ФНС РФ о налоге на имущество по затратам на периодические ремонты и техобслуживание основных средств

Информируем о Письме ФНС России от 19.04.2022 № СД-4-21/4767@ "О порядке признания затрат на ремонт, технический осмотр, техническое обслуживание объектами основных средств для целей применения главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации".

Письмо размещено 20.04.2022 в разделе обязательных для применения в работе налоговыми органами писем ФНС России на сайте https://www.nalog.gov.ru.

Мы обратили внимание на данный документ не только потому, что он был размещен в указанном выше разделе (последнее время не так много писем ФНС России туда "попадают"), но и в связи с актуальностью указанной в заголовке письма ФНС РФ темы.

Вступившее в силу для обязательного применения с 01.01.2022 ФСБУ 6/2020 "Основные средства" в качестве самостоятельных инвентарных объектов основных средств впервые признаёт существенные по величине затраты организации на проведение ремонта, технического осмотра, технического обслуживания объектов основных средств с частотой более 12 месяцев или более обычного операционного цикла, превышающего 12 месяцев.

Появление данной "новой" категории объектов основных средств поставило вопрос: если указанные виды ремонта, технического обслуживания произведены в отношении объектов недвижимого имущества, признаваемых объектом налогообложения по налогу на имущество организаций, не должны ли они увеличивать налоговую базу по налогу на имущество (особенно для тех объектов недвижимости, по которым налоговая база определяется по данным бухгалтерского учета, а не по кадастровой стоимости)?

Данный вопрос мог возникнуть, в том числе, в связи с применяемым налоговыми органами подходом, по которому признаваемые налогоплательщиками в бухгалтерском учете в качестве самостоятельных инвентарных объектов основных средств принадлежности, приспособления и прочие части объектов недвижимого имущества признавались необходимыми для включения в налоговую базу по налогу на имущество, как части объекта недвижимости, неразрывно с ним связанные. Этот подход привел к появлению большого числа налоговых и судебных споров, по которым в каждом конкретном случае рассматривается, насколько та или иная отдельная инвентарная единица основных средств, принятая к учету налогоплательщиком, может быть признана неотъемлемой частью объекта недвижимости (т.е. по сути сама им является), или всё-таки она является самостоятельным видом имущества, непризнание которого недвижимым не позволяет требовать его включения в расчет при исчислении налога на имущество организаций.

В своем письме, доведенном до сведения региональных инспекций и направленным для применения ими, ФНС России никакого прямого ответа на вопрос, не должны ли указанные в ФСБУ 6/2020 существенные затраты организации на ремонт, технический осмотр, техническое обслуживание объектов недвижимости учитываться при расчете налога на имущество организаций, не дала.

Вместо ответа ФНС России направила Письмо Минфина России от 15.04.2022 № 07-01-07/33521 "О самостоятельных инвентарных объектах".

В данном документе Минфин РФ вообще не рассматривает вопросы налогообложения (и из его текста не очень понятно, о чем именно было то обращение, в ответ на которое письмо было подготовлено).

Что в письме Минфина РФ указано:

- что существенные по величине затраты организации на проведение ремонта, технического осмотра, технического обслуживания объектов основных средств с частотой более 12 месяцев или более обычного операционного цикла, превышающего 12 месяцев, по ФСБУ 6/2020 признаются самостоятельными инвентарными объектами;


- что такие затраты признаются самостоятельными инвентарными объектами основных средств вне зависимости от стоимости и срока полезного использования объектов основных средств, в отношении которых осуществлены такие затраты;

- что признание самостоятельным инвентарным объектом части (частей) одного объекта основных средств, стоимость и сроки полезного использования которой существенно отличаются от стоимости и срока полезного использования объекта в целом, осуществляется организацией применительно к признанным в составе основных средств объектам со всеми приспособлениями и принадлежностями, отдельным конструктивно обособленным предметам или обособленным комплексам конструктивно сочлененных предметов.

На наш взгляд, из этого письма Минфина РФ для целей решения указанного выше вопроса о последствиях для налога на имущество организаций в связи с появлением нового вида основных средств можно однозначно установить лишь следующее: существенные по величине затраты организации на проведение ремонта, технического осмотра, технического обслуживания объектов основных средств с частотой более 12 месяцев не увеличивают стоимость тех объектов, в отношении которых проводятся, а принимаются к учету в качестве самостоятельных инвентарных объектов учета.

Еще один вывод, который гипотетически может быть сделан из письма, это то, что такие затраты полностью самостоятельными объектами учета всё-таки не являются, а скорее должны признаваться "компонентами" того объекта, в отношении которого проведены соответствующие работы.

