Изменения НК РФ федеральными законами от 28.05.2022

Информируем о пакете очередных правок Налогового кодекса РФ, предусмотренных федеральными законами, подписанными в составе пакета новых законов от 28.05.2022.

Сразу отметим, что, на наш взгляд, принятые рассмотренными ниже законами изменения нельзя назвать важными и существенными для широкого круга налогоплательщиков. Тем не менее, ряд предусмотренных ими правок, безусловно, коснется отдельных лиц и может представлять для них значимый интерес.

Ниже нами кратко рассмотрены следующие законы:

- Федеральный закон от 28.05.2022 № 149-ФЗ "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в статьи 251 и 262 части второй НК РФ";

- Федеральный закон от 28.05.2022 № 142-ФЗ "О внесении изменений в статью 11.1 части первой и часть вторую НК РФ";

- Федеральный закон от 28.05.2022 № 151-ФЗ "О внесении изменений в статью 84 части первой НК РФ".

Все указанные выше законы были официально опубликованы на портале правовой информации http://pravo.gov.ru в день своего подписания, т.е. 28.05.2022.

1. Федеральный закон от 28.05.2022 № 149-ФЗ "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в статьи 251 и 262 части второй НК РФ" (далее также - Закон № 149-ФЗ).

Закон № 149-ФЗ, пожалуй, может стать самым значимым из группы рассматриваемых нами законов, так как он гипотетически сможет быть применен самым широким кругом лиц. Закон возобновляет действие нормы подпункта 3.6 пункта 1 статьи 251 НК РФ, которая ранее была внесена в главу 25 НК РФ "Налог на прибыль организаций" Федеральным законом от 18.07.2017 № 166-ФЗ на период с 01.01.2018 по 31.12.2019 (и, соответственно, к началу 2022 года уже 2 года как не действовала).

Речь идет об освобождении от налога на прибыль доходов в виде имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выявленных в ходе проведенной налогоплательщиком инвентаризации имущества и имущественных прав (фактически - доходов в виде стоимости выявленных в рамках инвентаризации объектов нематериальных активов (НМА) в виде прав на результаты интеллектуальной деятельности).

Закон № 149-ФЗ вносит изменения в указанный выше Федеральный закон от 18.07.2017 № 166-ФЗ, возобновляя действие указанного освобождения (в НК РФ вносить такие изменения не было необходимости, подпункт 3.6 пункта 1 статьи 251 НК РФ всё это время продолжал своё существование в тексте НК РФ, просто его применение с 2020 года было невозможным).

С учетом внесенных правок положения подпункта 3.6 пункта 1 статьи 251 НК РФ будут применяться в отношении имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выявленных в ходе проведенной налогоплательщиком инвентаризации имущества и имущественных прав:

- с 01.01.2022 по 31.12.2026 налогоплательщиками, включенными по состоянию на 01.01.2022 в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (обратите внимание, необходимость дальнейшего нахождения в этом реестре в течение всего периода по 31.12.2026 законом не установлена);

- с 01.01.2022 по 31.12.2024 всеми прочими налогоплательщиками (т.е. не включенными в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства на 01.01.2022. Опять-таки, можно сделать вывод, что дальнейшее (после 01.01.2022) "попадание" попадание налогоплательщика в данный реестр никак не скажется на продолжительности применения для него возобновляющего действие освобождения от налогообложения доходов в виде стоимости выявленных при инвентаризации НМА).

На всякий случай отметим, что в отличие от выявленных при инвентаризации основных средств выявленные при инвентаризации нематериальные активы не могут в дальнейшем амортизироваться для целей налогообложения прибыли (понятие первоначальной стоимости НМА по статье 257 НК РФ в отличие от аналогичного понятия для основных средств предусматривает её формирование только по расходам на приобретение (создание) и доведение до состояния, в котором объекты НМА пригодны для использования (пункт 3 статьи 257 НК РФ). И возобновление действия указанного выше освобождения от налогообложения доходов в виде стоимости выявленных при инвентаризации НМА в этом плане ничего не поменяет.

Закон № 149-ФЗ вступил в силу с момента своего официального опубликования и распространил своё действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2022.

Это позволяет тем, кто в 2022 году ранее до принятия Закона № 149-ФЗ (например, в 1-м квартале 2022 года) уже признал налоговые доходы в виде стоимости выявленных при инвентаризации указанных выше объектов НМА (а они должны были бы быть признаны в размере величины, соответствующей тому, что можно условно назвать рыночной стоимостью соответствующих объектов) пересчитать свои налоговые обязательства по налогу на прибыль.

2. Федеральный закон от 28.05.2022 № 142-ФЗ "О внесении изменений в статью 11.1 части первой и часть вторую НК РФ" (далее также - Закон № 142-ФЗ).

Данный Закон целиком посвящен вопросам особенностей налогообложения новых морских месторождений углеводородного сырья.

