ФНС об урегулировании споров с налогоплательщиками мирным путем

Информируем о появлении в информационно-правовых базах текста письма ФНС России от 17.08.2023 № БВ-4-7/10590 "Об основных принципах урегулирования споров (мировых соглашений)" (по состоянию на дату подготовки настоящего сообщения у нас нет информации о публикации данного письма на сайте ФНС РФ, полный текст письма приведен ниже в приложении).

В данном письме ФНС России разъяснила основные принципы заключения соглашений об урегулировании споров (мировых соглашений) налоговыми органами в спорах по обжалованию ненормативных правовых актов (о взыскании сумм налогов, сборов, доначисленных на основании мероприятий налогового контроля).

ФНС России отметила, что налоговые органы в рамках экономических споров могут заключать соглашения об урегулировании споров на основании и в порядке, предусмотренном главой 15 АПК РФ, с учетом ограничений, поименованных в статье 190 АПК РФ. Для споров по обжалованию ненормативных правовых актов (о взыскании сумм налогов, сборов, доначисленных на основании мероприятий налогового контроля), рассматриваемых в судах общей юрисдикции, примирительными процедурами будут являться процедуры, поименованные в статье 137.3 КАС РФ.

На наш взгляд, в данном случае имеется в виду, что при рассмотрении спора в арбитражном суде (например, при оспаривании коммерческой организацией или ИП решения налогового органа, принятого по результатам проведенной выездной налоговой проверки), возможно заключение мирового соглашение по общим правилам, предусмотренным АПК РФ. А при рассмотрении спора в судах общей юрисдикции (с участием физических лиц), применяются примирительные процедуры, предусмотренные КАС РФ. Иными словами, каких-либо специальных процедур для мирного урегулирования споров ФНС России не приводит.

ФНС России также указала на обстоятельства, исключающие возможность мирного урегулирования спора.

Предметом соглашения не может являться изменение налоговых последствий спорных действий и операций в сравнении с тем, как такие последствия определены законом. Например, предметом такого соглашения не могут выступать вопросы о снижении применимой налоговой ставки, изменении правил исчисления пеней, об освобождении налогоплательщика от уплаты налогов за определенные налоговые периоды или по определенным операциям (пункты 26, 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.07.2014 № 50 "О примирении сторон в арбитражном процессе" (далее - Постановление № 50).

Напомним, что в п. 27 Постановления № 50 (помимо приведенного ФНС России абзаца) также установлено следующее:

-в соответствии с положениями статей 70, 190 АПК РФ при рассмотрении налоговых споров допустимо заключение соглашений об их урегулировании, в которых сторонами могут быть признаны обстоятельства, от которых зависит возникновение соответствующих налоговых последствий (например, признание налоговым органом не учтенных в ходе мероприятий налогового контроля сумм расходов и налоговых вычетов, влияющих на действительный размер налоговой обязанности, признание наличия смягчающих обстоятельств, приводящих к уменьшению размера налоговых санкций, и др.), которые содержат правовую квалификацию деятельности лица, участвующего в деле, влекущую изменение размера его налоговой обязанности (например, признание экономически обоснованного и (или) документально подтвержденного размера произведенных расходов, нормальной величины потерь товаров, приемлемости используемых налогоплательщиком способов налоговой оптимизации его деятельности и др.). В таком случае в соглашении об урегулировании спора могут содержаться условия о скорректированном размере налоговой обязанности;

- заключаемое в соответствии со статьей 190 АПК РФ соглашение об урегулировании налогового спора может охватывать вопросы, не относящиеся напрямую к предмету судебного разбирательства, например, имеющие отношение к предыдущим налоговым периодам, не охваченным оспариваемым в суде решением налогового органа;

-кроме того, поскольку положениями пункта 3 статьи 46 и пункта 1 статьи 47 НК РФ предусмотрен контроль суда за взысканием задолженности по налогам и сборам, что согласно статье 324 АПК РФ предусматривает возможность предоставления судом отсрочки или рассрочки в ее взыскании, то, учитывая необходимость соблюдения принципа равенства всех перед законом и судом, вопрос об отсрочке или рассрочке уплаты соответствующих сумм налогов, пеней и штрафов также может быть решен при утверждении судом заключаемого в соответствии со статьей 190 АПК РФ соглашения исходя из условий о порядке уплаты соответствующих сумм, указанных в данном соглашении.

По нашему мнению, ФНС России фактически указала на невозможность уменьшения мировым соглашением недоимки и пени. При этом ФНС России, к сожалению, никак не прокомментировала порядок и условия установления в мировом соглашении отсрочки и рассрочки погашения обязательств налогоплательщика.

ФНС России также указала, что не могут быть заключены соглашения об урегулировании споров (мировые соглашения) по делам об оспаривании нормативных актов и делам об административных правонарушениях (часть 12 статьи 213 КАС РФ, подпункт 4 части 3 статьи 190 АПК РФ, отсутствие в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях возможности примирения лица, привлекаемого к административной ответственности, и административного органа).

Исп. Шумилина М.

