарты используются в качестве основы.

Исключение составляют случаи: если такое использование признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям РФ, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям либо РФ в соответствии с установленными процедурами выступала против утверждения международного стандарта или отдельного его положения (ч. 3 ст. 15 Закона №162-ФЗ).

Документы национальной системы стандартизации не должны противоречить международным договорам РФ, федеральным законам, актам Президента РФ, актам Правительства РФ, нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти и нормативным правовым актам Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", изданным в соответствии с установленными полномочиями (ч. 1 ст. 15 Закона №162-ФЗ).

Необходимо отметить, что Закон №162-ФЗ сами стандарты не устанавливает и при разработке национальных стандартов велика вероятность прямого переноса международных стандартов (фактически нормативы ЕС) в российское законодательство. Как это скажется на российском рынке спрогнозировать невозможно.

При этом Закон №162-ФЗ разделяет основополагающие национальные стандарты и правила стандартизации, и национальные стандарты и предварительные национальные стандарты.

Основополагающий национальный стандарт - национальный стандарт, разработанный и утвержденный федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации, устанавливающий общие положения, касающиеся выполнения работ по стандартизации, а также виды национальных стандартов (п. 8 ст. 2 Закона №162-ФЗ).

Под национальным стандартом понимается документ по стандартизации, который разработан техническим комитетом по стандартизации или проектным техническим комитетом по стандартизации, утвержден федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации и в котором для всеобщего применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации (п. 5 ст. 2 Закона №162-ФЗ).

Под предварительным стандартом понимается тоже, что и под национальным стандартом с оговоркой "на ограниченный срок в целях накопления опыта в процессе применения предварительного национального стандарта для возможной последующей разработки на его основе национального стандарта" (п. 10 ст. 2 Закона №162-ФЗ).

Законом №162-ФЗ также установлено, что разработка документов национальной системы стандартизации должна осуществляться в соответствии с основополагающими национальными стандартами (ч. 1. ст. 16 Закона №162-ФЗ).

Порядок разработки и утверждения национальных и предварительных национальных стандартов, а также планирование работ по стандартизации (программы стандартизации) подробно урегулированы главой 5 Закона №162-ФЗ (ст.ст. 23-25).

3.3. Существенный интерес представляют правила применения документов национальной системы стандартизации.

Законом №162-ФЗ закреплено, что применение международных стандартов, региональных стандартов и региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, иных документов по стандартизации иностранных государств осуществляется в соответствии с международными договорами РФ и настоящим Законом №162-ФЗ (ч. 3 ст. 5 Закона №162-ФЗ).

Законом №162-ФЗ установлено, что документы национальной системы стандартизации применяются на добровольной основе одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции (товаров, работ, услуг), если иное не установлено законодательством РФ (ч. 1 ст. 26 Закона №162-ФЗ).

Законом №162-ФЗ определены условия применения международных стандартов, региональных стандартов, межгосударственных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств, сводов правил иностранных государств - в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований утвержденного технического регламента или которые содержат правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в т.ч. правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения утвержденного технического регламента и осуществления оценки соответствия, устанавливаются в соответствии с ФЗ "О техническом регулировании" (ч. 2 ст. 26 Закона №162-ФЗ).

Положениями настоящих статей законодатель преследовал цель позволить (в отличие от действующего законодательства) применять международные стандарты, не дожидаясь разработки национальных стандартов.

Также Законом №162-ФЗ закреплена обязательность применения национального стандарта для изготовителя и (или) исполнителя в случае публичного заявления о соответствии продукции национальному стандарту, в том числе в случае применения обозначения национального стандарта в маркировке, в эксплуатационной или иной документации, и (или) маркировки продукции знаком национальной системы стандартизации (ч. 3 ст. 26 Закона №162-ФЗ).

Из содержания настоящих положений Закона №162-ФЗ следует, что если изготовитель заявил, что товар изготовлен по ГОСТу (указал на маркировке, в эксплуатационной или иной документации), то данный товар должен соответствовать всем требованиям стандарта. Цель данной нормы - создание инструмента для защиты рынка от некачественной продукции.

Кроме того, Закон №162-ФЗ предполагает возможность применения ссылок на официально опубликованные национальные стандарты и информационно-технические справочники.

Ссылки на национальные стандарты в нормативных правовых актах применяются путем приведения в них наименования и обозначения национальных стандартов с указанием даты утверждения и даты регистрации, пунктов, разделов национальных стандартов. Ссылки на информационно-технические справочники в нормативных правовых актах применяются путем приведения в них наименования и обозначения информационно-технического справочника с указанием даты его утверждения (ч.ч. 1, 3 ст. 27 Закона №162-ФЗ).

При этом федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации организует размещение в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в т.ч., в форме открытых данных, перечня национальных стандартов и информационно-технических справочников, ссылки на которые содержатся в нормативных правовых актах (ч. 5 ст. 27 Закона №162-ФЗ).

Также Законом №162-ФЗ определен механизм пересмотра национальных стандартов, на которые даны ссылки в нормативных актах (ч. 6 ст. 27 Закона №162-ФЗ).

