Изменения по вопросам ОПС в части права выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения

Информируем о наиболее важных положениях Федерального закона от 04.12.2013 №351-Ф3 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам обязательного пенсионного страхования в части права выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения" (далее - Закон №351-ФЗ).

Закон №351-ФЗ вносит изменения в следующие федеральные законы:

  1. Федеральный закон от 01.04.96 №27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования";
  2. Федеральный закон от 07.05.98 №75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах";
  3. Федеральный закон от 15.12.01 №167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ";
  4. Федеральный закон от 24.07.02 №111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ";
  5. Федеральный закон от 03.12.12 №243-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам обязательного пенсионного страхования".

Общий смысл вносимых Законом №351-ФЗ правок сводится к изменению с 01.01.2014 порядка распределения перечисляемых в ПФ РФ с выплат лицам 1967 года рождения и моложе страховых взносов между суммами, направляемыми на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии, а также продление срока, в течение которого указанные лица могут выбрать вариант осуществления своего государственного пенсионного обеспечения (в отношении накопительной части страхового тарифа).

Ниже мы приводим наиболее важные положения, вытекающие из внесенных Законом №351-ФЗ изменений, которые, по нашему мнению, в наибольшей степени затрагивают интересы как застрахованных лиц, так и их работодателей, перечисляющих взносы в ПФ РФ.

1. Начиная с первого расчетного периода 2014 года все взносы в ПФ РФ по всем работникам страхователями (работодателями) будут перечисляться единым расчетным документом, т.е. одним платежным поручением.

Данные изменения внесены Законом №351-ФЗ в Федеральный закон от 15.12.01 №167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ", который дополняется новой статьей 22.2 соответствующего названия - "Единый расчетный документ".

Статья устанавливает, что уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование начиная с расчетного периода 2014 года осуществляется единым расчетным документом, направляемым в ПФ РФ на соответствующие счета Федерального казначейства, с применением кода бюджетной классификации, предназначенного для учета страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой части трудовой пенсии.

Таким образом, начиная со взносов в ПФ РФ, начисляемых по выплатам, осуществляемым в пользу работников после 01.01.2014, для работодателя более не имеет значения, в каком порядке и куда следует начислять и перечислять взносы по каждому отдельному лицу, в пользу которого начислены выплаты: на солидарную, страховую или накопительную части. Все взносы целиком единым платежным документом необходимо будет перечислять в ПФ РФ (с указанием КБК, предусмотренного для взносов, зачисляемых на выплату страховой части трудовой пенсии), а всё дальнейшее распределение средств исходя из имеющейся у него информации будет осуществлять самостоятельно ПФ РФ.

Это безусловно серьезно упрощает учетную работу работодателей в части страховых взносов в ПФ РФ, особенно, если вспомнить, что малейшие ошибки в распределении взносов между различными частями страхового тарифа оборачивались серьезными проблемами для работодателей, в том числе, штрафами, пени и невозможностью автоматически перезачесть неверно перечисленные части страхового взноса между собой.

Особенно данная проблема должна была бы стать актуальной после 01.01.2014, когда в отношении взносов по выплатам, начисленным в пользу лиц 1967 года рождения и моложе, порядок распределения становится зависимым от личных действий застрахованного лица в отношении выбранного им варианта пенсионного обеспечения (в отношении накопительной части страхового тарифа).

Теперь же эта проблематика с работодателей снимается, а последний раз различными платежными документами суммы взносов в ПФ РФ необходимо будет отправить за страховые периоды, заканчивающиеся до 01.01.2014.

Также хотелось бы обратить внимание, что по смыслу внесенных изменений новый порядок уплаты страховых взносов в ПФ РФ по единому расчетному документу, в том числе, будет касаться обязательных страховых взносов в ПФ РФ по дополнительному тарифу, начисляемому по выплатам в пользу лиц, занятых на работах, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии, в том числе, на работах с вредными и тяжелыми условиями труда. По крайней мере, в тексте закона нет исключений в отношении данной категории тарифа страховых взносов в ПФ РФ.

Причем напомним, что с 2014 года возрастает тариф указанных взносов:

2. Изменяются варианты страхового обеспечения для лиц 1967 года рождения и моложе в части размера средств, зачисляемых на финансирование накопительной части трудовой пенсии.

Напомним, что до принятия Закона №351-ФЗ предполагалось, что с 01.01.2014 из общего тарифа перечисляемых в ПФ РФ страховых взносов, начисляемых по выплатам в пользу лиц 1967 года рождения и моложе, будет перечисляться на финансирование накопительной части трудовой пенсии 2% вместо 6%, зачисляемых по страховым периодам до 01.01.2014.

