223/1826
Новое на сайте

Изменения НК РФ законами от 01.05.2022 №120-ФЗ и №121-ФЗ

Информируем об очередных изменениях Налогового кодекса РФ, предусмотренных федеральными законами, подписанными и официально опубликованными на портале правовой информации http://pravo.gov.ru 01.05.2022. Ниже нами рассмотрены следующие документы:

1) Федеральный закон от 01.05.2022 № 120-ФЗ "О внесении изменений в часть первую НК РФ";

2) Федеральный закон от 01.05.2022 № 121-ФЗ "О внесении изменений в статью 427 части второй НК РФ".

По нашему мнению, из всех предусмотренных данными законами правками действительно важное значение для самого широкого круга налогоплательщиков могут иметь лишь изменения, касающиеся статьи 81 НК РФ (предусмотрены Федеральным законом от 01.05.2022 № 120-ФЗ "О внесении изменений в часть первую НК РФ", подробнее см. ниже). Остальные же изменения, на наш взгляд, затронут лишь отдельные группы лиц.

Рассмотрим наиболее значимые правки, внесенные в НК РФ этими законами, подробнее.

1. Федеральный закон от 01.05.2022 № 120-ФЗ "О внесении изменений в часть первую НК РФ" (далее также - Закон № 120-ФЗ).

1.1. Внесены изменения, касающиеся международных холдинговых компаний.

Ряд предусмотренных Законом № 120-ФЗ изменений касается международных холдинговых компаний.

Так, в статье 24.2 первой части НК РФ уточняются условия признания международной компании для целей НК РФ международной холдинговой компанией, зарегистрированной в порядке редомициляции на территориях так называемых "русских офшоров" (остров Русский в Приморском крае и остров Октябрьский на территории Калининграда). А именно: уточнены условия неизменности состава контролирующих лиц такой компании, установленные в подпункте 3 пункта 1 и подпункте 4 пункта 1.1 статьи 24.2 НК РФ. Указано, что такие условия могут не соблюдаться в отношении международных компаний, в которых в отношении одного или нескольких их контролирующих лиц, совокупная доля прямого и (или) косвенного участия которых по состоянию на дату регистрации соответствующей международной компании в порядке редомициляции составляла не менее 25%, после указанной даты действовали меры ограничительного характера, введенные иностранным государством, государственным объединением и (или) союзом и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и (или) союза, заключающиеся в установлении запретов и (или) ограничений на проведение расчетов и (или) осуществление финансовых операций, запретов или ограничений на проведение операций, связанных с заемным финансированием и (или) приобретением либо отчуждением ценных бумаг (долей в уставных капиталах).

Эти правки вводятся в действие по истечении 1-го месяца со дня официального опубликования Закона № 120-ФЗ, т.е. с 02.06.2022.

1.2. Уточнены последствия подачи налогоплательщиком уточненных налоговых деклараций (расчетов) в части отражения данных по таким декларациям на лицевых счетах налогоплательщиков.

В данном случае речь идет об изменениях статьи 81 НК РФ, и они, на наш взгляд, как раз являются теми, которые из всех рассматриваемых нами в отношении принятых 01.05.2022 изменений НК РФ являются единственными, гипотетически затрагивающими самый широкий круг налогоплательщиков.

Пункт 1 статьи 81 НК РФ устанавливает, что при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации ошибок в виде факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан, а если обнаруженные недостоверные сведения не приводят к занижению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет - то налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию.

Этот пункт дополняется следующим положением:

При представлении налогоплательщиком, в отношении которого не проводится налоговый мониторинг, уточненной налоговой декларации, в которой не выявляется занижение суммы налога к уплате в бюджет по сравнению с первично представленной, сумма налога, подлежащая уплате на основании такой уточненной налоговой декларации, учитывается налоговым органом в состоянии расчетов указанного налогоплательщика с бюджетной системой РФ по результатам камеральной налоговой проверки такой уточненной налоговой декларации или по истечении срока ее проведения, установленного статьей 88 НК РФ.

