Утверждение ФНС формы электронных Пояснений по сообщениям о суммах исчисленных имущественных налогов

Информируем о Приказ Федеральной налоговой службы от 30.03.2022 № ЕД-7-21/247@, которым утверждена форма и формат представления направляемых в электронной форме Пояснений налогоплательщика в связи с сообщением об исчисленных суммах транспортного налога, налога на имущество организаций и земельного налога, а также формы документов, принимаемых налоговым органом в рамках рассмотрения таких Пояснений.

Приказ был зарегистрирован в Минюсте РФ 28.04.2022, официально опубликован на портале правовой информации http://pravo.gov.ru 28.04.2022 и вступает в силу с 09.05.2022. При этом утвержденная им форма пояснений в отношении налога на имущество организаций вступит в силу для применения только с 01.01.2023 (но раньше этой даты в этом и не будет смысла, так как порядок, предполагающий использование таких пояснений для данного налога, впервые начнет применяться по итогам налогового периода 2022 года, т.е. уже в 2023 году).

Напомним, что в статье 363 НК РФ главы 28 НК РФ "Транспортный налог" установлен особый порядок налогового администрирования, применяемый также в отношении земельного налога, а с 01.01.2023 и в отношении налога на имущество организаций, но только в части облагаемых данным налогом объектов недвижимости, по которым налог исчисляется исходя из их кадастровой стоимости.

Этот порядок предполагает уплату налогоплательщиками - организациями названных налогов (и авансовых платежей по ним) без представления в налоговые органы налоговых деклараций и налоговых расчетов.

Налоговые органы по окончании налогового периода (года) самостоятельно на основании имеющихся у них сведений и представленных налогоплательщиком до конца текущего налогового периода заявления о применении налоговых льгот исчисляют сумму подлежащего уплате налогоплательщиком соответствующего налога и направляют организациям (их обособленным подразделениям) сообщения об исчисленных суммах транспортного, земельного налога, а с 01.01.2023 (по итогам 2022 года) - и налога на имущество организаций в отношении объектов, по которым налог исчисляется исходя из их кадастровой стоимости.

Налогоплательщики сравнивают указанную в этих сообщениях налоговым органом сумму налога с той, что была уплачена ими, и в случае расхождения вправе в течение 20 рабочих дней с момента получения указанного выше сообщения от налогового органа предоставить Пояснения, которые подтверждают правильность сделанных ими расчетов с приложением или без приложения подтверждающих позицию налогоплательщика документов.

Ранее ФНС России письмом от 05.03.2022 № БС-4-21/2688@ направила типовую (рекомендуемую) форму указанных выше Пояснений.

После утверждения рассматриваемого в настоящем сообщении Приказа это рекомендованная форма сможет применяться только для использования при представлении указанных Пояснений на бумажном носителе (это подтвердила ФНС России в опубликованном на своем сайте https://www.nalog.gov.ru 04.05.2022 письме от 29.04.2022 № БС-4-21/5313@ "О применении приказа ФНС России от 30.03.2022 № ЕД-7-21/247@ и письма ФНС России от 05.03.2022 № БС-4-21/2688@").

При использовании способа представления в налоговый орган таких Пояснений по телекоммуникационным каналам связи с 09.05.2022 (а в части суммы исчисленного за 2022 год налога на имущество организаций с 01.01.2023) необходимо пользоваться формой, утвержденной Приказом № ЕД-7-21/247@. Тем же приказом утверждены формы уведомления о результатах рассмотрения налоговым органом Пояснений и (или) документов, представленных налогоплательщиком, а также уведомления о продлении срока такого рассмотрения.

Отметим, что НК РФ не содержит требования об обязательности использования именно электронной формы Пояснений для их представления в налоговые органы для каких-то групп налогоплательщиков. То есть формально для всех налогоплательщиков доступны оба варианты - и представление Пояснений на бумажном носителе (в этом случае направленная указанным выше письмом ФНС России форма является лишь рекомендованной, так как в НК РФ нет требования об обязательном её использовании), и по телекоммуникационным каналам связи (а вот в этом случае использование утвержденных ФНС России форм и форматов Пояснений является обязательным).

Также напомним, что согласно пункту 7 статьи 363 НК РФ представленные налогоплательщиком-организацией (ее обособленным подразделением) пояснения и (или) документы рассматриваются налоговым органом в течение 1-го месяца со дня их получения (с правом продления рассмотрения еще на 1 месяц). По результатам налоговый орган передает (направляет) налогоплательщику-организации (ее обособленному подразделению) уточненное сообщение об исчисленной сумме налога или информирует, что оснований для этого нет (и тогда разница в суммах уплаченных налогоплательщиком и рассчитанных налоговым органом сразу же признается налоговой недоимкой со всеми вытекающими из этого последствиями).

Также обращаем внимание, что из буквального прочтения пункта 6 статьи 363 НК РФ следует, что налогоплательщик может и не представлять никакие указанные выше Пояснения, ограничившись представлением только документов, подтверждающих правильность осуществленных им расчетов. Нам сложно представить, как это можно сделать так, чтобы не пришлось помимо документов прилагать также еще и Пояснения, предполагающие какой-то текст описательного характера в отношении расхождений между суммами налогов, исчисленными налоговым органом, и суммами, уплаченными в бюджет налогоплательщиком. Но всё-таки из НК РФ следует, что и такой вариант (при котором налогоплательщик представляет только документы, обосновывающие правильность его расчетов) тоже может иметь место.

Исп.  Леонов А.

 


Адрес материала в интернете: http://www.auditspb.ru/articles.html?id=6