Обзор изменений законов в части обязательных страховых взносов

Информируем о ряде федеральных законов, подписанных президентов РФ 28.12.2013, по вопросам изменения законодательства РФ об обязательных страховых взносах.

1. Федеральный закон от 28.12.2013 №421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон №421-ФЗ).

Назначение Закона №421-ФЗ заключается в приведении законодательной базы в различных областях в соответствие с нормами следующих Федеральных законов, вступивших в силу (в основной своей части) с 01.01.2014,:

  1. закон от 28.12.2013 №426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (опубликован на портале www.pravo.gov.ru 30.12.2013, за исключением отдельных положений вступил в силу с 01.01.2014);
  2. закон от 28.12.2013 №422-ФЗ "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования РФ при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений" (опубликован на портале www.pravo.gov.ru 30.12.2013, вступил в силу с 01.01.2014, однако фактически основные нормы начнут применяться только с 01.01.2015).

В связи с появлением указанных документов Закон №421-ФЗ внес правки в 17 нормативных актов, среди которых в том числе:

  • ­3 кодекса РФ (Трудовой, Уголовный, КоАП);
  • ряд федеральных законов, затрагивающих вопросы обязательного государственного страхования (законы от 24.07.2009 №212-ФЗ "О страховых взносах в ПФ РФ, ФСС РФ, ФФОМС"; от 15.12.2001 №167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ"; от 01.04.1996 №27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования"; от 24.07.1998 №125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"; от 16.07.1999 №165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования"; от 17.12.2001 №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ").

Ниже приведены наиболее существенные изменения, предусмотренные Законом №421-ФЗ (за исключением правок Трудового кодекса РФ, которым будет посвящено отдельное информационное сообщение).

1.1. Изменения, связанные с принятием Федерального закона от 28.12.2013 №426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".

Названный закон с 01.01.2014 ввел совершенно новую процедуру - специальную оценку условий труда, которая призвана заменить собой аттестации рабочих мест.

Спецоценка включает мероприятия, направленные на выявление на рабочих местах потенциально опасных и вредных факторов и определение уровня их воздействия на работников. По итогам ее проведения будет устанавливаться соответствующий класс (подкласс) условий труда (более подробная информация о нормах Закона №426-ФЗ, в том числе в части предусмотренных в связи с его принятием правок Трудового кодекса РФ, будет направлена в Ваш адрес дополнительно).

В связи с появлением новой процедуры внесены зеркальные изменения в Законы от 24.07.2009 №212-ФЗ "О страховых взносах в ПФ РФ, ФСС РФ, ФФОМС" (ст. 58.3 в новой редакции) и от 15.12.2001 №167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" (ст. 33.2 в новой редакции).

Суть данных изменений сводится к установлению нового порядка исчисления дополнительных страховых взносов в ПФ РФ для работодателей по выплатам в пользу работников, занятых на работах, которые в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" дают право на досрочное назначение трудовой пенсии (18 наименований работ с вредными или опасными условиями труда).

Напомним, что тариф таких дополнительных взносов установлен с 01.01.2013 в следующем размере (вся сумма перечисляется в виде солидарной части тарифа на финансирование страховой части трудовой пенсии):

1) по выплатам в пользу мужчин и женщин, занятых на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах (пп. 1 п. 1 ст. 27 Закона о трудовых пенсиях):

  • в 2013 году было - 4%;
  • в 2014 году - 6%;
  • с 2015 года - 9%.

2) по выплатам в пользу всех прочих работников, занятых на работах, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии (пп. 2-18 п. 1 ст. 27 Закона о трудовых пенсиях):

  • в 2013 году было - 2%;
  • в 2014 году - 4%;
  • с 2015 года - 6%.