Что могут означать указанные положения:

1) в каком случае возникают ситуации, при которых налогоплательщик подает уточненную налоговую декларацию, по которой не выявляется сумма занижения налога к уплате по сравнению с первичной декларацией? Чаще всего это связано с подачей налогоплательщиком уточненной декларации "на уменьшение" или " на увеличение суммы возмещения косвенных налогов (НДС, акцизов)", или "на увеличение суммы заявленного налогового убытка". Т.е. речь идет об уточнениях, которые могут приводить к возникновению у налогоплательщика права на возврат или зачет части суммы ранее уплаченных налогов (непосредственно в связи с подачей такой декларации или по факту использования в будущем увеличенного налогового убытка);

2) до сих пор из положений НК РФ следовало, что налоговый орган, принимая от налогоплательщика уточненную налоговую декларацию, фактически обязан сразу отразить в состоянии своих расчетов с таким налогоплательщиком результат представленных им уточнений. И если в части возмещения НДС и акцизов из бюджета нормы главы 21 и 22 НК РФ предусматривают особые правила, связанные с необходимостью подтверждения налоговым органом суммы возмещения для того, чтобы налогоплательщик имел право им воспользоваться, то в отношении возврата или зачета излишне начисленных (уплаченных) в бюджет налогов (включая излишне начисленные к уплате суммы НДС и акцизов) таких правил не имелось. Факт отражения по данным лицевого счета налогоплательщика сумм таких переплат давал налогоплательщику возможность сразу же воспользоваться такими суммами. Чем налогоплательщики и пользовались на практике;

3) налоговый орган настаивал на своем праве принимать решение по заявлению налогоплательщика на возврат или зачет указанных выше сумм переплат только после проведения мероприятий налогового контроля, подтвердивших сведения представленных уточнений. Что приводило к принятию налоговым органом соответствующих решений за пределами установленных в статье 78 НК РФ сроков, в которые должны приниматься решения по заявлению налогоплательщика о возврате или зачете сумм излишне уплаченных налогов (10 рабочих дней с момента получения заявления налогоплательщика и проведения с ним сверки с данными лицевого счета). Но судебная практика подтверждала обоснованность такого подхода со стороны налогового органа;

4) теперь же Закон № 120-ФЗ закрепляет применяемую налоговым органом и подтвержденную судами практику на уровне прямого указания в пункте 1 статьи 81 НК РФ. Все результаты представленных налогоплательщиком уточнений, приводящих к формированию у него прав на возврат или зачет каких-то уплаченных в бюджет сумм налогов, будут отражаться на лицевом счете такого налогоплательщика только по итогам проведенной налоговом органом камеральной проверки представленных уточнений. Или на дату завершения срока её проведения (в общем случае - 3 месяца с момента представления, а для декларации по НДС этот срок может быть меньше - 2 месяца). Указание на дату завершения срока проведения камеральной проверки, очевидно, сделано в связи с тем, что в отличие от выездной налоговой проверки при камеральной налоговой проверке у налогового органа нет обязанности составления каких-то документов, которые бы информировали налогоплательщика о результатах такой проверки, если в ходе неё никаких нарушений не было выявлено;

5) отсутствие факта отражения налоговым органом в данных о состоянии расчетов налогоплательщика с бюджетом представленных им уточнений "на уменьшение" не позволит налогоплательщику воспользоваться результатом этих уточнений.

Таким образом, на уровне НК РФ закреплен принцип, который не позволит налогоплательщику воспользоваться выявленной у него в результате представления уточненной налоговой декларации переплатой до момента, пока налоговый орган не проведет в отношении этой уточненной налоговой декларации камеральную проверку.

В заключение отметим, что аналогичного изменения для отражения по данным лицевого счета налогоплательщика последствий представления им уточнений "на увеличение" в НК РФ не внесено - такие уточнения будут отражаться и формировать налоговую недоимку сразу с момента принятия уточненной декларации налоговым органом. Соответственно, налоговый орган сразу же получает возможность рассмотрения вопроса применения к налогоплательщику мер налоговой ответственности, если уплата в бюджет налога на основании таких уточнений была осуществлена позднее срока уплаты соответствующего налога по НК РФ.

В обратной же ситуации (выявление излишне уплаченной суммы налогов) налогоплательщик будет вынужден ждать 3 месяца (по НДС - в некоторых случаях 2 месяца), чтобы получить возможность воспользоваться выявленной в результате подачи им уточнений суммой переплаты в бюджет.

