Об Информационном сообщении МФ ПФ от 12.04.2023 № ИС-учет-44 "Новое в бухгалтерском законодательстве: факты и комментарии"

Информируем о размещении 13.04.2023 на сайте Минфина РФ (https://minfin.gov.ru) Информационного сообщения от 12.04.2023 № ИС-учет-44 "Новое в бухгалтерском законодательстве: факты и комментарии".

В данном сообщении Минфин РФ прокомментировал 2 вопроса:

1) принятие ФСБУ 28/2023 "Инвентаризация".

Ранее мы направляли в Ваш адрес подробный анализ данного нового стандарта. Напомним, что для обязательного применения он вступает в силу с 01.04.2025. Комментируя этот факт, Минфин РФ указал, что с этой даты не будут подлежать применению Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом МФ РФ от 13.07.1995 № 49 и пункты 26 - 28 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом МФ РФ от 29.07.1998 № 34н, хотя мы ожидали, что эти нормативные положения не просто "будут должны не применяться", а что они будут официально отменены.

Больше всего в комментариях Минфина РФ к новому ФСБУ 28/2023 нас заинтересовал подготовленный Минфином РФ перечень примеров обязательной инвентаризации, необходимость проведения которой установлена в законодательстве РФ помимо тех случаев обязательной инвентаризации, которые предусмотрены напрямую новым ФСБУ 28/2023.

К таким примерам Минфин РФ отнес следующие положения:

- статья 561 Гражданского кодекса РФ (определение состава и стоимости продаваемого предприятия по договору продажи предприятия);

- Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" (статья 11 об определении состава подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия);

- Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" (статья 99 в части обязанности внешнего управляющего провести инвентаризацию принятого в управление имущества должника);

- Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)" (статья 70 в части определения состава и оценки имущества, относящегося к передаваемого в ипотеку предприятия как имущественного комплекса);

- Федеральный закон "О сельскохозяйственной кооперации" (статья 30 в части полномочий наблюдательного совета кооператива потребовать проведения инвентаризации);

- федеральные законы, регулирующие деятельность РЖД, Росатома, Роскосмоса, ВЭБ.РФ, Почты России, Российского Фонда Прямых Инвестиций;

- статьи 206.1, 264, 324.1 и др. Налогового кодекса РФ (статья 324.1 НК РФ касается налогового резерва на оплату отпусков и вознаграждения на выслугу лет, статья 206.1 НК РФ касается плательщиков акцизов на вновь присоединенных территориях, а вот статья 264 НК РФ никаких правил проведения инвентаризации не устанавливает, вместо неё, как нам кажется, следовало бы указать статью 266 НК РФ, содержащую положения об инвентаризации резерва по сомнительным долгам, или статью 313 НК РФ об инвентаризации, проводимой для целей организации налогового учета плательщиками налога на прибыль с новых территорий).

Интересно, что проводимую налоговым органом при проведении налоговых проверок инвентаризацию, также предусмотренную Налоговым кодексом РФ (пп.6 пункта 1 статьи 31), Минфин РФ назвал "инвентаризацией, применяемой в понятии отличном от понятия инвентаризация по Закону о бухгалтерском учете".

Другими примерами Минфина РФ того, когда в законодательстве РФ используется понятие "инвентаризация" в смысле, отличном от принятого в Законе о бухгалтерском учете, в связи с чем правила ФСБУ 28/2023 к таким "инвентаризациям" не должны применяться, являются следующие:

- инвентаризация источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (Федеральный закон "Об охране атмосферного воздуха");

- инвентаризация объектов размещения отходов производства и потребления (Федеральный закон "Об отходах производства и потребления");

- инвентаризация наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, находящихся в распоряжении юридических лиц-владельцев лицензий на виды деятельности, связанные с оборотом этих средств и веществ (Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах");

- инвентаризация товаров, проводимая должностными лицами таможенных органов (Федеральный закон "О таможенном регулировании в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ"),

- инвентаризация виноградных насаждений (Федеральный закон "О виноградарстве и виноделии в РФ").

В заключение напомним случаи обязательной бухгалтерской инвентаризации, установленные ФСБУ 28/2023:

а) при составлении годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности;

б) при передаче (возврате) активов, имущественного комплекса (за исключением обычной деятельности экономического субъекта) в аренду, управление, безвозмездное пользование, а также при отчуждении активов экономического субъекта;

в) при смене работника, на которого возложена материальная ответственность;

г) при смене руководителя коллектива (бригадира), при выбытии из коллектива (бригады) более 50% его членов, а также по требованию одного или нескольких членов коллектива (бригады) (при коллективной (бригадной) материальной ответственности);

д) при установлении факта утраты или порчи (повреждения) активов;

е) в случае пожара, аварии, стихийного бедствия, а также иного бедствия, в результате которого сложилась чрезвычайная ситуация;

ж) при реорганизации организации, за исключением реорганизации в форме преобразования;

з) при ликвидации организации.

2) о признании утратившим силу Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций.

Минфин РФ проинформировал о признании утратившим силу, причем с 01.01.2024, Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций (письмо МФ РФ от 30.12.1993 № 160), которым были установлены правила бухгалтерского учета долгосрочных инвестиций и определения инвентарной стоимости объектов этих инвестиций.

При этом Минфин РФ напомнил, что данное Положение после вступления в силу ФСБУ 26/2020 в любом случае уже не могло применяться в отношении капитальных вложений в основные средства, а с 01.01.2024 оно окончательно перестало бы быть актуальным, так как с этой даты вступают в силу для обязательного применения правки ФСБУ 26/2020, распространяющие его действие на вложения в нематериальные активы.

Тем не менее, в рассматриваемом Информационном сообщении указано именно на отмену указанного Положения, причем дана ссылка на конкретный приказ Минфина РФ, который это сделал: в тексте сообщения указан "Приказ Минфина России от 29 марта 2023 года № 127".

Нам пока ничего не известно о существовании такого приказа, найти следы его существования (кроме как в виде упоминания в рассматриваемом Информационном сообщении Минфина РФ) нам не удалось. Более того, в тексте сообщения, на наш взгляд, имеется ошибка, так как номер "127" - не свойственен номерам приказов Минфина, касающимся отмены или введения в действие нормативных актов по бухгалтерскому учету (в таких приказах вместе с цифрами дополнительно используется литера "н"), да и выглядит он слишком "большим" для приказа Минфина, принятого в марте 2023 года (в правовые базы на сегодня включен только один приказ Минфина РФ, принятый 29.03.2023, и он имеет номер "35н").

Мы не ставим под сомнение сам факт того, что Минфин РФ принял решение признать утратившим силу своё Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций № 160, тем более, что оно, как сам Минфин указывает, в любом случае с 01.01.2024 окончательно потеряет свою актуальность.

Но в данном случае мы вынуждены констатировать, что пока не можем подтвердить информацию о такой отмене, несмотря на то, что Минфин РФ указывал на это в размещенном на своём сайте Информационном сообщении.

Исп. Леонов А.


Адрес материала в интернете: http://www.auditspb.ru/articles.html?id=6