Изменения КоАП РФ Федеральным законом от 26.03.22 № 70-ФЗ

Информируем о принятии Федерального закона от 26.03.2022 № 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях РФ" (далее - Закон № 70-ФЗ).

Закон № 70-ФЗ опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 26.03.2022. По общему правилу документ вступает в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования. Таким образом, внесенные Законом № 70-ФЗ правки в КоАП РФ вступили в силу 06.04.2022.

Внесенные Законом № 70-ФЗ правки в КоАП РФ скорректировали нормы о привлечении административной ответственности, а также нормы о назначении административных наказаний. В частности, Закон определил:

- особенности привлечения к административной ответственности малых предприятий;

- правила неприменения наказания за одно и то же правонарушение к должностному лицу и организации;

- правила привлечения к административной ответственности в случае, когда одно правонарушение предполагает возможность наказания сразу по нескольким основаниям и пр.

Рассмотрим эти изменения подробнее.

Закон № 70-ФЗ дополнил положения ст. 2.1 КоАП РФ, устанавливающей понятие административного правонарушения, новыми нормами об административной ответственности юридических лиц, их работников и единоличных исполнительных органов со статусом юридического лица. Вышеуказанная статья дополнена положением, согласно которому организация не будет привлекаться к административной ответственности в случае, если к административной ответственности за то же правонарушение уже привлечено должностное лицо, работник или единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица (например, управляющая компания) данной организации, и при условии, если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.

В соответствии с действовавшей до 06.04.2022 редакцией ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ допускалось привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц, в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено.

Также ст. 2.1. КоАП РФ дополнена нормой, согласно которой должностное лицо или иной работник данного юридического лица либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, не подлежат административной ответственности в виде штрафа, если за совершение административного правонарушения юридическому лицу назначен административный штраф, который устанавливается в соответствии с п. 3 или 5 ч. 1 ст. 3.5 КоАП РФ, т.е., штраф рассчитывается исходя из суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), расходов на приобретение товаров за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение (п. 3 ч. ст. 3.5. КоАП РФ), или от начальной (максимальной) цены гражданско-правового договора, предметом которого является поставка товара, выполнение работы или оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен в соответствии Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", цене контракта, заключенного с единственным поставщиком (п. 5 ч. 1 ст. 3.5. КоАП РФ).

Законом № 70-ФЗ дополнены статья 4.4 КоАП РФ новой нормой, из которой следует, что если в ходе одного контрольно-надзорного мероприятия выявлено 2 и более административных правонарушения, предусмотренных одной и той же статьей (частью статьи) Особенной части КоАП РФ или закона субъекта РФ об административных правонарушениях, то совершившему их лицу будет назначено наказание как за совершение одного административного правонарушения.

Если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля будут выявлены правонарушения, предусмотренные 2 и более статьями Особенной части КоАП РФ или закона субъекта РФ об административных правонарушениях, то при назначении наказания применяются правила назначения административного наказания, предусмотренные частями 2 - 4 статьи 4.4 КоАП РФ, т.е. совершившему правонарушения лицу будет назначено одно наиболее строгое наказание, а также могут быть назначены дополнительные административные наказания, предусмотренные каждой из соответствующих санкций.

Также КоАП РФ дополнен новой статьей 4.1.2., устанавливающей особенности назначения административного наказания в виде административого штрафа лицам, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям (далее - субъекты МСП) и социально ориентированным некоммерческим организациям (далее - СОНКО).

Как следует из ст. 4.1.2. КоАП, при назначении административного штрафа являющимся субъектами МСП юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения правонарушения в единый реестр субъектов МСП, а также СОНКО, включенным по состоянию на момент совершения правонарушения в реестр СОНКО - получателей поддержки, а также, административный штраф назначается в размере, предусмотренном для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Поскольку для субъектов МСП и СОНКО назначение административного штрафа осуществляется по правилам назначения штрафа для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, то ст. 4.2.1. КоАП РФ также предусмотрен порядок определения штрафов для субъектов МСП и СОНКО, в случаях, когда соответствующей статьей КоАП РФ штраф для лица, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, не установлен.

В таком случае штраф для субъектов МСП и СОНКО будет назначаться в размере ½ размера штрафа, предусмотренного санкцией для юридического лица, если такая санкция предусматривает штраф в фиксированном размере. При этом размер штрафа не может составлять менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного для должностного лица.

Указанные правила не применяются при назначении административного штрафа за административные правонарушения, за совершение которых в соответствии со статьями Особенной части КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

Для некоммерческих организаций, а также организаций и индивидуальных предпринимателей, относящихся к субъектам МСП, административный штраф заменяется предупреждением, если правонарушение совершено впервые и соблюдены иные необходимые условия замены: при отсутствии имущественного ущерба и при отсутствии причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия народов РФ, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (ч. 2, 3 ст. 3.4, ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ). В ранее действовавшей редакции замена административного штрафа на предупреждение осуществлялась на усмотрение органа, рассматривающего административное правонарушение, в редакции Закона № 70-ФЗ замена административного штрафа на предупреждение является правилом, прямо предусмотренным КоАП РФ.

В соответствии с положениями п. 2 ст. 1.7 КоАП РФ введенные Законом № 70-ФЗ нормы будут действовать с обратной силой - они распространят свое действие на лиц, которые совершили правонарушения до вступления закона в силу, но в отношении этих лиц постановление о назначении административного наказания еще не исполнено.

Исп.  Высоцкая Е.


Адрес материала в интернете: http://www.auditspb.ru/articles.html?id=6