Также напомним, что правила статьи 81 НК РФ, как указано в её пункте 7, применяются не только для налогов, но также и в отношении сборов и страховых взносов.

Рассмотренные выше дополнения статьи 81 НК РФ вступают в силу по истечении 1-го месяца со дня официального опубликования Закона № 120-ФЗ, т.е. с 02.06.2022, и будут применяться в отношении налоговых деклараций (расчетов), представленных после указанной даты.

1.3. Установленные в первой части НК РФ правила постановки на налоговый учет в РФ иностранных организаций, признаваемых банками по законодательству страны своей регистрации, в связи с открытием ими корреспондентских счетов в российских банках распространены на любые иностранные организации, открывающие любые счета в российских банках.

Соответствующие правки внесены Законом № 120-ФЗ в статьи 83 и 84 первой части НК РФ. Напомним, что в указанном случае постановка на налоговый учет осуществляется налоговым органом на основании сведений, получаемых от российских банков, открывающих счет иностранным организациям (раньше в корректируемых Законом № 120-ФЗ положениях упоминались только иностранные банки, открывающие корреспондентские счета в российских банках, а теперь в этих же нормы говорится о любых иностранных организациях, открывающих в российских банках счета любого вида).

Эти изменения вводятся в действие с момента официального опубликования Закона № 120-ФЗ, т.е. с 01.01.2022.

1.4. Уточнение норм об отказе налогоплательщика от применения положений о налоговой тайне применительно к сведениям о себе.

Статья 102 первой части НК РФ "Налоговая тайна" дополнена новым пунктом 2.3, который устанавливает, что не является разглашением налоговой тайны представление налоговым органом сведений о налогоплательщике (плательщике страховых взносов), составляющих налоговую тайну, иному лицу при наличии согласия на это указанного налогоплательщика (плательщика страховых взносов). По выбору налогоплательщика (плательщика страховых взносов) указанное выше согласие может быть представлено в отношении всех сведений, полученных налоговым органом, или их части. Указанное согласие направляется в налоговый орган в электронной форме (формат и порядок направления утверждает ФНС РФ).

Указанный новый пункт 2.3 статьи 102 НК РФ вводится в действие с 01.08.2022.

Напомним, что сама по себе возможность налогоплательщика "отказаться" от режима налоговой тайны в отношении всех или части сведений о себе была введена в статью 102 НК РФ еще Федеральным законом от 01.05.2016 № 134-ФЗ. При этом такие положения были сформулированы как право налогоплательщика признать налоговую информацию о себе (полностью или частично) общедоступной. Признание с согласия налогоплательщика имеющейся у налогового органа информации о налогоплательщике общедоступной фактически означало возможность получения к ней доступа для неограниченного круга лиц.

На наш взгляд, основное отличие нового пункта 2.3, вводимого Законом № 120-ФЗ в статью 102 НК РФ, заключается в том, что налогоплательщик получает возможность сохранить налоговую информацию о себе в качестве налоговой тайны, но при этом предоставить возможность доступа к такой информации какому-то конкретному лицу (кругу лиц) (и предоставление налоговым органом такой информации в этом случае не будет считаться разглашением налоговой тайны).

Помимо введения в статью 102 НК РФ нового пункта 2.3 Закон № 120-ФЗ также переформулировал пункт 10 этой же статьи и ввел в действие эти изменения с момента своего официального опубликования (01.05.2022). На наш взгляд, речь в данном случае идет о технической корректировке, так как она связана с прямым указанием на то, что запрет на разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, требования к специальному режиму хранения указанных сведений и доступа к ним, ответственность за утрату документов, содержащих указанные сведения, или за разглашение указанных сведений распространяются на сведения о доходах физических лиц, поступившие в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия органам субъектов РФ Пенсионному фонду РФ в целях предоставления мер социальной защиты (поддержки). До сих пор напрямую Пенсионный фонд РФ, как участник обмена указанными сведениями, в данных положениях статьи 102 НК РФ не упоминался.