Закон №421-ФЗ установил, что работодатели в части оговоренных выше работников в зависимости от установленного по результатам специальной оценки класса условий труда применяют следующие тарифы (взамен ранее установленных):

Класс условий труда

Подкласс условий труда

Дополнительный тариф страхового взноса

Оптимальный

1

0%

Допустимый

2

0%

Вредный

3.1

2%

3.2

4%

3.3

6%

3.4

7%

Опасный

4

8%

При этом Закон №421-ФЗ отменил положения, в которых было установлено право работодателей на освобождение от уплаты взносов в ПФ РФ по дополнительным тарифам по итогам проведения специальной оценки условий труда. Такие нормы также были прописаны с 01.01.2013 как в статье 58.3 Закона о страховых взносах, так и в статье 33.2 Закона об ОПС (в обеих статьях - пункт 4). И, к слову, данные положения до сегодняшнего дня были единственными, где употреблялось понятие "специальная оценка условий труда". Однако в силу отсутствия соответствующих правил проведения спецоценки в течение 2013 года применение освобождения от уплаты допвзносов на практике было не возможно. Однако как видно из представленной выше таблицы с вступлением в силу Закона №421-ФЗ вместо освобождения плательщикам взносов предоставляется иная преференция - уплата допвзносов по тарифу 0% в случае, если по результатам обязательной специальной оценки будет установлен оптимальный или допустимый класс условий труда. Кроме того, даже если указанные классы не будут присвоены, остается возможность уплаты взносов по тарифу меньшему, чем ранее установленный тариф, в случае, например, присвоения класса вредный подкласса 3.1 (тариф 2%).

Другое не менее важное нововведение - Закон №421-ФЗ установил, что в части лиц, приведенных в подпунктах 1-18 п. 1 ст. 27 Закона о трудовых пенсиях, периоды работы во вредных или опасных условиях, имевшие место после 01.01.2013, засчитываются в стаж только при условии начисления и уплаты страхователем дополнительных страховых взносов. Иными словами, право на досрочную трудовую пенсию лиц, указанных в пп. 1-18 п. 1 ст. 27 Закона о трудовых пенсиях, поставлено в прямую зависимость от факта уплаты работодателями взносов в ПФ РФ по дополнительным тарифам. Кстати, обратной зависимости при этом нет, т.е. уплата допвзносов вовсе не означает, что работник автоматически получает право на досрочную пенсию.

Законом №421-ФЗ также указано, что условия назначения трудовой пенсии, установленные пп. 1-18 п. 1 ст. 27 Закона о трудовых пенсиях, применяются только в том случае, если по результатам специальной оценки условий труда таким работам присвоен либо вредный, либо опасный класс. Однако в переходный период (т.е. до проведения спецоценки) в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, будут по-прежнему включаться любые периоды занятости на работах во вредных или опасных условиях, в том числе в отношении рабочих мест, условия труда на которых по результатам ранее проведенной аттестации рабочих мест признаны оптимальными или допустимыми.

1.2. Изменения, связанные с принятием Федерального закона от 28.12.2013 №422-ФЗ "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе ОПС РФ при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений".

Закон устанавливает механизм защиты прав и интересов застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования РФ при формировании и инвестировании пенсионных накоплений, и осуществлении выплат за счет средств данных накоплений.

Положения о гарантировании пенсионных накоплений обязательны для всех страховщиков (ПФ РФ, негосударственные ПФ), занимающихся обязательным пенсионным страхованием. При этом в систему гарантирования прав застрахованных лиц войдут лишь те НПФ, чья деятельность будет признана ЦБ РФ удовлетворительной. Фонды, отказавшиеся от участия в системе, должны прекратить договоры об обязательном пенсионном страховании и передать накопления в ПФ РФ.

Для целей реализации механизма защиты прав застрахованных лиц Законом предусмотрено создание резервов:

  • резервы, формируемые отдельно каждым страховщиком по ОПС;
  • фонд гарантирования пенсионных накоплений (формирование фонда возложено на государственную корпорацию "Агентство по страхованию вкладов"; фонд создается за счет взносов страховщиков).

В случае наступления гарантийного случая (например, банкротство страховщика, аннулирование у него лицензии) первоначальным источником покрытия недостатка средств пенсионных накоплений становится собственный резерв по ОПС страховщика. Далее при его недостаточности - личные средства страховщика. Если же и их не хватает - средства фонда гарантирования.

Законом установлено, что система гарантирования должна обеспечивать сохранность пенсионных накоплений в размере уплаченных взносов на накопительную часть пенсии (включая дополнительные взносы, суммы по программе софинансирования накопительной пенсии, средства материнского капитала). Гарантия также распространится и на капитализированный доход от инвестирования пенсионных накоплений, однако только при условии смены НПФ не чаще 1 раза в 5 лет.