4. Законом №162-ФЗ уделено большое внимание информационному обеспечению стандартизации.

4.1. Законом №162-ФЗ предусмотрено формирование и введение Федерального информационного фонда стандартов, который является государственным информационным ресурсом. Порядок формирования и введения Федерального информационного фонда стандартов устанавливается Правительством РФ. Федеральный информационный фонд стандартов будут составлять документы: национальной системы стандартизации, общероссийские классификаторы, международные стандарты, региональные стандарты, стандарты иностранных государств, своды правил, региональные своды правил, своды правил иностранных государств, надлежащим образом заверенные переводы на русский язык международных стандартов, региональных стандартов и региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, которые приняты на учет федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации, документы по стандартизации международных организаций по стандартизации, региональных организаций по стандартизации и иные документы по стандартизации иностранных государств (ч.ч. 1, 3, 5 ст. 29 Закона №162-ФЗ).

4.2. В целях использования международной практики по изданию и распространению документов по стандартизации Законом №162-ФЗ введено опубликование и распространение национальных стандартов.

Официальное опубликование, издание и распространение документов национальной системы стандартизации, общероссийских классификаторов, документов международных организаций по стандартизации и региональных организаций по стандартизации возложено на федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации.

В свободном доступе на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации будут находиться: национальные стандарты, которые включены в перечень национальных стандартов и информационно-технических справочников, ссылки на которые содержатся в нормативных правовых актах в соответствии со ст. 27 Закона №162-ФЗ; основополагающие национальные стандарты и правила стандартизации; общероссийские классификаторы; информационно-технические справочники.

Кроме того, документы национальной системы стандартизации с учетом их актуализации для организации свободного доступа в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации, будут предоставляться государственным библиотекам, библиотекам Российской академии наук, других академий, научно-исследовательских институтов, образовательных организаций высшего образования предоставляются (ч.ч. 1, 3, 4 ст. 30 Закона №162-ФЗ).

4.3. Для информирования заинтересованных лиц о принадлежности к национальной системе стандартизации вводится Знак национальной системы стандартизации.

Знаком национальной системы стандартизации маркируются документы национальной системы стандартизации, а также может маркироваться продукция, соответствующая национальному стандарту, и (или) эксплуатационная или иная документация, прилагаемая к такой продукции. Знак национальной системы стандартизации не является специальным знаком и наносится в информационных целях (ч.ч. 1-2 ст. 31 Закона №162-ФЗ).

При этом федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации организует размещение в свободном доступе на своем официальном сайте информации о продукции с маркировкой знаком национальной системы стандартизации (ч. 3 ст. 31 Закона №162-ФЗ).

5. Также Закон №162-ФЗ определяет основные задачи (основные направления) и формы международного сотрудничества в сфере стандартизации посредством участия федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в международных и региональных организациях по стандартизации (ст. 32 Закона№162-ФЗ); и устанавливает источники финансирования работ по стандартизации: за счет бюджетных ассигнований, предоставляемых из федерального бюджета, на реализацию единой государственной политики в сфере стандартизации (в т.ч.: на разработку и реализацию программы национальной стандартизации, стандартизации по приоритетным направлениям; разработку документов национальной системы стандартизации и межгосударственных стандартов, включенных в программу национальной стандартизации; проведение экспертизы проектов национальных и предварительных национальных стандартов, проектов межгосударственных стандартов, включенных в программу национальной стандартизации; разработку международных стандартов и региональных стандартов, в разработке которых участвует РФ, а также проведение экспертизы отдельных проектов международных стандартов и региональных стандартов и др.), а также за счет юридических лиц (в т.ч. государственных корпораций, иных некоммерческих организаций) на разработку национальных стандартов, предварительных национальных стандартов и межгосударственных стандартов, включенных в программу национальной стандартизации, и (или) перспективных программ стандартизации по приоритетным направлениям и др.) (ст. 33 Закона №162-ФЗ).

6. Законом №162-ФЗ введена ответственность в сфере стандартизации: уголовная, административная и иная ответственность, которая устанавливается в соответствии с законодательством РФ (ст. 34 Закона №162-ФЗ).

Резюмируя вышеизложенное, основными нововведениями Закона №162-ФЗ явились создание основанной на международной терминологии государственной политики в сфере стандартизации, включение проектных технических комитетов в структуру национальной системы стандартизации, введение технических условий в состав документов по стандартизации, использование ссылок на национальные стандарты в нормативных правовых актах, обеспечение свободного доступа к национальным стандартам и создание стандартов по конкретным отраслям промышленности, что должно позволить сформировать современный механизм правового регулирования отношений в сфере стандартизации, направленный на создание "инновационного потенциала страны и повышение конкурентоспособности российских товаров".

Исп. Штутман Н.


Комментарии
Оставить комментарий


Обратная связь
Видеосеминары
Правила и условия обслуживания

ООО "Аудит Санкт-Петербург" предлагает всем гостям сайта информационно-консультационные онлайн-услуги.