Абсолютно идентичные правки (в части упоминания Пенсионного фонда РФ, как участника обмена представляющей налоговую тайну информацией о доходах физических лиц в целях предоставления им мер социальной защиты (поддержки)) внесены также в статью 7.2 Закона РФ от 21.03.1991 № 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации". Сделано это отдельным федеральным законом, принятым в тот же день, что и рассматриваемый Закон № 120-ФЗ - Федеральным законом от 01.05.2022 № 134-ФЗ "О внесении изменения в статью 7.2 Закона РФ "О налоговых органах РФ".

2. Федеральный закон от 01.05.2022 № 121-ФЗ "О внесении изменений в статью 427 части второй НК РФ" (далее также - Закон № 121-ФЗ).

Принятый в один день с рассмотренными выше правками и вступающий в силу с момента своего официального опубликования (01.05.2022) Закон № 121-ФЗ затрагивает только один вопрос применения пониженных тарифов страховых взносов, и при этом, на наш взгляд, предусмотренные им правки будут интересны только незначительному кругу лиц, так как речь идет о применении пониженных тарифов страховых взносов резидентами территорий опережающего социально-экономического развития.

Пункт 10.1 статьи 427 НК РФ дополняется указанием на то, что Правительство РФ устанавливает критерии оценки созданных до 01.01.2022 территорий опережающего социально-экономического развития (за исключением территорий опережающего социально-экономического развития, расположенных на территории Дальневосточного федерального округа) и порядок ее проведения в целях продления до 31.12.2024 включительно периода, в течение которого плательщики страховых взносов, приобретая статус резидента такой территории опережающего социально-экономического развития, получают право на применение пониженных тарифов страховых взносов, указанных в подпункте 5 пункта 2 статьи 427 НК РФ (6% в ПФ РФ, 1,5% в ФСС РФ, 0,1% в ФОМС).

Одним из критериев возможности резидентам указанных выше территории применять пониженные тарифы страховых взносов указано получение статуса такого резидента не позднее 3-х лет с момента создания соответствующей территории опережающего социально-экономического развития. Ранее условий о том, что будет оцениваться эффективность деятельности таких территорий для формирования их реестра (и что только включение в этот реестр будет являться условием для применения резидентами пониженных тарифов страховых взносов) глава 34 НК РФ не устанавливала. Теперь же в переходных положениях Закона № 121-ФЗ указано, что в отношении резидента территории опережающего социально-экономического развития (за исключением резидента территории опережающего социально-экономического развития, расположенной на территории Дальневосточного федерального округа), получившего такой статус после истечения 3-х лет со дня создания соответствующей территории до дня включения такой территории в указанный выше реестр пониженные тарифы страховых взносов, указанные в подпункте 5 пункта 2 статьи 427 НК РФ, применяются со дня включения соответствующей территории опережающего социально-экономического развития в указанный реестр.

Исп.  Леонов А.


Комментарии
Оставить комментарий


Обратная связь
Видеосеминары
Правила и условия обслуживания

ООО "Аудит Санкт-Петербург" предлагает всем гостям сайта информационно-консультационные онлайн-услуги.

Онлайн-услуги включают в себя:

  • доступ к самым свежим комментариям специалистов ООО "Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • возможность задать интересующие Вас вопросы специалистам ООО "Санкт-Петербург" в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Чтобы воспользоваться указанными онлайн-услугами Вам необходимо:

  • зарегистрироваться на сайте (регистрация бесплатная);
  • выбрать интересующий вид онлайн-услуг (сервисы "Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ");
  • оплатить выбранную онлайн-услугу.

Оплата производится отдельно по каждой онлайн-услуге:

  • сервис "Статьи и комментарии" - Вы оплачиваете подписку на аналитические материалы ООО "Аудит Санкт-Петербург" и на интересующий Вас период времени (либо месяц, либо полгода) получаете полный доступ (сервис будет открыт для Вас в день оплаты услуги);
  • сервис "Вопрос-ответ" - Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста ООО "Аудит Санкт-Петербург" по интересующему Вас вопросу. Сперва Вы задаете вопрос, затем специалист компании оценивает уровень его сложности и оповещает Вас в формате электронной почты о сроке подготовки ответа и о стоимости консультации. Если предложенные специалистом условия Вас устроят, Вы оплачиваете услугу. Специалист приступает к подготовке ответа сразу после оплаты консультации.