В связи с принятием Закона о гарантировании прав застрахованных лиц Законом №421-ФЗ были внесены правки (преимущественно технического характера) в Федеральный закон от 15.12.2001 №167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ". В частности, расширены права и обязанности страховщика и застрахованных лиц, откорректированы положения в части формирования и расходования бюджета ПФ РФ.

1.3. Прочие изменения, предусмотренные Законом №421-ФЗ.

1) В Закон о страховых взносах (от 24.07.2009 №212-ФЗ) внесены правки, которые на период 2015-2021 гг. вводят особый порядок индексации предельной величины базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в ПФ РФ.

Установлено, что предельная база подлежит ежегодному утверждению Правительством РФ с учетом размера средней заработной платы в РФ на соответствующий год, увеличенного в 12 раз, и повышающего коэффициента:

  • в 2015 году - 1,7;
  • в 2016 году - 1,8;
  • в 2017 году - 1,9;
  • в 2018 году - 2,0;
  • в 2019 году - 2,1;
  • в 2020 году - 2,2;
  • в 2021 году - 2,3.

Таким образом, с 2015 года размер предельной базы для целей страховых взносов в ПФ РФ будет отличаться от размера базы взносов в ФСС РФ и ФФОМС. Изменился подход к расчету предельный базы.

В основу расчета применяемой в настоящее время предельной базы для начисления взносов в государственные внебюджетные фонды, напомним, заложена ежегодная индексация, учитывающая рост средней заработной платы в стране. Т.е. фактически на каждый год Правительством РФ утверждается коэффициент индексации, на который нарастающим итогом корректируется величина предельной базы.

Предельная база на ОПС с 2015 года будет определяться иными способом. При ее расчете неизвестным показателем является размер средней заработной платы в РФ, который будет перемножаться на 12 и на соответствующий коэффициент (как указано выше, размеры коэффициента на период 2015-2021 гг. зафиксированы).

На сегодняшний день в силу отсутствия официально данных о размере средней заработной платы в РФ мы не имеем возможности определить хотя бы примерную величину предельной базы на ОПС на 2015 год и, соответственно, сопоставить ее действующей базе для начисления страховых взносов (в 2014 году - 624'000 руб.).

2) В Федеральный закон от 01.04.1996 №27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе ОПС" внесены изменения, связанные с ответственностью страхователей за непредставление либо представление неполных или недостоверных сведений о застрахованных лицах для целей осуществления индивидуального (персонифицированного) учета.

Ранее данное нарушение влекло финансовые санкции в виде взыскания 10% причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в ПФ РФ. С вступлением в силу Закона №421-ФЗ на страхователя будет распространена санкция - 5% от суммы страховых взносов, начисленной к уплате в ПФ РФ за последние 3 месяца отчетного периода, за который не представлены (либо представлены неполные или недостоверные) сведения.

Закон №421-ФЗ официально был опубликован на интернет-портале www.pravo.gov.ru 30.12.2013. Документ вступил в силу с 01.01.2014, за исключением отдельных положений, которые выше нами не были рассмотрены (такие изменения вступят в действие только с 01.01.2015).

2. Федеральный закон от 28.12.2013 №427-ФЗ "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" и статью 1 Федерального закона "О средствах федерального бюджета, выделяемых ПФ РФ на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца отдельным категориям граждан" (далее - Закон №427-ФЗ).

Закон №427-ФЗ увеличил период ухода за детьми, засчитываемый в страховой стаж для целей назначения трудовой пенсии.

Изменения внесены в Федеральный закон от 17.12.2001 №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" (статья 11). В частности, установлено, что с вступлением в силу Закона №427-ФЗ (с 01.01.2014) в стаж наравне с периодами работы и иной деятельности засчитывается период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, но в общей сложности не более 4,5 лет (ранее был установлен 3-летний предел).

Кроме того, указано, что размеры трудовых пенсий, установленные до 01.01.2014, подлежат перерасчету на основании имеющихся у пенсионных органов документов без истребования от граждан какого-либо заявления о таком перерасчете. Однако если такие документы отсутствуют, заявления для перерасчета все же потребуется.