Но как это в итоге влияет на решение вопроса об учете принимаемых в состав основных средств затрат, касающихся ремонта или технического обслуживания объектов недвижимости, при расчете налога на имущество организаций, из письма Минфина РФ и направившего его для применения письма ФНС России однозначно установить невозможно.

Фактически, на наш взгляд, заявленный в заголовке письма ФНС России от 19.04.2022 № СД-4-21/4767@ вопрос остался нераскрытым.

По нашему мнению, такие затраты не должны влиять на расчет налога на имущество, так как сами по себе они (независимо от изменяющихся правил их бухгалтерского учета) не могут быть признаны объектами недвижимости, и, как подтвердил Минфин РФ, сформированную в бухгалтерском учете стоимость объектов недвижимости они не меняют.

И даже если принимать такие затраты в учете в качестве "компонента" объекта, классифицируемого в качестве недвижимого имущества, сами по себе они, в том числе и в смысле ФСБУ 6/2020, остаются "затратами", т.е. не становятся объектом недвижимости или неотъемлемой частью какого-то объекта недвижимости.

Но принимая во внимание ранее сформированный подход налоговых органов о возможности "расширительного" толкования понятия "объект недвижимости, принятый в бухгалтерском учете в состав основных средств", полностью уверенными в том, что такой же, как у нас, позиции будут придерживаться проверяющие, мы не можем.

Мы очень надеялись на то, что наши сомнения сможет рассеять рассмотренное выше письмо ФНС России. Но, к сожалению, пока мы не видим для этого оснований.

Приложение: Письмо ФНС России от 19.04.2022 № СД-4-21/4767@ "О порядке признания затрат на ремонт, технический осмотр, техническое обслуживание объектами основных средств для целей применения главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации" (вместе с Письмом Минфина России от 15.04.2022 № 07-01-07/33521 "О самостоятельных инвентарных объектах").

Исп.  Леонов А.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 19 апреля 2022 г. N СД-4-21/4767@

 

О ПОРЯДКЕ

ПРИЗНАНИЯ ЗАТРАТ НА РЕМОНТ, ТЕХНИЧЕСКИЙ ОСМОТР, ТЕХНИЧЕСКОЕ

ОБСЛУЖИВАНИЕ ОБЪЕКТАМИ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ПРИМЕНЕНИЯ

ГЛАВЫ 30 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Направляем для сведения и учета в работе при применении главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации письмо Минфина России от 15.04.2022 N 07-01-01/33521 о порядке признания существенных по величине затрат на ремонт, технический осмотр, техническое обслуживание объектов основных средств самостоятельным инвентарным объектом основных средств согласно Федеральному стандарту бухгалтерского учета ФСБУ 6/2020, утвержденному приказом Минфина России от 17.09.2020 N 204н.

Доведите информацию до сотрудников налоговых органов, осуществляющих администрирование налога на имущество организаций.

 

Действительный

государственный советник

Российской Федерации

2 класса

Д.С.САТИН

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 15 апреля 2022 г. N 07-01-07/33521

В связи с обращением сообщаем, что Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329, не предусмотрено рассмотрение обращений по разъяснению законодательства Российской Федерации и практики его применения, по практике применения нормативных правовых актов Министерства, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Вместе с тем обращаем внимание, что согласно пункту 10 Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 6/2020 "Основные средства", утвержденного приказом Минфина России от 17 сентября 2020 г. N 204н, самостоятельными инвентарными объектами признаются существенные по величине затраты организации на проведение ремонта, технического осмотра, технического обслуживания объектов основных средств с частотой более 12 месяцев или более обычного операционного цикла, превышающего 12 месяцев.

Исходя из этого, по нашему мнению, существенные по величине затраты организации на проведение ремонта, технического осмотра, технического обслуживания объектов основных средств с частотой более 12 месяцев или более обычного операционного цикла, превышающего 12 месяцев, признаются самостоятельными инвентарными объектами вне зависимости от стоимости и срока полезного использования объектов основных средств, в отношении которых осуществлены такие затраты. Признание самостоятельным инвентарным объектом части (частей) одного объекта основных средств, стоимость и сроки полезного использования которой существенно отличаются от стоимости и срока полезного использования объекта в целом, осуществляется организацией применительно к признанным в составе основных средств объектам со всеми приспособлениями и принадлежностями, отдельным конструктивно обособленным предметам или обособленным комплексам конструктивно сочлененных предметов.

 

Директор Департамента

регулирования бухгалтерского учета,

финансовой отчетности

и аудиторской деятельности

Л.З.ШНЕЙДМАН

 


Адрес материала в интернете: http://www.auditspb.ru/articles.html?id=6