Оплата онлайн-услуг осуществляется через платежную систему ASSIST с помощью банковских карт VISA, MasterCard, DINERS CLUB.

ASSIST – это мультибанковская система платежей по пластиковым картам через сеть интернет, позволяющая в реальном времени производить авторизацию и обработку транcакций.

Оплата по банковским картам производится путем переадресации на сайт системы ASSIST. При попадании на сайт необходимо следовать инструкции, состоящей из следующих основных шагов:

  • необходимо выбрать вид платежного средства и нажать кнопку "Продолжить";
  • необходимо указать параметры платежного средства (данные о кредитной карте) и подтвердить согласие на проведение платежа нажатием кнопки "Оплатить".

Безопасность платежей в системе ASSIST обеспечивается использованием SSL протокола для передачи конфиденциальной информации от клиента на сервер системы ASSIST для дальнейшей обработки. Дальнейшая передача информации осуществляется по закрытым банковским сетям высшей степени защиты. Обработка полученных конфиденциальных данных (реквизиты карты, регистрационные данные и др.) производится в процессинговом центре, а не на сайте ООО "Санкт-Петербург". Таким образом, никто, даже продавец слуг, не сможет получить Ваши персональные и банковские данные.

Для защиты информации от несанкционированного доступа на этапе передачи от клиента на сервер системы ASSIST используется протокол SSL 3.0, сертификат сервера (128 bit) выдан компанией Thawte – признанным центром выдачи цифровых сертификатов.

После оплаты любого из предложенных видов онлайн-услуг в адрес Вашей электронной почты будет направлено оповещение (в формате электронного сообщения), подтверждающее факт оплаты.

Возврат уплаченных за онлайн-услуги денежных средств производиться в случаях, если:

  • до момента начала оказания онлайн-услуг клиент отказался от них, представив письменное подтверждение этого по электронной почте или факсу;
  • услуга не была оказана в срок, согласованный с клиентом, и с ним не было достигнуто соглашение о новом сроке оказания услуги.

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна регистрация

Регистрация позволит Вам стать абонентом нашего сайта (регистрация бесплатная).

Зарегистрированные абоненты получают возможность оплачивать доступ ко всем закрытым сервисам сайта и пользоваться предлагаемыми услугами.

В частности, зарегистрировавшись, Вы сможете:

  • получить полный доступ к самым свежим комментариям наших специалистов в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • задать интересующие Вас вопросы нашим специалистам в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Пользование любым из указанных сервисов оплачивается отдельно:

  • в первом случае Вы можете оплатить подписку на аналитические материалы компании, как на месяц, так и на 6-месячный срок;
  • во втором случае Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста по интересующему Вас вопросу (стоимость ответа устанавливает индивидуально в зависимости от сложности задаваемого вопроса).

Оплата указанных услуг осуществляется с помощью кредитных карт: Visa, MasterCard, Diners Club.

С более подробной информацией Вы можете ознакомиться в соответствующих разделах сайта ("Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ")

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна подписка

Подписка открывает полный доступ к комментариям специалистов компании "Аудит Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов.

Кроме того, подписка позволяет абонентам комментировать материалы раздела, а также обсуждать их с другими зарегистрированными абонентами.

Для доступа к разделу Вам необходимо:

Стоимость подписки определяется исходя из тарифа:

  • 1 мес. – 5 000 руб.
  • 3 мес. – 13 000 руб.
  • 6 мес. – 24 000 руб.

Внимание!

Только до 28 марта 2011 года действует специальное предложение:

  • 1 мес. – 2 000 руб.
  • 3 мес. – 4 000 руб.
  • 6 мес. – 10 000 руб.
Вход
Забыли пароль?

Новый пароль отправлен на почту

После авторизации вы сможете изменить его в профиле на любой другой


Регистрация
  • имя свободно
    имя занято
  • пароли совпадают
    пароли не совпадают

На ваш электронный ящик отправлено сообщение содержащее параметры активации вашего аккаунта.

Обычно, время доставки сообщения составляет не более трех минут

Письмо не пришло?  Запросить повторно отправлено