Само понятие "новое морское месторождение углеводородного сырья", понимаемое данным законом, вводится в статью 11.1 части первой НК РФ. Под ним понимается морское месторождение углеводородного сырья, дата начала промышленной добычи углеводородного сырья на котором приходится на период с 01.01.2016 (включая морское месторождение углеводородного сырья, для которого по состоянию на 01.01.2016 дата начала промышленной добычи углеводородного сырья не определена), за исключением морского месторождения углеводородного сырья, указанного в пункте 1.2 статьи 35 Закона РФ "О таможенном тарифе").

Под новым морским месторождением углеводородного сырья также понимается морское месторождение углеводородного сырья, дата начала промышленной добычи углеводородного сырья на котором приходится на период до 01.01.2016, которое расположено полностью в границах российской части (российском секторе) дна Каспийского моря и которое указано в примечании 8 к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза по состоянию на 01.01.2018.

Во второй части НК РФ Закон № 142-ФЗ вводит особенности налогообложения для указанных месторождений, а именно:

- в главе 25 НК РФ "Налог на прибыль организаций" для прибыли от новых месторождений углеводородного сырья вводится ставка налога в размере 50%, которая целиком зачисляется в федеральный бюджет. Отдельно установлены особенности исчисления в 2022 году и за 2022 год в целом сумм налога на прибыль (авансовых платежей по налогу на прибыль), подлежащих зачислению в бюджеты РФ, ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков в целях определения доли прибыли участника указанной консолидированной группы налогоплательщиков (его обособленных подразделений), осуществляющего деятельность, связанную с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, понятие которого вводит рассматриваемый Закон № 142-ФЗ;

- в главе 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" установлены особенности определения налоговой базы, налоговой ставки, а также показателя, характеризующего особенности добычи нефти (Дм) для указанных выше новых месторождений углеводородного сырья.

Закон № 142-ФЗ вводится в действие с момента своего официально опубликования и распространяется на отношения, возникшие с 01.01.2022.

Более подробная информация о положениях данного Закона может быть дополнительно направлена в Ваш адрес по Вашему запросу.

3. Федеральный закон от 28.05.2022 № 151-ФЗ "О внесении изменений в статью 84 части первой НК РФ" (далее также - Закон № 151-ФЗ).

Закон № 151-ФёЗ затрагивает только налогоплательщиков - физических лиц и связан с очередным упрощением порядка налогового администрирования, в данном случае - с установлением еще одного способа подачи физическим лицом заявления о его постановке на налоговый учет. А именно: Закон вводит возможность постановки физического лица на налоговый учет на основании заявления физического лица, направленного с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг.

Закон № 151-ФЗ определяет, что заявление физического лица о постановке на учет в налоговом органе, представленное в налоговый орган в электронной форме с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, подписывается усиленной неквалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в установленном Правительством РФ порядке (т.е. проще говоря - с использованием электронной подписи физического лица, используемой им на портале госуслуг).

При этом указано, что свидетельство о постановке на учет в налоговом органе может быть получено физическим лицом также с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг (срок, который для направления указанного свидетельства дан налоговому органу в этом случае, - общий для всех вариантов направления физическим лицам свидетельства об их постановке на налоговый учет - в течение 5 рабочих дней с дня получения соответствующего заявления).

Закон № 151-ФЗ вступает в силу с 01.12.2022. Очевидно, что к этой дате на портале госуслуг должен заработать соответствующий сервис.

А мы в завершение рассмотрения данного Закона напомним о том, в каких ситуациях постановка физического лица на налоговый учет осуществляется налоговым органом именно на основании полученного от физического лица заявления (пункт 7 статьи 83 НК РФ):

- Всегда только на основании заявления физического лица о постановке на налоговый учет такая постановка осуществляется для физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем и не имеющего на территории РФ места жительства (места пребывания), принадлежащих ему недвижимого имущества и (или) транспортных средств;

- В иных случаях (т.е. для лиц, имеющих место жительства (пребывания) на территории РФ) постановка на учет в налоговом органе по месту жительства (месту пребывания - при отсутствии у физического лица места жительства на территории РФ) по желанию физического лица может быть осуществлена на основании подаваемого им заявления. Но в общем случае такая постановка осуществляется без заявления физического лица на основании сведений, получаемых налоговым органом по статье 85 НК РФ без участия физического лица;

- При всех иных основаниях, влекущих необходимость постановки физического лица на налоговый учет (наличие недвижимого имущества на территории РФ, транспортных средств, начало осуществления предпринимательской деятельности или деятельности в качестве "самозанятого") такая постановка осуществляется без предоставления физическим лицом документа, именуемого "заявление о постановке на налоговый учет", и в основном на основании сведений, получаемых налоговым органом в соответствии с правилами обмена информацией между государственными органами или от самого лица в качестве предусмотренных НК РФ документов о начале соответствующей деятельности.

Исп.  Леонов А.


Адрес материала в интернете: http://www.auditspb.ru/articles.html?id=6