При этом прежний порядок формирования накопительной части (в размере 6% страхового тарифа) должен был сохраниться для тех лиц, кто по 31.12.2013 включительно заключил договор об обязательном пенсионном страховании и обратился с заявлением о переходе в негосударственный пенсионный фонд либо с заявлением о выборе инвестиционного портфеля управляющей компании, расширенного инвестиционного портфеля государственной управляющей компании или инвестиционного портфеля государственных ценных бумаг государственной управляющей компании.

Закон №351-ФЗ этот порядок изменил:

1) Закон установил, что для "молчунов" (т.е. тех, кто не написал указанное выше заявление) тариф страховых взносов в ПФ РФ на финансирование накопительной части трудовой пенсии с 01.01.2014 будет составлять 0%, а размер средств, зачисляемых на финансирование индивидуальной части страхового тарифа в составе страховой части трудовой пенсии, увеличится на 6% и в совокупности составит 16% (еще 6%, как и раньше, будут зачисляться на финансирование солидарной части страхового тарифа);

2) Закон продлил на 2 года, т.е. по 31.12.2015 возможность написания указанного выше заявления о переходе в негосударственный пенсионный фонд либо заявления о выборе инвестиционного портфеля управляющей компании, расширенного инвестиционного портфеля государственной управляющей компании или инвестиционного портфеля государственных ценных бумаг государственной управляющей компании.

Это означает, что те лица, которые на 01.01.2014 все еще остаются "молчунами", могут по 31.12.2015 "уйти" из данной категории застрахованных граждан и "возобновить" зачисление средств на финансирование накопительной части трудовой пенсии из суммы взносов, перечисляемых с выплат в их пользу работодателями, по тарифу 6%. Пока они не напишут такое заявление, на финансирование накопительной части трудовой пенсии ПФ РФ будет зачислять им 0%, увеличив на 6% отчисления на финансирование индивидуального тарифа страховой части.

Вместе с тем, Закон №351-ФЗ вводит очень важное дополнение: новый тариф страхового взноса начинает применяться для учета на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц с 1 января года, следующего за годом подачи застрахованным лицом указанного выше заявления.

Это, на наш взгляд, свидетельствует о том, что те лица 1967 года рождения и моложе, кто пока еще остается в категории "молчунов", чтобы по выплатам, осуществляемым в их пользу после 2014 года, сохранить формирование накопительной части, должны подать соответствующее заявление до 01.01.2014. Если они подадут заявление после 01.01.2014, то ПФ РФ отразит соответствующее изменение лишь по выплатам, начисляемым в их пользу со следующего года, т.е. с 2015 года, а весь 2014 год на накопительную часть трудовой пенсии указанных лиц будет зачисляться 0%.

Это означает, что для тех, кто хочет сохранить формирование по выплачиваемым в их пользу работодателями суммам накопительную часть трудовой пенсии и кто раньше еще этого не сделал, актуальность подачи заявления о выборе системы пенсионного обеспечения до 01.01.2014 по-прежнему остается.

3) Закон ввел право для лиц, кто заключил договор об обязательном пенсионном страховании и обратился с заявлением о переходе в негосударственный пенсионный фонд либо с заявлением о выборе инвестиционного портфеля управляющей компании, расширенного инвестиционного портфеля государственной управляющей компании или инвестиционного портфеля государственных ценных бумаг государственной управляющей компании, отказаться в любой момент и без какого-либо объяснения причин от формирования накопительной части трудовой пенсии. После этого ПФ РФ не будет направлять средства из взносов, полученных от работодателей, на финансирование накопительной части, вместо этого дополнительные 6% будут зачисляться на финансирование индивидуальной части страхового тарифа в составе страховой части трудовой пенсии. Однако и в данном случае будет действовать правило о том, что новый тариф страхового взноса начнет применяться для учета на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц только с 1 января года, следующего за годом подачи застрахованным лицом соответствующего заявления.

Для осуществления отказа необходимо будет подать в ПФ РФ заявление (по форме, которую должен будет утвердить ПФ РФ, и в порядке, который должно будет разработать Правительство РФ).

3. Введены правила выбора системы пенсионного обеспечения (с формированием накопительной части или без нее) для лиц, впервые вступающих в систему обязательного пенсионного страхования после 01.01.2014.

Законом определено, что лица 1967 года рождения и моложе, в отношении которых с 01.01.14 впервые начисляются страховые взносы в ПФ РФ, до 31 декабря года, в котором истекает 5-летний период с момента первого начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, могут обратиться с заявлением о выборе системы пенсионного обеспечения с формированием накопительной части трудовой пенсии (заключить договор об обязательном пенсионном страховании и обратиться с заявлением о переходе в негосударственный пенсионный фонд либо с заявлением о выборе инвестиционного портфеля управляющей компании, расширенного инвестиционного портфеля государственной управляющей компании или инвестиционного портфеля государственных ценных бумаг государственной управляющей компании).

