ФНС РФ о последствиях освобождения от НДФЛ материальной выгоды в 2021 - 2022 гг

Информируем о разъяснениях ФНС РФ по вопросам, связанным с введением освобождения от НДФЛ для доходов в виде материальной выгоды, полученных в 2021- 2023 гг.

Напомним, что Федеральным законом от 26.03.2022 № 67-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую НК РФ" (см. информационное сообщение ООО "Аудит Санкт-Петербург" от 28.03.2022) статья 217 НК РФ была дополнена новым пунктом 90, согласно которому освобождены от НДФЛ доходы в виде материальной выгоды, полученные в 2021 - 2023 гг.

Так как иное самими изменениями не было определено, освобождение коснулось всех доходов в виде материальной выгоды: экономии на процентах по заемным средствам, в виде выгоды от приобретения товаров (работ, услуг) у физических лиц, организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся взаимозависимыми по отношению к налогоплательщику, по цене ниже их рыночной стоимости, а также от приобретения ценных бумаг, производных финансовых инструментов по цене ниже того, что можно назвать их рыночной стоимостью.

Действие данного освобождения, вступившего в силу с момента официальной публикации 26.03.2022, было распространено на отношения, возникшие с 01.01.2021.

Распространение действия освобождения на отношения, возникшие с 01.01.2021, должно стать основанием для возврата физическим лицам удержанного у них в течение 2021-го года и даже, возможно, уже в течение 2022-го года, например, по итогам января и февраля 2022 года, НДФЛ с доходов, полученных в виде материальной выгоды (например, в связи с определением налоговой базы по доходам в виде экономии на процентах по заемным средствам на последнее число каждого месяца).

ФНС РФ в своем письме от 28.03.2022 № БС-4-11/3695@ "В отношении обложения налогом на доходы физических лиц доходов налогоплательщиков полученных в виде материальной выгоды" (размещено на сайте ведомства https://www.nalog.gov.ru 01.04.2022) подтвердила это, указав следующее.

Возврат физическому лицу излишне удержанной суммы НДФЛ производится в соответствии с положениями главы 23 НК РФ (статья 231), т.е. налоговым агентом на основании заявления физического лица за счет сумм НДФЛ, подлежащих перечислению в бюджет РФ в счет предстоящих платежей как по указанному физическому лицу, так и по иным налогоплательщикам, с доходов которых налоговый агент производит удержание НДФЛ.

В таком порядке возврат осуществляется в течение 3-х месяцев со дня получения налоговым агентом заявления налогоплательщика (если для единовременного возврата всей суммы излишне удержанного налога рассчитанных налоговым агентом к уплате сумм НДФЛ в целом по организации (ИП) будет сразу недостаточно).
Если по истечении 3-х месяцев за счет текущих начислений сумм НДФЛ к уплате в бюджет у налогового агента возврат не сможет быть осуществлен в полном объеме, требуемая к возврату сумма НДФЛ в любом случае должна быть возвращена налоговым агентом физическому лицу (в оставшейся части - уже за счет собственных средств налогового агента). После чего налоговый агент направляет в налоговый орган заявление на возврат ему из бюджета той части, которая была им выплачена физическому лицу за счет своих средств.
Помимо этого налоговым агентам необходимо будет представить в налоговый орган уточненные расчеты по форме 6-НДФЛ за те периоды 2021 или 2022 гг., в которых ранее были указаны облагаемые НДФЛ доходы физических лиц в виде материальной выгоды. При этом уточненный расчет по форме 6-НДФЛ за 2021 год должен будет представляться с корректирующими (аннулирующими) справками о доходах и суммах налога физических лиц (приложения № 1 к расчету по форме 6-НДФЛ за 2021 год) в отношении физических лиц, данные которых уточняются, с корректировкой в них доходов в виде материальной выгоды по кодам доходов 2610, 2630, 2640 и 2641.

Еще раз обращаем Ваше внимание, что формально по главе 23 НК РФ вся указанная выше и прокомментированная ФНС РФ процедура должна начаться с получения налоговым агентом от физического лица заявления о возврате ему излишне удержанного НДФЛ. Без указанного заявления основания для возврата у налогового агента возникать не могут. Но при этом, также напомним, что согласно пункту 1 статьи 231 НК РФ налоговый агент обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным ему факте излишнего удержания НДФЛ и сумме излишне удержанного налога в течение 10 рабочих дней со дня обнаружения такого факта.

Что именно в данном случае считать "фактом обнаружения налоговым агентом излишнего удержания НДФЛ" (если учесть, что этот факт обусловлен внесением изменений в НК РФ и никак не связан с действиями самого налогового агента), не очень ясно.
С одной стороны, можно предположить, что само вступление в силу Закона № 67-ФЗ должно считаться фактом указанного выше обнаружения. А значит, налоговый агент должен был бы проинформировать об этом физических лиц в срок не позднее 08.04.2022.
С другой стороны, никаких последствий в случае нарушения указанного срока для налогового агента не установлено. Как и необходимости как-либо фиксировать факт соответствующего информирования. А для того, чтобы физическое лицо не потеряло право на возврат излишне удержанной у него суммы НДФЛ к моменту подачи им заявления должно пройти не более 3-х лет с уплаты этой суммы налога налоговым агентом в бюджет (статья 78 НК РФ). Т.о., в настоящее время мы не можем утверждать, что налоговые агенты обязаны "срочно" собрать с физических лиц заявления на возврат им сумм НДФЛ, удержанных с доходов в виде материальной выгоды в 2021 - 2022 гг. Гипотетически возможность такого возврата будет сохраняться еще в течение нескольких лет.

И в заключение рассмотрения данного вопроса отметим, что если к моменту обнаружения факта излишнего удержания налоговым агентом НДФЛ с доходов в виде материальной выгоды самого налогового агента уже не будет существовать в связи с его ликвидацией, физическое лицо сможет обратиться с заявлением на возврат соответствующей суммы налога непосредственно в налоговый орган. Такая возможность предусмотрена НК РФ (статья 231) только "при отсутствии налогового агента" (что, на наш взгляд, означает именно указанный выше факт его ликвидации). Невозможность связи с налоговым агентом (по любым причинам, когда такая "связь" для налогоплательщика не представляется возможной), в НК РФ не указана как основание, чтобы физическое лицо могло обращаться в налоговый орган за возвратом излишне удержанного НДФЛ, минуя налогового агента. К сожалению, это может приводить к ситуациям, в которых физическое лицо не сможет реализовать свои права на возврат налога по формальным причинам невозможности "связаться" с налоговым агентом и получить возврат через него. Отметим, что на практике, правда, мы пока с такими ситуациями напрямую не сталкивались, и утверждать, как именно в этом случае будут вести себя налоговые органы, однозначно не можем.

Исп.  Леонов А.

 


Адрес материала в интернете: http://www.auditspb.ru/articles.html?id=6