О внесении изменений в ФСБУ 25/2018 "Бухгалтерский учет аренды"

Речь идет о Приказе Минфина России от 29.06.2022 № 101н "О внесении изменений в Федеральный стандарт бухгалтерского учета ФСБУ 25/2018 "Бухгалтерский учет аренды", утвержденный приказом МФ РФ от 16.10.2018 № 208н", который был зарегистрирован в Минюсте 27.07.2022 и в тот же день официально опубликован на портале правовой информации http://pravo.gov.ru.

Приказ не содержит никаких специальных положений относительно порядка его введения в действие, что означает, что он вступает по истечении 10 дней с момента официального опубликования, т.е. с 07.08.2022.

Такой порядок введения в действие предусмотренных приказом изменений, на наш взгляд, подчеркивает технический характер вносимых им правок в ФСБУ 25/2018 "Бухгалтерский учет аренды":

1. В пункте 7 ФСБУ 25/2018, определяющем, какие именно суммы для целей стандарта признаются включаемыми в состав арендных платежей, уточнено, что к ним не относятся подлежащие вычету суммы НДС. До внесения изменений в этом пункте было указано на то, что в состав арендных платежей для целей Стандарта не относятся подлежащие возмещению суммы НДС и иных возмещаемых налогов. При этом, что на самом деле ни о каких "иных видах налогов", помимо НДС, фактически речи идти не могло (еще одним налогом, по которому предусмотрена возможность возмещения, в действующей редакции НК РФ является акциз, но ситуация при которой речь могла бы идти о применении ФСБУ 25/2018 и формировании по нему суммы арендных платежей, включающей подлежащей возмещению акциз действующим налоговым законодательством РФ не предусматривается).

Соответственно, данное уточнение носит сугубо технический характер;

2. В пункте 16 ФСБУ 25/2018 внесены уточнения, касающиеся переоценки права пользования активом. До сих пор названный пункт определял, что в случае если предмет аренды по характеру его использования относится к группе основных средств, по которой арендатор принял решение о проведении переоценки, арендатор переоценивает соответствующее право пользования активом. Данное указание буквально могло толковаться как обязательность переоценки арендатором права пользования активом в указанной в пункте ситуации.

Внесенными в пункт 16 изменениями данное правило переформулировано на указание на то, что в соответствующей ситуации арендатор может переоценивать право пользования активом.

Иными словами, в пункте закрепляется возможность выбора арендатором права переоценивать сформированное в учете ППА по предмету аренды, характер использования которого позволяет его соотнести с группой основных средств, в отношении которых организацией выбран метод оценки по переоцененной стоимости.

Мы полагаем, в данной части изменения могут рассматриваться чуть более значимыми, особенно теми, кто ранее не видел необходимости переоценивать ППА, но в силу буквального прочтения прежней редакции пункта 16 ФСБУ25/2018 считал такую переоценку для себя обязательной. С учетом внесенных изменений такие организации (как впрочем и все иные) могут внести изменения в свою учетную политику (как обусловленные изменением нормативного акта правки) и закрепить в ней вопрос необходимости переоценки ППА. Применять такие изменения, как и рассматриваемый выше весь приказ МФ РФ № 101н, надо будет с 07.08.2022, т.е. в том числе ко всей отчетности за 2022 год.

Мы предполагаем, что вероятность того, что кто-то в 2022-м году уже мог осуществить переоценку ППА на основе буквального прочтения пункта 16 ФСБУ 25/2018, не имея при этом желания такую переоценку осуществлять, крайне мала. Поэтому в целом и данное изменение мы также рассматриваем как носящее технический характер;

3. Еще одно изменение связано с уточнением формулировок Стандарта в части указания на то, кто его не применяет: в пункте 4 вместо упоминания организаций государственного сектора в соответствии с действующей редакцией Закона о бухгалтерском учете указано на организации бюджетной сферы.

Напомним, что еще в 2019 году Федеральным законом от 26.07.2019 № 247-ФЗ в Законе о бухгалтерском учете вместо упоминания организаций государственного сектора была выделена группа организаций бюджетной сферы, под которыми понимаются государственные (муниципальные) учреждения, государственные органы, органы местного самоуправления, органы местной администрации, органы управления государственными внебюджетными фондами РФ и территориальными государственными внебюджетными фондами, и для которых утверждаются отдельные федеральные стандарты бухгалтерского учета.

ФСБУ 25/2018 был принят еще до этих изменений и поэтому содержал упоминание "прежней" терминологии. Соответственно, в данной части внесенные в него сейчас правки носят сугубо технический характер и по сути ничего не меняют в части субъектного состава тех, кто не применяет данный стандарт бухгалтерского учета.

Исп. Леонов А.


Адрес материала в интернете: http://www.auditspb.ru/articles.html?id=6