В случае, если указанные выше лица по истечении 5-летнего периода с момента первого начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не достигли возраста 23 лет, указанный период продлевается до 31 декабря года, в котором лицо достигнет возраста 23 лет (включительно).

До тех пор, пока названный выбор не будет сделан, из поступающих в ПФ РФ взносов, начисленных по выплатам в пользу указанных лиц, на финансирование накопительной части трудовой пенсии будет зачисляться 0%, а часть, зачисляемая на финансирование индивидуальной части страхового тарифа в составе страховой части трудовой пенсии будет увеличена на 6%. Если лицо все же сделает в обозначенные выше сроки свой выбор в пользу системы пенсионного обеспечения с формированием накопительной части трудовой пенсии, то на эти цели будет зачисляться 6% (с соответствующим уменьшением страховой части трудовой пенсии).

Однако, также как и в отношении указанных выше ситуаций, в данном случае будет действовать общее правило о том, что ПФ РФ все изменения в распределении страхового тарифа будет учитывать только с 01 января года, следующего за годом подачи заявления. Таким образом, формально можно утверждать, что по вновь вступающим в систему обязательного пенсионного страхования РФ лицам, для которых после 01.01.2014 впервые начнут начисляться страховые взносы, в любом случае как минимум до конца календарного года, в котором это произойдет, формирование накопительной части трудовой пенсии осуществляться не будет.

4. Введены дополнительные условия, касающиеся перевода средств страхового тарифа взносов, поступающих в ПФ РФ, на финансировании накопительной части трудовой пенсии.

Закон №351-ФЗ, внося правки в указанные выше федеральные законы, предусмотрел ряд новых условий, касающихся перевода средств страхового тарифа взносов, поступающих в ПФ РФ, на финансировании накопительной части трудовой пенсии.

Так, в отношении подачи лицами 1967 года рождения и моложе заявлений о переходе в негосударственный пенсионный фонд либо заявлений о выборе инвестиционного портфеля управляющей компании, расширенного инвестиционного портфеля государственной управляющей компании или инвестиционного портфеля государственных ценных бумаг государственной управляющей компании, указано, что дополнительным условием изменения порядка распределения страхового тарифа является:

Таким образом, формально можно сделать вывод о том, что с учетом указанных правок для того, чтобы изменить ранее выбранную систему пенсионного обеспечения, гражданину недостаточно просто обратиться с соответствующим заявлением. Ему также необходимо убедиться в том, что это заявление было удовлетворено либо в том, что на его основании были внесены изменения в единый реестр застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию. Причем никаких сроков, в течение которых соответствующие действия должны быть осуществлены Пенсионным фондом РФ, или, например, причины отказа их осуществлять, законодательно напрямую на сегодня не определены.

В заключение отметим, что Закон №351-ФЗ также содержит нормы, касающиеся "перераспределения" в пользу ПФ РФ средств, подлежащих перечислению негосударственным пенсионным фондам по заключенным ими с гражданами 1967 года рождения и моложе договорам обязательного пенсионного страхования в части средств, направляемых на финансирование накопительной части трудовой пенсии (т.е. средств в размере 6% страхового тарифа). Однако в данном случае речь не идет об изъятии средств граждан, поступивших (и которые еще только должны были бы поступить) на финансирование их накопительной части трудовой пенсии на 01.01.2014. Речь идет о перераспределении финансовых потоков между ПФ РФ и негосударственными пенсионными фондами с целью покрытия дефицита средств в самом ПФ РФ. Все указанные суммы накоплений будут учтены на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц с начислением на них соответствующих процентов доходности. Таким образом, фактически "пострадавшими" в данном случае можно назвать не граждан, накопительная часть пенсионных накоплений которых не должна пострадать, а негосударственные пенсионные фонды, которые на некоторое время будут лишены (пусть и на платной основе) средств, подлежащих зачислению на их счета по состоянию на 01.01.2014. Очевидно, что продление еще на 2 года (до 31.12.2015) возможности так называемым "молчунам" подать заявление о выборе варианта пенсионного обеспечения с формированием накопительной части трудовой пенсии в негосударственные пенсионные фонды, является своего рода "компенсацией" потерь этих фондов в связи с указанным временным "перераспределением".

Закон №351-Ф3 был официально опубликован на интернет-портале www.pravo.gov.ru 04.12.2013 и в части всех рассмотренных выше изменений вступает в силу с 01.01.2014.

Исп. Леонов А.


Адрес материала в интернете: http://www.auditspb.ru/articles.html?id=6