Онлайн-услуги включают в себя:

  • доступ к самым свежим комментариям специалистов ООО "Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • возможность задать интересующие Вас вопросы специалистам ООО "Санкт-Петербург" в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Чтобы воспользоваться указанными онлайн-услугами Вам необходимо:

  • зарегистрироваться на сайте (регистрация бесплатная);
  • выбрать интересующий вид онлайн-услуг (сервисы "Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ");
  • оплатить выбранную онлайн-услугу.

Оплата производится отдельно по каждой онлайн-услуге:

  • сервис "Статьи и комментарии" - Вы оплачиваете подписку на аналитические материалы ООО "Аудит Санкт-Петербург" и на интересующий Вас период времени (либо месяц, либо полгода) получаете полный доступ (сервис будет открыт для Вас в день оплаты услуги);
  • сервис "Вопрос-ответ" - Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста ООО "Аудит Санкт-Петербург" по интересующему Вас вопросу. Сперва Вы задаете вопрос, затем специалист компании оценивает уровень его сложности и оповещает Вас в формате электронной почты о сроке подготовки ответа и о стоимости консультации. Если предложенные специалистом условия Вас устроят, Вы оплачиваете услугу. Специалист приступает к подготовке ответа сразу после оплаты консультации.

Оплата онлайн-услуг осуществляется через платежную систему ASSIST с помощью банковских карт VISA, MasterCard, DINERS CLUB.

ASSIST – это мультибанковская система платежей по пластиковым картам через сеть интернет, позволяющая в реальном времени производить авторизацию и обработку транcакций.

Оплата по банковским картам производится путем переадресации на сайт системы ASSIST. При попадании на сайт необходимо следовать инструкции, состоящей из следующих основных шагов:

  • необходимо выбрать вид платежного средства и нажать кнопку "Продолжить";
  • необходимо указать параметры платежного средства (данные о кредитной карте) и подтвердить согласие на проведение платежа нажатием кнопки "Оплатить".

Безопасность платежей в системе ASSIST обеспечивается использованием SSL протокола для передачи конфиденциальной информации от клиента на сервер системы ASSIST для дальнейшей обработки. Дальнейшая передача информации осуществляется по закрытым банковским сетям высшей степени защиты. Обработка полученных конфиденциальных данных (реквизиты карты, регистрационные данные и др.) производится в процессинговом центре, а не на сайте ООО "Санкт-Петербург". Таким образом, никто, даже продавец слуг, не сможет получить Ваши персональные и банковские данные.

Для защиты информации от несанкционированного доступа на этапе передачи от клиента на сервер системы ASSIST используется протокол SSL 3.0, сертификат сервера (128 bit) выдан компанией Thawte – признанным центром выдачи цифровых сертификатов.

После оплаты любого из предложенных видов онлайн-услуг в адрес Вашей электронной почты будет направлено оповещение (в формате электронного сообщения), подтверждающее факт оплаты.

Возврат уплаченных за онлайн-услуги денежных средств производиться в случаях, если:

  • до момента начала оказания онлайн-услуг клиент отказался от них, представив письменное подтверждение этого по электронной почте или факсу;
  • услуга не была оказана в срок, согласованный с клиентом, и с ним не было достигнуто соглашение о новом сроке оказания услуги.

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна регистрация

Регистрация позволит Вам стать абонентом нашего сайта (регистрация бесплатная).

Зарегистрированные абоненты получают возможность оплачивать доступ ко всем закрытым сервисам сайта и пользоваться предлагаемыми услугами.

В частности, зарегистрировавшись, Вы сможете:

  • получить полный доступ к самым свежим комментариям наших специалистов в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • задать интересующие Вас вопросы нашим специалистам в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Пользование любым из указанных сервисов оплачивается отдельно:

  • в первом случае Вы можете оплатить подписку на аналитические материалы компании, как на месяц, так и на 6-месячный срок;
  • во втором случае Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста по интересующему Вас вопросу (стоимость ответа устанавливает индивидуально в зависимости от сложности задаваемого вопроса).

Оплата указанных услуг осуществляется с помощью кредитных карт: Visa, MasterCard, Diners Club.

С более подробной информацией Вы можете ознакомиться в соответствующих разделах сайта ("Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ")

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна подписка

Подписка открывает полный доступ к комментариям специалистов компании "Аудит Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов.

Кроме того, подписка позволяет абонентам комментировать материалы раздела, а также обсуждать их с другими зарегистрированными абонентами.

Для доступа к разделу Вам необходимо:

Стоимость подписки определяется исходя из тарифа:

  • 1 мес. – 5 000 руб.
  • 3 мес. – 13 000 руб.
  • 6 мес. – 24 000 руб.

Внимание!

Только до 28 марта 2011 года действует специальное предложение:

  • 1 мес. – 2 000 руб.
  • 3 мес. – 4 000 руб.
  • 6 мес. – 10 000 руб.
Вход
Забыли пароль?

Новый пароль отправлен на почту

После авторизации вы сможете изменить его в профиле на любой другой


Регистрация
  • имя свободно
    имя занято
  • пароли совпадают
    пароли не совпадают

На ваш электронный ящик отправлено сообщение содержащее параметры активации вашего аккаунта.

Обычно, время доставки сообщения составляет не более трех минут

Письмо не пришло?  Запросить повторно отправлено