Изменения в КоАП РФ в связи с принятием Закона о государственном оборонном заказе

Информируем о принятии Федерального закона от 02.12.2013 №326-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях" (далее - Закон №326-ФЗ).

В связи с тем, что 29.12.2012 был принят Федеральный закон №275-ФЗ "О государственном оборонном заказе", КоАП РФ был дополнен нормами, устанавливающими ответственность за нарушение требований указанного закона.

Часть изменений касается ответственности государственного заказчика за уклонение от заключения контракта по государственному оборонному заказу, за нарушение сроков оплаты товаров (работ, услуг) по государственному оборонному заказу, за принятие решений о размещении заказа путем проведения закрытых торгов без согласования с уполномоченным органом либо на условиях, отличных от согласованных.

Также Закон №326-ФЗ дополнил КоАП РФ нормами, устанавливающими ответственность поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по государственному контракту по оборонному заказу или условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа.

В частности, в КоАП РФ введена новая статья 7.29.2, устанавливающая административную ответственность единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) за отказ или уклонение от заключения государственного контракта по государственному оборонному заказу, если заключение такого государственного контракта является обязательным для указанных лиц. За указанное правонарушение предусмотрен административный штраф, размер которого составляет для должностных лиц от 30'000 до 50'000 рублей, для юридических лиц - от 300'000 до 1'000'000 рублей.

Глава 14 КоАП РФ дополнена новой статьей 14.55, устанавливающей ответственность за нарушение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу либо условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа, касающихся количества, качества, комплектности поставляемых товаров, качества выполняемых работ, оказываемых услуг, сроков поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, или за нарушение должностным лицом исполнителя условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа, касающихся количества, качества, комплектности поставляемых товаров, качества выполняемых работ, оказываемых услуг, сроков поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг влечет наложение административного штрафа в размере от 30'000 до 50'000 рублей.

Закон №326-ФЗ установил в новой статье 15.37 ответственность за грубое нарушение головным исполнителем или исполнителем государственного оборонного заказа правил ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности. Под грубым нарушением правил ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности понимается искажение сумм понесенных расходов не менее чем на 10 процентов. За указанное правонарушение предусмотрена ответственность в виде административного штрафа, размер которого составляет для должностных лиц в размере от 20'000 до 50'000 рублей или дисквалификацию на срок до 3 лет, для юридических лиц - 300'000 до 500'000 тысяч рублей.

Напомним, что федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну, а также нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности, является Федеральная служба по оборонному заказу (Рособоронзаказ). Рособорнзаказ уполномочен рассматривать дела об административным правонарушениям, предусмотренным вышеуказанными статьями КоАП РФ.

Законом №326-ФЗ дополнена новым разделом статья 19.5 КоАП РФ, устанавливающая ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания или требования Рособоронзаказа (его территориального органа.) Указанное правонарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30'000 до 50'000 рублей, для юридических лиц - от 300'000 до 500'000 рублей.

В соответствии со ст. 2 Закон №326-ФЗ вступает в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования, за исключением норм, касающихся ответственности государственного заказчика и головного исполнителя, предусмотренной ст. 14.55 КоАП РФ, вступающих в силу с 01.07.2014.

Закон №326-ФЗ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 02.12.2013. Таким образом, основная часть изменений и дополнений вступит в силу 13.12.2013.

Полагаем, что в отсутствие специальных указаний в Законе №326-ФЗ о том, применяются ли положения об ответственности к существующим правоотношениям в связи с заключенными государственными контрактами по оборонному заказу, необходимо руководствоваться положениям п. 2 ст. 1.7 КоАП РФ, который устанавливает, что закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

Под законом, устанавливающим или усиливающим ответственность, признается закон, содержащий норму, которая: устанавливает административную ответственность за деяния, которые ранее не влекли административной ответственности; увеличивает размер санкции за деяния путем введения более сурового взыскания, увеличения размера взыскания, введения в санкцию дополнительных взысканий. Под обратной силой закона понимается распространение нового закона на деяния, совершенные до его вступления в силу. Если закон обратной силы не имеет, это значит, что он не распространяется на деяния, совершенные до его вступления в силу. Обратная сила закона - это принцип, согласно которому закон может быть применен к отношениям, возникшим до его принятия, только если об этом прямо указано в законе. Следовательно, если было совершило деяние, которое прежде, до издания нового закона, не считалось правонарушением, оно не подлежит ответственности.

По нашему мнению, лицо не может быть привлечено к административной ответственности, например, по ст.15.37 КоАП РФ (грубое нарушение правил учета результатов финансово-хозяйственной деятельности) по государственному контракту по оборонному заказу, заключенному до вступления в силу Закона №326-ФЗ, поскольку в таком случае следует руководствоваться п. 2 ст. 1.7 КоАП РФ о недопустимости применения обратной силу закона к таким правоотношениям.

Исп. Высоцкая Е.


Адрес материала в интернете: http://www.auditspb.ru/articles.html?id=6