Справочно добавим, что Федеральным законом от 28.12.2013 №400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 2015 года предусмотрено увеличение периода ухода за детьми до 6 лет. Таким образом, в рамках проводимой Правительством РФ социальной политики по защите интересов многодетных семей предусмотрен поэтапный рост рассматриваемого периода: 

  • в 2013 году было - до 3 лет;
  • в 2014 году - до 4,5 лет;
  • с 2015 года - до 6 лет.

Закон №427-ФЗ официально был опубликован на интернет-портале www.pravo.gov.ru 30.12.2013.

3. Федеральный закон от 28.12.2013 №428-ФЗ "О внесении изменений в статью 57 Федерального закона "О страховых взносах в ПФ РФ, ФСС РФ, ФФОМС" (далее - Закон №428-ФЗ).

Законом №428-ФЗ внесены изменения Закон №212-ФЗ в части условий применения пониженных тарифов страховых взносов (14% в ПФ РФ; 0% в ФСС РФ и ФФОМС) для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий (за исключением организаций, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны).

Напомним, что для целей применения пониженных тарифов по взносам указанные организации должны соблюдать следующие критерии:

  1. организацией получен документ о государственной аккредитации, подтверждающий осуществление деятельности в области информационных технологий;
  2. средняя численность работников по итогам 9 месяцев года, предшествующего переходу организации на уплату взносов по льготным тарифам (для вновь созданных организаций - за отчетный (расчетный) период) составляет не менее 30 человек;
  3. доля "профильных" доходов от осуществления деятельности в сфере информационных технологий по итогам 9 месяцев года, предшествующего переходу организации на уплату пониженных взносов (для вновь созданных организаций - за отчетный (расчетный) период) составляет не менее 90% в сумме всех доходов организации за указанный период.

В части приведенных критериев Закон №428-ФЗ сделал следующие уточнения:

  • в части второго критерия - снизил пороговое значение средней численности работников с 30 до 7 человек;
  • в части третьего критерия - уставил, что в общую сумму доходов организации, из которой определяется доля (90%) "профильных" доходов, не включаются внереализационные доходы в виде положительной (отрицательной) курсовой разницы, образующейся вследствие отклонения курса продажи (покупки) иностранной валюты от курса ЦБ РФ, а также в виде положительной курсовой разницы, возникающей от переоценки валютных ценностей и требований (обязательств) в иностранной валюте.

Закон №428-ФЗ официально был опубликован на интернет-портале www.pravo.gov.ru 30.12.2013, вступил в силу с 01.01.2014.

В заключение отметим еще 2 важных федеральных закона, опубликованных 30.12.2013,:

  • закон от 28.12.2013 №400-ФЗ "О страховых пенсиях";
  • закон от 28.12.2013 №424-ФЗ "О накопительной пенсии".

Данные нормативные акты являются результатом широко проанонсированной в последнее время в СМИ очередной пенсионной реформы. Документы вступят в силу с 01.01.2015. С указанной даты накопительная и страховая части трудовой пенсии фактически получат статусы самостоятельных видов пенсии.

Подробнее об оговоренных законах мы расскажем в отдельном информационном сообщении в самое ближайшее время.

Исп. Жаворонок С.


Комментарии
Оставить комментарий


Обратная связь
Видеосеминары
Правила и условия обслуживания

ООО "Аудит Санкт-Петербург" предлагает всем гостям сайта информационно-консультационные онлайн-услуги.

Онлайн-услуги включают в себя:

  • доступ к самым свежим комментариям специалистов ООО "Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • возможность задать интересующие Вас вопросы специалистам ООО "Санкт-Петербург" в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Чтобы воспользоваться указанными онлайн-услугами Вам необходимо:

  • зарегистрироваться на сайте (регистрация бесплатная);
  • выбрать интересующий вид онлайн-услуг (сервисы "Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ");
  • оплатить выбранную онлайн-услугу.

Оплата производится отдельно по каждой онлайн-услуге:

  • сервис "Статьи и комментарии" - Вы оплачиваете подписку на аналитические материалы ООО "Аудит Санкт-Петербург" и на интересующий Вас период времени (либо месяц, либо полгода) получаете полный доступ (сервис будет открыт для Вас в день оплаты услуги);
  • сервис "Вопрос-ответ" - Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста ООО "Аудит Санкт-Петербург" по интересующему Вас вопросу. Сперва Вы задаете вопрос, затем специалист компании оценивает уровень его сложности и оповещает Вас в формате электронной почты о сроке подготовки ответа и о стоимости консультации. Если предложенные специалистом условия Вас устроят, Вы оплачиваете услугу. Специалист приступает к подготовке ответа сразу после оплаты консультации.