Приложение

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 17 августа 2023 г. № БВ-4-7/10590

ОБ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПАХ

УРЕГУЛИРОВАНИЯ СПОРОВ (МИРОВЫХ СОГЛАШЕНИЙ)

Федеральная налоговая служба (далее - Служба) в целях своевременного и эффективного согласования проектов соглашений об урегулировании споров (мировых соглашений), а также надлежащего исполнения пункта 5 приказа ФНС России от 14.10.2016 № ММВ-7-18/560@ "Об организации работы по представлению интересов налоговых органов в судах" разъясняет основные принципы заключения соглашений об урегулировании споров (мировых соглашений) налоговыми органами в спорах по обжалованию ненормативных правовых актов (о взыскании сумм налогов, сборов, доначисленных на основании мероприятий налогового контроля).


1. Основы применения института соглашений об урегулировании споров налоговыми органами.

Согласно части 1 статьи 190 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) экономические споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, могут быть урегулированы сторонами путем использования примирительных процедур по правилам, установленным главой 15 АПК РФ.

Соглашения об урегулировании споров могут заключаться как по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, так и по спорам о взыскании недоимки, доначисленной по результатам налоговой проверки, так как в основе таких споров имеет место имущественное требование к налогоплательщику об уплате налогов.

В части 3 статьи 190 АПК РФ закреплено, что результатами примирения сторон по спорам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, могут быть, в частности:

1) признание обстоятельств дела, соглашение сторон по обстоятельствам дела;

2) соглашение сторон, содержащее квалификацию сделки, совершенной лицом, участвующим в деле, или статуса и характера деятельности этого лица;

3) частичный или полный отказ от требований, частичное или полное признание требований, в том числе вследствие достижения сторонами соглашения об оценке обстоятельств в целом или их отдельных частей;

4) мировое соглашение, если к полномочиям соответствующего административного органа, участвующего в деле, федеральным законом отнесено заключение мировых соглашений.

Таким образом, налоговые органы в рамках экономических споров могут заключать соглашения об урегулировании споров на основании и в порядке, предусмотренном главой 15 АПК РФ, с учетом ограничений, поименованных в статье 190 АПК РФ.

В положениях Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) отсутствует понятие мирового соглашения и используются термины "переговоры" и "соглашение о примирении сторон" (статьи 137 - 137.7 КАС РФ), которое утверждается судом, если оно не противоречит закону и не нарушает права, свободы и законные интересы других лиц.

Таким образом, для споров по обжалованию ненормативных правовых актов (о взыскании сумм налогов, сборов, доначисленных на основании мероприятий налогового контроля), рассматриваемых в судах общей юрисдикции, примирительными процедурами будут являться процедуры, поименованные в статье 137.3 КАС РФ.

Практика побуждения налогоплательщика обратиться к согласительной процедуре в ходе судебного процесса, в рамках которой налогоплательщик отказывается от требований по обжалованию ненормативного правового акта в полном объеме или в части (в случаях необходимости определения действительных налоговых обязательств) показала целесообразность ее применения.

При использовании примирительных процедур обеспечивается заключение соглашения об урегулировании спора и исполнение налоговых обязательств в полном объеме. Такой подход способствует нахождению сторонами взаимоприемлемого результата урегулирования спора либо (при его недостижении) сближению позиций сторон по спорам, где одной из сторон является налоговый орган.

Условия соглашения об урегулировании спора (мирового соглашения) в любом случае должны обеспечивать исполнение налоговым органом его обязанностей и не могут противоречить действующему законодательству о налогах и сборах.

В силу части 1 статьи 140 АПК РФ мировое соглашение заключается в письменной форме и подписывается сторонами или их представителями при наличии у них полномочий на заключение мирового соглашения, специально предусмотренных в доверенности.

В пункте 10.1 регламента ФНС России, утвержденного Приказом ФНС от 17.02.2014 № ММВ-7-7/53@, закреплена возможность заключения мировых соглашений руководителем Службы без каких-либо ограничений, а также соответствующая передача этих полномочий на основании доверенности сотрудникам территориальных налоговых органов.


2. Обстоятельства, исключающие возможность мирного урегулирования спора.

Предметом соглашения не может являться изменение налоговых последствий спорных действий и операций в сравнении с тем, как такие последствия определены законом. Например, предметом такого соглашения не могут выступать вопросы о снижении применимой налоговой ставки, изменении правил исчисления пеней, об освобождении налогоплательщика от уплаты налогов за определенные налоговые периоды или по определенным операциям (пункты 26, 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.07.2014 № 50 "О примирении сторон в арбитражном процессе" (далее - Постановление № 50).

Не могут быть заключены соглашения об урегулировании споров (мировые соглашения) по делам об оспаривании нормативных актов и делам об административных правонарушениях (часть 12 статьи 213 КАС РФ, подпункт 4 части 3 статьи 190 АПК РФ, отсутствие в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях возможности примирения лица, привлекаемого к административной ответственности, и административного органа).

Несоответствие условий соглашения об урегулировании спора законодательству о налогах и сборах является безусловным основанием для его отмены (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 27.05.2019 № 305-ЭС18-25601 по делу № А40-150430/2014).


Адрес материала в интернете: http://www.auditspb.ru/articles.html?id=6