Оплата онлайн-услуг осуществляется через платежную систему ASSIST с помощью банковских карт VISA, MasterCard, DINERS CLUB.

ASSIST – это мультибанковская система платежей по пластиковым картам через сеть интернет, позволяющая в реальном времени производить авторизацию и обработку транcакций.

Оплата по банковским картам производится путем переадресации на сайт системы ASSIST. При попадании на сайт необходимо следовать инструкции, состоящей из следующих основных шагов:

  • необходимо выбрать вид платежного средства и нажать кнопку "Продолжить";
  • необходимо указать параметры платежного средства (данные о кредитной карте) и подтвердить согласие на проведение платежа нажатием кнопки "Оплатить".

Безопасность платежей в системе ASSIST обеспечивается использованием SSL протокола для передачи конфиденциальной информации от клиента на сервер системы ASSIST для дальнейшей обработки. Дальнейшая передача информации осуществляется по закрытым банковским сетям высшей степени защиты. Обработка полученных конфиденциальных данных (реквизиты карты, регистрационные данные и др.) производится в процессинговом центре, а не на сайте ООО "Санкт-Петербург". Таким образом, никто, даже продавец слуг, не сможет получить Ваши персональные и банковские данные.

Для защиты информации от несанкционированного доступа на этапе передачи от клиента на сервер системы ASSIST используется протокол SSL 3.0, сертификат сервера (128 bit) выдан компанией Thawte – признанным центром выдачи цифровых сертификатов.

После оплаты любого из предложенных видов онлайн-услуг в адрес Вашей электронной почты будет направлено оповещение (в формате электронного сообщения), подтверждающее факт оплаты.

Возврат уплаченных за онлайн-услуги денежных средств производиться в случаях, если:

  • до момента начала оказания онлайн-услуг клиент отказался от них, представив письменное подтверждение этого по электронной почте или факсу;
  • услуга не была оказана в срок, согласованный с клиентом, и с ним не было достигнуто соглашение о новом сроке оказания услуги.

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна регистрация

Регистрация позволит Вам стать абонентом нашего сайта (регистрация бесплатная).

Зарегистрированные абоненты получают возможность оплачивать доступ ко всем закрытым сервисам сайта и пользоваться предлагаемыми услугами.

В частности, зарегистрировавшись, Вы сможете:

  • получить полный доступ к самым свежим комментариям наших специалистов в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • задать интересующие Вас вопросы нашим специалистам в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Пользование любым из указанных сервисов оплачивается отдельно:

  • в первом случае Вы можете оплатить подписку на аналитические материалы компании, как на месяц, так и на 6-месячный срок;
  • во втором случае Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста по интересующему Вас вопросу (стоимость ответа устанавливает индивидуально в зависимости от сложности задаваемого вопроса).

Оплата указанных услуг осуществляется с помощью кредитных карт: Visa, MasterCard, Diners Club.

С более подробной информацией Вы можете ознакомиться в соответствующих разделах сайта ("Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ")

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна подписка

Подписка открывает полный доступ к комментариям специалистов компании "Аудит Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов.

Кроме того, подписка позволяет абонентам комментировать материалы раздела, а также обсуждать их с другими зарегистрированными абонентами.

Для доступа к разделу Вам необходимо:

Стоимость подписки определяется исходя из тарифа:

  • 1 мес. – 5 000 руб.
  • 3 мес. – 13 000 руб.
  • 6 мес. – 24 000 руб.

Внимание!

Только до 28 марта 2011 года действует специальное предложение:

  • 1 мес. – 2 000 руб.
  • 3 мес. – 4 000 руб.
  • 6 мес. – 10 000 руб.
Вход
Забыли пароль?

Новый пароль отправлен на почту

После авторизации вы сможете изменить его в профиле на любой другой


Регистрация
  • имя свободно
    имя занято
  • пароли совпадают
    пароли не совпадают

На ваш электронный ящик отправлено сообщение содержащее параметры активации вашего аккаунта.

Обычно, время доставки сообщения составляет не более трех минут

Письмо не пришло?  Запросить повторно отправлено